Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы




НазваниеПрограммы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы
страница1/3
Дата09.11.2012
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Паспорт

программы развития гимназии № 10 на 2006-2010 годы.

Наименование программы:

Программа развития гимназии № 10 на 2006-2020 годы (далее - Программа).

Основные разработчики Программы:

Директор гимназии Смирнова Ю.В., заместители директора Осипова И.В., Ушакова А.Е.

Цель:

Повышение уровня образованности учащихся гимназии, способных самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия, осуществлять выбор индивидуальной траектории продвижения к результату, формировать предприимчивость, творческое самовыражение, в условиях здоровьесберегающей образовательной среды гимназии.

Задачи:

1)оптимизировать учебную, психологическую и физическую нагрузки учащихся, создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт информатизации образовательного процесса, организации мониторинга физического развития состояния здоровья учащихся, рационализации досуговой деятельности учащихся;

2)расширить возможности системы дополнительного образования гимназии;

3)повысить качество образовательных услуг в гимназии;

4)обеспечить социальную и профессиональную мобильность участников образовательного процесса;

5)сформировать модель службы сопровождения развития гимназии;

  1. развить инновационную сферу гимназии;

  1. сформировать механизмы государственно-общественного управления гимназией.

Сроки и этапы реализации Программы:

Подготовительный (аналитико-диагностический) этап – 2006 – 2007гг.

Формирующий (основной) этап – 2008-2009 год,

Завершающий (аналитико-прогностический) этап – 2010 год.

Объёмы и источники финансирования:

Бюджетное финансирование (областной бюджет) 2007г.-350000руб.

Внебюджетное финансирование (платные дополнительные услуги, спонсорские целевые взносы родителей учащихся, выпускников гимназии):

2006 год – 3500000 руб.,

2007 – 2009 годы – 10000000 руб.,

2010 год - 3500000 руб.

Ожидаемые социальные эффекты реализации программы:

  1. повышение качества гимназического образования;

  1. минимизация негативного влияния обучения на здоровье учащихся;

  1. улучшение социальной ориентации учащихся;

  1. углубление профилирования образования в условиях интегративного обучения;

  1. расширение возможности получения дополнительного образования;

  1. повышение уровня образовательной информации, её качества и доступности для всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

  1. 100 % учебных кабинетов обеспечены персональными комьютерами;

  1. 100% педагогов, владеющих ИКТ-компетенцией;

  1. сохранение начальной группы здоровья у 85% выпускников гимназии;

  1. 100%-ный охват учащихся досуговой деятельностью на базе гимназии;

  1. 100%-ный охват учащихся дополнительным образованием гуманитарной и художественно-эстетической направленности,

  1. 75% выпускников средней (полной) школы заканчивают её на «4» и «5»,

  1. 100% выпускников гимназии овладеют ИКТ – компетенциями,

  1. нормативно-правовое обеспечение деятельности единой внутришкольной службы сопровождения,

  1. нормативно-правовое обеспечение и организация деятельности Фонда поддержки гимназии №10 – органа государственно-общественного управления,

  1. включение 70% педагогов в инновационную деятельность.

Система организации контроля за исполнением Программы:

  • управление реализацией Программы осуществляет администрация гимназии;

  • контроль за ходом исполнения Программы на муниципальном уровне осуществляет Управление по делам образования г.Челябинска, на субмуниципальном – Управление по делам образования и молодёжной политики Центрального района г.Челябинска.



Утверждаю:___________

Директор гимназии №10

Смирнова Ю.В.


Проект сметы расходов, планируемых на реализацию программы развития гимназии на 2006-2010 годы.


Финансирование на год:

  • гимназический коэффициент 15% 439 140 рублей;

  • надтарифный фонд (надбавки) 250 000 рублей;

  • вознаграждение за классное руководство 215 280 рублей;

  • внебюджетные средства 1 200 000 рублей;

итого 2 104 420 рублей


Финансирование на период 2006-2010 года

  • гимназический коэффициент 15% 2 195 700 рублей;

  • надтарифный фонд (надбавки) 1 250 000 рублей;

  • вознаграждение за классное руководство 1 076 400 рублей;

  • внебюджетные средства 6 000 000 рублей;

итого 10 522 100 рублей


Финансирование по этапам реализации программы

  • I этап – подготовительный 2006 год – 2 104 420 рублей

  • II этап – созидательный 2007-2009 годы – 6 313 260 рублей

  • III этап – заключительный 2010 год – 2 104 420 рублей




Направления развития

Этапы

Источники финансирования

Объемы финансирования

(руб.)

Развитие здоровьесберегающей среды гимназии

(в рамках эксперимента на уровне города Челябинска)

2006 год

Бюджет

Внебюджет

100 000

350 000

2007-2009 годы

Бюджет

Внебюджет

300 000

800 000


2010 год

Бюджет

Внебюджет

100 000

250 000

Совершенствование профильного и предпрофильного обучения в гимназии

2006 год

Бюджет

Внебюджет

200 000

50 000

2007-2009 годы

Бюджет

Внебюджет

600 000

300 000

2010 год

Бюджет

Внебюджет

200 000

100 000

Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции основного и дополнительного образования

2006 год

Бюджет

Внебюджет

300 000

300 000

2007-2009 годы

Бюджет

Внебюджет

900 000

1 000 000

2010 год

Бюджет

Внебюджет

300 000

350 000

Оптимизация системы воспитания учащихся гимназии

2006 год

Бюджет

Внебюджет

215 280

100 000

2007-2009 годы

Бюджет

Внебюджет

645 840

400 000

2010 год

Бюджет

Внебюджет

215 280

100 000

Реализация программы гимназии «Информатизация образовательного процесса» на 2006-2010 годы (в рамках национального проекта «Образование»)

2006 год

Бюджет

Внебюджет

89 140

400 000

2007-2009 годы

Бюджет

Внебюджет

267 420

1 100 000

2010 год

Бюджет

Внебюджет

89 140

400 000



Концептуальная основа разработки программы развития гимназии на 2006-2010 годы.

Данная программа является логическим продолжением программы развития на 2001-2006 годы «Содержание и особенности функционирования и развития средней школы № 10 в условиях отработки модели музыкально-хореографического лицея». Корректировка содержания деятельности педагогического коллектива гимназии и механизмов реализации программы связаны с новыми целями образования, определёнными Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, и изменением статуса образовательного учреждения (в 2002 году по результатам государственной аттестации и аккредитации ему присвоен статус гимназии с углублённым изучением образовательной области «Искусство»).

Основополагающей идеей разработки программы развития гимназии на 2006-2010 годы стало понимание школы как важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических установок личности, что базируется на следующих положениях Концепции модернизации российского образования:

  1. «одной из первоочередных задач системы образования становится задача формирования творческой личности учащегося…»;

  1. «необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, …усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, русского языка, улучшить профессиональную ориентацию…, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность».

Реализация данных идей требует изменения и самого содержания образования (воспитания, обучения), и форм его организации, и структуры управления образовательным учреждением в целях создания такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая предоставит учащимся уже в раннем возрасте многообразное, культуронасыщенное пространство для саморазвития, самоопределения.

Основой для дальнейшего развития образовательной системы гимназии могут служить следующие результаты деятельности педагогического коллектива:

  1. сформировано базисное программно-методическое обеспечение процесса развития и образования на всех ступенях обучения;

  1. разработана система критериев и показателей эффективности работы педагогического коллектива гимназии;

  1. разработана программа информатизации гимназии на 2006-2010 годы в рамках реализации национального проекта «Образование» (приложение № 12);

  1. сформирована модель выпускника гимназии, основанная на идее компетентностного подхода (приложение №13);

  1. сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив (84% педагогов имеют высшую квалификационную категорию), способный решать задачи развития гимназии.

Вместе с тем обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми научно-методическими, информационными, материально-техническими средствами, обеспечивающими эффективность реализации целей и задач педагогического коллектива гимназии, недостаточна. Решение этой проблемы – одно из приоритетных направлений программы развития гимназии на 2006-2010 годы.


Сведения об образовательном учреждении

1.Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10.

2.Учредитель: Управление по делам образования г. Челябинска.

3.Зарегистртровано 12.12.1999г.

4.Расчётный счёт: 407038108000092000568 в Челябинвестбанке.

5.Адрес: 454091, г.Челябинск, улица Елькина,10.

Телефон/факс: 263 56 04.

6.Период образования: начальная школа – 1-4 класс (4 года),

основная школа – 5-9 класс (5 лет),

средняя (полная) школа –10-11класс (2года).

7.Режим функционирования:

1 классы – пятидневная, 2-11 классы – шестидневная рабочая неделя.

Занятия организованы в одну смену. Продолжительность урока: 1 класс- 35 минут, 2-11 классы –45 минут.

8.Формы образования: очное обучение, экстернат.

9. Объём максимальной учебной нагрузки не превышает установленного ОБУП.

10. Гимназия имеет городское комплектование.

Приём детей в первые классы производится по достижению ими возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже достижения ими возраста ими 8 лет.

11. Общий контингент обучающихся в 2006 году – 523 человека (по лицензии – 525).

За последние три года он стабилен и колеблется от 509 до 523 человек.

12. В гимназии 20 классов, из них 8 – в начальной школе, 16 – в основной, 4 – в средней (полной) школе.

13. Средняя наполняемость классов составляет 25,5 человек (при норме –25).

В десяти классах (50%) численность учащихся превышает норму от 1до 5 человек.

14. Организованы 8 групп продлённого дня для учащихся начальной школы.

15. Численный состав педагогического коллектива гимназии стабилен –75 человек.

16. В 2000-2005 годах от 75% до 90% выпускников основной школы продолжают обучение в гимназии.

17. Гимназия сотрудничает со многими вузами г.Челябинска (Приложение № 1)

ЧГПУ:

  1. Повышение квалификации учителей по проблемам развивающего
    обучения в центре развивающего обучения под руководством д.п.н. Трубайчук
    Л.В.

  2. Руководство педагогической практикой студентов профиля физика-
    математика, физика-английский язык, история.

  3. Научное консультирование к.п.н. Панариной Т.Г. по проблемам
    педагогической психологии.

ЧГАКИИ:

1. Научное консультирование профессора Нарской Т.Б., преподавателей хореографии.

  1. Научное консультирование профессора Синецкой Т.М., преподавателей
    музыкально-теоретических дисциплин.

  1. Посещение учебных спектаклей студентов режиссерского факультета.

ЧелГУ:

  1. Научное консультирование к.ф.н. Карташовой И.Ю., декана
    филологического факультета, преподавателей русского языка и литературы.

  2. Чтение спецкурса по современной литературе для учащихся 10-11
    гуманитарных классов к.ф.н. Карташовой И.Ю.

  3. Договор об открытии университетских классов историко-филологического
    профиля на 3 ступени обучения.

  1. Совместная работа (лекции, экскурсии) по профориентации с
    физическим факультетом (10-11 общеобразовательные классы).

  2. Исследовательская работа учащихся под руководством д.ф.-м.н.
    Тамбовцева В.И..

ЧВМУ:

  1. Консультации для преподавателей и одаренных учащихся по подготовке
    к профессиональным конкурсам исполнителей.

  2. Посещение класс-концертов преподавателейисполнительских отделений.

МГУ:

1. Внедрение технологии деятельностного подхода и системного анализа
к.п.н. Коломиец О.М. на уроках русского и английского языка на основе учебных
пособий автора.

2. Повышение квалификации преподавателей по специальности
«Педагогическая психология».


Контингент учащихся.

Анализ уровня обученности учащихся гимназии за 2002-2005 годы свидетельствует о его положительной динамике: от 53 до 60% выпускников начальной школы успевают на «4» и «5», от 38 до 42 % – выпускников средней (полной) школы, от 48 до 53% – в среднем по гимназии.

Качественная успеваемость по предметам гуманитарного цикла (профиль гимназии) также имеет положительную динамику: от 61 до 66%.

Результаты государственной (итоговой) аттестации за последние 3 года подтверждают высокий уровень качества преподавания русского языка, математики, обществознания в 9, 11 классах, истории и английского языка в 9 классах.

Выпускники 11-х классов показывают стабильные результаты на экзаменах в форме ЕГЭ (приложение № 2).

Высокий уровень обученности учащихся гимназии подтверждается результатами их участия в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Так, в 2003-2005 годах учащиеся гимназии заняли призовые места на областных олимпиадах по праву, потребительскому праву, географии; российской олимпиаде по географии, межвузовских олимпиадах по английскому языку и химии (приложение № 3).

Уровень образования выпускников гимназии позволяет им продолжать обучение в вузах: 100% выпускников 2005г. обучается по востребованным специальностям в вузах, в том числе 50% из них – на бюджетной основе.

Качество углубленного изучения предметов образовательной области «Искусство» подтверждено дипломами Гран-При и первой степени на международных, российских, областных и городских хореографических конкурсах, конкурсах юных скрипачей, юных композиторов, исполнителей на народных инструментах, оркестров и хоровых коллективов (дипломы конкурсов представлены).

Для определения уровня воспитанности учащихся как показателя эффективности воспитательной системы гимназии проводится мониторинг по методике, разработанной учёными Санкт-Петербургского университета. Анализируется динамика формирования следующих качеств личности учащегося: гуманность, вежливость, духовность (стремление к прекрасному, возвышенному), трудолюбие, физическая культура, честность, активность, дисциплинированность, коммуникабельность.

Средний показатель уровня воспитанности учащихся гимназии составляет 4,5 балла по пятибалльной шкале (приложение № 4).

Анализ распределения учащихся гимназии по группам здоровья позволяет говорить о росте числа учащихся с 1 и 2 группами здоровья на 10 % за последние 3 года, уменьшении числа учащихся с 3 группой здоровья: с 37% в 2003г. до 20 % в 2005году.

Социальный статус семей учащихся гимназии достаточно стабилен: 83 % родителей имеют высшее образование, что определяет уровень их образовательных запросов.

22,8% учащихся из неполных семей, 3,6% - многодетных и 16,6% - из малообеспеченных. Таким образом, 44% учащихся испытывают затруднения в удовлетворении основных витальных потребностей и требуют социально-педагогической поддержки.

Показатели состояния здоровья учащихся гимназии и их социально-демографические характеристики свидетельствуют о необходимости обеспечения социального и психологического комфорта детей за счёт поддержки в учёбе, развития их личностного и творческого потенциала, что, на наш взгляд, может быть достигнуто средствами искусства и созданными в гимназии здоровьесберегающими условиями образовательного процесса.

Кадровый потенциал.

Педагогический коллектив гимназии стабилен, высокопрофессионален: высшее образование имеет 88% педагогов, среднее специальное – 12%. Кроме того педагоги учреждения имеют государственные и отраслевые награды: 1 заслуженный учитель РФ, 3 заслуженных работника культуры РФ, 4 почётных работника общего образования РФ.

Стабилен возрастной состав педагогического коллектива: отмечается тенденция увеличения педагогов среднего возраста (42,7% в возрасте от 40 до 55 лет, 26,6 % - старше 55).

Высшую квалификационную категорию имеет 84% педагогов, 50% членов администрации гимназии, 25% аттестованы на 1 квалификационную категорию.

В данной ситуации становится актуальной работа по повышению квалификации педагогов на уровне образовательного учреждения, так без этого невозможно эффективное решение задач развития образовательного учреждения.

50% педагогов гимназии включено в инновационную деятельность.

Учитывая высокий уровень профессионализма и мотивации инновационной деятельности педагогов учреждения, в организации методической работы приоритет отдан таким формам, как проблемный семинар, научно-практическая конференция, мастер-класс, класс-концерт. Проблематика мероприятий данного направления деятельности продиктована новыми целями образования: методы педагогической прогностики, инновационные системы оценивания достижений обучающихся, здоровьесберегающие технологии, метод учебных проектов, внедрение информационно-коммуникационных технологий и др.

Приоритетным направлением организации методической и научно-методической работы в 2000-2005 годы было повышение профессиональной компетенции преподавателей гимназии по теме «Программно-методическое обеспечение инновационных образовательных программ в рамках интеграции общего и дополнительного образования».

Основными направлениями методической и научно-методической работы педагогического коллектива были

  • реализация инновационных образовательных программ в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

  • формирование программно-методического обеспечения профильного обучения;

  • внедрение современных педагогических технологий в рамках личностно ориентированной парадигмы образования;

  • реализация индивидуальных образовательных программ для одаренных учащихся в рамках углубленного изучения образовательной области «Искусство».

В целях обеспечения эффективной организации методической и научно-методической работы в систему управления гимназией введены кафедры методик преподавания основных содержательных линий образовательной программы гимназии: музыки, хореографии, начального образования, естественно-математических наук, гуманитарных наук.

Целенаправленная работа педагогов, включённых в инновационную деятельность (50%), позволила сформировать программно-методический комплекс гимназии, обеспечивающий интеграцию основного и дополнительного образования, изучение предметов образовательной области «Искусство» на углублённом уровне, организацию профильного обучения:

1) преподавателями начальной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования внедрен учебно-методический комплекс развивающего обучения «Школа 2100 »;

2) педагогами кафедры музыки разработаны и внедрены инновационные авторские программы: «Слушание музыки», «Духовная музыка», «Музыкальное народное творчество», «Концертмейстерский класс», «Культуроведение», «Основы гармонизации», адаптируются программы Министерства культуры РФ по сольфеджио, музыкальной литературе, специальному инструменту. В целях удовлетворения образовательного запроса учащихся высокого уровня обучения разработаны индивидуальные программы по музыкальному инструменту, литературе, музыкальной литературе и историческому краеведению;

3) разработаны и внедряются авторские программы по классическому историко-бытовому, народно-сценическому и характерному танцу, обеспечивающие хореографическое образование.

4) педагогами гимназии разработаны и внедрены программы элективных курсов: «Зарубежная литература», «Анализ художественного текста», «Основы прав потребителя», «Основы редактирования», «Литература русского зарубежья», «Коммерческая география» (приложение № 5)

5) в 2004 года гимназия включена в региональный эксперимент «Интеграция основного и дополнительного языкового образования», целью которого является обеспечение функционального уровня владения английским языком за счёт внедрения аутентичного учебно-методического комплекса (приложение №6).

С 2002 года гимназия реализует инновационный проект по созданию здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении под руководством д.б.н., профессора Челябинского государственного педагогического университета (далее – ЧГПУ) Шибковой Д.З. В рамках проекта внедрен мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся начальных классов (компьютерная модель). Результаты диагностики подтверждают эффективность организации учебно-воспитательного процесса в гимназии (чередование интеллектуальной, эмоциональной и двигательной нагрузки), реализации содержания интегрированного образования.

Опыт гимназии по проблемам здоровьесбережения школьников был представлен на региональной конференции ЧГПУ (2006г.), методологических семинарах ЧелГУ, ИДППО (2006г.), в научно-методических изданиях ЧГПУ (2003-2005). Взаимодействие гимназии с вузами г.Челябинска и г.Москвы – важнейшее условие и показатель эффективности системы методической работы.

В 2000-2005 годах взаимодействие гимназии с вузами осуществлялось по следующим направлениям, что обеспечило как формирование программно-методического комплекса дополнительного и профильного образования, так и повышение качества образовательных услуг гимназии и, как следствие, повышение уровня обученности учащихся:

  1. Повышение квалификации учителей по проблемам развивающего обучения.

  1. Осуществление совместной научно-исследовательской работы с Центром мониторинга физического развития и состояния здоровья школьников.

  1. Разработка индивидуальных программ по хореографии и музыке.

  1. Организация спецкурса по современной литературе для учащихся 10-11 гуманитарных классов.

  1. Обеспечение условий открытия университетских классов историко-филологического профиля на 3 ступени обучения.

  1. Организация исследовательской работы учащихся.

  1. Внедрение технологии деятельностного подхода и системного анализа.

Показателем эффективности системы методической работы также может служить включение гимназии в ассоциацию образовательных учреждений и организаций социокультурной сферы (март, 2006г.), основной задачей которой является определение стратегических ориентиров развития в регионе гуманитарного и музыкально-педагогического образования и координация учебно-методической, научно-исследовательской, художественно-творческой, воспитательной и профориентационной работы учреждений и организаций.

Содержание образования

Содержание образования гимназии должно обеспечить повышение конкурентноспособности выпускников гимназии, успешность их социализации в постиндустриальном обществе, где определяющими успеха являются, прежде всего, уровень общей культуры человека, его умения работать с информацией.

Особенность структурирования содержания образования, реализуемого гимназией, определена статусом образовательного учреждения (гимназия с углублённым изучением предметов образовательной области «Искусство»): начальная и основная школа реализуют образовательные программы углублённого изучения музыки, хореографии (классы музыкального и хореографического профиля); средняя (полна) школа – программы углублённого изучения образовательных областей «Обществознание» и «Филология» (классы социально-гуманитарного, социально-правого, гуманитарно-лингвистического профилей).

Структура учебно-воспитательного процесса основана на принципе интегрированного обучения: комбинирования интеллектуальных, эмоциональных и двигательных видов учебной нагрузки обучающихся.

Особенностью учебного плана гимназии также является увеличение числа часов, отводимых на групповые и индивидуальные занятия.

В 1-9 классах в полном объеме реализуется областной базисный учебный план и учебный план Министерства культуры Российской Федерации классов хореографического и музыкального профилей.

Содержание начального общего образования осваивается учащимися на базе образовательной программы развивающего обучения «Школа 2100» (1 - 4 класс).

Основная цель обучения в начальной школе – формирование у учащихся восприятия целостной картины мира за счёт расширения содержания образования интегрированными художественно-эстетическими курсами и реализацией принципов деятельного подхода и индивидуализации обучения.

В соответствии с методическими рекомендациями ИДППО по внедрению учебно-методического комплекса «Школа 2100» в образовательную область «Филология» наряду с предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» введен 1 час риторики, в образовательную область «Человек и окружающий мир» введён предмет «Информатика». Содержание предмета «Технология» реализуется через внедрение инновационной образовательной программы, составленной методистом ИДППО Зуевой Ф.А

В школьный компонент учебного плана начальной школы введены профильные предметы: сольфеджио, музыкальная литература, специальный инструмент, ансамбль (музыкальные классы), классический танец и народно-сценический танец (хореографический профиль).

Особенностью содержания основного и среднего (полное) общего образования в гимназии является расширение содержания образовательной области «Филология» за счёт реализации программы Г. Глинкиной «Лингвистическое краеведение» и разработанных педагогами модульных курсов по хрестоматии «Литература России. Южный Урал» (Соловьёва Т.В. и др.), рекомендованных ИДППО.

В целях формирования общей культуры, толерантного мышления учащихся разработана и реализуется программа «Западноевропейская лирика 12-19 веков в контексте культурных традиций исторической эпохи»; при изучении предметов образовательной области «Обществознание» акцент сделан на формирование этико-правовых знаний и умений учащихся, что способствует выработке ценностного отношения учащихся к активной гражданской позиции.

Для учащихся 6-9 классов организована работа лаборатории «Знай и люби свой город» и внеклассная поисковая работа по истории родного города.

В 9-х классах в рамках изучения образовательной области «Технология» организована предпрофильная подготовка учащихся с целью пропедевтики обучения в средней (полной) школе в классах социально-гуманитарного профиля. Предпрофильная подготовка осуществляется через курсы «Мой выбор», «Право», «Деловой английский». Сформирована система элективных курсов и её программно-методическое обеспечение (приложении № 5). Кроме того, в системе проводится профориентационная работа с учащимися.

Содержание профильного предмета «Музыка» в хореографических классах основной школы изучается по адаптированной программе, утверждённой Министерством культуры РФ «Музыкальная литература», в которую интегрировано содержание курса «История балета».

В классах музыкального профиля учащиеся осваивают программы хорового класса, оркестра народных инструментов, ансамбля скрипачей. Содержание музыкального образования поддержано системой дополнительного образования.

В системе дополнительного образования расширение получает курс музыкальной литературы, ведутся курсы «Духовная музыка» и «Музыкальное народное творчество», проводятся сводные репетиции творческих коллективов (хор, оркестр народных инструментов, ансамбль скрипачей).

В классах хореографического профиля осваиваются классический и историко-бытовой танец, курс истории балета. В системе дополнительного образования предусмотрены занятия народно-сценическим и характерным танцами.

Содержание профильного образования в средней (полной) школе профильных реализуется в полном соответствии с областным базисным учебным планом 2004 года (Приказ ГУОиН от 021.07.2004г. № 01-678).

Профили выбраны в соответствии со статусом гимназии (гуманитарное направление) и на основе изучения образовательного запроса учащихся.

В социально-правовом классе на профильном уровне изучаются предметы: обществознание, география, экономика, право, в гуманитарно-лингвистическом классе: русский язык, литература, английский язык.

Учащимся предложены элективные курсы: культуроведение; психология; анализ художественного текста; основы редактирования; основы прав потребителя, литература русского зарубежья; зарубежная литература; коммерческая география; программно-методическое обеспечение которых разработано педагогами гимназии.

Индивидуальные часы учебного плана используются для организации творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся, консультаций, для работы научного общества учащихся гимназии по направлениям литературоведение, историческое краеведение, музыкальное народное творчество; освоения информационных технологий в музыке.

Система воспитания и дополнительного образования

Учебно-воспитательный процесс гимназии – это целостная образовательная система по формированию нравственно развитой личности средствами эстетического воспитания, которая включает в себя учебную деятельность, систему дополнительного образования; внеклассную работу (традиционные общешкольные мероприятия, система классных часов, концертная деятельность, совместная деятельность детей, педагогов, родителей и т.д.) (приложение № 7).

Воспитание творчеством – основной принцип формирования системы дополнительного образования и воспитания гимназии. Приоритетными направлениями воспитательной работы являются эстетическое, гражданское воспитание, развитие форм самоуправления на уровне класса, школы, творческого коллектива, валеологическое воспитание.

Основным принципом организации воспитательной работы в учреждении является, во-первых, интеграция ее с основным и дополнительным образованием, что является условием создания здоровьесберегающей образовательной среды гимназии (приложение № 8, 9), и, во-вторых, интеграция с окружающей средой, что обеспечивает социально-культурный опыт учащихся гимназии, формирование их социальной компетенции.

Кроме того, расположение гимназии в историческом и культурном центре города позволяет включать многочисленные культурные учреждения как активных помощников и партнеров учреждения в систему воспитательной работы для проведения совместных мероприятий: Дворец пионеров и школьников им. Крупской Н.К., театр оперы и балета им. Глинки, зал камерной и органной музыки, Камерный театр и др.

В целях формирования творческих способностей учащихся, успешной их самореализации системно организуется концертная деятельность учащихся гимназии в рамках праздников, фестивалей, конкурсов и других общешкольных мероприятий, а также участия в районных, городских, областных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсах юных исполнителей на музыкальных инструментах, хореографических конкурсах «Вдохновение», «Детство», «Роза ветров», «Юность».

За последние годы учащиеся гимназии неоднократно становились победителями на международных, российских, областных и городских профессиональных конкурсах по хореографии, дипломантами городских и областных, региональных конкурсов юных скрипачей, пианистов, виолончелистов, исполнителей на народных инструментах, оркестров народных инструментов, хоровых коллективов, дипломантами российских и международных конкурсов юных композиторов.

Учащиеся гимназии ежегодно становятся лауреатами городского фестиваля детского творчества «Хрустальная капель», городских конкурсов «Знай и люби Челябинск», интеллектуальной игры для школьников «Русский мир», научно-практической конференции НОУ.

Решению важнейшей задачи воспитания в гимназии – обеспечению успешной социализации, гражданской самоидентификации учащихся – способствует организация деятельности музея истории школы «Река времени», детского общественного объединения «Десятка» и научного общества учащихся (НОУ).

С 2001 года учащиеся гимназии принимают активное участие в конкурсе социальных проектов Всероссийской акции «Я – гражданин России». Участие школьников в разработке и реализации социальных проектов позволяет осваивать им знания в области менеджмента, получать практический опыт самостоятельной деятельности, самоопределиться в выборе будущей профессии.

Победителями районного и участниками городского этапа конкурса становились социальные проекты: «Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде» (2002), «Школа юного потребителя» (2004), «Организация школьного экскурсионного бюро» (2005).

Сложившаяся в образовательном учреждении система воспитания и дополнительного образования позволяет организовать в гимназии личностно ориентированную, ценностнозначимую деятельность учащихся, направленную на эффективное решение задач гражданского образования.

Результативность воспитательной системы и системы дополнительного образования гимназии представлена мониторингом участия творческих коллективов в конкурсах и фестивалях (приложение №10) и мониторингом реализации программ дополнительного образования (приложение №11).

Педагогами гимназии разработаны и успешно реализуются следующие образовательные программы дополнительного образования:

хор младших классов (1-4 класс), хор старших классов (5-10 класс), вокальный ансамбль (7-10 класс), вокал (8 класс), оркестр русских народных инструментов (5-10 класс), оркестр народных инструментов (1-4 класс), ансамбль скрипачей (5-10 класс), историко-бытовой танец (4-5 класс), классический танец (2, 7 - 9 класс), народный танец (5-9 класс), ритмика (1 класс), разговорный английский (1 класс), «История изобразительного искусства» (7-10 класс), «Музыка 21 века», «Новые информационные технологии в музыке» (7-9 класс).

Охват дополнительным образованием составляет 100% учащихся. Все объединения дополнительного образования обеспечены программно-методическими комплексами, реализующими типовые программы, рекомендованные Министерствами образования и культуры РФ: «Хоровой класс», «Коллективное музицирование (ансамбль)»; адаптированные программы: «Коллективное музицирование» (вокальный ансамбль), «Изобразительное творчество», факультативные курсы и авторские программы, разработанные педагогами гимназии: «Коллективное музицирование» (оркестровый класс и класс ансамбля русских народных инструментов), «Ритмика», «Историко-бытовой танец», «Народно-сценический танец», «Электронные технологии в музыке. Синтезатор PSR-1000», «Классический танец».

Система работы с детьми в каникулярное время является логическим завершением образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива гимназии по развитию способностей учащихся организовывать индивидуальное досуговое пространство средствами общественно-полезной, благотворительной, музыкально-просветительской работы, по формированию у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, к активному отдыху. На базе гимназии в летний период формируется профильный лагерь с дневным пребыванием детей «Вдохновение», в котором реализуются образовательные программы «Архивариусы», «Зеленый мир», «Книжный мир», «Компьютерный мир», «Экскурсоводы», «Концертино», участие в которых позволяет учащимся реализовывать трудовые и исполнительские навыки, полученные в течение учебного года.

Гимназия определяет следующие приоритеты в развитии воспитания и дополнительного образования

  • совершенствование модели воспитательной системы гимназии и управления воспитательным процессом в соответствии с образовательным запросом социума;

  • создание условий для развития самоуправления учащихся;

  • разработка критериев оценки эффективности воспитательной работы, формирование пакета диагностического инструментария;

  • информатизация управления воспитательным процессом;

  • оптимизация взаимодействия с семьей, социально-просветительскими и оздоровительными учреждениями.

Материально – техническое обеспечение гимназии

Гимназия расположена в четырехэтажном типовом здании общей площадью 3345 квадратных метров в центре города Челябинска.

Для организации учебно-воспитательного процесса имеются:

40 учебных кабинетов, в том числе 8 кабинетов для индивидуальных занятий музыкальным инструментом; 2 оркестровых класса, оснащенных струнными и народными инструментами; спортивный зал; 2 балетных зала, оборудованных в соответствии с нормативными требованиями; библиотека; столовая на 90 посадочных мест (горячим питанием обеспечивается 57% учащихся); кабинет информатики, оснащенный сервером и 9 рабочими станциями; 2 спортивные площадки вне школы; медицинский кабинет; учительская; аудио-видеоаппаратура для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Библиотечный фонд образовательного учреждения составляет 21 142 экземпляра, из них книжный фонд – 15 609, учебный фонд – 5 533 экземпляра. За период реализации Программы развития гимназии на 2001-2005 годы фонд значительно пополнился справочной литературой по всем предметам учебного плана, содержит информацию на аудио- и CD- носителях.

Информатизация образовательного процесса гимназии обеспечена наличием: персональных компьютеров (26 шт.), мультимедийного проектора (1), мультимедийных экранов (2), видеотехникой (6), DVD (2), электронных учебников (21), электронных энциклопедий (10), электронных тестов, тренажеров (12), учебных видеофильмов (48), компьютерного классов (1 класс типа PENTIUM-I), синтезатором (1), сайта в сети ИНТЕРНЕТ – gym 10.nm.ru, подключением к сети ИНТЕРНЕТ (5 точек).

Проблемой для гимназии является недостаточно эффективное использование компьютерной и видеотехники. По данным анкетирования учащихся гимназии технические средства используются в образовательном процессе лишь на 35%. Причины данной ситуации нам видятся в отсутствии достаточного программного обеспечения и недостаточной квалификации преподавателей в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, средств ИНТЕРНЕТ, необходимого уровня оснащенности кабинетов.

Выше указанные проблемы предопределили противоречие между потребностями социума в воспитании гражданина, приспособленного к новым социально-экономическим условиям, целями гимназического образования (высокое качество образования выпускников, ориентированное на запросы социальной среды) и реальными условиями обучения в гимназии с точки зрения материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Финансово – экономическое обеспечение.

Приоритетным направлением финансово-экономического развития гимназии является привлечение внебюджетных источников финансирования.

В гимназии сформирована система платных дополнительных образовательных услуг, где плата за одного ребенка составляет от 80 до 450 рублей. В 2005 году определила 342 475 рублей дополнительного финансирования. В 2006-2010 году планируется расширить спектр платных образовательных услуг с целью повышения эффективности подготовки выпускников основной и средней (полной) школы к продолжению образования и профессиональной самореализации в социуме.

Внебюджетные средства гимназии в основном формируются за счет привлечения спонсорских целевых взносов родителей учащихся, выпускников гимназии и составили за 2005 год 891 818 рублей. С целью повышения эффективности привлечения спонсорских средств в 2005 году создан Совет гимназии как орган общественного самоуправления, в 2006 году принято решение о создании фонда поддержки гимназии № 10 как юридического лица, основным направлением деятельности которого станет привлечение внебюджетных источников финансирования развития гимназии, взаимодействие с депутатами Законодательного собрания области, Городской Думы.

  1   2   3

Похожие:

Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПубличный доклад
Программы развития школы на 2006 – 2010 годы, Программы «Школа здорового поколения» на 2009 – 2010 годы, Региональной комплексной...
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПаспорт программы информатизации моу «Гимназия №22» г. Барнаула на 2006-2010 годы Наименование Программы
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПаспорт программы развития образования моу орловской основной общеобразовательной школы на 2010-2015 годы наименование Программы
Программа развития образования моу орловской основной общеобразовательной школы на 2-е полугодие 2006, 2007-2010 годы
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПрограмма развития Государственного общеобразовательного учреждения гимназия №196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2011-2015 гг. «Круг: Качество Развитие Успех Гармония»
Основные результаты по итогам реализации программы развития гимназии на 2006-2010 годы
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного
Анализ деятельности гимназии №12 им. Г. Р. Державина за период 2006-2010 г г позволяет сделать вывод о практической реализации целей...
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа №10 муниципального образования города Кировска»
«Типового положения об общеобразовательном учреждении», Региональной целевой программы «Развитие образования Мурманской области на...
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПрограммы развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
Программа разработана на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Концепции модернизации образования,...
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПаспорт программы развития Наименование программы Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №15 на период с 2011 по 2015 годы Основание для разработки программы
Требования общей политики государства в сфере образования. Документы, послужившие основанием для разработки программы
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconОб утверждении комплексной программы развития сферы услуг в республике беларусь на 2006 2010 годы совет Министров Республики Беларусь постановляет
...
Программы развития гимназии №10 на 2006-2010 годы. Наименование программы iconПрограмма информатизации лицея «ритм» на 2010-2013 гг
Данная программа основывается на краевой программе «Информатизации системы образования на 2006-2008 годы» и программы развития лицея...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница