Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»




Скачать 328.96 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
страница1/4
Дата09.11.2012
Размер328.96 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Программа дисциплины


                  1. ДПП.03.1 Русская литература

                  2. (вторая половина XIX в.)



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

«История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.


3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

140




6







Аудиторные занятия.

90













Лекции.

54













Практические занятия (ПЗ).

36













Самостоятельная работа.

50













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).


экзамен














4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самост. работа

1.

Творчество И.С. Тургенева.

6

4

4

2.

Драматургия А.М.Островского

6

4

6

3.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

6

4

6

4.

Творчество Л.Н. Толстого.

10

8

9

5.

Творчество Ф.М. Достоевского.

12

6

9

6.

Творчество Н.С. Лескова.

4

2

2

7.

Творчество В.М. Гаршина.

2

1

2

8.

Творчество В.Г. Короленко.

2

1

2

9.

Творчество Г.И. Успенского.

2

-

2

10.

Творчество А.П. Чехова.

4

6

6


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а. Основная литература:

  1. Глушаков, Евгений Борисович. Великие судьбы русской поэзии : XIX век [Текст]/Е. Б. Глушаков.-М.:Флинта [и др.],2009.-211, [1] с.:

  2. Русская литература XIX века. 1880-1890 [Текст]:учебное пособие/[А. П. Ауэр, Б. А. Гиленсон, А. С. Джанумов и др.] ; под ред. С. А. Джанумова, Л. П. Кременцова.-2-е изд.-М.:Флинта [и др.],2008.-382 с.

  3. Фортунатов, Николай Михайлович. Русская литература XIX века [Текст]:учебное пособие для вузов/Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова.-М.:Высшая школа,2008.-670, [1] с.


б. Дополнительная литература:

  1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академпроект», 2004.

  2. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. – М.: «Высшая школа», 2003.

  3. История русской литературы XIX в. (вторая половина). Под ред. Н. Скатова. – 2-е изд., дораб. - М., 1991.

  4. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 3-е изд. - М.: «Оникс», 2006.

  5. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы / под ред. В.Н. Аношкиной. М., 2001.

  6. Достоевский. Материалы и исследования [Текст]:[сборник]/РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; [редкол. : Н. Ф. Буданова, И. Д. Якубович].- СПб.: Наука. Т. 19:/ [ред. : Н. Ф. Буданова (отв. ред.), С. А. Кибальник].-2010.-486, [1] с.

  7. Евангелие Достоевского [Текст]=Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. - М.: Русскiй мiръ. Т. 2:Исследования. Материалы к комментарию / [ст.: В. Н. Захаров, В. Ф. Молчанов, ст., матер. к комментарию Б. Н. Тихомиров]. - 2010. - 477, [1] с.:

  8. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова [Текст]:[в 3 т.]/Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН ; [отв. ред. Б. В. Мельгунов ; сост. : А. М. Березкин [и др.].-СПб:Наука. Т. 3:1867-1877.-2009.-704, [1] с.

  9. Лунина, Елена Леонидовна. Поражение человека [Текст]:опыт медленного чтения рассказа А. П. Чехова "Ионыч"/Е. Л. Лунина. - М.: Чистые пруды,2009. - 30 с.

  10. Никольский, Сергей Анатольевич. Русское мировоззрение [Текст]:как возможно в России позитивное дело : поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия/С. А. Никольский, В. П. Филимонов ; Институт философии РАН.-М.:Прогресс-Традиция,2009.-542, [1] с

  11. Янушевский, Владимир Николаевич. Проектный метод при изучении романа Л. Н. Толстого "Война и мир" [Текст]/Владимир Янушевский. - М.: Чистые пруды,2009.-29, [3] с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ;

2. Художественные тексты по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» в электронном варианте;

3. Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» – разработчик А.Н. Кошечко.


7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

1. Видеомагнитофон;

2. CD- и DVD-проигрыватель;

3. Телевизор или видеодвойка;

4. Компьютерный класс;

5. Набор учебных и художественных видеофильмов;

6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов.


Видеотека:

«Подросток» (6 серий).

«Белые ночи».

«Накануне».

«Чайка».
  1   2   3   4

Похожие:

Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconЛитература 20 века (вторая половина)
Д зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина) [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconДуховность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX первая половина ХХ вв.)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconТерминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.)
Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconТерминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.)
Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconТерминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.)
Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconК. А. Соловьев C;lb a2obke >@8A0 8 ;510 во властных отношениях древней Руси XI нача­ла XII века
От Северной войны до войн Рос­сии против Наполеона. (II); Первая половина XIX века. (От войн России против Наполеона до Парижского...
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconИстория русской иммиграции в австралии (конец XIX ­в вторая половина 80-х гг. XX в.)
Охватывают период второй половины ХХ в. 6
Программа дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconИстория русской иммиграции в австралии (конец XIX ­в вторая половина 80-х гг. XX в.)
Охватывают период второй половины ХХ в. 6
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница