Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла




НазваниеРабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла
страница1/9
Дата09.11.2012
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеугонская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и принята Утверждаю к исполнению

на заседании методического совета и.о. директора МБОУ «Большеугонская СОШ»

Протокол №________от________ ______________Мамзина Е.А.

Руководитель методсовета________(Мамзина Е.А.) Приказ № от «___»_________2011г.


Рабочая программа

по литературе


в 10 (общеобразовательном) классе

на 2012- 2013 учебный год

методическое объединение

учителей гуманитарного цикла



Рассмотрена на заседании Составила:

методического объединения Данилина В.И.

Протокол № 1_от «_27_» __августа__2012г. 25 августа 2012 г.

Руководитель МО_______(Данилина В.И.)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Большеугонская средняя общеобразовательная школа»


Структура документа

Рабочая модифицированная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; формы и средства контроля знаний, критерии оценки устных и письменных ответов обучающихся, поурочно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.


Раздел 1 Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.

Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что авторская программа не предусматривает количество часов на изучение той или иной темы. Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. Рабочая программа предлагает для внеклассного чтения произведения, не предусмотренные авторской программой: А.С. Пушкин «Борис Годунов», Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» (обзор), Обзор романов И. С. Тургенева «Рудин», «Накануне», А. Н. Островский «Бесприданница». М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (обзор), Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы».

Программа предназначена для работы по учебнику Ю. В. Лебедева «Литература 10 класс: Учебник в 2-х ч.». – М.: Просвещение, 2008 – 2012

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Данная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности обучающегося. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 10 классе – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления, в значительной мере формируя общую культуру и социально-нравственные ориентиры обучающихся.

Курс литературы в 10 классе строится с опорой на текстуальное изучение

художественных произведений, который решает задачи формирования читательских

умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 10 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Работа на уроках литературы в 10 классе предполагает развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения ключевыми компетенциями.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

Рабочая модифицированная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Программа реализует идею межпредметных связей.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приёмы обучения, виды деятельности обучающихся на уроке.

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские технологии обучения

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые технологии обучения

  • Технология Дебатов

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, уроки-консультации, уроки-зачёты, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, уроков творчества, уроки-экскурсии, интегрированных уроков.


Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (сказка, рассказ, былина, ода, лирическое стихотворение)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)

- написание сочинений;

-лексические диктанты

Виды деятельности обучающихся на уроке:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с мак­симальным использованием художественных особен­ностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев (в том чис­ле групповая, сравнительная Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подго­товка сообщений, доклада, эссе, интервью на литера­турную тему; диалога литературных героев (воображае­мых, на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогиче­ской речью в объеме изучаемых в этих классах произве­дений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до­кладов и пр.).

  • Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 10 классе.

  • Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

  • Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание плана будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).

  • Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти­хотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого обучающимися в 10 клас­се.

  • Использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • составление опорных схем и таблиц;

  • работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Тестовые задания, сочинение по исходному тексту, анализ эпизода, лирического текста – важнейшие формы проверки знаний обучающихся, необходимые для подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ.

Тетради обучающихся 10 класса, в которых выполняются класс­ные и домашние работы, проверяются не реже 1 раза в месяц у всех , в тетрадях по развитию речи каждая работа.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 10 класса.


Федеральная программа рассчитана на 102часа (3 часа в неделю). В учебном плане школы 102 часа (3 часа в неделю), рабочая программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю)

Федеральная программа реализуется с изменениями, в неё включены темы, реализующие региональный компонент в обучении, соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования».

На изучение произведений – 75 часов,

на развитие речи – 8 часов,

на внеклассное чтение – 12 часов,

контрольные работы – 7 часов


25 августа 2012 г. Данилина В.И.


Раздел 2. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

(всего)

На изучение

произведений

На развитие

речи

На внеклассное чтение

Контрольные

работы

Введение.

2


2










Литература 1-ой половины 19 века. Общая характеристика

1

1










А.С. Пушкин.


10

8




1

2

М.Ю. Лермонтов.


10

6

1

1

2

Н. В. Гоголь.


9

6




2

1

Русская литература 2-ой половины 19 века. Общая характеристика

1

1










И. А. Гончаров


5

4

1







А. Н. Островский


6

4

1

1




И. С. Тургенев


8

5

1

1

1

И. Ф. Тютчев.


3

3










А. А. Фет


4

2

1

1




Н. А. Некрасов.


8

7

1







М. Е. Салтыков-Щедрин

3

2




1




Л. Н. Толстой.

12

9

1

2




Ф. М. Достоевский.

9

6

1

1

1

Н. С. Лесков.

4

3




1




А. П. Чехов.

5

4







1

Зарубежная литература

2

2










Итого

102

75

8

12

7


Раздел 3. Содержание программы


Литература XIX века (102 часа)


Введение

(2 часа)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

(29 часов)


Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconРабочая программа по литературе в 8 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconКалендарный план работы гоу сош №566 на сентябрь 2012 года № п/п
Собеседования с председателями мо учителей предметов гуманитарного цикла по формированию банка педагогических кадров учителей предметов...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconПлан работы гоу сош №996 на сентябрь 2012 года Дата
Собеседования с председателями методических объединений учителей предметов гуманитарного цикла по формированию банка педагогических...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconКалендарный план работы гбоу сош №515 на сентябрь 2012 года Дата
Собеседования с председателями методических объединений учителей предметов гуманитарного цикла по формированию банка педагогических...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconКалендарный план работы гоу гимназии №1582 на сентябрь 2012 года №
Участие в собеседовании с председателями методических объединений учителей предметов гуманитарного цикла по формированию банка педагогических...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconТема методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
Формирование коммуникативной компетенции учителя и учащихся как средство повышения качества образования
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconАнализ работы мо гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год
Основными задачами работы методического объединения учителей гуманитарного цикла в 2011-2012 учебном году являлись следующие
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconАнализ работы Методического объединения учителей начальных классов гбоу сош №352 в 2011-2012г. Методическое объединение учителей начальных классов год
Методическое объединение учителей начальных классов году продолжило работу над общешкольной темой «Гуманно-личностные технологии...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconАнализ работы мо учителей гуманитарного цикла за 2009 2010 учебный год
Поэтому методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагогов, объединённых в определённые группы. В частности,...
Рабочая программа по литературе в 10 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение учителей гуманитарного цикла iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2011 2012 учебный год Методическая тема
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2011 2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница