Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все




Скачать 89.16 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все
Дата05.09.2012
Размер89.16 Kb.
ТипПрограмма
Боброва Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Рамешковская СОШ»

п.Рамешки Тверской области


Программа

элективного курса по русскому языку

«Слово под микроскопом (загадки этимологии)»


И хоть все говорим, но не все

мы готовы,

Чтоб спросить себя, как же

читается слово

Изнутри, я судьбы его дальний

полёт

Разглядеть, полюбить только

редкий дерзнёт.

Циприан Норвид

(Перевод О.Н.Трубачёва,

академика РАН)


В соседстве дальних слов я нахожу родство,

мне нравится сближать их смысл и расстоянья.

В.Рождественский

Пояснительная записка


Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком, процессами, которые происходят в языке; желающих изучить язык более глубоко. Продолжительность курса составляет 17 часов.

Актуальность курса

Вопрос о происхождении того или иного слова нередко интересует не только взрослых, но и детей. Этот интерес необходимо всячески поощрять и пробуждать, так как он отражает в большинстве случаев не праздное любопытство, а естественное желание, стремление ребёнка к познанию мира и, в частности, величайшего приобретения человечества – его языка.

Как известно, язык не стоит на месте, он всё время изменяется и развивается. Несмотря на то что изменения языка не всегда видимы «невооруженным взглядом», всё же можно довольно легко установить ( достаточно только научно подойти к языку ), что на протяжении эпох язык, в частности русский, движется по пути постоянных изменений в его фонетической, морфологической, синтаксической и лексической системах. В связи с этим возможно изучение путей развития языка, закономерностей этого развития, законов внутреннего развития языка. Всё это необходимо прежде всего потому, что без этих знаний невозможно понять особенности современного русского языка.

В Стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» указано на то, что понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов относится к материалу, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников, поэтому тема данного элективного курса является актуальной, содержание курса не является только «повторением» изученного.

Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию интереса к языку, развивать навыки исследовательской работы, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи курса:

  1. углубить, расширить и систематизировать знания учащихся в области этимологии как разделе лингвистики;

  2. научить определять происхождение слова по опознавательным признакам;

  3. формировать навыки работы с этимологическими словарями и справочниками.


Ожидаемый результат

Курс будет способствовать:

  • определению учащихся с профилем обучения;

  • развитию познавательного интереса учащихся;

  • развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • формированию аналитических способностей;

  • поиску информации по теме;

  • уважительному и бережному отношению к Слову и к его истории.

Формы, методы и виды деятельности:

  • лекция;

  • эвристическая беседа;

  • лингвистический эксперимент;

  • практикум;

  • работа со словарями;

  • дискуссия;

  • лабораторная работа;

  • редактирование текстов;

  • сообщение учащихся;

  • заочная экскурсия;

  • моделирование текстов.



Учебно-тематический план




Тема

Кол-

во

часов

Виды деятельности

1.

Введение. Этимология как раздел лингвистики



Эвристическая беседа.

Лекция.Решение «этимологических задач»

2.

Словари этимологического анализа



Лекция. Презентация словарей разных учёных-этимологов. Практикум

«Слово под микроско-

пом».

3.

Исконная лексика



Лекция с элементами

практической деятельно-

сти.

4.

Заимствования из других языков



Лекция. Практикум. Ра-

бота со словарями. Сообщения учащихся.

5.

Научная и народная этимология



Лингвистический эксперимент. Интерактивная беседа.

Работа со словарями и

cправочниками.

6.

Приметы заимствований



Заочная экскурсия по

карте заимствований.

Создание схем, таблиц,

опорных конспектов,

таблиц. Практикум (рабо-

та с текстами, моделиро-

вание собственных

текстов).

7.

Отношение к заимствованиям



Дискуссия. Сообщения

учащихся. Анализ проблемных ситуаций.


8.

Обобщающее повторение



Лабораторная работа с использованием словарей.

Рейтинговая письменная

проверочная работа

на выявление умений и навыков:

  • работы с этимологическими словарями и справочниками;

  • нахождения заимствованных

слов в тексте;

  • определение источника заимст-

вования по опозна-

вательным призна-

кам;

  • аргументированно,

последовательно,


системно доказывать свою точку зрения.


Итого




17ч






Содержание курса

Тема 1. Введение. Этимология как раздел лингвистики.

Этимология как наука о происхождении слов. Происхождение слова «этимология». Древнегреческие философы – основатели этимологии. Предмет изучения этимологии. Задачи этимологии (когда, где появилось слово, по какому образцу оно создано, из каких частей; определение древнейшего значения слова).

Связь этимологии с орфографией (солдат от итал. «сольдо»( денежная единица); витамин от лат. «вита»(жизнь) и т.д.)


Тема 2.Словари этимологического анализа.

Авторы этимологических словарей и справочников (А.Г.Преображенский, Макс Фасмер, О.Н.Трубачёв, Н.М.Шанский, Т.А.Боброва и др.).Собственно научные словари и словари, рассчитанные на широкий круг читателей (научно-популярные).

Лингвисты, занимавшиеся вопросами этимологии (Л.В.Успенский, В.А.Никонов,А.Е.Аникина, П.Я.Черных и т.д.).

Приёмы поиска словарных статей в этимологических словарях и справочниках.


Тема 3.Исконная лексика.

Слова, прошедшие путь развития от индоевропейского языка к праславянскому- древнерусскому- собственно русскому языку ( на примере слов «мать», «отец», «брат»). Связь языка с историей общества, страны.


Тема 4.Заимствования из других языков.

Заимствования трёх типов:

  • собственно заимствованные слова (история, свёкла и т.д.)

  • экзотическая лексика (экзотизмы: бай, бек, мадам и т.д.)

  • иноязычные вкрапления (варваризмы: dendi, alma mater, tet-a-tet и т.д.)

Пути заимствований:

  • с новыми предметами и явлениями жизни;

  • при живом общении;

  • через книжные источники.

Освоение заимствований на разных уровнях:

  • на фонетическом;

  • на графическом;

  • на грамматическом.


Тема 5. Научная и народная этимология.

Разграничение понятий «научная» и «народная (псевдонаучная) этимология».


Тема 6.Приметы заимствований.

Фонетические, морфемные приметы заимствований.

Приметы заимствований из:

  • старославянского языка (неполногласные сочетания –ра, -ла, -ре, -ле: «гражданин», «хлад», «злато», «плен» и т.д.; наличие –ра, -ла в абсолютном начале слова: «работа», «ладья» и т.д.; сочетания жд: «одежда», «невежда», «надежда» и т.д.; наличие буквы щ в корне : «освещение»;суффиксы –ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ-; суффиксы: -ыня (-ынь), -тай, -ств и т. д.: богиня, гордыня, рождество, глашатай и т.д.;

  • греческого языка ( финаль –ик,-ос,-ис: «график», «эпос», «тезис»; сочетание –мп,, -пс: «лампа», «олимпиада», «Психея», «Терпсихора» и т.д.);

  • латинского языка ( финаль –ус, -ум, -ция(-ций): «синус», «аквариум», «революция» и т.д.);

  • французского языка ( финаль –он, -ёр, -э, -о, -и: «почтальон», «режиссёр», «кино», «пальто» и т.д.);

  • английского языка ( финаль –ер, -инг: «лайнер», «митинг» и т.д.);

  • немецкого языка ( сочетание шт, шн, шл: «штаб», «шнапс», «шлягер» и т. д.);

  • тюркских языков ( слоговой сингармонизм: «базар», «сундук», «карандаш» и. т.д.).

Развитие умений видеть в словах приметы заимствований («автобус», «аквариум»; «класс», «иллюстрация»; «поэт»; «жюри» и т.д.).


Тема 7.Отношение к заимствованиям.

Споры о «чистоте» языке: «шишковисты», «карамзинисты».


Тема 8.Обобщающее повторение. Проверка знаний.

Обобщение и систематизация изученного. Проведение лабораторной работы с целью подготовки к итоговой рейтинговой письменной работе.


Литература

  1. Аникин А.Е. Из истории русских слов: словарь-пособие.-М., 1993.

  2. Арсирий А.Т, Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч 1.-М.,1963.

  3. Введенская А.А., Колесников Н.П. От серьёзной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии.-М.,1996.

  4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.-М.,1964.

  5. Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов.-М.,1998.

  6. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.-М.,1976.

  7. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи.10 кл.-М.,2005 (этимологический словарь).

  8. Никонов В.А.Словарь русских фамилий.-М.,1993.

  9. Подгаецкая И.М., Постникова И.И, Необъятный мир слов.-1990.

  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.-М.,1997.

  11. Сборник нормативных документов. Русский язык./Сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьева.-М.,2006.

  12. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В.Лёхина, Ф.Н.Петрова.-М.,1997.

  13. Успенский Л.В.Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника.-М.,1964.

  14. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя.-Л.,1967.

  15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь.-М.,2000.

  16. Шанский Н.М. В мире слов.-М.,1978.

  17. Шустрова Л.В.Лексическая стилистика русского языка.-М.,1995.

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconТесты по русскому языку; поэтические загадки
Справочное бюро". Также предлагается поучаствовать в "Дискуссионном клубе", порешать лингвистические задачи в разделе "Конкурсы"...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного курса по русскому языку
Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»
Планирование составлено на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по русскому языку». 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 час
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconКнига для учителя учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под
Все компоненты учебного комплекса теснейшим образом взаимосвязаны – в этом авторы видят необходимое условие эффективного обучения...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Составитель программы: Сычева В. Н. учитель русского языка и литературы моу «Романовская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из...
Программа элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница