Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс




Скачать 124.92 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс
Дата09.11.2012
Размер124.92 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия


Утверждаю

Директор_______М.В.Добряева

«_____»____________20


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

элективный курс

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА

9 КЛАСС


Учитель биологии

Мангутова М.М


2010-2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2005 // Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005.

Согласно учебному плану на первое полугодие 2010-2011 учебного года рабочая программа предусматривает изучение элективного курса объемом 17 часов на базе МОУ Лямбирская СОШ № 2, согласно графику. В связи с этим уменьшено количество часов примерной программы на 1, так как элективный курс в ней был рассчитан на 18 часов.

В рабочей программе проведено перераспределение часов в темах 1 , в связи с уменьшенным количеством часов.




п\п

Название темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

2

3

4

1.

Введение. Методы изучения генетики

2,5

1,5

2.

Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека

2

2

3.

Механизмы наследования различных признаков у человека

3

3

4.

Генетические основы онтогенеза человека

3

3

5.

Основы медицинской генетики

4,5

4,5

6.

Эволюционная генетика человека

3

3

Итого

18

17


Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знании в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики — вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах средней школы.

Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения.

Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции. Следует отметить, что ряд вопросов, изучаемых в данном курсе, носят интегративный характер. Большую роль в его усвоении играют знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла (химии, физики, математики) и общественных дисциплин (географии, обществознания и права).

Таким образом, изучение элективного курса «Генетика человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в психогенетике, медицинской и эволюционной генетике, научиться их грамотно применять.

Приобрести знания:

• об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;

• об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

• о геноме человека;

• о различных механизмах наследования признаков у человека;

• о генетических основах онтогенеза человека;

• о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;

• об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

• об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;

• о модификационной изменчивости в популяциях человека;

• о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.

Приобрести и отработать умения:

• применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens;

• давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;

• решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

• составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

• изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;

• осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;

• работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (9 КЛАСС)

(17 часов, 1 час в неделю)


1. Введение. Методы изучения генетики человека (1,5 ч)


Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения генетики человека.

Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.

Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантностъ признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.

Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.

Биохимические методы.

Метод моделирования.

Метод дерматографики.

Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.

Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.


2. Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека (2 ч)


Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.

Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.

Лабораторная работа 1. Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.

Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».


3. Механизмы наследования различных признаков у человека (3 ч)


Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.

Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.

Сцепленное Наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.

Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.

Цитоплазматическое наследование у человека.

Практическая работа 1. Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».


4. Генетические основы онтогенеза человека (3 ч)


Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения

Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Генетический контроль клеточной пролиферации. Гены и дифференцировка клеток. Гипотеза морфогенетических полей. Детерминация, Индукция, компетенция. Клональная гипотеза цитодифференцировки. Роль генов в морфогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.

Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).

Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность.

Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта».


5. Основы медицинской генетики (4,5 ч)


Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т. д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.

Наследственные заболевания.

Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и т. д.), аугосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия Минковского— Шоффара и т. д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин D-резистентный рахит и т. д.), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).

Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Х и т. д.).

Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.

Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.

Практическая работа 2. Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

Темы для рефератов: «Мутагены антропогенного происхождения»; «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия».


6. Эволюционная генетика человека (3 ч)


Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo saрiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы.

Темы для рефератов: «Происхождение рас и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»; «Клонированис человека: морально-этический и научный аспекты проблемы».


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Дата

проведения

Форма

контроля

Тема

19.09.09

Практическая работа 1

Решение задач по темам: «Генеалогические древа», «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».

24.10.09

Практическая работа 2

Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».

12.12.09

Практическая работа 3

Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

26.09.09

Лабораторная работа 1

Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека).

17.10.09

Лабораторная работа 2

Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.



ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Биологический энциклопедический словарь. / Под ред. М.С. Гилярова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989

  2. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). / Составитель Н.М. Киреева. – Волгоград: «Издательство «Учитель», 2002.

  3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  4. Микроскопы

  5. Мультимедийный компьютер

  6. Оборудование для лабораторных работ

  7. Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004.

  8. Проектор

  9. Проекционный экран

  10. Теоретическая информация из Интернета

  11. Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Похожие:

Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconЭлективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика»
«Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс icon«Решение генетических задач по биологии» Автор программы: Тулаева Ж. П., учитель биологии мкоусош №3
Элективный курс предназначен для реализации в 10-х классах. Курс охватывает основной раздел «Генетика» который являются одним из...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconЭлективный курс по биологии «Генетика человека»
Осведомленность людей в причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconЭлективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика»
«Золотой век». За время, прошедшее от открытия структуры ДНК в 1953 г до появившейся не так давно возможности расшифровать генетический...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconРабочая программа Генетика Код дисциплины по учебному плану опд ф. 6 для студентов специальности 020209. 65 Микробиология г. Иркутск организационно-методический раздел курс «Генетика»
Учитывая то, что курс «Молекулярная биология» изучается только на 4 курсе, необходима серьезная самостоятельная работа студентов...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconЭлективный курс разработан по дисциплине «Детская хирургия»
...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение генетических задач»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9-11 классов. Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики....
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconЭлективный курс по математике 10 класс
«Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»»
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconПояснительная записка Ориентационный элективный курс «Генетика человека»
Этот курс особенно важен для учеников, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних медицинских учреждениях, так как предполагает...
Рабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс iconРабочая программа по биологии 7
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница