Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В




НазваниеТекст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В
страница1/17
Дата20.05.2013
Размер1.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

С. Николаев

Основы САПР измерительных систем

Текст лекций

Таганрог 2002

УДК 681.518.3(075)

Николаев С.В. Основы САПР измерительных систем: Текст лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.  с.

Изложены основные разделы лекционного курса по дисциплине "Основы САПР измерительных систем".

Для студентов специальностей 190900 "Информационно-измерительная техника и технологии", 190304 "Приборы и комплексы экологического мониторинга" и других родственных специальностей, изучающих дисциплину "Основы САПР измерительных систем".

Ил. __. Библиогр.:__ назв.

Печатается по решению редакционно издательского совета Таганрогского радиотехнического университета

Рецензенты:

© Николаев С.В., 2002

© Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2002


Предисловие 5

Тема 1. СТРУКТУРА АСНИ И СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 6

1.1. Системный подход к изучению и проектированию сложных систем 6

1.1.1.  Основные понятия системного анализа 6

1.1.2.  Краткий исторический экскурс системных представлений в науке 9

1.1.3.  Современные направления и школы системных исследований 17

1.2. Системные вопросы проектирования и эксплуатации АСНИ 19

1.2.1.  Жизненный цикл АСНИ 19

1.2.2.  Функции АСНИ как следствие общей стратегии эксперимента 22

1.2.3.  Информационно логическая структура АСНИ 28

1.2.4.  Организация работ по созданию и эксплуатации АСНИ 30

1.2.5.  Стадии создания АСНИ 31

Тема 2. Общая оценка эффективности проектных решений и частные характеристики АСНИ 36

2.1. Общие и частные критерии эффективности 36

2.2. Точностные характеристики 42

2.2.1.  Критерии оценки погрешностей измерения 42

2.2.2.  Погрешность от квантования по уровню 56

2.2.3.  Распространение погрешностей при вычислениях 56

2.2.4.  Оценка полной погрешности системы
(прямая задача суммирования погрешностей) 60


2.2.5.  Распределение погрешностей по звеньям системы (обратная задача оценки погрешностей) 66

2.3. Временные характеристики 68

2.3.1.  Дискретизация по времени: постановка задачи 68

2.3.2.  Оценка погрешности при равномерной дискретизации- восстановлении 76

2.3.3.  Методы дискретизации полосовых (узкополосных) сигналов 83

2.3.4.  Особенности многоканальных измерительных систем 97

Тема 3. Инженерная методика системотехнического проектирования измерительных систем 106

3.1. Методология проектирования 106

3.2. Типы задач проектирования 107

3.3. Этапы решения технических проблем 107

3.4. Управление процессом проектирования (деятельность руководства) 108

3.5. Стадия предпроектных исследований 109

3.6. Стадия технического задания (ТЗ) 109

3.6.1.  Структура ТЗ 109

3.6.2.  Согласование ТЗ 109

3.6.3.  Порядок проведения работ на стадии ТЗ 110

3.7. Стадия технического предложения 110

Тема 4. ОСНОВНЫ ИМИТАЦИОННОГО (компьютерного) МОДЕЛИРОВАНИЯ 111

4.1. Основные понятия 111

4.2. Модели и их классификация 112

4.3. Имитационное моделирование и его этапы 115

4.4. Моделирование системного времени 118

4.5. Организация прогона многомодульных моделей 120

4.6. Построение моделей элементов сложных систем 123

4.7. Метод статистических испытаний 130

4.8. Общая структура модели для анализа погрешности измерительной системы 130

4.9. Общие сведения о моделирующих программах VisSim, MathConnex, Genie 130


Предисловие

Создание информационно-измерительных систем (ИИС) и автоматизированных систем научных исследований и комплексных испытаний (АСНИКИ) предусматривает выполнение системотехнического проектирования, включающего разработку технического задания и технического предложения на компоненты аппаратного и программного обеспечения ИИС и АСНИКИ. Цель настоящей дисциплины – изучение основных приемов системотехнического проектирования, базирующихся на методах математического и компьютерного моделирования.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- ориентироваться в методологических вопросах проектирования ИИС и АСНИКИ;

- знать основные стадии и принципы их проектирования;

- уметь определять (с использованием ЭВМ) основные характеристики ИИС и АСНИКИ и критерии оценки эффективности проектных решений;

- владеть инженерной методикой выполнения проектных работ на этапах разработки технического задания и технического предложения с использованием методов имитационного моделирования на ЭВМ и систем автоматизированного проектирования (САПР).

При изучении лекционного курса следует обратить внимание на следующие моменты.

Цель АСНИ - получение модели объекта, его информационного образа, является типично системной функцией и ее достижение должно в значительной степени базироваться на методах проектирования, вытекающих из системного подхода, стержень которого составляет принцип целостности.

При анализе (описании) сложных систем место теории, в определенном смысле, занимает модель. В связи с этим требуется четкое формулирование исходных допущений и закономерностей (как чисто умозрительных, так и эмпирических), лежащих в основе критериев и оценок, и указание степени и границ адекватности моделей и полученных на их основе оценок.

Важнейшей характеристикой АСНИ является точность получаемых результатов (модели и ее параметров), поэтому в первом приближении проектирование АСНИ на системном уровне может рассматриваться как решение обратной задачи распределения погрешности. Она заключается в нахождении такого распределения погрешностей по блокам и узлам системы, при котором суммарная погрешность не превышает заданной (ограничение) и оптимизируется некоторый частный или обобщенный критерий эффективности (целевая функция). При этом одновременно осуществляется обоснованный выбор управляемых (доступных разработчику) параметров системы.

Рассмотрение характеристик АСНИ (метрологических, временных, информационных и т.п.) опирается на знания студентов, полученные при изучении таких общеинженерных и специальных дисциплин, как теоретические основы ИИТ, электроника, методы и средства измерения, информационно-измерительные системы, микропроцессорная техника и системное оборудование.

С. Николаев
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconУчебное пособие Томск 2002 г. Удк 681. 326(075)
П. Ф. Коробко. Сети ЭВМ и средства телекоммуникций. Учеб пособие. Том политех ун-т,– Томск, 2002. – 170 с
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconКультурных растений курс лекций минск 2002 удк 663/635(075. 8)
Яротов А. Е. Введение в географию культурных растений: Курс лекций – Мн.: Бгу, 2002. – 62 с
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconУчебное пособие Ульяновск 2002 удк 681. 3 (075)
Учебное пособие предназначено для студентов вузов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconIssn 1994-85-81 Общие вопросы образования 4 удк 378: 681. 518 4
«Социальная скорость» как ключевая характеристика актора инновационной экономики 15
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconМировая экономика курс лекций Кемерово 2002 удк: 330 (075)
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор, академик рэа и раен, декан экономического факультета ксхи зотов В. И., кандидат...
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconМетодические указания Николаев, 2005 удк 811. 161. 1 (075. 2) 372. 41 Ббк 81. 411. 2-920 74. 102. 12
Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconКурс лекций Москва «Альтаир» 2010 удк 502(075) ббк 20. 1 Я 7
В. Б. Устьянцева д ф н., проф.; С. Л. Аборина к э н., доцента; М. И. Персица к э н
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconКурс лекций 2-е издание Минск 2004 удк 17(075. 8) Б
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconС ограниченными возможностями учебное пособие Балашов 2002 удк 364+368
Е30 Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. — 80 с
Текст лекций Таганрог 2002 удк 681. 518. 3(075) Николаев С. В iconЭконометрика (авторский курс лекций) у фа -2008 удк 330. 43(075. 8)
Кафедра математического моделирования Башкирского государственного университета, заведующий кафедрой доктор физико-математических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница