Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00




Скачать 279.86 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00
страница1/2
Дата08.11.2012
Размер279.86 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФИЛИАЛ в г. САЛАВАТЕ


Кафедра химико-технологических процессов


Учебно-методическое пособие

по организации и проведению

учебной практики

для студентов специальности 25.04.00


Уфа 2003


Рассмотрены основные положения по организации и проведению учебной практики студентами технологических специальностей. Даны рекомендации для сбора практического материала на технологических установках по физическому разделению нефти, нефтепродуктов и газов.


Составители: Жирнов Б.С., проф., д-р техн. наук

Евдокимова Н.Г., доц., канд. техн. наук

Рафиков Р.Ф., ассистент


Рецензент Белоклокова Т.М., и.о. гл. технолога завода «Синтез» ОАО СНОС, канд. техн. наук


© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2003


ВВЕДЕНИЕ


Современный инженер должен хорошо знать роль и задачи промышленного проектирования и пути решения этих задач, владеть основами расчета типовых процессов и аппаратов. Поэтому одним из этапов обучения в высшем учебном заведении для студентов инженерных специальностей является учебная практика и выполнение курсовых работ и дипломного проекта.

Характерной особенностью системы обучения в вузах России является тесная связь учебы и изучение промышленных процессов через производственную практику.

Особое внимание на развитие у студентов склонностей к самостоятельной работе уделяется при выполнении курсовых работ и дипломного проекта. При выполнении курсовой работы или проекта по изучаемой дисциплине или специализации в задании, как правило, указывается только назначение и мощность проектируемой установки. Студенту самому приходится решать вопрос о выборе того или иного варианта осуществления данного процесса, принятия той или другой технологической схемы установки, ассортимента и качества получаемой продукции и т. д. Это делается с той целью, чтобы не ограничивать его творческий подход при решении поставленной перед ним задачи и дать возможность самостоятельно выбрать наиболее целесообразный вариант оформления процесса. При этом первостепенной становится роль учебной практики, которая позволяет глубже изучить технологический процесс.

Для студентов специальности 25.04.01 учебная практика проводится после изучения таких дисциплин, как «Процессы и аппараты химических производств», «Техническая химия», «Физическая технология топлив», и позволяет на примере технологического процесса закрепить изученный теоретический материал. Основной задачей производственной практики является ознакомление с процессами и аппаратами, технологией физических процессов переработки углеводородного сырья, изучение направлений по совершенствованию этих процессов, повышению эффективности работы какого-либо узла или аппарата, экономии сырья, повышению качества получаемого продукта и т.д., получение студентами практических навыков в организации и управлении технологического процесса; приобретение навыков самостоятельного решения инженерных задач, направленных на улучшение работы узлов и аппаратов установки; сбор и анализ практических данных по технологической установке, необходимых для курсового (дипломного) проектирования.


1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТОПЛИВ»


Дисциплина «Физическая технология топлив» посвящена изучению основ первичных методов переработки нефти, основным физико-химическим и эксплуатационным свойствам нефти и нефтепродуктов, методам подготовки и переработки нефти. При изучении этого курса предусмотрена многоэтапная подготовка студента к практической работе и дальнейшему изучению материала по химическим процессам переработки нефти.

В настоящее время достаточно высокий уровень существующих технологий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности требует квалифицированные кадры, а следовательно, и совершенствования процесса их обучения и подготовки.

Изучение дисциплины «Физическая технология топлив» включает в себя несколько этапов:

Этап 1 - Теоретический. На базе лекционного материала студенты изучают физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов, их классификации, процессы подготовки углеводородных газов и нефти к переработке, технологии первичной переработки нефти (первичная перегонка нефтей на атмосферных и атмосферно- вакуумных установках), вторичную перегонку нефтяных фракций, а также переработку углеводородных газов. Значительное внимание уделено аппаратурному оформлению технологических процессов, вопросам, посвященным экологическим проблемам и охране окружающей среды.

За последние 10…20 лет нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране и за рубежом претерпела значительные изменения в области технологии и аппаратурного оформления процессов подготовки и первичной переработки нефти и газа. Эти изменения находят необходимое отражение при изложении лекционного курса.

Этап 2 - Практический. Включает в себя практические и лабораторные занятия. На данных занятиях в учебной лаборатории студенты исследуют нефть на содержание светлых нефтяных фракций путем разгонки нефти на лабораторной установке. Затем делается анализ полученных фракций.

На практических занятиях студенты изучают методики расчетов технологических параметров технологических процессов, расчеты физико-химических свойств нефтей и нефтепродуктов.

Для более глубокого закрепления пройденного материала проводятся экспресс-опросы, коллоквиумы. Причем существующая в филиале рейтинговая система оценки знаний позволяет наиболее полно учитывать индивидуальную работу каждого студента на занятиях.

Этап 3. Для студентов дневного обучения проводится учебная практика на действующих установках АВТ ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Практика нацелена на то, чтобы по ходу практики студенты вплотную ознакомились с работой промышленной установки АВТ, с ее основными узлами, аппаратами установки, а также основными принципами регулирования режима работы установок, с помощью которых получают нефтепродукты заданного качества. При прохождении практики студентами составляется отчет по практике, с последующей его защитой, при которой студенты должны показать – что нового они узнали непосредственно на производстве.

Этап 4. Завершающим этапом изучения дисциплины является выполнение курсовой работы. При этом студент использует все знания, полученные при изучении дисциплины. В настоящее время увеличивается круг задач по технологиям нефтепереработки, которые решаются с применением ЭВМ. Поэтому технологические расчеты данной курсовой работы проводятся с использованием ЭВМ, что позволяет не только повысить точность и быстроту расчетов, но и получить практические навыки работы на ЭВМ, а существующие на кафедре ХТП программы по расчетам печи, ректификационных колонн и т.д. облегчают этот процесс.

Авторы считают, что такая организация учебного процесса позволяет сформировать более полный фундамент знаний и навыков, необходимых в дальнейшем при изучении специальных дисциплин и в работе на производстве.

Таким образом, комплексное изучение материала по дисциплине «Физическая технология топлив» позволяет подготовить студента к дальнейшему изучению специальных дисциплин, навыкам самостоятельной работы над курсовыми проектами, работе на производстве, поэтому целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических и практических знаний студентов.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ


Перед производственной практикой выпускающей кафедрой организуется производственное совещание студентов с участием заведующего кафедрой, руководителей практики. На производственном совещании заведующий кафедрой знакомит студентов со структурой производственной практики и порядком ее выполнения, установленным на кафедре. Для каждого студента выдается задание на практику с указанием руководителя практики от кафедры и предприятия, где будет проходить практика, и предварительного срока защиты отчета по практике. Объявляются место и сроки прохождения учебной практики.


Руководитель практики от института:

- до начала практики обеспечивает проведение всех организационных мероприятий (инструктаж о порядке прохождения практики, инструктаж по технике безопасности, оформление пропусков и т.д.);

-организует, исходя из учебных программ и планов, совместно с руководителем практики от предприятия обязательные учебные занятия для студентов, а также лекции и семинары по экономике, технологии, управлению производством, охране труда и окружающей среды, инженерной психологии, патентоведению, правовым вопросам и др.;

- осуществляет контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда, контролирует проведение со студентами обязательных инструкций по охране труда и технике безопасности;

- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

- рассматривает отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе и принимает участие в работе комиссий по приему зачетов по практике.


Руководитель практики студентов в цехе (отделе, лаборатории и т.д.) назначается учебным комбинатом предприятия и осуществляет непосредственное руководство практикой:

- организует совместно с руководителем от университета прохождение студентами практики;

- знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологическим процессом, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т.д.;

- вовлекает студентов в научно-исследовательскую и рационализаторскую работу;

- осуществляет контроль за производственной деятельностью практикантов, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;

- обучает студентов-практикантов безопасным методам работы.


Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка:

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии:

- участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;

- вести дневник, в который записывать необходимые цифровые материалы, делать эскизы, зарисовки аппаратов и т.д.;

- представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий.

По окончании практики студент сдает отчет с дифференцированной оценкой комиссии, которая назначается заведующим кафедрой. В состав комиссии входят: преподаватель, ведущий курс специализации, руководитель практики от университета (кафедры) и, по возможности, от предприятия.

В ходе практики студент должен изучать материал, примерный объем которого по каждому разделу представлен ниже.


3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


В этом разделе закладываются основные положения изучаемого (проектируемого) процесса, определяющие его технический уровень и влияющие в итоге на технико-экономические показатели процесса в целом. Технологическая часть дипломного проекта (курсового проекта или курсовой работы) для студентов-технологов занимает примерно половину всего объема проекта. Поэтому данной части проекта здесь уделено особое внимание.

В начале практики студент должен ознакомиться со структурой предприятия (НПЗ), организацией и охраной труда на нем, усвоить взаимосвязь технологических процессов и объектов общезаводского хозяйства. С целью лучшего изучения процесса (установки) в целом в ходе учебной практики студенту необходимо более глубоко изучать литературу по данному процессу, а также периодические издания по отрасли (например, журналы "Химия и технология топлив и масел", "Нефтепереработка и нефтехимия" и др.) за последние 10-15 лет.


Для технологической части отчета по практике необходимо обращать особое внимание на следующие моменты:

1) общее назначение и перспектива развития данного процесса;

2) роль и значимость процесса в схеме цеха, завода. Взаимосвязь установки с другими технологическими установками;

3) первоначальные проектные данные и основные проведенные на установке реконструкции и изменения основных технико-экономических показателей установки после соответствующих реконструкций. План мероприятий, которые направлены на дальнейшее совершенствование установки;

4) характеристика сырья, продуктов процесса и основных реагентов. Требования к ним согласно ГОСТ, ТУ и стандартов предприятия (СГП);

5) технологическая схема установки;

6) материальный баланс установки при различных режимах и качестве сырья. Ассортимент получаемой продукции и области её применения;

7) лабораторный контроль процесса. Периодичность проведения анализов и место отбора проб;

8) технологический режим процесса и его регулирование;

9) пуск и остановка установки и отдельных аппаратов (насосов, компрессоров и т.д.);

10) обслуживающий персонал установки и его обязанности;

11) схемы основного и вспомогательного оборудования и аппаратов. Марки и типы насосов, компрессоров, теплообменной аппаратуры и др.;

12) виды ремонта на установке. Межремонтные пробеги. Порядок подготовки оборудования к ремонту;

13) связь установки с общезаводским хозяйством:

- системой электроснабжения;

- системой пароснабжения;

- системой водоснабжения;

- системой снабжения топливом;

- системой промышленной канализации;

14) передовой опыт инженеров, организация научно-исследовательской и рационализаторской работы.


3.1. Перечень вопросов для самопроверки


3.I.I. Общие сведения по процессу:

1) сущность процесса и его назначение;

2) место и роль установки в схеме завода, производительности установки;

3) связь установки с другими процессами, сырьевым, товарным и другими парками;

4) технологическая схема установки;

5) режимные данные по ректификационному блоку;

6) основные виды перерабатываемого сырья. Требования к сырью и нежелательные примеси в сырье;

7) нормативные и фактические расходы сырья и реагентов на установке;

8) снабжение установки электроэнергией. Основные потребители электроэнергии на установке. Меры по экономии электроэнергии;

9) водоснабжение на установке. Свежая, оборотная и химически очищенная вода на установке;

10) снабжение установки паром. Параметры водяного пара;

11) снабжение установки технологическим и приборным воздухом;

12) снабжение установки газовым и жидким топливом.


3.1.2. Влияние факторов процесса на материальный баланс и качество продукции:

1) материальный баланс установки за прошедшие два-три года;

2) показатели качества основных и побочных продуктов процесса. Методы их контроля;

3) факторы, влияющие на показатели процесса (температура и давление в колоннах, расход сырья, расход водяного пара и т.д.);

4) допустимые пределы изменения основных факторов процесса (см. предыдущий вопрос) и способа их регулирования;

5) возможные пределы отклонения основных факторов процесса от норм и конкретные меры их регулирования;

6) схема автоматического регулирования основных факторов процесса;

7) схема регулирования основных показателей качества продуктов процесса.


3.1.3. Основное и вспомогательное оборудование установки:

1) устройство и назначение колонн отбензинивающей, основной ректификационной, отпарных, вакуумной и основных элементов. Принцип работы ректификационных колонн. Типы тарелок и их к.п.д.;

2) назначение и устройство печей, электродегидраторов и их основных элементов;

3) материалы, применяемые для изготовления аппаратов установки;

4) устройство и принцип работы газосепараторов, принцип регулирования в них уровня фаз, давления и температуры;

5) устройство и работа котлов-утилизаторов;

6) назначение и устройство теплообменной аппаратуры (теплообменников, конденсаторов-холодильников, кипятильников), способы повышения коэффициента в теплообменных аппаратах;

7) устройство, принцип работы топок под давлением;

8) устройство, работа, преимущества и недостатки конструкций трубчатых печей;

9) устройство и работа форсунок, панельных горелок и порядок их включения;

10) выжиг кокса в змеевиках печи, чистка змеевиков печи;

11) существующие способы создания жидкого и парового орошения в колоннах;

12) регулирование температуры, давления и уровня жидкости в колоннах;

13) порядок освобождения колонн от продукта перед ремонтом;

14) вакуумсоздающая система в ректификационных колоннах;

15) система гашения вакуума в колоннах;

16) система пожаротушения ректификационных колонн;

17) основные типы применяемых на установке насосов, компрессоров, воздуходувок и вентиляторов. Выбор и обоснование их в каждом конкретном случае;

18) устройство центробежного и поршневого насосов, порядок их пуска и остановки;

19) причины "сброса" насосов. Устранение аварийных ситуаций при "сбросе" насосов;

20) схема движения технологических потоков в аппаратах;

21) принцип подбора запорной арматуры;

22) конструкция, назначение и эксплуатация предохранительного клапана;

23) виды ремонта на установке и их сроки.

  1   2

Похожие:

Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconМетодические рекомендации По организации и проведению практики для получения первичных профессиональных навыков (“оператор эвм”)
...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconМетодические указания по прохождению производственной (организационно-экономической) практики общие положения, цель и задачи производственной практики Производственная практика студентов,
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей руководителей практики от выпускающей кафедры, руководителей...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое пособие по производственной практике для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело Екатеринбург 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело медицинских вузов и преподавателей...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальности «Юриспруденция» очной и заочной формы обучения
Нотариат : учебно-методическое пособие для организации самост работы студентов специальности «Юриспруденция» очной и заочной формы...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое обеспечение практик специальности 050711 «социальная педагогика»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050711 «Социальная педагогика», специалистам, работающим со...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconМетодическое пособие для студентов медицинского факультета ниу «Белгородский государственный университет»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4 курса лечебного факультета, проходящих летнюю производственную практику...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебная и производственная практики студентов специальности “радиофизика и электроника” Учебно
Учебная и производственная практики студентов специальности «Радиофизика и электроника»: учебно-методическое пособие. Иркутск: гоу...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История»....
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие по организации и проведению учебной практики для студентов специальности 25. 04. 00 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 160905-03
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного обучения специальности 160905-03 "Эксплуатация транспортного радиооборудования"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница