Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями»




Скачать 137.04 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «введение в управление технологиями»
Дата08.11.2012
Размер137.04 Kb.
ТипПрограмма


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



Согласовано


_______________________

Утверждаю


______________________

Руководитель ООП

по направлению 220700


Зав. кафедрой АТПП

доц. А.А. Кульчицкий



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯМИ»


Направление подготовки:220700 Автоматизация технологических процессов и производств


Профиль подготовки: Автоматизация технологических процессов и производств в металлургии


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Форма обучения: очная


Составители:

Профессор каф. АТПП Ю.В. Шариков

Ассистент каф. АТПП П.А. Петров


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – освоение студентами, обучающимися по профилю «Автоматизация технологических процессов и производств», основ создания, развития систем управления, теории информации, управления технологиями.


Задачи дисциплины – ознакомление студента с основными сведениями по истории возникновения современного состояния и перспективами развития теории информации и автоматики и внедрение их в различные области техники.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина относится к вариативной части ествественнонаучного цикла для подготовки по профилю «Автоматизация технологических процессов и производств», является дисциплиной по выбору.

Для успешного усвоения дисциплины приобретения необходимых знаний, умений и компетенций к началу изучения дисциплины «Введение в управление технологиями» студент должен обладать соответствующими знаниями, умениями и компетенциями, полученными им при освоении Учебных дисциплин: Математики, Физики, Химии, Информационных технологий, Инженерной и компьютерной графики.

Учебная дисциплина «Введение в управление технологиями» является предшествующей для ряда учебных дисциплин по направлению подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств», профилю подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств» и на основе знаний, умений и компетенций, приобретенных студентом в процессе ее освоения формируются соответствующие знания, умения и компетенции для последующих учебных дисциплин. К таким дисциплинам относятся: Математические методы обработки данных, Теория автоматического управления, Средства автоматизации и управления.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет культурой мышления, (ОК–1);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

    способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • способностью собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-1);

  • способностью применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов, современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых технологий (ПК-5);

  • способностью участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры их взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности (ПК-6);

  • способностью участвовать в разработке математических и физических моделей процессов и производственных объектов (ПК-17);


В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • кибернетические основы построения автоматических систем управления;

  • физические основы формализации процессов управления промышленными объектами;

  • основы метода передачи и обработки информации в системах управления.

    Уметь:

  • применять системный подход при решении задач синтеза автоматических систем управления;

  • уметь анализировать динамические свойства систем управления;

  • правильно оценивать эффективность функционирования систем передачи и обработки информационных потоков.




    Владеть:

  • основами методо передачи и обработки информации в системах управления;

  • методами анализа динамических свойств систем управления;

  • методами контроля и управления техническими системами.

  • понятийно- терминологическим аппаратом в области автоматизации технолигических процессов и производств.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы

18

18

Реферат

22

22

Другие виды самостоятельной работы

30

30

Домашнее задание

30

30

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение

Кибернетика – как наука об управлении сложными динамическими системами. Цели и задачи кибернетики. Кибернетическая система. Теория автоматического управления – раздел кибернетики. Человек и автомат. Система и системный подход.

2.

Информация и энтропия

Информационные потоки, циркулирующие в кибернетических системах. Количественная оценка информационных процессов. Энтропия дискретных сообщений, ее основные свойства. Условная энтропия. Информация. Энтропия непрерывного сигнала. Качество информации. Способы передачи и обработки информации. Сигнал. Алгоритм. Кодирование сообщений. Двоичный код. Помехозащитные коды.

3.

Автоматическое управление

Управление, управляющее и возмущающее воздействие на объект. Цель управление, ее формализация. Система управления. Основные принципы управления. Разомкнутая и замкнутая системы управления. Комбинированная система управления с прямой и обратной связью. Преимущества и недостатки различных систем управления. Элементы систем автоматического управления: измерительной, управляющей и исполнительной. Объект управления, его динамические свойства. Математическое описание преобразования выходных воздействий: дифференциальные уравнения и временные характеристики. Системы автоматического управления. Примеры системы автоматического управления. Классификация систем автоматического управления и перспективы их развития

4.

Вычислительная техника и управление

Обработка информации с помощью цифровых вычислительных машин и микропроцессорной техники. ЭВМ как дискретный тактовый автомат. Специализированные управляющие машины. Использование ЭВМ в адаптивных системах управления. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи.

5.

Человеко-машинные системы (СЧМ)

Структура СЧМ и ее основные характеристики. Основные типы СЧМ. Симбиоз человека и машины. Оператор как неотъемлемая часть человеко-машинной системы. Основные требования к оператору как к звену СЧМ. Разделение труда между человеком и автоматом. Биоэлектрическое управление. Человек и система. Перспективы использования искусственного интеллекта в системах автоматического управления.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Математические методы обработки данных

+

+

+

+

-

2.

Теория автоматического управления

+

+

+

+

+

3

Средства автоматизации и управления

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение

2










10

12

2.

Информация и энтропия

4

6







12

22

3.

Автоматическое управление

4

6







12

22

4.

Вычислительная техника и управление

4










20

24

5.

Человеко-машинные системы (СЧМ)

4

6







18

28

Итого:

18

18







72

108


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусматривается

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Энтропия непрерывного сигнала. Кодирование информации

6

2.

3

Типы систем управления, их достоинства и недостатки

6

3.

5

Система человек-машина

6

Итого:

18


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Не предусмотрены.

Примерные темы рефератов:

  1. Кибернетические системы и информационные потоки.

  2. Система управления и элементы автоматического управления.

  3. Вычислительные устройства в системах управления.

  4. Роль обратной связи в современных системах управления.

  5. Математические модели в системах управления.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Власов К. П. Теория автоматического управления. Учебное посо­бие. X.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007 – 526 с.

  2. Ковалев В.И., Схиртладзе А.Г., Борискин В.П. История техники: Учебное пособие. - Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006. – 336 с.

  3. Полупан А.В. Диагностирование технических объектов. - М.: Машиностроение-1, 2006. – 294 с.


б) дополнительная литература

  1. Шариков Ю.В., Белоглазов И.Н., Фирсов А.Ю. Моделирование процессов и объектов в металлургии: Учеб. посо­бие / Санкт-Петербургский государ­ственный горный институт (технический университет). СПб, 2006. – 83 с.

  2. Холоднов В.А., Дьяконов В.П., Иванова Е.Н., Кирьянова Л.С. Математическое моделирование и оптимизация химико-технологических процессов: Практическое руководство. — СПб.: АНО НПО «Профессионал», 2003. – 480 с,

  3. Гринин А.С., Орехов Н.А., Новиков В.Н. Математическое моделирование в экологии: Учеб. по­собие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 269 с.


в) программное обеспечение:

1. Windows XP.

2. Microsoft Office.

3. Mathcad.

4. MATLAB.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Занятия по дисциплине проводятся в специально оборудованных аудиториях и с применением персональных компьютеров.

Компьютерный класс – ауд. 6502. В компьютерном классе установлены 12 компьютеров P4, лазерный принтер. На стенах вывешены наглядные пособия с основными программами по специальным дисциплинам. В классе проводятся занятия в соответствии с расписанием, а также выполняются курсовые и дипломные проекты по направлению подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств». В классе одновременно могут заниматься до 18 человек, из них 12 человек непосредственно за компьютерами.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Для успешного изучения дисциплины студент должен посещать все занятия. Лекции читаются с использованием интерактивных средств обучения, практические работы выполняются на персональных компьютерах. В случае возникновения недопонимания материала, студент может воспользоваться методическими пособиями как по лекционному материалу, так и по практическим занятиям, а также посещать консультации преподавателей.


Задания студент выполняет самостоятельно на практических занятиях или дома. Следующее задание выдается только после защиты предыдущего. С целью промежуточной проверки знаний проводится контрольная работа. Студенты, пропускающие занятия, получают дополнительные домашние задания и пишут реферат.


Разработчики:

Горный университет




Профессор

каф. АТПП




Ю.В. Шариков

(место работы)





(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)


Горный университет




Ассистент

каф. АТПП




П.А. Петров

(место работы)





(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)


Эксперты:













Горный университет




и.о зав. каф.АТПП




А.А. Кульчицкий

(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)



Похожие:

Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconПрограмма учебной дисциплины «введение в управление технологиями»
Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями»
«Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах»
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа дисциплины «управление технологиями обогащения минерального сырья»
И о возможностях управления технологиями обогащения для целенаправленного изменения качества получаемой готовой продукции
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины б 01 Информационные технологии в образовании
Ознакомление студентов с основами современных технологий сбора, обработки и использования информации, с новыми информационными технологиями...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями» Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Овладение основными методами и технологиями интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо современному предпринимателю. Получение...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями» Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Овладение основными методами и технологиями интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо современному предпринимателю. Получение...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconПрограмма учебной дисциплины «Политическое управление и политические технологии»
Целью освоения учебной дисциплины «Политическое управление и политические технологии» является формирование у слушателей теоретических...
Программа учебной дисциплины «введение в управление технологиями» iconРабочая программа учебной дисциплины в. Дв 1 Управление проектами в образовании (наименование учебной дисциплины) Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница