Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год




Скачать 381.9 Kb.
НазваниеАнализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год
страница1/2
Дата08.11.2012
Размер381.9 Kb.
ТипДокументы
  1   2
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПЕДОГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ДО 2005 ГОДА


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми обслуживает микрорайон со стабильным населением и обучает детей рабочих и служащих промышленных предприятий Мотовилихинского района и города, работников различных государственных предприятий, образовательных учреждений, а также коммерческих предприятий.

Всего в школе в 2005 – 2006 учебном году будет обучаться 1070 учащихся.

Педагогический коллектив состоит из 80 педагогов, из которых 15 учащихся имеют высшую категорию, более половины педколлектива – 1 квалификационную категорию. В школе работают 2 заслуженных учителя РФ, 20 отличников просвещения РФ, победители и призеры конкурса «Учитель года» в различных номинациях. Коллектив характеризуется стабильностью, достаточным уровнем профессионализма, обладает потенциалом для дальнейшего профессионального роста.

Положительное влияние на профессиональное развитие педагогов оказывает многолетнее сотрудничество с преподавателями ряда кафедр и научными коллективами ПГПУ и ПОИПКРО.

В течение ряда лет школа реализует программы углубленного изучения английского и французского языков и предметов образовательной области «Искусство». Однако, педагогический коллектив добивается высоких результатов обучения и в других предметных областях, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ как по обязательны предметам, так и по предметам по выбору; поступление выпускников школы в вузы как гуманитарного, так и естественно-научного профилей; успешные выступления учащихся на предметных олимпиадах и конкурсах научных работ.

Большое внимание уделяется физическому развитию учащихся. Ученики школы являются участниками и призерами спортивных соревнований различного уровня. Основные направления дальнейшего развития школы достаточно четко прослеживаются в результате анализа хода реализации программы развития до 2005 года.

Программой, разработанной на период с 2000 до 2005 года, было предусмотрено проектирование развития школы как образовательной системы с гуманитарным типом образовательного процесса. Такой подход обусловил выбор предметов для углубленного изучения из гуманитарных образовательных областей. Своеобразие школы заключается в том, что на первой-третьей ступенях обучения существуют классы с углубленным изучением иностранного языка и предметов образовательной области «Искусство».

Генеральной целью развития было определено построение модели школы фундаментального общего образования с углубленным изучением ряда предметов, учебного заведения, создающего условия для развития детей с достаточно высоким творческим потенциалом, формирующего личность, ориентированную на мировую и национальную культуру, склонную к организаторской деятельности и владеющую высокой коммуникативной культурой.

Основными направлениями деятельности педколлектива по реализации программы развития являлись:

- гуманитаризация образования при сохранении в качестве базовой идеи фундаментального образования;

- обеспечение углубленного изучения иностранного языка и предметов художественно-эстетического цикла;

- создание условий для интеллектуального и личностного развития учащихся;

- совершенствование системы воспитательной работы.

На первом этапе работы по реализации программы развития особое внимание было уделено обновлению нормативной базы школы.

В соответствии с основными направлениями программы развития проводилась работа по коррекции содержания образования. Учебные планы классов с углубленным изучением предметов были составлены в соответствии с изменениями в организации образовательного процесса. Учителями иностранного языка и предметов образовательной области "Искусство" была проведена работа по адаптации программ углубленного изучения к условиям образовательного процесса в школе.

В целях обеспечения условий для успешного личностного и интеллектуального развития школьников была создана школьная медико-социальная, психолого-педагогическая служба, в задачи которой входит проведение систематической работы по обеспечению сопровождения развития ребенка, сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения в школе.

Работа с педагогами осуществлялась как через методические объединения, так и путем организации творческих групп учителей, работающих над проблемами, актуальными для развития школы: "Обновление содержания образования на 1 ступени", "Мониторинг учебного продвижения учащихся", "Я" - концепция педагога и ее развитие". Учителя - члены творческих групп изучали теоретический материал по проблематике работы группы, проводили открытые уроки, готовили выступления на заседаниях педагогического совета школы.

Организация поисковой, научно-исследовательской деятельности учащихся осуществлялась через работу НОУ.

В области воспитания решались задачи обеспечения системного подхода к организации воспитательной работы, возрождения системы ученического соуправления, интеграции воспитательной работы и дополнительного образования.

На втором этапе работы по реализации программы развития школы решались задачи организационного и программно-методического обеспечения углубленного изучения предметов.

При разработке учебного плана школьный компонент был использован на поддержку основных предметов (русский язык, математика, иностранный язык), а также на обеспечение реализации программ углубленного изучения отдельных предметов.

В целях совершенствования методологической базы углубленного изучения предметов была создана концепция иноязычного образования, а также концепция преподавания предметов образовательной области "Искусство".

Программно-методическое обеспечение углубленного изучения данных предметов было дополнено разработанными учителями школы программами спецкурсов по иностранному языку и программой интегрированного курса по предметам образовательной области "Искусство".

В результате координации работы различных структурных подразделений и специализированных служб сложилась определенная система мониторинга, позволяющая отслеживать эффективность работы коллектива по следующим направлениям: успешность обучения школьников, результативность воспитательной системы школы, интеллектуальное и личностное развитие учащихся, состояние здоровья школьников. профессиональное самоопределение выпускников, успешность педагогической деятельности, в том числе, повышение профессионального мастерства педагогов школы, степень удовлетворенности учащихся школой. Сравнительный анализ данных мониторинговых исследований по указанным направлениям за первые три года работы по реализации программы развития выявил положительную динамику по большинству объектов мониторинга.

В результате работы в школе аттестационной комиссии департамента образования и науки администрации Пермской области в мае 2002 года было установлено, что "содержание, уровень и качество обучения и воспитания учащихся первой, второй и третьей ступеней обучения, а также подготовка выпускников средней школы №127 г. Перми превышают требования государственных образовательных стандартов. Решением аккредитационной коллегии департамента образования и науки Пермской области от 11.06.2002 г. школе был присвоен статус "Школа с углубленным изучением отдельных предметов".

На третьем этапе работы по реализации программы развития школы была продолжена работа по обновлению содержания образования. Педагогами школы осваивались новые программы и УМК, соответствующие требованиям, предъявляемым к современному школьному образованию. Учителями иностранного языка были разработаны программы спецкурсов "Теория и практика перевода", "Деловой английский", "Деловой французский", "История и культура изучаемого иностранного языка".

Совершенствование методов и форм обучения велось в направлении внедрения коммуникативно-направленного, деятельностного обучения, способствующего развитию у учащихся ключевых компетенций в процессе школьного образования.

Была разработана и внедрена система текущего контроля качества обученности по отдельным видам речевой деятельности по иностранному языку, позволяющая отслеживать как эффективность профессиональной деятельности педагогов, так и динамику учебного продвижения отдельных учащихся. С 4 по 8 класс, а также в 10 классе по итогам учебного года проводится промежуточная аттестация по иностранному языку в форме тестирования и собеседования по изученной тематике. При проведении текущего контроля по профильным предметам в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла помимо традиционных форм (проверочная работа, тестирование, подготовка и защита рефератов) широко применяются творческие отчеты, викторины, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.

Важным фактором мотивации учащихся к изучению иностранного языка педколлектив считает сложившуюся в школе систему внеклассной работы, включающую проведение традиционных английских и французских праздников, конкурсов стихов на иностранном языке, литературных вечеров, посвященных великим французским и англоязычным писателям, викторин "Знаешь ли ты страну изучаемого языка?", интеллектуальных игр "Пентагон", "Что? Где? Когда?" на английском и французском языках и др. Работа старшеклассников в секциях английского и французского языков школьного НОУ позволяет страшим школьникам освоить основы самостоятельной исследовательской деятельности на иностранном языке, развивает умения подготовки публичных выступлений, ведения дискуссии и т.п.

В настоящее время в классах с углубленным изучением иностранного языка при разработке учебного плана приоритет отдается образовательной области «Филология», выделены дополнительные часы на изучение иностранного языка с первого класса, с седьмого класса введен второй иностранный язык. Обучение иностранному языку ведется по программам, рекомендованным Министерством образования РФ для школ с углубленным изучением иностранного языка (авторы – Сафонова В.В., Анурова И.В., Григорьева Е.Я.), отражающим культурологический подход к иноязычному образованию на коммуникативно-ориентированной основе обучения, а также по программам спецкурсов и практикумов (по страноведению, деловому английскому и французскому языкам, грамматике). На третьей ступени образования учащимся предлагаются элективные курсы «Практическая грамматика» и «Латинский язык». На уроках используются учебные комплекты таких авторов, как И.Н. Верещагина, В.П. Кузовлев, В.В.Сафонова, Н.М. Касаткина, Н.А. Селиванова; зарубежные учебные пособия по грамматике, страноведению, которые способствуют обеспечению необходимого содержания образования по иностранному языку.

За период работы над реализацией программы развития школы ее учащиеся неоднократно становились призерами олимпиад по иностранному языку, а также конкурсов научно-исследовательских работ учащихся. Учащиеся классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла принимают участие и становятся лауреатами творческих конкурсов и смотров на уровне района и города.

Качество подготовки выпускников по предметам углубленного обучения отражается в стабильно высоких результатах итоговой аттестации по иностранному языку и предметам образовательной области "Искусство".

Ежегодно выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на факультеты и специальности, связанные с иностранным языком: факультет иностранных языков ПГПУ, ПГУ, гуманитарный факультет ПГТУ.

Среди задач преподавания в школе предметов образовательной области "Искусство" приоритетными являются следующие задачи:

  • сформировать у учащихся знания, умения и навыки в области культуры и искусства;

  • сформировать потребности творчества в учебной и трудовой деятельности;

  • сформировать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Образовательными компонентами образовательной области "Искусство" являются: мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка, театральная педагогика, организация досуга.

Среди выпускников классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Искусство" есть студенты Академии живописи, ваяния и зодчества, музыкального училища, ПГИИК.

На завершающем этапе работы по реализации программы развития школы большое внимание уделялось созданию условий для творческого и профессионального развития педагогов школы. Учителя всех предметов регулярно обучаются на курсах повышения квалификации при ПГПУ и ПОИПКРО. Фактором стимулирования профессионального развития учителей стала деятельность школы в качестве опорного учреждения ПОИПКРО по методической работе, а также участие в работе временных творческих коллективов. Рассматривая итоги работы коллектива школы в соответствии с разработанными критериями эффективности реализации программы развития, можно констатировать следующее:

1. В течение последних лет отсутствует отрицательная динамика состояния физического и психического здоровья учащихся, а по ряду показателей наметилась положительная динамика (сокращается количество детей, имеющих хронические патологии, снизились показатели нарушения остроты зрения, нарушения осанки, патологии желудочно-кишечного тракта и т.д.).

2. Результативность обучения, фиксируемая в процессе текущего и итогового контроля, является стабильной, а по некоторым предметам: русский язык, история, биологи физика, обществознание показатели обученности повысились. За последние два года отмечается положительная динамика по такому важному показателю качества образования, как успешное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научно-исследовательских работ учащихся. По предметам углубленного изучения учащиеся 9-х и 11-х классов показывают стабильно высокие результаты на итоговой аттестации.

3. Вырос процент выпускников, поступающих в вузы (с 52 до 59%), в том числе увеличилось количество выпускников, поступивших на бюджетное обучение. Ежегодно увеличивается число выпускников, выбравших для продолжения образования факультеты и специальности, связанные с предметами углубленного изучения.

4. Профессиональное самоопределение генерального большинства учащихся выпускных классов является предпосылкой их социально-значимой самореализации.

5. Ежегодно отмечаемое увеличение количества учащихся, проживающих вне микрорайона школы, свидетельствует о росте авторитета школы в районе и городе.

6. В школе сформирована воспитательная система, решающая следующие основные задачи: формирование самостоятельности, инициативности, чувства ответственности, правового самосознания у детей; развитие познавательного интереса учащихся; создание условий для духовного и художественно-эстетического развития школьников и др.

7. Расширяется сфера деятельности НОУ за счет вовлечения в научно-исследовательскую деятельность учащихся не только старших классов, но и второй ступени.

8. В результате проведенных исследований по методикам САН и СОПК отмечаются достаточно высокие результаты нравственно-психологического климата в педколлективе.

9. За последние годы повысился уровень квалификации педагогов школы (67%учителей, осуществляющих обучение в классах повышенного уровня, имеют высшую и первую квалификационные категории). За последние три года на курсах повышения квалификации, разного рода тематических курсах обучались до 25% педагогов ежегодно, в том числе, в обязательном порядке преподаватели иностранного языка.

10. Проводимые ежегодно опросы учителей, школьников родителей свидетельствуют об удовлетворенности большинства субъектов образовательного процесса качеством предоставляемых образовательных услуг. Вместе с тем, ряд учащихся и их родителей высказывают пожелание организации углубленного изучения и других предметов.

11. По результатам внешней экспертизы содержания образования и качества подготовки школьников (государственной аттестации в мае 2002 года и тематической проверки комитета по образованию и науке администрации г. Перми в октябре 2003 года) установлено, что деятельность ОУ строится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и содержание образования в условиях углубленного изучения ряда предметов.

Обсудив результаты работы по реализации программы развития школы до 2005 года и проанализировав образовательные запросы социума, педагогический коллектив школы принял решение о целесообразности дальнейшего развития образовательной системы школы в выбранном направлении с учетом новых задач, определяемых концепцией модернизации российского образования и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ


Среди приоритетных задач, требующих решения для достижения основной цели качественного изменения образования, концепцией модернизации российского образования предусмотрены такие задачи, как усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, русского и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности и др. Эти задачи полностью совпадают с приоритетными направлениями деятельности коллектива школы в последние годы. Реализация программ углубленного изучения иностранного языка и предметов образовательной области «Искусство» способствует формированию у учащихся коммуникабельности, толерантности, готовности к межкультурному взаимодействию.

Методологической основой системы иноязычного образования в школе является культурологический подход, предусматривающий овладение содержанием образования по иностранному языку не только и не столько через изучение его отдельных аспектов, сколько через познание иноязычной культуры, хранителем которой является язык; осмысление родной культуры при помощи средств иностранного языка; формирование у учащихся представления о единстве европейского и мирового культурного пространства при многообразии национальных культур.

Основной целью углубленного изучения предметов образовательной области "Искусство" является формирование художественной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого, повышение уровня значимости культуры и искусства в образовании учащихся.

Таким образом, коллектив школы стремится к формированию культурной личности, усвоившей основные тенденции мирового культурного процесса и осознавшей себя в нем.

Вместе с тем, приоритетной остается задача обеспечения современного фундаментального образования, способствующего получению выпускниками возможности широкого выбора дальнейшего образовательного маршрута в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями, а также на основе знаний о реальной ситуации на рынке труда.

Основной целью воспитательной системы школы является воспитание и развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Большое внимание уделяется в школе организации исследовательской деятельности учащихся, в которую вовлечены не только старшеклассники, но и ученики I и I ступеней образования. В дальнейшем предполагается расширить сферу деятельности школьного НОУ как за счет увеличения количества предметных секций в соответствии с запросами и интересами учащихся, так и путем привлечение большего количества учеников разных ступеней обучения к научной деятельности, обеспечения преемственности в организации самостоятельной исследовательской работы школьников на разных этапах обучения.

Основные задачи своей деятельности коллектив школы видит в достижении условий максимальной комфортности для каждого ученика, обеспечении творческого и интеллектуального развития личности в процессе школьного образования.

Важная роль принадлежит школьной медико-социальной психолого-педагогической службе, организующей сопровождение учащихся в течение всех лет обучения и мониторинг их физического и психического развития, а также процессов, связанных с социализацией личности в ходе школьного образования. Одним из основных направлений своей деятельности коллектив школы считает обеспечение позитивной социализации школьников, способности и готовности стать активными членами современного общества.

Перспективы дальнейшего развития коллектив школы видит в совершенствовании системы углубленного изучения предметов, в частности, через сопряжение их программ, более глубокую интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможности выбора предметов для углубленного изучения, что соответствует образовательным запросам определенной части учащихся и их родителей.

Решение этих задач требует более тесного взаимодействия педагогов смежных предметов. Возрастает роль педагога не только как предметника, но как человека, формирующего личность ребенка, передающего учащимся фундаментальные человеческие ценности.

Переход от знаниевого подхода в образовании к компетентностному требует изменения педагогического сознания учителя, переосмысления им своей профессиональной цели и социальной миссии. Формирование ключевых компетенций, как одна из основных задач образовательной деятельности, требует от современного учителя нового уровня знаний не только своего предмета, но и психологии, а также общей и социальной педагогики. Эффективное образование сегодня - это процесс, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся, который предполагает переход от концепции преподавания как вербальной передачи информации к концепции преподавания как содействия развитию. В наши дни, как считает известный британский педагог и психолог Дж. Равен, «...для эффективной педагогической деятельности важна, прежде всего, управленческая, а не дидактическая компетентность», дающая учителю возможность руководить процессами роста и развития детей. Это диктует необходимость использования принципиально новых подходов к обучению и профессиональному развитию педагогических кадров.

Важным аспектом работы по развитию образовательной системы школы остается совершенствование управления образовательным процессом на основе новейшей теории и практики менеджмента, работы с персоналом, проведения социологических и маркетинговых исследований, использования современных средств обработки и анализа информации.

Генеральной целью развития школы является построение модели общеобразовательного учреждения фундаментального образования, предоставляющего своим ученикам возможности для углубленного изучения предметов в соответствии с их способностями и познавательными интересами; формирование личности, способной к самореализации в условиях современного общества, готовой к гуманистически ориентированному выбору, обладающей многофункциональными компетентностями, что обеспечивает ей возможность самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной сферах жизни. Достижение этой цели возможно, на наш взгляд, при условии применения компетентностного подхода к образовательному процессу в целом.

В понимании сущности и содержания образовательного процесса на современном этапе мы опираемся на мнение докт. пед. наук, проф. В.В. Краевского и докт. пед. наук А.В. Хуторского, определяющих сущность образования как «целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный». Содержание образования выступает как «педагогически адаптированный социальный опыт» и включает в себя все элементы, присущие человеку, «приобщенному ко всему богатству современной культуры. В этом случае содержание образования включает в себя не только знания и опыт осуществления определенных способов деятельности, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ


В течение ряда лет педколлектив школы отрабатывал модель образовательной системы с гуманитарным типом образовательного процесса. Такой подход определил выбор предметов для углубленного изучения из гуманитарных образовательных областей (иностранный язык и предметы художественно-эстетического цикла), изучение в классах всех типов мировой художественной культуры. Однако, статус школы с углубленным изучением отдельных предметов обеспечивает механизм реализации программ повышенного уровня из других образовательных областей, что соответствует образовательным запросам части учащихся и их родителей, выявленных в ходе исследования степени удовлетворенности уровнем и качеством образования различных субъектов образовательного процесса.

Методом качественного изменения образовательной системы школы выбирается метод трансформации (эволюции) образовательного процесса с целью выведения его на более высокий уровень, отвечающий требованиям к современному образованию.

Основными принципами образовательной стратегии школы являются:

  1. Принцип гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

  2. Принцип дифференциации обучения в соответствии со склонностями, интересами и способностями обучающихся.

  3. Принцип непрерывности и преемственности, который просматривается не только в выборе программ и методов обучения и воспитания, но и в логике развития образовательной системы в целом.

  4. Принцип индивидуализации образовательного процесса, выраженный в использовании как разнообразных форм, так и различного содержания образовательного процесса с учетом цели развития отдельных групп учащихся, а также каждого ребенка.

  5. Постепенной замены пассивного усвоения знаний активным за счет использования деятельностных технологий обучения.

  6. Принцип активизации роли всех субъектов образования (дети, родители, педагоги) в осуществлении качественного изменения образовательного процесса в школе.

  7. Признания приоритетности воспитания в образовательном процессе.

Достижение генеральной цели развития требует решения ряда задач, которые можно разделить на следующие основные группы: задачи обучения, воспитания, развития, обеспечения позитивной социализации личности в процессе школьного образования, задачи профессионального развития педагогов, управления, укрепления материально-технической базы. Приоритетными направлениями развития школы являются:

  • Воспитание

  • Содержание образования

  • Здоровьесбережение

  • Социализация

В области воспитания предстоит решить следующие задачи:

- расширение состава субъектов воспитания, обеспечение эффективного сотрудничества с учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, ОВД, а также общественных организаций;

- разработка и реализация целевых программ «Интеллект», «ЗОЖ», «Творчество», «Профессиональное самоопределение», «Школа для родителей» и др.;

- совершенствование деятельности ученического самоуправления;

- обеспечение преемственности в системе самоуправления и воспитательной системе в целом через укрепление и формирование новых школьных традиций;

- развитие системы дополнительного образования.

В области содержания образования:

- осуществление практической работы по совершенствованию содержания образования в соответствии с концепцией модернизации образования: включение в учебный план школы предметов, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, экология, психология и др.), апробация новых учебных программ и учебников, ориентация контроля усвоения учебного материала по различным предметам на формат ЕГЭ;

- совершенствование системы углубленного изучения иностранного языка и предметов художественно-эстетического цикла, создание условий для введения углубленного изучения других предметов в соответствии с запросами учащихся и их родителей;

- введение иностранного языка и информатики в учебный план начальной школы независимо от типа класса;

- разработка новой модели школы III ступени, создание научно-методических, кадровых и материально-технических условий организации профильного обучения;

- совершенствование мониторинга условий, хода и результатов образовательного процесса, создание единой системы отслеживания учебного продвижения, интеллектуального личностного развития каждого учащегося;

- введение в образовательный процесс новых информационных технологий в сфере обучения, управления, методической работы;

- активное участие в эксперименте по отработке тесовых технологий государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.

В области здоровьесбережения:

- устранение перегрузки учащихся за счет оптимизации объема содержания;

- использование здоровьесберегающих технологий;

- увеличение количества часов на изучение физической культуры, увеличение количества спортивных секций в школьной системе дополнительного образования;

- пропаганда здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания школьников;

- совершенствование системы мониторинга физического и психического здоровья учащихся.

В области социализации:

- осуществление деятельностного подхода к организации жизнедеятельности учащихся;

- создание эффективной системы подготовки школьников к социальной адаптации;

- совершенствование системы допрофессиональной подготовки и профориентации

В области методического обеспечения образовательного процесса:

- создание целевой программы курсовой подготовки педагогов в соответствии с целями и задачами развития школы, а также с учетом перспективы их личного профессионального развития;

- создание условий для творческого роста педагогов;

- создание системы мониторинга кадрового обеспечения школы и профессионального развития учителей.

В области управления:

- усиление роли государственно-общественного управления школой через включение в этот процесс учащихся, их родителей, представителей общественности;

- рационализация использования бюджетных и внебюджетных средств;

- обновление нормативно-правовой базы школы в связи с задачами модернизации;

- организация разработки целевых подпрограмм и руководство ходом их реализации;

- совершенствование системы морального и материального стимулирования достижения высоких результатов педагогической работы;

- координация деятельности всех структурных подразделений школы;

- осуществление мониторинга хода реализации программы развития и соответствующих подпрограмм и своевременная коррекция планов работы на основе анализа ситуации.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Неоднородность контингента обучающихся, сложность структуры образовательного процесса в условиях школы фундаментального общего образования и углубленного изучения отдельных предметов определяют особую важность начального этапа школьного образования для каждого ученика. На первой ступени образования (этап развития, 1-4 классы) учащимся должны быть предоставлены равные стартовые возможности: изучение наряду с традиционными для начальной школы предметами иностранного языка, информатики, а также интегрированного курса «Геометрия и конструирование». Особое внимание должно уделяться формированию мотивации к учению, умений самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, основам рефлексии), привитию навыков работы с различными источниками знаний, написания небольших творческих работ реферативного характера, формированию коммуникативной культуры: навыков публичных выступлений, бесконфликтного общения, коллективной деятельности и др. Важную роль в этом процессе играют обязательные психологические занятия, а также мониторинг интеллектуального и личностного развития учащихся, осуществляемый школьной медико-социально-психолого-педагогической службой.

На второй ступени обучения (этап ориентации,5-9 классы) осуществляется создание прочной навыковой базы по всем образовательным областям и углубленное изучение отдельных предметов в зависимости от типа класса. На этом этапе важно развивать у учащихся умения самостоятельно получать знания и организовывать собственную познавательную деятельность, формировать у учащихся умения конспектировать, слушать лекции, писать рефераты, выполнять творческие проекты. Целесообразным представляется более широкое привлечение учащихся средней ступени к работе в школьном НОУ, проведение «малых» научно-практических конференций, на которых учащиеся I и II ступеней приобретут опыт публичных выступлений, защиты своих творческих и исследовательских работ, научатся анализировать выступления других учащихся. Творческое развитие, формирование готовности к саморегуляции и рефлексии призвано подготовить школьников к личностному и профессиональному самоопределению. На второй ступени образования предполагается введение различных спецкурсов, расширяющих содержание образования по предметам углубленного изучения.

На старшей ступени образования (этап самоопределения,10-11 классы) наряду с освоением школьниками программы общеобразовательной школы по предметам базового уровня и углубленным изучением предметов в зависимости от типа класса предполагается введение элективных спецкурсов, допрофессиональная подготовка учащихся, организация исследовательской деятельности в рамках НОУ, создание индивидуальных программ саморазвития на основе диагностики учебных достижений школьников и динамики их личностного и интеллектуального развития, развитие у учащихся III ступени способности и готовности к саморазвитию, самоопределению и самовоспитанию, вовлечение большей части старшеклассников в деятельность органов ученического самоуправления, реализация программы социализации школьников. Профориентационная работа призвана дать каждому старшекласснику наиболее полную информацию о перспективах продолжения образования, личных профессиональных возможностях, выявленных в ходе специализированной диагностики, а также о региональных потребностях рынка труда.

На всех ступенях обучения учащимся предоставляются широкие возможности реализации своих творческих способностей через систему дополнительного образования.


СТУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ



I ступень (этап развития) 1-4 классы

Формирование учебной мотивации, развитие общеучебных умений, умений самостоятельной деятельности, творческих способностей.

II ступень (этап ориентации) 5-9 классы

Развитие способности и потребности в самостоятельной познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской, творческой работы, углубленное изучение предметов, спецкурсов.

III ступень (этап самоопределения) 10-11 классы

Углубленное изучение предметов, элективных курсов, допрофессиональная подготовка, развитие умений самостоятельной исследовательской деятельности, организация творческой деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, профориентация.



МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ


Выпускник школы – интеллектуально развитая личность, усвоившая исторический культурный контекст и осознавшая себя в нем, обладающая высокой коммуникативной культурой, социально адаптированная, способная и готовая к саморазвитию, самоопределению и самореализации.


ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Идеи, заложенные в концепцию развития, требуют обновления содержания образования, основанное на понимании последнего как
  1   2

Похожие:

Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconРезультаты реализации Программы развития маоу сош №42 2-170 1 Анализ выполнения плана работы педагогического коллектива школы за 2010-2011 уч год и задачи на 2011-2012 уч год 2-4
Анализ выполнения плана работы педагогического коллектива школы за 2010-2011 уч год и задачи на 2011-2012 уч год
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconАнализу реализации Программы инновационной деятельности школы на 2005-2010 год
Далее Программа школы создавалась на 2005-2010 год, в соответствии с этим итоговый анализ реализации программы будет сделан в 2010-2011...
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год icon«Результаты реализации инновационной программы», целью которых стала диссеминация педагогического опыта по результатам реализации программы развития «Школа полного дня школа толерантности»
...
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconАнализ работы моу-сош №23 в 2009-2010 учебном год
В 2009-2010 году продолжилась работа педагогического коллектива школы по основным направлениям программы развития
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconПлан учебно-воспитательной работы на 2010-2011 учебный год моу сош №1 г. Городище
Работа педагогического коллектива школы по реализации Национальной образовательной стратегии
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconПрограмма развития государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №576
Примерный план действий педагогического коллектива школы по реализации программы развития
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconАнализ достигнутых результатов реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программы развития, инновационной образовательной программы в 2011 год
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программы развития
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconЦели и основные направления работы школы в 2011 – 2012 учебном году
Работа педагогического коллектива школы по реализации Национальной образовательной стратегии
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconАнализ работы педагогического коллектива в 2011-2012 учебном год
Цель: анализ деятельности педколлектива, разработка целей, задач для нового учебного годового плана работы, определение путей совершенствования...
Анализ образовательной ситуации и результаты работы педогогического коллектива по реализации программы развития школы до 2005 год iconАнализ Учебно- воспитательной работы школы за 2011-2012 учебный год
Основой профессиональной деятельности педагогического коллектива является учебно – воспитательный процесс. В прошедшем учебном году...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница