Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области




Скачать 457.73 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области
страница1/3
Дата08.11.2012
Размер457.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Борисов И.И.

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области.


 Школьный курс физики  основной компонент естественнонаучного образования школьников, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии.

Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной работы по их разрешению.

Методические рекомендации о преподавании учебного предмет «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области включают в себя вопросы, которые в большей степени задаются учителями физики в процессе курсов повышения квалификации, на индивидуальных и тематических консультациях:

1.Нормативно- правовая основа регионального Базисного учебного плана;

2.О рабочих программах по физике;

3. Обучение физике в основной школе;

4. Обучение физике в старшей школе;

5. Изучение физики на базовом уровне;

6. Изучение физики на профильном уровне;

7. Новизна образовательных стандартов по физике;

8. Разгрузка содержания образования по физике;

9.Приоритетные технологии, формы и методы преподавания физики;

10. Рекомендации по выполнению практической части программ;

11 .Элективные курсы;

12. Оборудование кабинета физики.


Особенностью преподавания учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году является то, что уже завершен переход на новые образовательные стандарты, которые направлены на реализацию принципа личностно-ориентированного обучения и началом обсуждения стандартов второго поколения, Для учителя даны четкие ориентиры по разделению учебного материала на обязательный для усвоения всеми учащимися, и материал, предлагаемый для изучения, но не подлежащий обязательному контролю с последующей оценкой (в образовательных стандартах такой материал выделен курсивом). Процесс обучения физике ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Почти на каждом уроке изучение материала должно сопровождаться демонстрацией нового, неизвестного природного явления, физического эффекта.

Основные цели изучения физики в школе:

  • Овладение методами научного познания законов природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • Применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;

  • Формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;

Приоритетные направления в изучении школьного курса физики:

  • Совершенствование структуры и содержания школьного курса физики в условиях модернизации образования;

  • Реализация образовательных стандартов в обучении физике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения;

  • Использование вариативных учебных программ, УМК, при сохранении требований к содержанию при различных научно-методических подходах;

  • Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать школьникам подготовку по физике разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающими возможности выбора типа образования на старшей ступени общего образования в соответствии с Положениями Концепции профильного обучения;

  • Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении физике;

  • Использование возможностей демонстрационного и лабораторного эксперимента;

  • Подготовка к государственной (итоговой) аттестации в 11 классе (по выбору в форме ЕГЭ, в 9 классе в новой форме (тесты);

  • Работа с одарёнными детьми;

  • Использование современных образовательных технологий.

Региональный Базисный учебный план образовательных учреждений Тверской области - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов общеобразовательных учреждений Тверской области, а также для определения соответствующих объёмов финансирования образовательной деятельности общеобразовательных учреждений.

В структуре регионального Базисного учебного плана сохранены без изменения принципиальные положения и нормативные основы федерального базисного учебного плана, являющиеся нормами прямого действия для установления прав, полномочий и ответственности общеобразовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам разработки, согласования и утверждения учебных планов конкретных образовательных учреждений.

В условиях введения федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Департамент образования Тверской области об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2010-2011 учебном году  разъясняет следующее:

Преподавание предмета «Физика» в образовательных учреждениях Тверской области, реализующих программы общего образования, должно осуществляться в соответствии  Региональный базисный учебный планом общеобразовательных учреждений Тверской области, разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312).

1.Нормативно- правовой основа регионального Базисного учебного плана:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 2,6,7) (с изменениями и дополнениями Федерального Закона от 12.2007г № 309-Ф3 ст. 7) ,(//www.edu.ru);

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г, (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393);

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783);

  • Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях – журнал «физика в школе» № 8 2005г;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03. 2001г № 196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированные в Мингюсте России 05.12. 2002г, регистрационный № 3997;

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14);

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Примерной программой основного общего образования по физике, рекомендованными письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263;

  • Примерной программой среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень), рекомендованными письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263;

  • Приказ Минобнауки РФ от 20.08.2008г № 241 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03. 2004г;

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 14.08.2009г № 593 // журнал «Вестник образования России» № 3,5,6 2010г;

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» журнал «Физика в школе» № 6 2004г;

  • Закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122 -Ф3(ст.16);

  • Постановление Правительства РФ от 17.12.2001 № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» от 17.12.2001 №871;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010 – 2011 учебный год». Сайт Минобразования и науки РФ //www.edu.ru/). (см. приложения 1,2);

  • Аналитический отчет ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2010 г. в преподавании физики в средней школе».  Сотавитель        М.Ю.Демидова, руководитель группы, член Федеральной предметной комиссии (текст размещен на сайте Минобрнауки РФ www.fipi.ru).

В соответствии с федеральным и областным базисным учебным планом на обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года) из них учащиеся должны ознакомиться с более 100 демонстрациями и выполнить 64 лабораторных работы и опыта

На старшей ступени обучение должно быть организовано на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года) из них учащиеся должны познакомиться с 47 демонстрациями и выполнить 16 лабораторных работ и опытов; на профильном уровне не менее 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах) их них учащиеся на уроках должны познакомиться с 96 демонстрациями, выполнить 26 лабораторных работ и опытов, а так же практические работы в рамках физического практикума (40 часов). Кроме того, 4 часа учебного времени отводятся на проведение наблюдений и 8 часов внеурочного времени на проведение экскурсий.

Примерными программами курса физики предусмотрен резерв свободного учебного времени (в основной школе в объеме 21 часа, в средней школе при обучении на базовом уровне - 14 часов и на профильном уровне - 35 часов) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Планирование использования резерва учебного времени в образовательном учреждении отражается в рабочей программе.

Количество часов, предусмотренное для изучения физики региональным БУПом на 2010–2011 учебный год, разработанным на основе федерального БУПа 2004 г., показано в таблице:

Профиль

Основная школа

Средняя(полная) школа

 

Физика – самостоятельная дисциплина образовательной области «Естествознание»

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

 

2

2

2

-

-

 

Непрофильное обучение (классы универсального обучения)

-

-

-

2

2

 

 

Гуманитарный профиль

Вар. 1физика-часть интегрированного курса «Естествознание»

 

-

 

-

 

-

 

3*

 

3*

 

Вар. 2физика – самостоятельная дисциплина на базовом  уровне

 

-

 

-

 

-

 

2

 

2

 

Профильное обучение (естественно-научный, физико - математический и т.п. профили)

 

-

 

-

 

-

 

5

 

5





* Часы  отведены на изучение всего курса естествознания, а не только физики.

Преподавание физики в 2010/2011 учебном году осуществляется по БУП (2004г) с ориентацией на государственные стандарты (2004г) и примерные программы 7-11 классы, обозначенные в «Законе об образовании».




 При планировании учебной работы по курсу физики следует иметь в виду, что учебные программы в настоящее время не проходят грифования (ему подлежат только учебники). Поэтому, определяя желаемый уровень подготовки учащихся,  учитель должен ориентироваться на требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, фиксирующего обязательный минимум содержания программы и требования к подготовке выпускников. Сборник нормативных документов. Физика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 г.). Рекомендуем использовать авторские программы, соответствующие используемым учебникам («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия». – М.: Дрофа, 2008 г.), «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. , 10 – 11 кл.». – М.: Просвещение, 2007 г. и «Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 11 кл.». – М.: Мнемозина, 2010 г.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Информатика и икт» в Костромской области в 2011-2012 учебном году
Гоу дпо «Костромской областной институт развития образования», кафедра информатизации и икт в образовании, 2011 г
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2011-2012 учебном году
Е. А. Тихомирова, ведущий научный сотрудник оипп тоиуу, кандидат филологических наук, доцент
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009-2010 учебном году
В 2009 -2010 учебном году учителя I – IV классов школ города Твери и Тверской области реализуют государственный стандарт начального...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconТихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconО преподавании учебного предмета ”Физика“ в 2009/2010 учебном году
Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета ”Физика“ установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Рязани в 2010-2011 учебном году
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани информирует вас о состоянии информатизации муниципальной...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconО преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009/2010 учебном году
...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconО преподавании учебного предмета «Физика» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Физика» установлено...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconМетодические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году
Икт, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году
«Химия» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница