Презентация Глагол




Скачать 198.52 Kb.
НазваниеПрезентация Глагол
страница1/2
Дата08.11.2012
Размер198.52 Kb.
ТипПрезентация
  1   2
Презентация






















Глагол



Глагол как часть речи. Общие сведения о глаголе



Глагол - это знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д.













По частоте употребления в речи глаголы занимают второе место после существительных. Вместе они составляют грамматическую основу предложения. Морфологические признаки глагола: вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо, число, род. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.














Неопределенная форма глагола










Начальной формой глагола является неопределенная форма.

Неопределенная форма глагола, которая только называет действие или состояние, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Неопределенная форма не имеет форм наклонения. Это неизменяемая форма глагола. Она выражает только значения вида (совершенный - несовершенный) и переходности-непереходности, а также возвратности-невозвратности.

Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы что делать? и что сделать? (искать, возвращаться, прыгнуть, испечь, терпеть и т.д.)

Неопределенная форма глагола имеет окончания -ть или -ти (ходи-ть, ид-ти, нес-ти, выноси-ть), но есть целый ряд глаголов, оканчивающихся на чь: беречь, стеречь, мочь, уволочь, печь, стричь и т.д. (в таких глаголах нулевое окончание).


























Необходимо помнить, что в неопределенной форме глагола всегда присутствует буква ь или и: купать, купаться, беречь, беречься.














Основа неопределенной формы глагола










Как найти основу неопределенной формы глагола? Для этого нужно отбросить окончания -ть или -ти: броси-ть (броси-), рас-ти (рас-), ры-ть (ры-), толкну-ть (толкну-). В глаголах, оканчивающихся на -чь, все слово является основой неопределенной формы, так как -чь входит в состав корня: печь, беречь (с чередованием ч/г, ч/к).

Для чего нужно уметь определять основу неопределенной формы? - Для того чтобы правильно образовывать глагольные формы:

  1. прошедшее время глаголов и условное наклонение: рисова-ть - рисова-л - рисова бы.

  2. действительные и страдательные причастия прошедшего времени: рисова-ть - рисова-вший - рисова-нный.

  3. деепричастия совершенного вида:написа-ть - написа.
















Неопределенная форма может являться различными членами предложения. Она может:



входить в состав сказуемого: Кто может сравниться с Матильдой моей?



быть подлежащим: Добиться правды - моя цель.



играть роль дополнения: Я увидел необходимость (в чём?) переменить разговор.



являться обстоятельством цели: Ягненок в жаркий день зашел к ручью (зачем? с какой целью?) напиться.



быть определением: Желание (какое?) победить охватило его.













Глаголы переходные и непереходные










Различают глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, т.е. от них можно задать вопрос кого? что? Например: пилить (что?) сосну, любить (кого?) мать, говорить, петь, строить и т.д. В некоторых случаях (при наличии отрицания или при переходе действия на часть предмета) прямое дополнение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: не пил (чего?) молока, купил (чего?) конфет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения: сидеть, стучать, умываться, плавать, разговаривать, мечтать и т.д.



















Внимание!

  1. Глаголы с суффиксом –ся никогда не бывают переходными: смеяться, надеяться, одеваться и т.д.

  2. В непереходных глаголах всегда пишется суффикс -е- (побелеть, осиротеть), а в переходных – суффикс -и- (побелить, осиротить).

Возвратные глаголы










Возвратными являются глаголы с суффиксом -ся, -сь. Суффикс -ся всегда занимает последнее место в слове - после корня, суффиксов и даже после окончания: учили-сь, умываю-сь, учил-ся, умывал-ся. По своему происхождению -ся - это древнее возвратное местоимение себя (ся), которое утратило свою самостоятельность и слилось с глаголом.








Виды глагола










Различают глаголы совершенного и несовершенного вида. Вид глагола определяется по вопросу.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? что делал? что будет делать?) и обозначают действие продолжающееся, длящееся, без указания на завершенность, достижение результата: решать, говорит, бежал, будет читать и т.д.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает?) и обозначают действие законченное, завершенное (решить, заговорил, принес и т.д.) или указывают на возможность достижения результата в будущем (напишет, сыграет, прочитает и т.д.).



















Внимание! Следует помнить, что от глаголов совершенного вида нельзя образовать форму будущего сложного времени, т.е. нельзя сказать: буду спеть, а можно только: спою.













Большинство глаголов русского языка образуют видовые пары при помощи приставок и суффиксов:

несоверш. вид гл.

соверш.вид гл.

слепнуть

о-слепнуть

обедать

по-обедать

толк-а-ть

толк-ну-ть

выстра–ива-ть

выстро-и-ть

Часто в этих случаях происходит чередование гласных в корнях глаголов. Для написания нужной гласной в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -клан-/клон-, -бер-/-бир, -мер-/-мир-, -стел-/-стил- и др. следует использовать правила чередования гласных (см. уроки 7 и 8). При этом необходимо учитывать, что чередование происходит в результате изменения вида: гласные и и а пишутся в глаголах несовершенного вида (замирать, излагать), а е и о — в глаголах совершенного вида (замереть, изложить).

Нужно помнить, что эти правила чередования гласных в корнях не всегда подходят для проверки безударных гласных при чередованиях о/а в глаголах совершенного и несовершенного вида. Нельзя проверять безударную гласную глаголов совершенного вида (выстрОить, раскрОить) формами глаголов несовершенного вида с суффиксом — ыва-/-ива- (см. урок 5), где есть ударная гласная а (выстр΄аивать, раскр΄аивать). В этих случаях для проверки нужно подбирать однокоренные слова именных частей речи или наречия с ударной гласной: выстрОить — стр΄ойка, раскрОить — кр΄ойка, опОздать — п΄оздно, п΄оздний.




















Внимание! В некоторых глаголах такого чередования гласных не происходит. В глаголах и совершенного и несовершенного вида пишется буква О:

обезболить

 обезболивать

узаконить

 узаконивать 

приурочить

приурочивать 

подытожить

подытоживать














Категория времени глагола

Категория времени выражает отношение действия к моменту речи, т.е. показывает, когда происходит действие: в момент речи, до или после него. Глаголы имеют три формы времени: настоящее (бегу, пеку, умываюсь), прошедшее (бежал, пёк, умывался, умылся) и будущее (буду бежать, буду печь, умоюсь).

Настоящее время










1) Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи,  и отвечают на вопросы что делает? что делают? (Сижу за решеткой в темнице сырой). Форма настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида, поскольку глаголы совершенного вида обозначают действие, которое к моменту речи уже совершилось.

Дополнительная информация
      Внимание!

2) Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам:

единственное число

множественное число

1 л. я говорю

1 л. мы говорим 

2 л. ты говоришь

2 л. вы говорите

3 л. он говорит

3 л. они говорят


Это изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Дополнительная информация
      Внимание!

3) Глаголы настоящего времени не имеют рода, т.е. не меняют своей формы в зависимости от рода существительных или местоимений:
















Основа настоящего времени










Чтобы выявить основу настоящего времени глагола, необходимо отбросить окончание у формы 3 лица множественного числа:
реша-ют   решай-
бер-ут  
бер-
спеш-ат   
спеш-

В основе настоящего времени могут встречаться чередования согласных звуков:
г – ж: жг-ут - жж-ешь
к – ч: те
к-ут - теч-ешь
с – ш: про
с-ят - прош
б – бл: лю
б-ят - любл
Умение выделять основу настоящего времени необходимо для образования следующих глагольных форм:

  1. повелительного наклонения глаголов:
    (рисовать) рису-ют [рисуй-ут] - рисуй
    (удалить) удал-ят - удал-и

  2. действительных и страдательных причастий настоящего времени:
    вар-ят - вар-ящ-ий - вар-им-ый

  3. деепричастий несовершенного вида:
    обеда-ют - обеда
    реша-ют - реша














Прошедшее время










Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? (подумал, посоветовала, вытер, причесались).

  1. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам (сказал – сказала - сказало) и числам (сказал - сказали) и не изменяются по лицам.

  2. Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы, при этом окончание -ть-/-ти- неопределенной формы заменяется суффиксом -л-, который служит характерным показателем формы прошедшего времени глагола: пойма-л-а, чисти-л, раскашля-л-ся. Однако далеко не все глаголы имеют в прошедшем времени суффикс . Если основа неопределенной формы оканчивается на согласный (нес-ти), то в форме мужского рода прошедшего времени суффикса -л- нет (нёс); он появляется только вформах женского рода (нес-л), среднего (нес-л) и множественного числа (нес-л).

    У глаголов, оканчивающихся на чь (печь, стеречь), - сходная ситуация: в формах прошедшего времени мужского рода тоже нет суффикса –л- (пёк, стерёг), зато есть чередования согласных на конце слов:
    сбере
    чь - сберег - сберег-л-а - сберег-л
    выте
    чь - вытек - вытек-л-а - вытек-л














Правописание форм прошедшего времени
(гласная перед суффиксом –л)










В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и перед -ть в неопределенной форме:
увидеть - увидел
слыш
ать - слышал
кле
ить - клеил
се
ять - сеял
кашл
ять - кашлял













  1   2

Похожие:

Презентация Глагол icon«А это какой глагол?» «Невозвратный». Какое романсное слово! «Не возвратить былых желаний »
«А это какой глагол?» — «Невозвратный». Какое романсное слово! «Не возвратить былых желаний» «Я встретил Вас, и всё былое» «Невозвратный»...
Презентация Глагол iconУрок по теме "глагол" / красным выделены места, требующие доработки
Проект. Обобщающий урок по теме "глагол" / красным выделены места, требующие доработки
Презентация Глагол iconБриф на разработку презентации
Презентация предприятия/Презентация торговой марки/Презентация инвестиционного проекта/Электронная версия финансового отчета/Оформление...
Презентация Глагол iconКонтрольная работа №2 Вариант I. Поставьте глагол «to be» в правильную форму
Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple, cделайте «?» и «-» предложения
Презентация Глагол iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Обобщение»
Задачи: закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола
Презентация Глагол iconУрок по теме: «Глагол. Личные окончания глагола, спряжение, наклонение». Применение цор на различных этапах урока позволили преподавателю успешно сочетать традиционные и инновационные методы обучения
На кафедре «Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» преподавателем Семеновой М. В. проведен урок по теме: «Глагол. Личные окончания...
Презентация Глагол iconМатериалы для подготовки к экзамену. 2011-2012 учебный год
Правописание частицы не с различными частями речи (существительное, прилагательное, глагол, причастие, деепричастие)
Презентация Глагол iconУрок презентация в 9 классе
Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Начало показа слайдов. (Презентация. Слайд )
Презентация Глагол iconПрезентация «12 апреля Всемирные день авиации и космонавтики». Физминутка «Ракета»
Оборудование: фотографии космонавтов, раздаточный материал, рисунки учащихся, презентация
Презентация Глагол iconПрезентация презентация 6кл. Шекспир «Биография»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница