«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра "Управление эксплуатационной работой"




Название«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра "Управление эксплуатационной работой"
страница1/6
Дата07.11.2012
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Учреждение образования


«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»


Кафедра "Управление эксплуатационной работой"


О.Н. Лисогурский


Менеджмент

на транспорте



Пособие по выполнению контрольной работы

для студентов факультета безотрывного обучения


Гомель 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Учреждение образования


«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»




Кафедра "Управление эксплуатационной работой"


О.Н. Лисогурский


Менеджмент на транспорте



Пособие по выполнению контрольной работы

для студентов факультета безотрывного обучения


Одобрено методической комиссией

факультета безотрывного обучения


Гомель 2006


УДК 658.01

ББК 65.050.9(2)2

Л 89


Р е ц е н з е н т – заведующий кафедрой «Общетранспортных проблем»,

канд. тех. наук А. А. Михальченко


Л-89 «Менеджмент на транспорте»: Пособие для выполнения контрольной работы/ О.Н. Лисогурский. – Гомель: БелГУТ, 2006. – 56 с.


Излагаются методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Менеджмент на транспорте». Приводятся примеры выполнения задач по контрольной работе и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям и проверки знаний студентов.

Предназначено для студентов факультета безотрывного обучения специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».


УДК 658.01

ББК 65.050.9(2)2



© УО «БелГУТ», 2006.

© О.Н. Лисогурский, 2006.


Содержание


Введение

3

1 Функции менеджмента

4

1.1 Понятие функций менеджмента, их классификация

4

2 Прогнозирование развития организации

7

2.1 Функция прогнозирования

7

2.2 Методы прогнозирования

8

2.3 Пример расчета прогнозных значений

9

3 Процесс принятия управленческих решений

14

3.1 Понятие и виды управленческих решений

14

3.2 Модели и методы принятия решений

16

3.3 Задача о распределении ресурсов

20

4 Планирование развития организации




4.1 Методы стратегического планирования

23

4.2 Формирование продуктовой стратегии организации

27

5 Определение рационального объема производства и реализации продукции




5.1 Определение оптимальной цены продукта

32

5.2 Определение объемов производства продукции

33

5.3 Пример нахождения оптимального объема

производства


36

6 Анализ деятельности организации




6.1 Место анализа в управленческом цикле

39

6.2 Пример анализа транспортной организации

41

6.2.1 Анализ внутренней среды отделения дороги

41

6.2.2. Анализ внешней среды предприятия

46

Список используемой и рекомендуемой литературы

49

Приложение А. Перечень вопросов для самостоятельного изучения

50

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы менеджмента отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Менеджмент имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансовый, организационный, психологический и др. Наиболее часто понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, группа людей, управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента его характеризуют, прежде всего, как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.

Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент – это умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации, т.е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию.

Специфика менеджмента на транспорте определяется исходя из значения и понятия самого транспорта как сложной структуры, основным товаром которой является оказание услуг в области перемещения продуктов производства (потребления) или людей на значительные расстояния. Развитая инфраструктура, большая протяженность транспортных коммуникаций, различные задачи, решаемые в процессе управления транспортной организацией дают уникальный опыт и требуют значительных знаний в области современного менеджмента.

Цель данного пособия – ознакомить студентов с основными функциями менеджмента, используемыми для эффективного управления предприятием и его подразделениями и методикой решения основных задач, встающих перед руководителем транспортного предприятия. Задачи контрольной работы выполняются по индивидуальному заданию, выдаваемому преподавателем. Полученные результаты оформляются в виде контрольной работы с решением поставленных задач.

1 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие функций менеджмента, их классификация

Под функцией менеджмента понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления. В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: общее управление; управление структурой предприятия; конкретные области управления (рисунок 1.1).




Рисунок 1.1Классификация функций менеджмента


Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. Они в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: анализ, прогнозирование, решение, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль.

Анализ – это первая функция менеджмента, которая ориен–тирована на сбор и обработку необходимой информации для того, чтобы всесторонне оценить и проанализировать сущность проблемы.

Прогнозирование – функция менеджмента, ориентированная на выработку научно обоснованных альтернатив (прогнозов) будущего развития предприятия и его внешней среды на основе собранной и проанализированной информации.

Решение – ориентирована на выбор наилучшей из имеющихся альтернатив. Управленческое решение определяет цель, на достижение которой будет направлена вся дальнейшая деятельность коллектива организации.

Планирование – ориентирована на необходимую детализацию будущей деятельности коллектива по выполнению принятого управленческого решения.

Организация – ориентирована на скоординированность усилий основных элементов и компонентов системы по реализации разработанного плана.

Координация – функция менеджмента, которая ориентирована на соблюдение принципа обратной связи. Предполагается сбор, обработка и анализ информации о реакции сотрудников на принятое управленческое решение, разработанный план и организацию работ по их исполнению. Результатом, по усмотрению менеджера, могут стать коррективы самого решения.

Мотивация – это универсальная функция менеджмента, которая выполняется в рамках всех остальных функций и ориентирована на востребованность неформальных творческих ресурсов сотрудников по достижению целей организации.

Учет и контроль – фиксация на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды.

По виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, выделяются конкретные функции управления. Наиболее типичными конкретными функциями являются: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность и другие.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.

При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: выбор технологического процесса; планирование программы производства; планирование последовательности производства (оперативное планирование); формирование производственных систем (систем оборудования); содержание и эксплуатация оборудования; организация материально-технического снабжения.

Финансовое управление предприятием включает: приобретение финансовых средств; использование финансовых средств; управление ликвидностью; структурирование капитала и имущества; управление платежными средствами и проведение платежного оборота; финансовое планирование и финансовый контроль.

Работа транспортных предприятий характеризуется специфической сферой деятельности, которая требует управления(например управление вагонным и локомотивным хозяйством, комплексом пути и др.). Функции менеджмента, выделенные по этому критерию называются специальными функциями управления.

В данном пособии рассматриваются некоторые функции менеджмента и методы их использования при решении задач транспорта.

2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


Цель работы: изучить основные методы, используемые при прогнозировании развития организации; разработать изменения целевых показателей предприятия с использованием методов среднегодовых темпов приращения показателей и на основе выявления основных тенденций изменения показателей во времени.

2.1 Методы и объекты разработки функции прогноза


Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно-обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческое прогнозирование в системе менеджмента выполняет три основные функции:

  1. ориентировочная (выборочный подход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры),

  2. нормативная (предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т.д.),

  3. предупредительная (выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предложение путей по их возможному погашению).

Существует много методов исполнения функции прогноза, которые можно объединить в несколько групп:

  • качественные методы - этих методов достаточно много, но они весьма не точны: метод экспертных оценок, дедуктивные методы, интуитивные методы;

  • количественные методы: методы "анализа временных рядов" (метод проецирования тренда), индексный метод, метод Делфи;

  • неформальные методы: методы вербальной информации, методы промышленного шпионажа;

  • логические и функционально-логические методы (выработка прогноза на основе логики предложений, обобщений, выявления тенденций, логических символов) и другие.


2.2 Прогнозирование развития организации


Стратегия развития организации характеризуется системой целевых показателей, свидетельствующих о конечных результатах ее деятельности в следующих областях: объема реализации продукции; политики обновления продукции; политики изменения качества продукции; технической политики производства.

Прогнозирование основных показателей работы предприятия необходимо начинать с расчетов количественных показателей – объема производства или выпуска продукции (для железнодорожного транспорта это могут быть количество перевозимого груза; объемы вагонопотоков и др.).

Расчет прогнозных значений показателей производится по двум вариантам.

По первому варианту расчет среднегодовых темпов изменения целевых показателей для определения их прогнозных значений осуществляется по формуле



(2.1)

где Yi – значение целевого показателя соответственно за i-тый год временного ряда.

Прогнозные значения показателей при этом подходе определяют следующим образом



(2.2)

При втором варианте прогнозирования время (t) является обобщающим показателем, отражающим совокупность основных факторов, влияющих на целевые показатели. Для выявления основных тенденций (тренда) изменения показателей во времени необходимо по каждому целевому показателю провести сглаживание данных динамического (временного) ряда (при необходимости), которое можно выполнить подбором функции, описывающей закономерность изменения уровня целевого показателя от времени. В общем виде функция имеет следующую форму:

,

(2.3)

где Yi — значение целевого показателя в году t.

Аналитическая форма функции f1...fn определяется на основе анализа статистического материала с помощью регрессионного анализа. Для реализации коэффициентов регрессионных уравнений рекомендуется использовать метод наименьших квадратов при гипотезе линейной зависимости значений целевых показателей от времени.

Параметры регрессионной модели рассчитываются по стандартным формулам метода наименьших квадратов. Линейная модель описывается кривой роста, которая имеет вид:



(2.3)

Для построения линейной модели необходимо найти параметры кривой роста, для этого составляется система нормальных уравнений:



(2.4)

Для решения этой системы составляется таблица расчета коэффициентов.


Таблица 2.1Расчет коэффициентов системы уравнений









1










...










n


















После завершения всего цикла расчетов обосновывается выбор варианта прогнозных значений целевых показателей на прогнозируемый период.


2.3 Пример расчета прогнозных значений


Имеются данные о деятельности предприятия за ретроспективный период (таблица 2.2).

Требуется:

  1. сделать прогноз на следующие три года с использованием метода среднегодовых темпов роста и регрессионного анализа;

  2. сравнить результаты прогнозов и обосновать выбор стратегии развития предприятия.

Таблица 2.2Значение грузооборота железной дороги

Грузооборот

Значения по годам, млн. т-км

1

2

3

4

5

6

7

Местный

8811

8458

9755

10170

10307

10800

10898

Ввоз

2550

2847

3255

2660

2802

2823

3069

Вывоз

4458

4922

5571

5813

7423

8587

8952

Транзит

8689

9790

12054

11726

10996

12014

10806

Общий

24508

26017

30635

30369

31528

34224

33725


1 вариант. Определим прогнозные значения по среднегодовым темпам изменения показателей по формуле 2.1. Для местного грузооборота среднегодовой темп изменения значений будет равен

1,038

Прогнозные значения показателей при этом подходе определяются по формуле (2.2). Тогда для местного грузооборота значение на первый плановый год составит

11312,12 млн. т-км.

Остальные значения определяются аналогично. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.3.


Таблица 2.3Расчет прогнозных значений грузооборота

Грузооборот, млн. т-км

Значение на 7 год



Прогноз на годы

8

9

10

Местный

10898

1,038

11312,1

11742

12188,2

Ввоз

3069

1,038

3185,6

3306,7

3432,4

Вывоз

8952

1,126

10080

11350,1

12780,2

Транзит

10806

1,043

11270,7

11755,3

12260,8

Общий

33725

1,057

35647,3

37679,2

39826,9

2 вариант. Определим прогнозные значения для показателя местного грузооборота с помощью регрессионного анализа. Анализ представленных статистических данных позволяет выбрать линейный вид функции для описания закономерности изменения целевых показателей от времени, поэтому воспользуемся формулами 2.3 и 2.4.

Промежуточные значения для расчета коэффициентов уравнения регрессии сведем в таблицу 2.4.

Таблица 2.4Значения для расчета коэффициента регрессии









1

8811

1

8811

2

8458

4

16916

3

9755

9

29265

4

10170

16

40680

5

10307

25

51535

6

10800

36

64800

7

10898

49

76286

28

=69199

=140

=288293

Тогда система уравнений (2.4) примет вид



После решения данной системы получаем значения =8243,143 и =410,607; а уравнение регрессии примет вид

Vp=8243,143+410,607·t

где t — год, на который делается прогноз: t = 8, 9 и 10 год.

Расчет остальных показателей производится аналогично.

Таблица 2.5Прогноз значений грузооборота

Грузооборот, млн. т-км

Коэффициенты

Прогноз на годы





8

9

10

Местный

8243,143

410,6071

11528

11938,6

12349,2

Ввоз

2707,143

37,71429

3008,9

3046,6

3084,3

Вывоз

3294,571

809,4286

9770

10579,4

11388,9

Транзит

9476,286

347,8929

12259,4

12607,3

12955,2

Общий

23721,14

1605,643

36566,3

38171,9

39777,6

Необходимо учитывать, что общий грузооборот является комплексным показателем, и определяется как сумма грузооборота в местном сообщении, ввоза, вывоза и транзита. Поэтому при прогнозировании сложных показателей их необходимо раскладывать на составляющие (в нашем случае местный, ввоз, вывоз и транзит), оценивать прогнозные значения составляющих, а значение сложного показателя находить по формулам соответствующих зависимостей. Проведем анализ прогнозного значения общего грузооборота, рассчитанного по двум вариантам, и значений, полученных при суммировании прогнозов входящих в грузооборот элементов (таблица 2.6).

Таблица 2.6Сравнение результатов прогноза грузооборота

Вариант

прогноза

Метод

расчета

Значения по годам

8

9

10

1

прогноз

35647,3

37679,2

39826,9

сумма

35848,4

38154,1

40661,6

разница

значений

-201,1

-474,9

-834,7

2

прогноз

36566,3

38171,9

39777,6

сумма

36566,3

38171,9

39777,6

разница

0

0

0


Как видно из таблицы, при первом способе расчета наблюдается существенное увеличение расхождения значения общего грузооборота при увеличении периода прогноза. При расчете с помощью корреляционного метода значения одинаковы.

Для выбора итоговых значений отобразим графически значения выполненного общего грузооборота и прогнозные значения, рассчитанные по двум вариантам (рисунок 2.1). Второй вариант (регрессионная модель) более точно отображает дальнейшие темпы развития объемов производства. Окончательный выбор варианта прогнозных значений развития предприятия осуществляется при наличии прогнозных значений по всем целевым показателям, характеризующим стратегию развития предприятия.





Рисунок 2.1Сравнение результатов прогноза объемов грузооборота


3 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


Цель работы: изучить классификацию и методы принятия управленческих решений; на основе представленных данных принять решение о распределении ресурсов на предприятии методом динамического программирования.

3.1 Понятие и виды управленческих решений

Управленческое решение представляет собой наиболее оптимальный вариант из возможных прогнозных альтернатив, принимаемый в установленном порядке, имеющий обязательное значение, определяющий средства достижения цели, организующий деятельность субъектов и объектов управления.

Управленческие решения характеризуются рядом принципов:

1. Принцип цели – субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2. Принцип последствия – при выборе решения необходимо учитывать не только интересы организации в целом, но и влияние решений на социально-экономическую ситуацию в будущем (например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы в регионе).

3. Принцип разделения труда в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

4. Принцип влияния организационных факторов при работе необходимо учитывать различные факторы, влияющие на деятельность предприятия: факторы неопределенности (информационный дефицит, избыточность информации), факторы сложности, факторы динамичности (постоянная и высокая степень изменчивости внутри- и внешнеорганизационных факторов) среды принятия решения, степень конфликтности среды (наличие и меры выраженности противоречивых интересов у элементов и компонентов организации).

5. Принцип эффективности принятое решение должно соответствовать максимальному достижению общеорганизационных целей, при этом необходимо стремиться к минимизации затрат на выполнение данного решения. Решения должны приниматься с учетом временного фактора должны быть известны прежде всего исполнителям.

Классификация управленческих решений достаточно многообразна. Каждое решение характеризуется рядом признаков, позволяющих отнести его к какой-либо категории (таблица 3.1).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" icon«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра "Управление эксплуатационной работой"
Р е ц е н з е н т – Н. М. Войтович – заместитель главного ревизора по безопасности движения Транспортного республиканского унитарного...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconРабочая программа по дисциплине «Математическое моделирование в управлении эксплуатационной работой»
Рабочая программа составлена: Широковым А. П. доцентом кафедры «Управление эксплуатационной работой»
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconУчреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
Предложен способ формализации технологического процесса железнодорожной сортировочной станции для целей построения имитационной модели...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
А 224 асу сортировочными станциями (на примере асу сс нпо «Агат») / Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель,...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconНазвание источника
Белорусский государственный университет транспорта (Гомель) Сборник студенческих научных работ / Белорусский государственный университет...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconПовышение функциональной надежности железнодорожных станций при технологических сбоях
Работа выполнена на кафедре «Управление эксплуатационной работой» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты»
Р е ц е н з е н т – геолог 1-й категории открытого акционерного общества «Гомельгеосервис» Г. А. Литвин
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты»
Р е ц е н з е н т – геолог 1-й категории открытого акционерного общества «Гомельгеосервис» Г. А. Литвин
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Общетранспортные проблемы»
Р е ц е н з е н т ы: заведующий отделом сертификации В. В. Свириденко (уо ''Белгут''); главный инженер окуп «Институт Гомельгражданпроект»...
«белорусский государственный университет транспорта» Кафедра \"Управление эксплуатационной работой\" iconБелорусский государственный университет транспорта кафедра «Материаловедение и технология материалов» П. Н. Богданович трение и износ в машинах
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница