Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны




Скачать 292.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны
страница1/2
Дата07.11.2012
Размер292.94 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка.


Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы.

Наука и искусство так же тесно связаны

Между собой, как легкие и сердце.

Л.Н. Толстой


Физика и художественная литература, наука и искусство… Что общего между этими, казалось бы, далекими друг от друга областями человеческого интеллекта? Почему ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а писателей, художников, музыкантов тайны мироздания волнуют не меньше, чем история души человеческой?

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Вспомним, что Леонардо да Винчи, А. Дюрер, М.В. Ломоносов, И. Гете внесли большой вклад в развитие как науки, так и искусства. Такие ученые, как А.Энштейн, М. Планк увлекались музыкой; Д. Максвелл и С.И. Вавилов – поэзией. Это лишь некоторые примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством.

Как и в искусстве, в физике существует понятие красоты. Истинное знание обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство и изящество. Подобные наблюдения еще в древности Платон обобщил энергичным афоризмом «Красота – сияние истины». Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее человеку, который эстетически более развит.

В технике красота машин и механизмов часто связана с их надежностью, устойчивостью в работе. В подтверждение приведу слова известного авиаконструктора О.К. Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать… Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».

Искусство положительно влияет на эмоциональное восприятие человека. Не случайно А. Энштейн говорил, что надо учиться умению вкладывать в научные знания всю полноту чувств. Известны случаи, когда писатели в художественных произведениях предвосхищали некоторые выводы науки. К примеру, римский поэт Лукреций высказал в своем знаменитом сочинении «О природе вещей» мысли, которые нашли себе подтверждение лишь в современной науке, то есть через 2000 лет, Д. Сфивт в книге «Путешествия Гулливера» за 200 лет предугадал открытие спутников Марса и различия во времени их обращения.

Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний – веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».

Таким образом, тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством. Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся могут служить отрывки из произведений художественной литературы. Произведения литературы богаты описаниями тех или иных физических явлений природы, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по-новому раскрывают уже известные физические понятия, изыскиваются новые области применения физических законов.

В данной программе предметной недели по физике осуществлена попытка «навести мосты» между физикой и художественной литературой. Чтение отрывков из художественной литературы активизирует «лириков». Физика перестает быть для них сухой и отвлеченной наукой, так как помогает увидеть вокруг себя разбросанные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными.

Цель программы:

- помочь учащимся лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявления в жизни;

- создание условий для всестороннего развития личности, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой

Основные принципы отбора содержания материала при проведении недели являются следующие: доступность заданий для учащихся разных возрастов; научность, художественная направленность отбора материала; развитие всех учащихся на основе занимательности заданий.

Ожидаемые результаты:

- «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины,

- повышение интереса к предмету;

- выявление учащихся, которые обладают творческими способностями и любят художественную литературу.

Система фиксирования результатов участия каждого учащегося в предметной неделе: выдается путеводный лист на все мероприятия предметной недели, в котором по 5-балльной школе оценивается участие школьника в данном мероприятии. По концу недели подводятся итоги. Наиболее активные участники награждаются почетными грамотами и дипломами.

Основные этапы подготовки и проведения предметной недели.

  1. Выбираем Совет, в который входит во 1 ученику от каждого класса. Назначение Совета: оказывать необходимую помощь учителю при подготовке мероприятий; вести путеводные листы учащихся; знакомить учащихся своего класса с условиями конкурсов.

  2. Выпускается стенная газета с сообщением об открытии недели, плане проведения недели.

  3. На утренней неделе в понедельник объявляется открытие предметной недели, через неделю на линейке подводятся итоги предметной недели с награждением победителей и активных участников грамотами и дипломами.

  4. Готовятся сценарии мероприятий, путеводные листы для участников недели.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

Дата проведения

Тема

Время на проведение

Класс

Количество участников

Форма проведения

Виды деятельности учащихся

Формы отслеживания результатов

Формы поощрения

Понедельник

«Физика в пословицах и народных приметах погоды»

40 мин.

5-9

12 чел.

Беседа.

Познавательная, рефлексивная, поисково-оформительская, проектная. Конкурс рисунков.

Написать рефераты по предложенным темам.

Очки в путеводный лист.

Диплом за лучший рисунок, за активность

Вторник

В гостях у сказки. Сказки с физическими вопросами.

30 мин.

7-9

7 чел.

Игра

Познавательная, игровая, поисковая.

Работа с произведением А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Очки в путеводный лист

Диплом «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Среда

Физика и поэзия.

В течение всей недели на уроках физики

7-9

7 чел.

Лирические вкрапления в урок.

Познавательная, исследовательская.

Реферат по теме

«Что дает искусство ученому-физику»

Очки в путеводный лист

Диплом «Физика и лирика»

Четверг

Задачи Шерлока Холмса

30 мин.

7-9

7 чел.

Игра-конкурс

Познавательная, игровая, рефлексивная

Очки в путеводный лист

Диплом «Доктор Ватсон»

Пятница

Игра «Незнайкины вопросы»

40 мин.

7-9

7 чел.

Игра

Познавательная, игровая

Очки в путеводный лист

Диплом «Знайка»

Суббота

Подведение итогов недели




Работа Совета










Подсчет очков по путеводному листу

Грамоты за активное участие, призы



Методические рекомендации

В газете с объявлением о начале предметной недели вывешиваются задания, которые могут приготовить учащиеся к мероприятиям, проводимым на неделе.

  1. Беседа «Физика в пословицах и народных приметах погоды» Об этой беседе объявлено заранее. Вcе желающие готовят пословицы с физическим смыслом и стараются их объяснить. Заранее объявлено о конкурсе рисунков к беседе о народных приметах (указаны приметы, к которым можно сделать рисунки). Рисунки идут для оформления класса к беседе. Оценивает Совет, баллы выставляются в путеводный лист.

  2. В гостях у сказки. Сказки с физическими вопросами. Берутся известные сказки, наполняются физическим содержанием, включаются такие вопросы, которые побуждают учеников логически мыслить и применять свои знания к сказочной ситуации. К чтению сказки можно привлечь учащихся, а можно читать самой. Чередовать выступления учащихся, привлекать слушателей к активному участию в обсуждении, создавать проблемные ситуации. Работа с произведением А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»: найти задачи с физическими вопросами. Оценивает Совет и домашнее задание (выставляется дополнительное количество очков) и участие в мероприятии.

  3. Физика и поэзия. Стихи могут быть эпиграфом к уроку, сопровождать постановку очередного вопроса, призывать к беседе лириков и физиков, в ходе которой ученики обычно приходят к выводу: как точно подметил поэт какое-то физическое явление. Стихи ребята слушают внимательно. Физический вопрос, заданный через поэтический отрывок, почти всегда побуждает к мышлению. Дать заранее учащимся отрывки из стихотворений и заслушивать их на уроке, как лирическое вступление к уроку. Чтение стихотворений должно быть выразительным. Оценивает учитель, очки выставляются в путеводный лист.

  4. Игра-конкурс «Задачи Шерлока Холмса». Шерлок Холмс – человек много знающий, наблюдательный, мыслящий. Задачи строятся так, чтобы было ясно: якобы Холмс наблюдал нечто и мгновенно с помощью физики и рассуждений делал правильные выводы. Готовые задачи можно взять из книги В.И. Елькина «Необычные учебные материалы по физике», стр. 17. Физика и природа, физика и жизнь, жизнь и мысль – неотделимы. Это и пытается доказать знаменитый сыщик Шерлок Холмс. Дома узнать у родителей кто такой Шерлок Холмс, чем он занимался. Кто автор произведений о Шерлоке Холмсе? Ответы на эти вопросы дают дополнительные очки в путеводный лист. Оценивает учитель. Участие в конкурсе и правильные ответы оценивает Совет.

  5. Игра «Незнайкины вопросы». Дополнительная подготовка: полотно для игры, вопросы Незнайки. Вид полотна для игры можно взять в книге «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики», стр.86. Участники поочередно бросают кубик и передвигают фишки в соответствии с количеством очков на кубике. Если фишка попала на желтый кружок, игрок пропускает ход, если на красный или синий – играющий должен ответить на Незнайкин вопрос, соответствующий номеру кружка. Ответив правильно на вопрос, игрок с красного кружка передвигает фишку вперед по направлению стрелки, а с синего не идет, оставаясь на месте. При неправильном ответе играющий оставляет фишку на месте, если она стоит на красном кружке, и идет назад по направлению стрелки, если фишка стоит на синем кружке. Попадая на кружки 71, 73, 79 и 81, игрок пропускает ход, а следующий ход делает по кругу по часовой стрелке. Домашнее задание: вспомнить все об этом герое, кто он такой, кто автор рассказов. Играет любое количество участников от 2 до 4, остальные могут оказать соответствующую помощь при ответе на вопросы. Потом участники меняются, меняются и вопросы. Вопросы для игры можно взять из книги Каменского Н.Н. «В мире сказок и приключений»


Список литературы

  1. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике (книга 1) // Москва, «Школа –Пресс», 2001, стр.64

  2. Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения (книга 2) // Москва. «Школа-Пресс», 2001, стр.66, стр. 71

  3. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 1985, стр.87,102

  4. Семке А.И. Занимательные материалы к урокам физики 7 класс//Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2006

  5. Семке А.И. Занимательные материалы к урокам физики 8 класс//Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2006

  6. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике 7-11 классы//Москва, «Школьная пресса», 2003

  7. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках// Москва, «Школьная пресса», 2002, стр. 6

  8. Каменский Н.Н. В мире сказок и приключений или сборник задач по физике//Вологда, 2008

  9. Елькин В.И. Рассказы-истории Шерлока Холмса//Москва. «Школа-Пресс, 2001



ПРИЛОЖЕНИЯ

Беседа «Физика в пословицах и народных приметах погоды»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают,

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья!

В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются национальная история, мировоззрение, быт людей. Из двухтомника В.И. Даля «Пословицы русского народа» выберем несколько и попытаемся объяснить их физический смысл.

Вначале рассмотрим пословицы, связанные с тепловыми явлениями.

Много снега – много хлеба. Снег, как известно, обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Много снега – «шуба» толстая, мороз не доберется до нежной зелени.

Гвоздем (шилом) моря не нагреешь. Гвоздь, как и шило, обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоемкость. Поэтому количество теплоты, которую может отдать гвоздь, невелико и им нельзя нагреть большую массу воды.

Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги. Почему гуси, куропатки и другие птицы зимой ходят по снегу и не мерзнут? Дело в том, что температура лап птицы отличается от температуры тела: так, температура тела белой куропатки может быть почти на 40 градусов выше температуры ее лап; низкая температура конечностей понижает теплоотдачу – такова защитная функция организма.

Дым столбом – к морозу. В безветренную погоду легкий теплый воздух устремляется вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха.

На каком амбаре снег, из того покупай хлеб. Потому что он сух, над прелым хлебом снег раньше сходит, так при гниении хлеба выделяется энергия, которая и идет на нагревание и плавление снега на амбаре.

Горел дрова жарко - было в бане парко, дров не стало – и все пропало. Пока горят дрова, выделяется энергия и температура повышается, как только перестанет выделяться энергия от горения дров, температура в бане начинает понижаться, так как есть связь с внешней средой, и часто энергия идет на ее обогрев.

А вот несколько пословиц, связанных с молекулярным строением вещества.

По капельке море, по былинке стог. Какое положение молекулярно-кинетической теории иллюстрирует эта пословица? Ответ: все вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов.

Так, в нижеследующих пословицах говорится о таком свойстве тел, как смачиваемость.

Он сух из воды выйдет. Можно ли сухим выйти из воды? Конечно, но для этого нужно смазаться веществом, которое не смачивается водой, например каким-либо жиром. Нанесите на палец тонкий слой масла и опустите в воду. Когда вы его вынете, вода стечет с него, так как она не смачивает жирные поверхности.

С гуся вода, а с меня, молодца, небывалые слова. Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, а он не смачивается водой. Выйдет птица из воды, встряхнется и оказывается сухой. В житейском смысле пословицу надо понимать так: молодцу все нипочем, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остается «сухим».

Рассмотрим пословицу, в которой говорится о таком свойстве, как твердость.

Алмаз алмазом режется. Известно, что твердое тело вообще трудно поцарапать, а алмаз – самый твердый природный минерал. Поэтому ни одним другим минералом нельзя нанести царапину на алмаз, тем более разрезать его, это можно сделать только алмазом же.

Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов, так что многие металлы поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому: «Куй железо, пока горячо».

В пословице: «От грома и в воде не уйдешь» речь идет о громе, но он не опасен для человека: теперь мы знаем, что опасна молния. Именно от нее «и в воде не уйдешь». Как известно, она «ударяет» преимущественно в места, обладающие хорошей электропроводностью. Так, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Теперь поговорим о пословицах, имеющим отношение к механике.

Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой. Корабли спускают, так салом подмазывают. Они связаны с трением и использованием смазки для его уменьшения. В первом случае роль смазки выполняет утренняя роса, во втором – сало.

Вода близка, да гора склизка. По скользкой горе трудно добираться до воды, так как трение между подошвами и горой мало, то и идти трудно.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В октябре обычно начинается сезон дождей, и поэтому земля раскисает, на санях еще ездить рано- трение полозьев будет значительным, а на колесах ездить поздно – увязнуть можно.

С горы вскачь, а в гору хоть плачь. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет. С горы работает сила тяжести, а в гору мы работаем против силы тяжести, которая направлена к центру Земли.

Вот несколько пословиц о звуке.

Оттого телега запела, что давно дегтю не ела. Деготь выполняет роль смазки при трении колеса об ось. Нет смазки – трение велико, оно вызывает колебание колеса на оси колеса. При этом получается скрипучий звук.

Ударь обухом в дерево, дупло само скажется. При ударе о дерево древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Дупло в качестве резонатора усиливает звук, обнаруживая себя таким образом.

О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в следующих пословицах:

  1. Ложка дегтя бочку меда портит.

  2. Тухлое яйцо портит всю кашу.

  3. Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.

  4. Овощной лавке вывеска не нужна.

  5. У воды гибкая спина

  6. Ночью все кошки серы.

  7. Шила в мешке не утаишь.

Человеку важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его самочувствие и деятельность. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днем, в сумерки, ночью люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетели народной наблюдательности, сметливости, мудрости.

Погодные приметы разнообразны. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с различными физическими явлениями, третья – с религиозными верованиями. Мы рассмотрим лишь те, которые относятся к неживой природе.

Перед наступлением дождя многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют. Так как с ухудшением погоды связано повышение водяного пара в воздухе и понижение атмосферного давления. В народе говорят: «Соль мокнет – к дождю», «Табак сыреет – к сырой погоде». Старинную народную примету «Лучина трещит и мечет искры – к ненастью» можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна. Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук, что нашло отражение в ряде народных пословиц. Вот одна из них: «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». В старину в связи с этим крестьяне иногда с помощью эха узнавали будет ли дождь. Они кричали» «Какой пень, какая колода, какая будет погода? Го-о-оп-гоп-гоп-гоп!» Если эхо отвечало «гоп» отчетливо, звучно – ждали дождя.

Предсказывая погоду, надо помнить, что по одной примете, конечно же, нельзя сделать достоверный вывод. Вcе приметы носят приблизительный характер, что связано со сложностью происходящих в атмосфере процессов. Чем больше признаков совпадает, тем точнее будет прогноз.


Учащимся предлагается послушать стихотворение английского поэта Э. Дженнера и назвать погодные приметы, имеющие физическую природу, а также попытаться их объяснить.

  1   2

Похожие:

Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны icon«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце.» (Л. Толстой)
Мы не можем быть абсолютно уверены в прогнозах фантастов, ибо только законы физики есть единственный критерий жизнеспособности той...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconСодержание программы. 1 Пояснительная записка: Обоснование необходимости разработки и внедрения программы воспитания в учебно-воспитательный процесс класса. 2 Актуальность и новизна программы классной работы «СемьЯ»
Преемственность и согласованность программы с воспитательной программой предыдущих лет «я россиянин»
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconПояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Учебный план моу «Таутовская сош»
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и введению фгос ноо павловой Е. Ю
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconКонцепция воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете Актуальность
Актуальность и необходимость разработки Концепции воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны icon«Расти здоровым» Рабочая группа по проекту № п/п
Это направление является приоритетным в системе учебно-воспитательной деятельности школы. Важнейшим условием решения этой задачи...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconАнализ учебно-воспитательной работы моу сош №34 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год
Основные задачи учебно-воспитательной работы на 2011 – 2012 учебный год были определены в результате анализа работы школы за предыдущий...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconАнализ Учебно- воспитательной работы школы за 2011-2012 учебный год
Основой профессиональной деятельности педагогического коллектива является учебно – воспитательный процесс. В прошедшем учебном году...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconПояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» и характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного...
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconПояснительная записка. Значение физики в школьном образовании
Расписание работы кабинета по дням недели, занятость кабинета в урочное и внеурочное время
Пояснительная записка. Актуальность предметной недели в системе учебно-воспитательной работы школы. Наука и искусство так же тесно связаны iconКонкурсах, проектах
Одним из приоритетных направлений учебно воспитательной работы школы является функционирование школы как центра
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница