Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое




Скачать 110.92 Kb.
НазваниеИстории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое
Дата07.11.2012
Размер110.92 Kb.
ТипДокументы




Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В Северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое распространение. Большая часть населения этих стран ежегодно занимаются в учебных кружках и десятки тысяч людей имеют опыт руководителей таких кружков.

В начале 19 века концепция образования взрослых начала набирать силу в Швеции, в первой половине 20 столетия эта концепция развилась, сделав учебные кружки одним из наиболее важных инструментов неформального образования, прочно утвердив их как уникальную особенность шведской образовательной системы.


Первоначально целью неформального образования взрослых в Швеции было распространение информации, знаний, вовлечение взрослых, оторванных от источников знаний в силу различных причин, в повышении своего образовательного уровня. В фокусе этого движения были идеи всеобщего обучения и помощь гражданам в осознании своих прав.

Одновременно с быстрым достижением этих целей учебные кружки решали и еще одну важную задачу: в них граждане начинали понимать, как можно объединив силы решить какую-либо задачу, добиться социальных изменений. Кружки стали основой участия граждан в развитии демократии.


Около 75% шведов в возрасте от 18 до 75 лет принимали или принимают участие в учебных кружках. Приблизительно 40% участвовали в одном или нескольких учебных кружках за последние три года. 13% посещали краткосрочные курсы при народных высших школах, а 8% являлись студентами долгосрочных образовательных программ.

Ежегодно в Швеции организуется почти 350.000 учебных кружков, в которых занимается около трех миллионов участников. Так как многие люди участвуют в нескольких кружках, то «чистое» число участников колеблется от полутора до двух миллионов. Стоит напомнить, что все население Швеции составляет чуть более 8 миллионов.

Значительная часть учебной и культурно-просветительной работы ведется в тесном сотрудничестве с общественными, рабочими и другими организациями, которые сами являются либо членами, либо владельцами культурно-просветительских ассоциаций и объединений.


Задачи учебных кружков

Посещение учебных кружков — захватывающий динамичный процесс, основанный на жизненном опыте участников, умениях руководителя кружка и качестве учебных материалов. Этот процесс представляет уникальную педагогическую методику. В противоположность традиционному образованию, основанному на иерархической модели, где учитель распространяет знания «сверху вниз», в учебном кружке все участники вносят свой вклад. Занятия в кружках пронизаны духом демократизма и собственной ответственности слушателей за учебный процесс. Так, участники сами определяют план занятий исходя из их потребностей и интересов. Важной составной частью занятий является обмен участниками опытом и знаниями, анализ изучаемого материала.


Учебный кружок — это небольшая группа людей (обычно 7-12 человек), которые в течение обозначенного промежутка времени постоянно встречаются и выполняют запланированную учебную работу под руководством признанного группой лидера. Главные факторы здесь:

  • Опыт и умения участников.

  • Учебный план и специально подготовленный учебный материал.

  • Знающий и хорошо подготовленный руководитель, который отвечает за работу кружка.

Базовые принципы

Работа в учебном кружке — это живой активный процесс, который связывает знания с деятельностью и социальными изменениями, с развитием и творчеством. Метод может быть охарактеризован несколькими базовыми принципами.

Равенство и демократия. Работа кружка базируется на принципе равенства среди участников. Демократия и демократические принципы — суть деятельности кружка. Здесь всегда царит неформальный дух. Лидер всегда старается в непринужденной манере инспирировать диалог, обмен информацией, взглядами.

Опыт и сотрудничество. Работа в кружке должна начинаться с опыта и знаний участников. Начиная с их повседневного опыта, обозначения проблем, участники приносят новые знания в учебный кружок. Работа и прогресс учебного кружка характеризуются кооперацией и сотрудничеством, с помощью которых люди взаимно разделяют и решают задачи. Участники ассистируют друг другу, а не соревнуются.

Свобода и право ставить собственные задачи. Цель учебного кружка определяется участниками и основывается на их нуждах и желаниях. Кружок, организуемый внутри организации, всегда должен будет работать в рамках целей данной организации. Свобода идет рука об руку с ответственностью. Участники кружка сами отвечают за то, как они работают, как идет учеба.

Преемственность, планирование и активное участие. Преемственность означает то, что учеба должна быть организована и спланирована. Задачи кружка, выработанные или принятые участниками, предполагают определенный план занятий по их достижению. Участники должны быть активно вовлечены. Активный вклад участников — это то, на чем строится деятельность учебного кружка. Люди лучше учатся, когда они активны. Они не смогут разделять ответственность не действуя, не принимая решений.

Учебный материал. Все учебные кружки должны быть снабжены определенными учебными материалами, которые рассчитаны на определенное количество занятий учебного кружка, содержат фактический материал, освещают ключевые моменты дискуссий и направляют работу учебного кружка.

Изменения и действия. Учебный кружок будет процветать, если участники будут стремится к изменениям и действиям, если учение будет не только «выгодным», но и значимым.

Составление групп. Так как участники учебного кружка должны быть активно вовлечены в работу, очень важно, чтобы он был небольшим, около 7-12 участников(включая руководителя). Необходимо иметь такие небольшие группы, иначе кружок потеряет свой смысл. В маленькой группе каждый имеет больше возможностей для активного участия. В большой группе не получится сотрудничества, совместной ответственности, меньше возможности для обсуждений, то есть теряется сама суть учебного кружка. С другой стороны, в группе не должно быть меньше 5 участников. Опыт показывает, что различные обсуждения трудно поддерживать в такой маленькой группе, в тоже время слишком большая группа не обеспечивает возможности каждому высказаться. Важно собрать людей с близкими ценностями и разным опытом. Важный момент в учебном кружке — совместные исследования.


Организация учебного кружка


В организации учебных кружков большая роль принадлежит организатору учебы. Таким организатором становится обычно человек, который хорошо знает членов коллектива, всегда доступен для общения. Желательно, чтобы это был человек, который имеет достаточно власти для принятия решений и имеющий доступ к средствам организации или к специальному бюджету на цели обучения. В нашем случае таким организатором можно считать председателей территориальных, районных, городских или первичных организаций Профсоюза.

В чем же заключается работа организатора учебы? Одна из основных и важнейших его обязанностей привлекать людей к участию в учебном кружке, поощрять их к этому.

На всех стадиях работы учебного кружка — от организации до подведения итогов — организатор помогает руководителям кружка, проводит обучающие семинары, контролирует работу кружков, собирает отчетность, отвечает за формирование банка учебно-методической литературы .

.

Начинает организатор учебы свою работу с того, что представляет концепцию учебного кружка на общем собрании для потенциальных руководителей кружка. Что здесь важно учитывать организатору? Прежде всего, он интересуется, какие области знаний, касающиеся деятельности организации «западают»? Хотят ли руководители провести специальный тренинг для сотрудников? Есть ли новые члены организации? Заинтересованы ли сотрудники в возможности расширения знаний или участия в тренинге, касающихся какого-то конкретного вопроса?

Исходя из ответов на приведенные выше вопросы, организатор учебы составляет список тем или направлений, по которым могут работать кружки. Список должен быть составлен тщательно, с учетом потребностей организации.


Руководитель кружка


Учение — активный процесс и его результат улучшается, когда совместные усилия объединяются с индивидуальными ресурсами. Для учебного кружка характерно основывать учебную работу на обучении членов разрешать проблемы совместно. Руководитель кружка, в данном случае, играет очень важную роль. Он создает и развивает учебный процесс, который должен стимулировать и вовлекать участников в поиск знаний. В то же время, руководитель — один из членов кружка, выдвинутый или принятый участниками и работающий по взаимному соглашению с участниками, он никогда не действует в авторитарной манере.

Руководитель кружка должен не только пользоваться доверием и уважением в коллективе, но и обладать лидерскими качествами, а именно

  • уметь ставить цель;

  • привести других к достижению данной цели;

  • совместно с членами кружка организовать и проводить занятие.


Обязанности руководителя кружка заключаются в следующем:

  • ориентировать участников на саморазвитие и самообразование

  • развивать диалогическое общение между участниками, вовлекать в обсуждение решений, стимулировать вопросы участников друг к другу;

  • развивать командный дух, чтобы участники чувствовали себя уверенно;

  • усиливать у участников уверенность в себе;

  • применять общий путь в процессе познания, который даёт возможность участникам применять знания в повседневной жизни;

  • развивать сотрудничество среди участников и предотвращать соревновательность.

Руководитель кружка не обязательно должен быть экспертом в той области, которая изучается в кружке, но должен быть компетентен в организации учения, он может быть выбран как самими членами коллектива или кружка, так и определен тем, кто отвечает за организацию этой формы работы.

Руководителю кружка нужно пройти тренинг по организации и проведению такой формы работы, как кружок, он должен иметь постоянную поддержку от организаторов этой формы работы.

Работа кружка строится на поиске знаний каждым участником, т.е. используется поисковый, исследовательский подход. Все участники ответственны за вклад в активную работу группы. Это означает, что все участники ответственны за конечный результат учебной работы. Задача руководителя - контролировать этот процесс, вести организационно- подготовительную работу, вовлекать каждого в учебный процесс.


Выбор темы и планирование учебы


Тему, которая будет изучаться в кружке, определяет вся группа, Тема должна быть конкретной, актуальной и касающейся каждого члена кружка. Работа кружка, изучение проблемы, поиск путей её решения - опирается на опыт и знания участников. Но нет ничего плохого в том, если темы окажутся не под силу самим участникам кружка. В подобном случае следует разбить проблему на части, решать её шаг за шагом, используя в работе кружка приглашенных специалистов. Эксперт поможет решить вопросы, которые, возможно, не раз поднимались во время обсуждений и работы кружка, но четкого ответа на них не последовало. Возможно также привлечение в качестве экспертов (помощников) членов другого кружка, где тема, которая вызвала затруднения у вас - досконально проработана. Вообще обмен опытом, методикой проведения кружков, рабочими материалами между кружками - крайне важен.

Участники разрабатывают план кружка и ответственны за планирование своего курса. Очень важно, чтобы участники пришли к соглашению по поводу того, что будет изучаться, каков будет учебный план. В противном случае не удастся избежать множества ненужных дискуссий в процессе работы кружка. Часто фаза планирования не укладывается в одну встречу участников. Не надо жалеть время на это. Хороший конечный результат может быть получен, если работа хорошо спланирована и подготовлена.

Участники имеют право вносить изменения в план в ходе работы кружка. План — это рабочий инструмент и может меняться в любое время по взаимному согласию участников.


Место проведения занятий


Место для занятий может быть не слишком оборудованным. Но непременно комфортным для всех участников кружка. Если возможно, надо иметь доску или другое приспособление, на котором можно писать и рисовать. Руководитель и участники кружка должны иметь возможность сесть так, чтобы видеть друг друга, например, в круг. Также хорошо, если участники имеют возможность записывать.

Кофе-пауза в занятиях кружка - это не просто перерыв на кофе, а то время, когда участники могут переключиться, обдумать или обсудить последнее задание, просто немного отдохнуть.


Расписание

Сами участники вместе с руководителем решают когда , на какое время и как часто они собираются. Не стоит продолжать встречи больше двух часов и встречаться чаще 1-2 раз месяц

Ответственность

До начала занятий в кружке участники должны распределить обязанности, т.е. кто будет ответственным за :


  • Учебный материал;

  • Место для занятий, которое всегда должно быть в порядке к началу встречи;

  • Каков будет вклад каждого в развитие учебного кружка;


Руководителю следует определить - что делать, если один или несколько участников прекратят занятия в кружке или, напротив, количество членов кружка возрастет.

Необходимо вести дневник руководителя кружка. Это важно для планирования работы и поддержания дисциплины. Участие в занятиях также важно учитывать. Учебный кружок нельзя считать успешным, если спустя какое-то время после начала занятий станет очевидным отсутствие прогресса: никто не приобрел новых знаний, или ничему не научился .

Первая встреча


Перед первой встречей руководитель кружка должен уведомить всех участников о дате, времени, месте и теме заседания кружка.

Начать встречу стоит с представления всех участников, особенно, если вы незнакомы друг с другом, но даже там, где участники хорошо знают друг друга – всегда можно узнать что-то новое даже о самом близком человеке. Затем настает время задать участникам четыре вопроса об их ожиданиях.

Каждому участнику раздается по четыре листочка бумаги, на которых будут записаны ответы на вопросы :

  • Что для вас самое важное, чему бы вы хотели научиться в рамках выбранной темы?

  • Чем лично вы можете содействовать, чтобы достичь этой цели?

  • Что бы вы хотели от других участников для достижения вашей цели?

  • Что вы будете делать, если вы не сможете достичь вашей цели?

Затем следует разместить листы с ответами под каждым вопросом и предложить участникам обсудить вместе каждый вопрос, опираясь на полученные ответы.

Когда на все вопросы группа получила единый ответ, с которым согласны все участники, руководитель кружка записывает четыре ответа на новый общий лист и сохраняет его для дальнейшей работы, контрольных проверок и оценки. Таким образом определяются правила работы и ожидания друг друга.

Последующие встречи


Следующий шаг — начать работу в учебном кружке и следовать запланированным вами шагам.


Подведение итогов

Когда вы закончили всю запланированную работу, важно вместе провести оценку проделанной работы. Вы получили новый опыт и знания. У вас есть множество вещей, которые надо обсудить на этой встрече. Наступило время оценивать и планировать будущее.

Возможно проведение анкетирования:



  • Чему вы научились?

  • Применили ли новые знания на практике ( в повседневной жизни)?

  • Добились ли поставленных целей?

  • Хотите ли продолжать работу кружка?

  • Какие новые темы стоит обсудить?

  • Хотите ли привлечения в кружок новых участников?

  • Хотите ли поделиться тем, к чему пришли?

  • Что можно продемонстрировать коллегам ( руководству, должностным лицам, прессе) ?

  • Как продемонстрировать работу, которую проделали?




  • Заинтересован ли кто-нибудь стать руководителем кружка в будущем?

Похожие:

Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconКаковы особенности обучение взрослых людей?
Тренинг как раз такая форма обучения, которая основана на особенностях восприятия взрослых людей. Известный специалист в области...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconПоложение о «Шпаргалке для взрослых»
Отношения между образовательным учреждением и «Шпаргалки для взрослых» регламентируется родительским договором и положением о «Шпаргалке...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconПродолжаем общаться с ребенком. Так?
Эта книга про общение взрослых с детьми и в какой-то мере взрослых между собой. Она продолжает и углубляет темы моей предыдущей книги...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconТрофимова Елена Александровна кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербург Образование взрослых в горизонте массовой культуры
Образование взрослых может быть рассмотрено в горизонте массовой культуры как важный социокультурный институт развития человека и...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconОсобенности обучения взрослых при переподготовке педагогических кадров
Для взрослой, полностью сформированной личности субъективные факторы оказывают более сильное влияние на процесс обучения, поэтому...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconГосударственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке
Печатается в соответствии с решением Совета Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconН а что нужно обратить внимание
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconЛитература для учащихся 6-7 лет
Москвина М. Л. Моя собака любит джаз, или Жизнь и приключения милиционера Караваева: невероятные истории для детей и взрослых с картинками...
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «городской центр развития образования» городские экспериментальные площадки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых
Истории неформального образования взрослых более 150 лет. В северных странах Европы учебные кружки как форма обучения взрослых имеют чрезвычайно широкое iconУчебные пособия
Чайник на синтезаторе. Книжка для взрослых, которые хотят играть в музыку с детьми
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница