Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук




Скачать 481.41 Kb.
НазваниеИнститут перспектив и проблем страны российской академии естественных наук
страница1/4
Дата07.11.2012
Размер481.41 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4
ШКОЛА ТРУДОВОЙ ДЕМОКРАТИИ

----------------------------

ИНСТИТУТ ПЕРСПЕКТИВ И ПРОБЛЕМ СТРАНЫ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


ТРУДОВАЯ

ДЕМОКРАТИЯ № 39

==============================================


Материалы к учебным семинарам

Школы трудовой демократии


РАКИТСКИЙ

Борис Васильевич


ЗАНЯТОСТЬ И

БЕЗРАБОТИЦА


российские и международные

принципы, нормы, проблемы


Москва, 2001


Ответственный за выпуск:

Б.В. Ракитский


Трудовая демократия. Выпуск 39. РАКИТСКИЙ Б.В. - ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ. - М.: Институт перспектив и проблем страны. 2001. 43 стр.


Школа трудовой демократии при ИППС

117571, Москва, пр.Вернадского, 113-244

Телефон/факс: (095) 434-52-80

E-mail: schlwd@orc.ru


ЗАНЯТОСТЬ

И ЕЁ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ФУНКЦИЯ)


Вот как определяет занятость Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”:

Статья 1. Занятость граждан.

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

2. ...Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности”.

Спору нет, закон писан для практических нужд, для государственного регулирования процессов занятости. Наука определяет занятость более глубоко и строго, создавая запас представлений и для последующего совершенствования законов, и для понимания и свершения акций общественного, негосударственного характера, основанных на морали, общественном мнении, обычаях, традициях и т.п. Но всё, отмеченное в законе, наука не отрицает, а признаёт и уточняет.

Оттолкнёмся и мы от формулы занятости, зафиксированной в федеральном законе. Постараемся развернуть смысл ключевых моментов этой формулы, а также и дополнить её недостающими моментами.

“Занятость - это деятельность граждан...” Тут можно придираться к тому, что кроме граждан в любой стране есть занятые неграждане (не имеющие статуса гражданина). Именно поэтому Конституция РФ содержит главу “Права и свободы человека и гражданина”, и во многих


3

её статьях употребляется формула “Каждый имеет право...”.

Указание на то, что занятость - это деятельность, существенно сразу в нескольких отношениях. Во-первых, деятельность - значит состояние активности. Описание положения человека в обществе сплошь состоит из характеристик ряда его социальных состояний: богат; беден; нищ; экономически активен (предпринимает, занят; инвестирует); экономически пассивен; лишён таких-то необходимых жизненных условий (бездомен, безземелен, безработен), располагает такими-то возможностями (собственник, акционер, высококвалифицированный профессионал) и т.п. Занятость - положительное (бла-гоприятное) социальное состояние, элемент благосостояния.

Во-вторых, понимание занятости как деятельности предполагает реальную активность, а не формальную. Бывает, человек оформлен на работе, но реальной деятельности нет. Закон не входит в эту жизненную ситуацию (коли оформлен -значит занят). Наука же вникает в ситуацию, как только случаи несоответствия формального и реального получают в обществе заметное распространение. Наука выделяет формальную занятость, не наполненную реальной деятельностью, и именует её скрытой безработицей. Но не станем забегать вперёд: о скрытой безработице будет отдельный разговор.

Вернёмся опять к формуле закона. “Занятость - это деятельность..., связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей...”. Закон формирует такое понятие занятости, которое очерчивало бы социальное пространство, подлежащее государственной и общественной защите, то есть пространство работы государственных и общественных органов и организаций, связанных с занятостью. Закон, как видим, отсекает от понятия занятости деятельность, не являющуюся общественно по-


4

лезной1. Но в реальной жизни имеют место общественно вредные личные потребности, часть общества может предъявлять спрос на товары и услуги, потребление которых не только не приветствуется, но и осуждается обществом. Деятельность по удовлетворению таких потребностей кипит, хотя общественно полезной она не является. Наука, в отличие от закона, признаёт занятостью и не полезную для общества деятельность.

Закон усугубляет и ещё строже (определённее) описывает понимание занятости законодателем. Мало того, что занятость связана с удовлетворением личных и общественных потребностей. Она ещё и деятельность, “не противоречащая законодательству Российской Федерации”. Не полезная для общества деятельность очень и очень нередко противоречит законодательству, подпадает под уголовную и административную формы ответственности, а потому ведётся по возможности скрытно. Наука (и практика) называют такую занятость скрытой занятостью, или теневой, “серой”, криминальной занятостью.

Складывается своего рода несуразица: общественно вредная экономическая активность, а также деятельность с нарушением норм и правил хозяйствования и даже противозаконная деятельность признаются наукой занятостью, суммируются с поощряемой властями и честными предпринимателями. Нехорошо это, конечно, некрасиво как-то. Но зато это правда жизни.

Если теневая занятость составляет в обществе 1-2%, то ради красоты и моральной опрятности показателя можно такую нехорошую занятость просто игнорировать, “не брать в компанию”. Представления об объёмах и динамике деятельности в обществе существенно не пострадают. Ну, а если, как в современной нашей России, “в тени” происходит не менее половины всей экономической деятельности? Игнорировать половину реальной занято-

сти - значит ничего не понять ни в экономике, ни в обществе. Пока скрытая занятость является редким исключением из правила, её можно и не учитывать. Но когда она сама становится правилом наряду с открытой и “правильной”, тогда уж приходится думать, по каким же правилам живёт реальное общество.

Связь занятости с удовлетворением личных и общественных потребностей состоит в том, что занятость доставляет людям и членам их семей средства к существованию и нормальному развитию. Обратите внимание на слова “как правило” в определении занятости в статье 1 Закона о занятости: занятость приносит занятым заработок, трудовой доход не всегда и не в каком-то необходимом и достаточном для жизни объёме, а просто “как правило”. Вчитайтесь в статью 2 того же Закона. Вы увидите, что среди занятых (то есть активно действующих) есть категории граждан, которые явно не могут жить на доходы от своей занятости. Из этого две зарубки на память:

1. Понятие занятости - весьма широкое, туда вписывается и благополучное и не совсем благополучное положение. Но при описании общественного положения человека или социальной ситуации в стране понятие занятость воспринимается как показатель благополучия. Высокая занятость - о, как хорошо! Есть, значит, и в понятии и в показателях занятости некоторый маскирующий мо-


7

мент.

2. Это самое “как правило” учитывает, что в нашем обществе сохраняются остатки принудительного труда. Это касается несения военной службы, особенно явно - труда призванных в армию или военизированные формирования и используемых не собственно для военной службы, а на строительстве и т.п. Есть достаточно много конкретных занятий, которые выполняются бесплатно призванными на военную службу, тогда как не находящиеся на военной службе выполняют то же самое за плату. Возникающие при этом проблемы уже много лет стоят на повестке дня и требуют общественного разрешения. В частности, эти проблемы проявляются в дискуссиях и в столкновении интересов и позиций по поводу перевода армейской службы на контрактную основу.


Такова общая канва понятия “занятость”.

В России в 1999 г. было 146,7 миллиона жителей. Из них занятые - 61 миллион 261 тысяча человек (41,8%). Уровень занятости (процент занятых) среди части населения в возрасте от 15 до 72 лет - 55,6%, а среди части населения в трудоспособном возрасте - 67,9% (среди мужчин 70,1%; среди женщин - 65,5%).

Из этих цифр видно, что занятость - такое общественное состояние, которое охватывает большинство населения от подросткового возраста до старости. Занятость - характеристика общественного положения большинства народа.

Конечно, занятость разная, сами занятия очень разные, разнообразные. Этому разнообразию можно радоваться, если оно отображает реально существующую в обществе свободу выбора занятий. Мы ведь с вами хорошо помнить не такие уж давние тоталитарные времена, когда на пути инициативы и активности стояло множество запретов, и не Закон, а фактически партком, райком, горком, обком КПСС решали, чем можно и чем нельзя зани-


8

маться гражданам.

Но разнообразие занятий привлекает наш интерес и иным. Разнообразие - не хаос, в нём существуют закономерности. При всём разнообразии, при всей подчас даже разовости, неповторимости конкретных занятий и способа их ведения могут быть обнаружены типы занятости.

Тип занятости - множество занятий, разнообразных по форме, но схожих по своему существу (общественному характеру) и по своему содержанию (по способам действия, по подходам к постановке и решению созидательных задач, по способам организации и т.п.).

Можно привести примеры типов занятости.

Один тип - самозанятость. Это и крестьянин-едино-личник, и мелкий лавочник без наёмного труда, и коробейник (“челнок”), и занятый частным извозом на своей машине, лошади или лодке, частный нотариус. Сюда можно отнести с некоторыми оговорками лиц свободных творческих профессий (писатель, поэт, художник).

Другой тип - трудовой кооператив. Это трудовой коллектив, в котором все работают и дополняют в работе друг друга, а работу находят себе (коллективу) сами. Любая трудовая артель; группа грузчиков, подряжающаяся на работу; группа челноков, объединенная общими интересами, - всё это примеры кооперативной трудовой занятости.

Третий тип - нанятые работники.

У меня нет задачи выдать полную классификацию типов занятости. Приведённые примеры просто подтверждают мысль: при всём разнообразии занятости могут быть выделены её типы, то есть обнаружены за миллионом непохожестей существенные сходства в существе и в принципах деятельности занятых. Это во-первых. А во-вторых, если типов занятости в обществе много или хотя бы несколько, то какие-то из них являются


9

самыми распространёнными и в этом смысле особенно типичными, особенно представительными для данного общества.


НАНЯТОСТЬ - ТИПИЧНЫЙ ДЛЯ ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА ВИД ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ


Люди, народы, человечество добывают средства существования и развития трудами. Шаг за шагом, поколение за поколением, эпоха за эпохой накапливаются умение работать (опыт), способы взаимодействия в труде (организация труда и производства), становятся более производительными способы воздействия на природу (технологии), длиннее конвейер обработки природного сырья, быстрее и удобнее средства сообщения и транспортировки, мощнее и “хитрее” сооружения, запрягающие в работу природные силы (мельницы, плотины, электростанции и т.п.). Связанность людской работы возрастает.

Занятость (деятельная созидательная активность) становится всё менее и менее разобщённой, всё более и более обобществлённой. Наука называет эту мировую прогрессивную тенденцию процессом обобществления труда и производства. Её суть - в возрастающем сосредоточении труда отдельного работника, отдельного трудового коллектива, отдельной отрасли на части общей большой работы (специализация, разделение труда) при одновременно возрастающей практической связанности специализированных работ, функций, обязанностей в масштабах цеха, предприятия, отрасли, страны, мира (кооперация труда и производства).

В составе этого всемирного потока обобществления труда и производства тип занятости, характерный для большинства, меняется. Перемены эти - как ступени, под-


10

нимающие большинство занятых на более высокие уровни эффективности (производительности, продуктивности) их труда.

Когда-то большинство трудящихся России крестьянствовало на барской земле и для верности закрепления за этим занятием было в крепостной зависимости от помещиков. После отмены крепостного права в 1861 году крестьянин стал лично свободным, и занятость его стала занятостью граждански свободного человека. Но он принадлежал к деревенской общине, которая существенно влияла на организацию его крестьянского дела.

После столыпинских аграрных реформ (законы 1906 - 1911гг.) и особенно после национализации земли в России (Декрет о земле 26 октября 1917 г.) большинство занятых в России стали крестьянами-единоличниками, работавшими на прокорм своей семьи и на продажу части урожая. Меньшая, но всё прираставшая часть занятых были наёмными работниками. Наёмных работников (включая батраков) было в Российской империи 1913 года всего 11,4 миллионов (с членами их семей - 27 млн из159,2 млн. населения). А крестьян-единоличников и кустарей (вместе с членами их семей) - 106,2 млн. человек.

Так что занятость в царской России была на 75-80% “самозанятостью”. Крестьянин-единоличник из деревенской общины - вот основной тип занятого в царское время. Крестьянин-единоличник и кустарь оставались типичной социальной фигурой занятого до 1928 г., то есть до начала массовой коллективизации и индустриализации в СССР.

В 30-е годы произошли крутые перемены. Быстро развились промышленность, строительство, транспорт. Доля городского населения уже к 1940 г. почти удвоилась (а в 1961 г. сравнялась с долей сельского населения). На селе возникли крупные сельскохозяйственные предприятия, часть из них (совхозы) - с наёмным трудом заводско-


11

го типа. Характер занятости большинства существенно поменялся. По статистике, в 1940 г. в СССР наёмных работников было уже 33,9 млн. По переписи населения 1939 г., в РСФСР наёмные работники (рабочие и служащие) вместе с членами своих семей составляли 53,6% населения, а колхозники и кооперированные кустари - 43,9 %. К 1987 г. доля наёмных работников доросла до 88%, а доля колхозников - снизилась до 12%.

Товарищи дорогие! Читая цифры об СССР, начиная от конца 20-х годов и до 1991 г., не забывайте, пожалуйста, никогда, какой страной был сталинский, да и послесталинский СССР. Он не был страной социалистической. Он не был страной демократической. Он был страной тоталитарной, то есть фашистской. Человек как гражданин и как работник в реальной жизни не обладал правами и свободами, которые были записаны за ним в Конституции СССР и в советских законах. Десятки миллионов советских людей прошли через принудительный рабский лагерный труд 30-е - 50-е годы. Позже государство признало, что подавляющее большинство из них не совершили никаких преступлений, а значит просто были угнаны в рабство. Большинство колхозников находилось и трудилось в положении полукрепостных, зачастую почти даром. Да и бывшие на свободе, работавшие в совхозах и на заводах постоянно испытывали ограничения своих социально-трудовых и гражданских прав. Никакие характеристики наёмного или кооперированного труда, выработанные и применяемые для описания положения работника в демократических обществах, неприменимы впрямую, без оговорок для описания положения наёмного работника или колхозника в СССР.

Ущемлённость прав человека и гражданина в тоталитарном обществе во многом объясняет те затруднения и ту нерешительность, с которыми правительства новой России относятся к ратификации (к введению в действие


12

на территории России) Европейской социальной хартии, многих важных Конвенций Международной организации труда. Действие этих документов отменяет оставшееся от тоталитарных (фашистских) времён ущемление социально-трудовых прав и свобод. Наши власти готовы принять (и принимают уже) любые российские законы с любыми международными нормами. Пожалуйста! Но ратифицировать международные документы с такими же или даже менее благоприятными для работника нормами очень опасаются. Почему? Да потому что свои законы привыкли не соблюдать, а своя прокуратура и свой суд работника против властей в России, как правило, не защищает. Другое дело - международный контроль за соблюдением ратифицированных международных документов. С ним для наших властей и для наших работодателей могут произойти неприятные разборки, разоблачения и позор, санкции.

Правительство в настоящее время всячески затягивает ратификацию пересмотренной Европейской социальной хартии. Оно разобралось в её нормах. Нормы, как правило, менее благоприятные, чем записанные в действующих российских законах. Но исполнение Европейской социальной хартии будет контролироваться Советом Европы! Вот этого российское правительство и боится. Европейский международный контроль установит, как существенно ущемляются на деле социально-трудовые права и свободы в России. На семинаре-презентации Европейской социальной хартии 10 апреля 2001 г., которую проводила Школа трудовой демократии совместно с Российской академией государственной службы при Президенте РФ, первый заместитель Министра экономического развития и торговли России М.Э.Дмитриев доказал, что для выполнения норм Европейской социальной хартии даже по минимуму России потребуется ежегодно ещё один госбюджет (то есть десятки миллиардов долларов). Вот и де-


13

лайте отсюда вывод, какую выгоду правительству и работодателям даёт несоблюдение конституционных и законных социально-трудовых прав и свобод наёмных трудящихся России и рабочих-иммигрантов.

Да, положение наёмного работника в тоталитарном СССР и по инерции (по наследству от тоталитарного прошлого) в современной России сложилось с некоторыми весьма существенными деформациями (то есть с искажениями, с неблагоприятными для работника отклонениями) по сравнению с положением наёмного работника в нормальном капитализме (например, во многих европейских капиталистических странах). Главное отклонение - объём реально гарантированных и используемых социально-трудовых прав и свобод. У нас их существенно меньше. И кроме того - нет привычки и даже тяги их использовать, нет навыка на своих правах настаивать, бороться в одиночку и тем более солидарно за их неукоснительное применение в жизни.

И тем не менее большинство наших российских трудящихся - наёмные работники. А нанятость в современной России, как во всём современном цивилизованном мире, - типичный для подавляющего большинства вид занятости. За годы шоковых реформ резко переменился тип работодателя, очень стремительно в результате поспешной приватизации расширился сектор хозяйства, подвластный частной собственности. Но нанятость как была, так и осталась формой занятости большинства. И хотя между нанятостью у государства, нанятостью у крупного капитала и нанятостью у мелкого предпринимателя есть немало различий (подчас чувствительных), но правовое положение всех нанятых равное, а кроме того имеется общая социально-экономическая основа (соци


ально-экономическая природа) нанятости как типа занятости.

Уяснение социально-экономической природы нанятости - сверхважный для каждого трудящегося вопрос. Это уяснение предполагает, во-первых, рассмотрение нанятости в контексте (в увязке, “в едином пакете”) с достигнутой в стране ступенью обобществления труда и производства. Во-вторых, оно позволяет полнее и точнее осознать обязанности общества и государства перед трудящимися. В-третьих, даёт в руки трудящихся и их организаций (профсоюзов, партий, движений, стачкомов, союзов и др.) аргументы против либеральной (немцовско-гайдаровско-чубайсовско-ясинско-починковской и грефовской) и социал-партнёрской (шмаковско-исаевской) демагогии, обосновывающей правильность урезания прав трудящихся.

Прежде всего о связи нанятости с процессами обобществления производства. Тут суть сути. Прогрессирующее разделение труда и его оборотная сторона - прогрессирующая скооперированность (скоординированность, связанность) труда идут не “вообще”, а отливаются в некие формы организации труда и производства, в новые комбинации технических средств, технологические схемы и т.п. Начальные формы разделения и кооперации труда вполне обеспечивались выходом на поляну со скотиной для обмена и с зерном для обмена. Теперь на потребительский рынок выходят изделия с конечных участков длинного обрабатывающего конвейера - автомобиль, телевизор, картофельные чипсы, красиво упакованное печенье... Разделённо-скооперированный труд делает, как правило, лучше и дешевле, чем неразделённый труд работника-универсала. С появлением машин и машинных фабрик это стало особенно очевидным, тем более, что машина способна делать то, что работник-одиночка вообще сделать не может. Машинная фабрикация с начала 19 века стала быстро вытеснять и ремесленников, и мануфактурное производство. Потом развились виды производств и обслуживания, которые вообще могут быть выполнены только в общественном масштабе (доступная почта, народное образование, коммунальное хозяйство, железные дороги и т.п.).

Функции организации фабрик, крупных производств и обслуживающей общество сети отделились от функций исполнения конкретных видов разделённо-скоопериро-ванного труда. Примите во внимание, что капиталист тут не при чём. Организатором может быть и капиталист, и не капиталист, и частный собственник и не частный. Но организатор более или менее крупного предприятия нанимает, то есть привлекает частичного работника (умеющего делать
  1   2   3   4

Похожие:

Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconИнститут перспектив и проблем страны перспективы
Перспективы и проблемы России. Выпуск №17. Б. В. Ракитский. Смысл событий. Репортажи о текущих моментах. Сентябрь ноябрь 1999. М:...
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconБулатов Валерий Иванович
До приезда в Югру работал в вузах Западной Сибири (Томск, Омск, Барнаул), в Российской академии с/х наук (Президиум) и Российской...
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconИнститут вулканологии и сейсмологии лаборатория геоэкологии
Доктор геолого-минеральных наук, заслуженный деятель науки и техники России, академик Российской академии естественных наук Б. В....
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconУчреждение российской академии наук институт физико-химических и институт математических проблем
«Математическое моделирование в экологии» представляют современный уровень
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconРоссийской академии медицинских наук
«Научно-исследовательский институт морфологии человека» Российской академии медицинских наук (именуемое в дальнейшем Институт) образовано...
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconК 70-летию со дня рождения
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, проректору мгу, доктору геолого-минералогических наук, заслуженному...
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconРоссийская академия наук учреждение российской академии наук институт водных проблем ран
Профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки рф, заведующий лабораторией моделирования гидрологического...
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconПроект государственный контракт №
Учреждение российской академии наук институт проблем управления им. В. А. Трапезникова ран в лице
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconМинистерство образования и науки российской федерации
Учреждение российской академии наук институт проблем машиноведения ран (ипмаш ран)
Институт перспектив и проблем страны российской академии естественных наук iconБазальный уровень ионов кальция и его регуляция в волокнах постуральной мышцы крысы и монгольской песчанки в условиях гравитационной разгрузки
Работа выполнена в Учреждении Российской Академии Наук Государственном научном центре Российской Федерации – Институте медико-биологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница