Инструкция по выполнению работы




Скачать 79.02 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы
Дата07.11.2012
Размер79.02 Kb.
ТипИнструкция
Демонстрационный вариант по литературе для абитуриентов, поступающих в ПГПУ им. В.Г. Белинского на очную форму обучения.


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение дается4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более двух часов, на часть 3 – два часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развернутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5-10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5-10 предложений.

Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Пояснения к демонстрационному варианту


При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2010 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверятся с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте ____________.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.


Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе для абитуриентов, поступающих в ПГПУ им. В.Г. Белинского в 2011 году на очную форму обучения


Вариант 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Казак, приведший меня, отправился про меня доложить и, тотчас же воротившись, ввел меня в ту комнату, где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановною.

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленными штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобраных изменников. «А, ваше благородие! - сказал Пугачев, увидя меня. - Добро пожаловать; честь и место, милости просим». Собеседники потеснились. Я молча сел на краю стола. Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне простого вина, до которого я не коснулся. С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Подход был объявлен к завтрашнему дню. «Ну, братцы, - сказал Пугачев, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков!Начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне доброму молодцу, думу думати.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?

Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всеё правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ темная ночь,

А второй мой товарищ булатный нож,

А как третий-то товарищ, то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ, то тугой лук,

Что рассыльщики мои, то калены стрелы.

Что возговорит надежа православный царь:

Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Среди поля хоромами высокими,

Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)


При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.


В1. Назовите место действия события, описанного в данном фрагменте.

Ответ:_______________________________________________________________

В2. Частью какой главы является предложенный фрагмент?

Ответ:_______________________________________________________________

В3. К какому композиционному приему прибегает автор, создавая противоречивый образ пугачевского воинства («с красными рожами» - «молодой казак, стройный и красивый» и т.п.)?

Ответ:_______________________________________________________________

В4. Как называется выразительная подробность, помогающая создать образ, представить ситуацию («Я молча сел на краю стола» - «Пугачев...сидел, облокотясь на стол»)?

Ответ:_______________________________________________________________

В5. Как называется характерный для песенной традиции прием единоначатия?

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Ответ:_______________________________________________________________

В6. Укажите название средства художественной изобразительности, широко представленного в песне пугачевцев («доброму молодцу», «грозного судью», «темная ночь»).

Ответ:_______________________________________________________________

В7. «И на сем-то странном совете решено было идти к Оренбургу...» Каким термином обозначается развитие действия, ход событий в художественном произведении?

Ответ:_______________________________________________________________

Для выполнения заданий С1-С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. В чем смысл народной песни, введенной в данный фрагмент?

С2. Как в «Капитанской дочке» показана трагедия «русского бунта» и в каких произведениях отечественной классики затрагивалась подобная проблема?


Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.


На меня направлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.


Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

(Б.Л. Пастернак)

При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В8. К какому поэтическому течению примыкал в ранний период своего творчества Б.Л. Пастернак?

Ответ:_______________________________________________________________

В9. Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет»

скрытое сравнение «жизнь — театр»?

Ответ:_______________________________________________________________

В10. Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимися его судьбой.

Ответ:_______________________________________________________________

В11. Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков:


Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути...»?


Ответ:_______________________________________________________________

В12. В бланк ответа впишите термин, которым называют краткое изречение, содержащее законченную мысль лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»:

Жизнь прожить — не поле перейти.

Ответ:_______________________________________________________________

Для выполнения заданий С3-С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С3. Какая основная мысль стихотворения? Ответ аргументируйте.

С4. Почему стихотворение Б.Л. Пастернака называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» в мировой литературе?


Часть 3.


Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий(С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.


С5.1. Манилов — вредный или безвредный человек? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

С5.2. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много эпизодических и внесценических персонажей?

С5.3. Один из критиков о главном герое А.И. Солженицына пишет, что он «растворяется» в коллективе, в массе зеков. Согласны ли вы с этим утверждением, или Иван Денисович остается личностью? (по рассказу «Один день Ивана Денисовича»).






Похожие:

Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут), включая работу за компьютером
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 13 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница