С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна




Скачать 135.69 Kb.
НазваниеС. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна
Дата07.11.2012
Размер135.69 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Бур Катангского района Иркутской области


Повышение качества образования через использование ИКТ технологий в обучении географии


Учитель географии

Писаренко

Наталья Александровна


с.Бур

2011

Содержание.


1. Введение.

2. Применение ИКТ на уроках географии

2.1 Использование на уроках мультимедиа-учебников.

2.2 Примеры использования мультимедиаучебников в учебном процессе.

3. Использование ИКТ для разработки учебных материалов.

3.1 Работа в программе Power Point.

3.2 Текстовый редактор Word.

3.3 Использование Интернет ресурсов.

4. Результаты использования ИКТ.

5. Приложение.

6. Список использованной литературы.


Введение

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “Чему учить?”, “Зачем учить?”, “Как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно и качественно?” Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных

грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт.

Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и


предоставления информации прочно вошел в нашу жизнь. Увеличивающиеся


информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении


информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее


представления. Применение в обучении компьютера в сочетании с


аудиовизуальными средствами принято называть «новыми


информационными технологиями в образовании». В последние годы


обучение с помощью информационных технологий получило название


информатизации, использование которой повышает положительную


мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает


мышление и творческие способности ребенка, формирует активную,


жизненную позицию в современном информационном обществе.

Я думаю, что применение на уроках таких инноватик, как информационно-коммуникационных технологии в какой-то степени способствует более качественной и результативной подготовке обучающихся.

Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления « диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и пр.

2. Применение ИКТ на уроках географии

2.1 Использование на уроках мультимедиа-учебников.

Мультимедиа-учебники – это средство обучения нового поколения, сочетающие в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде различных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

Кроме базового учебного материала в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет.

Другая важная функция мультимедиа-учебника - организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника

Мультимедиа - технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже « слабые ученики» работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Еще одна функция мультимедиа-учебника - контролирующая. В разделах « Тесты» и « Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок.

Благодаря сводной результирующей таблице выполняется корректирующая функция. Учитель имеет возможность отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять « обратную связь», корректировать свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Методическое построение учебника обеспечивает возможности как для самостоятельного изучения учащимися представленного учебного материала, так и для широкого применения мультимедиа-учебника в учебном процессе в комплексе с другими средствами обучения.

Таким образом, благодаря разнообразию выполняемых мультимедиа-учебниками функций я применяю их по нескольким направлениям:

1. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке:

  • мотивация обучения;

  • передача учебной информации;

  • демонстрация наглядных материалов;

  • показ, сопоставление процессов и явлений.

2. Организация самостоятельной деятельности учащихся:

  • самостоятельное приобретение знаний и умений;

  • подготовка докладов, сообщений;

  • углубленное изучение географии.

3. Проверка результатов обучения:

  • практика;

  • тесты.

Возможности применения мультимедиа-учебников в нашей школе имеются. Этому способствуют следующие факторы:

    1. Компьютерный класс, имеющий шесть компьютеров, объединенных локальной сетью, принтер, сканер;

    2. Выход в Интернет;

    3. Наличие мультимедиа-учебников.

    4. Небольшая наполняемость классов.

    5. Возможность использования кабинета во внеурочное время.



2.2 Примеры использования мультимедиаучебников в учебном процессе.

1. ММУ по учебнику Петровой Н.Н.использую как дополнительный материал, т.к. основной учебник по которому занимаются учащиеся это Герасимова Т.П., Неклюкова Т.П. Начальный курс географии 6 класс, Дрофа, Москва, 2002. Использую так же тесты для проверки материала.

2. С 2008 года в системе использую ММУ для 7 и 8 класса. Материал используется на различных типах уроков. Материал по открытию и исследованию территорий позволяет ученикам познакомиться с именами путешественников, маршрутами их путешествий, значением их открытий, ответить на проблемные .Большим интересом у учащихся пользуются виртуальные экскурсии например «Австралия – страна наоборот», « Амазония: зеленый рай или мрачный ад», «Прелесть Арктики» - 7 класс. Очень интересны виртуальные экскурсии по природным зонам. Незабываемое впечатление оставляют у детей видеофрагменты, например «Большой каньон», где перед их взором возникает грандиозная и величественная картина самого глубокого в мире каньона, сопровождаемая прекрасной музыкой и текстом диктора. Продемонстрированная таблица может быть и останется в памяти, но видеофрагмент останется навсегда.

В зависимости от темы урока, его типа используются активные кнопки «Географическое положение», «Открытия и исследования», «Рельеф»,

«Климат», «Внутренние воды», «Население», «Страны» и другие. Причем их использование многогранно; на уроках изучения нового материала, повторения, обобщения. При закреплении и обобщении темы при выполнении теста ученик имеет возможность при желании и необходимости вернуться к материалу, посмотреть, повторить и попробовать выполнить тест снова.

Тесты обычно начинаю использовать при завершении изучения темы за 3-4 урока до обобщающего урока, к последнему уроку дети обычно уже готовы отвечать на вопросы тестов, которые охватывают всю тему.

3. ММУ 8 класса использую для изучения нового материала и повторения.

4. ММУ 10 использую как дополнительный материал в 7 классе.

Часто показываю слайды. Слайды позволяют иллюстрировать новый материал, видеофрагменты понять учащимся сущность явлений, работу приборов (например, работу гигрографа). Также ММУ позволяет дать дополнительную работу ученикам, которые быстрее осваивают материал и дать им возможность получить дополнительные сведения, приготовить небольшое сообщение прямо на уроке или к следующему уроку.

3. Использование ИКТ для разработки учебных материалов.

3.1 Работа в программе Power Point.

Программа презентаций позволяет создавать наглядные пособия для изучения тем. Созданные презентации позволяют последовательно изучать тему, в ней содержится необходимая номенклатура, схемы. Их использовать можно на каждом уроке при изучении нового материала, повторении, также индивидуально каждым учеником. В качестве иллюстраций я использую фотографии местных географических объектов: возвышенностей, холмов, рек, родников и т.д. Каждая презентация заканчивается тестом, который должны выполнить все и географическими задачами, направленными на более широкое знание предмета, смекалку. Работая индивидуально с презентацией, ученик выбирает свой темп, повторяет то, что забыл, выполняет задания в том темпе, который удобен ему.

Помогают составлять презентации ученики, которые делают их по предложенному шаблону или по собственной задумке.

Время на уроке ограничено, поэтому созданием презентаций обучающиеся занимаются иногда во внеурочное время.

Программа презентаций, сканер, позволяют делать мини презентации для иллюстрации рассказов, например «Африка»,

« Русская равнина», « Байкал».

3.2 Текстовый редактор Word.

С помощью текстового редактора набираются тексты раздаточных материалов, например списки географической номенклатуры, шаблоны характеристики географического положения планы характеристики географических объектов.

Учащиеся набирают тексты сообщений, готовят мини презентации. Этому способствует работа компьютерного класса во внеурочное время.

3.3 Использование Интернет ресурсов.

С появлением Интернета ученики получили возможность

находить дополнительную информацию в сети.

На уроках географии материков (7 класс), изучая материки, ведется поиск информации по различным географическим объектам. Например,

«Ниагарский водопад», «озеро Лобнор», « Сельва»» и т.д.

Интернет дает возможность находить информацию непосредственно на уроке, составлять небольшие сообщения, дифференцировать работу.

Активно используются на уроках (и для подготовки уроков) ресурсы Интернет. Вот некоторые полезные сайты для учителя-географа:

      http:// rgo.ru  - географический портал Планета Земля.

       http:// geo2000.nm.ru - Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной географии.

      http://  geoport.ru - Страноведческий портал.

      http:// geo.1september.ru/ urok  - сайт "Я иду на урок географии"  Статьи по разделам: Землеведение; География материков, океанов, стран; География России; Экономическая и социальная география мира.

      http://  georus.by.ru - Данные о каждом субъекте Российской Федерации.  Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.

      http:// wgeo.ru - "WGEO Всемирная география" основные сведения как по отдельным странам, так и общие.

       http:// geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира»

      http://  ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия

      http://  adventure.hut.ru - "Мир путешествий и приключений. Планета Земля" 

      http:// geo-tur.narod.ru - "Гео-Тур" Сайт посвящен географии. На сайте представлены географические карты материков, стран, статистические данные и все, что связано с географией.

      http:// geografia.ru - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, 

      http:// nature.worldstreasure.com  "Чудеса природы"  Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях.

      http:// countries.ru  "Страны мира" (информационно-туристический справочник)

       http:// geosite.com.ru -   Информация обо всех странах мира.

      http://  terrus.ru   "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.  

      http:// geograf-ru.narod.ru - "Уголок географа"  Очень краткая информ. о странах (площадь, религия, население)

      http://  flags.ru - "Все флаги мира".

       http:// worldtimezone.com  Справочник: "Карта часовых поясов в различных странах мира".  

      http:// bookz.ru - электронная библиотека. Все основные сведения, стран в алфавитном порядке.


4. Результативность работы при использовании ИКТ.


1. Применение ИКТ позволяет детям успешно овладеть знаниями. Обучающий материал, его неоднократное повторение, использование практики с сочетанием работы с атласом, настенной картой позволяет всем иметь оценки 4, 5. Полученные и закрепленные таким образом знания географической карты остаются у детей надолго.

2. При проведении опросов, написании мини сочинений выясняется, что у детей остаются картины природных зон, природных территорий и т.д.

3. Работая с компьютером, с электронными учебниками, в Интернете ученики закрепляют умения и навыки компьютерной грамотности.


Приложение 1


Используемые мультимедиа-учебники в учебном процессе.

1.«Начальный курс географии» 6 класс

Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.
Производитель: Москва, Республиканский мультимедиа центр 2000, 2002

Основой курса являются темы:

  • Планета Земля

  • Литосфера Земли

  • Гидросфера Земли

  • Атмосфера Земли

  • Биосфера Земли

  • Земля – планета людей

  • Развитие географических знаний о Земле

  • План и карта

Диск содержит:

  • Около 1300 слайдов

  • 34 видеофрагмента

  • 12 анимационных фрагментов

Автор учебного материала Петрова Н.Н.

2.«География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны»

7 класс

Учебное электронное издание. «География. Наш дом – Земля. Материки,


океаны, народы, страны». Для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.

Производитель: Москва, Республиканский мультимедиа центр 2000, 2002

Диск содержит мультимедиа описания по темам:

  • Мир

  • Материки

  • Океаны

  • Страны

Учебное электронное издание предназначено для:

  • Изучения курса географии в классе;

  • Факультативного изучения курса географии с использованием сети Интернет;

  • Проверки знаний по курсу (практические работы и тесты);

  • Использование в качестве справочника.

Авторы учебного материала: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.

3.География России 8 класс

Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.

Производитель: Москва, Республиканский мультимедиа центр 2000, 2002

Диск представляет мультимедиа описания географии России по темам:

  • Географическое положение

  • Характеристика природы

  • Природно-хозяйственное районирование

  • Население.

Диск содержит:

  • Текстовый учебный материал

  • Дикторский текст;

  • Около 500 слайдов;

  • 35 видеофрагментов и аннимаций.

Учебное электронное издание предназначено для:

  • Изучения учащимися курса географии в классе;

  • Проверки знаний по курсу (практические работы и тесты);

  • Написания учащимися рефератов и докладов;

  • Использования в качестве справочника.

Авторы учебного материала: Дронов В.П., Савельева Л.Е., Таможня Е.А.

4.«Экономическая и социальная география мира» 10 класс

Мультимедиа-курс разработан в соответствии с учебником географии для 10 класса под редакцией В.П. Максаковского. Авторы учебного материала - В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя.

Производитель:

Москва, Министерство образования Российской Федерации ГУ РЦ ЭМТО Республиканский мультимедиа центр. 2003 год

Диск содержит:

· справочные таблицы

· иллюстративный учебник

·  тесты и задания для контроля и

самоподготовки

·  журнал учета работы ученика

·  видео и аудио фрагменты

·  каталог Интернет-ресурсов по предмету

·  система помощи

Программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой.
Диск содержит:
1592 слайда;
117 звуковых дикторских комментариев;
12 тестовых тематических заданий;
5 видеосюжетов; более 150 тематических мультимедиа-экранов.





Похожие:

С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconСмирнова Наталья Алексеевна, учитель географии
Смирнова Наталья Алексеевна родилась 8 июля 1934 года в д. Сургуч, Куединского района, Пермской области
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconИспользование современных образовательных технологий и икт при обучении биологии. Черняева Людмила Станиславовна
Учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области»
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconИспользование икт на уроках географии
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconПлан работы мо учителей истории, географии и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Гришина Наталья Александровна – учитель истории и обществознания
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconИспользование информационных технологий на уроках географии
...
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconИспользование информационных технологий на уроках географии
В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (икт) в процессе обучения
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconОпыта Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии и применение икт
Дымура Любовь Анатольевна, учитель географии моу боош, стаж – 30 лет, преподаваемые предметы – география, биология
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconИспользование икт на уроках географии и истории моу гимназия №7 г. Чехова
Моу гимназия №7 г. Чехова 18. 10. 2007 Мастер-класс победителя пнпо-2007 Гришакиной О. П. Использование икт на уроках географии и...
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconВашему вниманию в рамках этой секции предлагаются следующие доклады
Использование Интернет–сервисов в сетевом проектировании и для повышения икт-компетентности обучающихся. Автор Кривошапова Ирина...
С. Бур Катангского района Иркутской области Повышение качества образования через использование икт технологий в обучении географии Учитель географии Писаренко Наталья Александровна iconКонспект урока географии Борисова Марина Олеговна, учитель географии Лицея информационных технологий г. Хабаровска
Борисова Марина Олеговна, учитель географии Лицея информационных технологий г. Хабаровска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница