Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»




НазваниеКнига адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»
страница1/5
Дата07.11.2012
Размер0.78 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
Управление образования Гродненского облисполкома


Государственное учреждение

«Гродненский областной учебно-методический центр профессионально-технического образования»


Учреждение образования

«Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»


История СССР и Российской Федерации:

уроки истории

Из опыта работы Гурской Янины Марьяновны


Лида 2011

Печатается в соответствии с решением методического совета учреждения образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»


Автор-составитель:

Гурская Я.М. – преподаватель истории Лидского ГПЛМС


Рецензенты:

Крутёва Г.Я., преподаватель истории Лидского ГПЛМС,

Мартинкевич Ч.Ч., методист Лидского ГПЛМС


История СССР и Российской Федерации: из опыта работы /авт.-сост. Я.М. Гурская. – Лида: учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства», 2011 – с.


В пособии представлены проекты уроков истории, материалы для текущего и итогового контроля учебных достижений учащихся по теме «История СССР и Российской Федерации», раскрыты особенности взаимодействия преподавателя и учащихся на этих уроках

Книга адресована преподавателям учреждений образования ПТО, учителям средних школ, студентам педагогических ВУЗов.


© Гурская Я.М., 2011

© Учреждение образования

«Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства», 2011

Характеристика темы

и методические рекомендации по её изучению


Тема «История СССР и Российской Федерации» является наиболее важной при изучении всемирной истории Новейшего времени (вторая половина 1940-х гг. – начало ХХI в.). В теме изложена история недалёкого прошлого нашей бывшей Родины – СССР. Изучаемый материал даёт блестящую возможность для воспитания учащихся в духе неприятия диктатуры, тоталитаризма, культа личности, позволяет прививать гуманизм, правовые ценности, чувство глубокого уважения к человеку, сострадания и сочувствия к нему. Эти уроки благоприятны для воспитания патриотизма, чувства гордости за советский народ, поднявший страну из руин после Второй мировой войны, первым освоившим космическое пространство, сумевшим сохранить мир в критические периоды истории.

При оценке политических лидеров целесообразно исключить категоричность и характеризовать политических деятелей не с точки зрения того, что они не сделали, а с точки зрения того, чего достигла страна в период их правления. Это наша история, и какой бы она ни была, мы должны её уважать и ценить. Так поступает весь цивилизованный мир.

При проектировании уроков определяется тема урока, фактологический и теоретический материал, тип, форма урока, требования к уровню подготовки учащихся, содержание домашнего задания, форма проведения рефлексии, также учитывается невысокий уровень исторических знаний и недостаточная мотивация учащихся к изучению предмета.

Учёт определённого опыта и базовых знаний учащихся на уроке позволит преподавателю выявить неправильные представления о предмете обсуждения, изменить их, а затем погрузить в более сложные исторические вопросы. С этой целью можно использовать достаточно простой методический приём: записать на доске имя, слово или фразу и предложить учащимся записать в тетрадях или на доске уже известную для них информацию.

При изучении нового материала достаточно эффективны образное эмоциональное изложение материала учителем, проблемные задания, дискуссии, составление тематического конспекта учащимися, ознакомление с дополнительным материалом учебного пособия, заполнение сравнительных таблиц. Закрепление материала целесообразно проводить с использованием заданий репродуктивного уровня, целью которых является более глубокое усвоение понятий, дат и событий. В качестве домашнего задания наряду с вопросами и заданиями, содержащимися в учебном пособии, учащимся можно предложить работы творческого характера, например, взять интервью у представителей старшего поколения. Это позволит учащимся познакомиться с точкой зрения людей, переживших эти события в истории СССР. На этапе рефлексии результативен синквейн. Он способствует формированию критического мышления учащихся. Это быстрый, но мощный способ рефлексии, так как даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах и направлен на прояснение смысла нового материала. Как правило, сначала работа в группе по составлению синквейна проводится фронтально, затем организовывается работа в парах, и только после этого учащиеся составляют синквейн индивидуально. Для контроля знаний используются методы опроса, тестирования и проверочные работы.

Тема «История СССР и Российской Федерации» близка учащимся. Они воспринимают её с большим интересом, так как уже знакомы с некоторыми событиями и явлениями в истории двух стран из других источников. В связи с этим наиболее важным представляется не только расширение и углубление знаний по теме, а также превращение этих знаний в убеждения.


Тематический план




урока

Наименование раздела программы и тем уроков

Кол-во часов




История СССР и Российской Федерации

15

1

Общая характеристика развития СССР после 1945 г. и современной России

1

2-3

СССР в 1945 – 1953 гг.

2

4-5

Первые попытки реформирования политического курса СССР после смерти Сталина

2

6

Развитие экономики и культуры СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.

1

7-8

Социально-экономическое и культурное развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

2

9

Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

1

10-11

Политика перестройки. Распад СССР и образование СНГ

2

12-13

Россия после распада СССР

2

14

Обобщение и систематизация материала по теме «Основные направления и уроки развития советского и российского общества в послевоенный период»

1

15

Проверочная работа по теме «История СССР и Российской Федерации»

1



Урок №1

Тема: «Общая характеристика развития СССР после 1945 г. и современной России»


Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата_________


Тема: Общая характеристика развития СССР после 1945 г. и
современной России

Цели:

  • обучающая: сформировать представление об основных этапах общественно-политического и основных чертах социально-экономического развития СССР и современной России

В результате урока учащиеся должны:

  • называть основные этапы общественно-политического развития;

  • называть основные черты социально-экономического развития СССР и РФ каждом этапе

  • развивающая: развивать логическое мышление, аналитические способности при составлении опорного конспекта

  • воспитательная: воспитывать трудолюбие, ответственность при выполнении самостоятельной работы.


Основные понятия: хрущёвская оттепель;

брежневский застой;

горбачёвская перестройка;

Российская Федерация


Обеспечение урока: учебное пособие;

политическая карта мира; атлас;

портреты политических деятелей.


Тип урока: урок формирования новых знаний


Форма проведения урока: урок-лекция с элементами беседы


Ход урока


1. Организационный момент


2. Актуализация опорных знаний


Фронтальная беседа

Вопрос. Что вы знаете о периодах правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва?


3. Изучение нового материала


План изложения материала

  • Основные этапы общественно-политического развития СССР

  • Основные черты социально-экономического развития СССР

  • Современная Россия на пути реформ


Основные этапы общественно-политического развития СССР

  1. 1945-1953 – послевоенный период восстановления народного хозяйства; время правления И. В. Сталина:

- надежды на перемены;

- возврат к довоенной модели развития;

- концентрация власти в руках Сталина;

- господство командно-административной системы;

- культ личности Сталина (возвеличивание личности Сталина)


Первичное закрепление (фронтальная работа с группой)

Назовите характерные черты советской (сталинской) модели развития.

Вспомните характерные черты довоенной модели развития. Что такое командно-административная система?


2) 1953-1964 – период политической «оттепели», время правления Н. С. Хрущёва:

- курс на демократизацию жизни общества:

а) десталинизация (критика культа личности Сталина);

б) реабилитация (восстановление прав невинно осуждённых);

- сохранение неизменным советского общественно-политической строя


3) 1964-1985 – «застойный» период, время правления Л. И. Брежнева, Ю.В.Андропова, К. У. Черненко:

- сворачивание политики десталинизации;

- проявление элементов застоя в общественной жизни;

- усиление контроля за деятельностью Советов (органы государственной власти);

- законодательное закрепление руководящей и направляющей роли КПСС в Конституции СССР 1977 г

Политическая система СССР



Профсоюзы Советы

КПСС

ВЛКСМ Другие общественные

организации




Вопрос. О чём свидетельствовало закрепление в Конституции СССР 1977 г. руководящей и направляющей роли КПСС?


4) 1985 – 1991 – «перестройка», время правления М. С. Горбачёва:

- демократизация общественно-политической жизни;

- политика гласности, открытая критика сталинизма;

- разрушение советской общественно-политической системы (одна из причин распада СССР);

- провозглашение республиками деклараций о суверенитете, распад СССР, образование СНГ.


Основные черты социально-экономического развития СССР:

- восстановление народного хозяйства до довоенного уровня в первые послевоенные годы;

- перевод части оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции (конверсия);

- первоочередное развитие тяжёлой промышленности, создание атомного оружия;

- уменьшение выпуска товаров первой необходимости;

- рост экономики в годы восьмой (1966 – 1970) и девятой (1971 – 1975) пятилеток;

- огромные успехи в области обороны, что позволило СССР поддерживать статус мировой сверхдержавы;

- продовольственная проблема;

- застойные явления в экономике на рубеже 1970 – 1980-х гг.;

- отставание от мирового уровня в области НТР, ориентация на количественные, а не качественные показатели развития;

- нерациональное использование сырья и в первую очередь нефти как продукта продажи;

- усиление интеграции в рамках СЭВ;

- курс на ускорение социально-экономического развития в середине 1980-х гг.;

- попытка переориентации экономики на производство предметов потребления;

- внедрение экономических мер преодоления кризиса: аренда, кооперативы, фермерские хозяйства, ИТД;

- экономический кризис


Современная Россия на пути реформ:

- преодоление экономического и политического кризиса, обеспечение целостности страны (задачи);

- радикальная экономическая реформа1992 – 1994 гг.;

- конституционный кризис 1993 г., связанный с противостоянием президента и парламента;

- постепенная экономическая и политическая стабилизация;

- обострение межнациональных отношений, особенно в Чечне;

- многовекторная внешняя политика, сотрудничество с США и странами Западной Европы, странами СНГ, прежде всего Республикой Беларусь


4. Закрепление

а) Работа с картой

Показать на карте СССР, прибалтийские, закавказские, среднеазиатские республики СССР; страны СНГ

б) Перечислите послевоенных советских руководителей, назовите время пребывания их у власти.


5. Ориентация на домашнее задание.

Запишите воспоминания людей, живших в перестроечный период. Какие впечатления произвела на них перестройка?


6. Рефлексия. Составьте синквейн на тему «СССР»

Предполагаемый синквейн:

  1. СССР

  2. Необъятный, могущественный

  3. Развивается, сотрудничает, контролирует

  4. СССР – мощная военная сверхдержава

  5. Родина



Урок №2-3

Тема: «СССР в 1945 – 1953 гг.»


Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата_______


Тема: СССР в 1945 – 1953 гг.


Цели:

  • обучающая: сформировать знания об основных направлениях социально-экономического и политического развития, внешней политике, культуре и науке СССР в послевоенные годы

В результате урока учащиеся должны:

  • определять основные задачи восстановления экономики СССР после войны;

  • характеризовать политическое, социально-экономическое и культурное развитие СССР в 1945 – 1953 гг.;

  • развивающая: развивать умения ставить и разрешать проблемы

  • воспитательная: воспитывать уважение к труду советских людей, поднявших страну из руин после войны



Обеспечение урока: политическая карта мира, атлас;

портреты вождей;

материалы для самостоятельной работы;

тесты контроля знаний


Тип урока: урок формирования новых знаний


Понятия


Конверсия – перевод оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции.

Командно-административная система управления – система, основанная на жёстком подчинении приказам сверху, железной дисциплине.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) – оборонная промышленность.

Социализм (от лат. socialis – общественный) - 1) устройство общества, при котором отсутствует частная собственность на средства производства, господствует общественная собственность, а власть находится в руках трудящихся; 2) учение об обществе социальной справедливости, свободы, равенства.

Коммунизм – 1) радикальное крыло социал-демократического движения; 2) совокупность идей марксизма о справедливом обществе, где нет частной собственности, классов и эксплуатации.

Репрессии – незаконные наказания, осуществляемые властью.

Депортация – насильственное переселение людей в качестве меры наказания.

ГУЛАГ – Государственное Управление Лагерей; система советских концлагерей, существовавшая в СССР в 1920 – 1950-х гг.

НКВД – репрессивный (карательный) орган, осуществляющий аресты и следствие по делам политзаключенных.

«Ленинградское дело» (1949 г.) – обвинение руководящих работников Ленинграда в создании антипартийной группы и во вредительской работе.

«Дело врачей» (1952 г.) – обвинение врачей в шпионской деятельности и покушениях на руководителей страны.

Космополитизм – идеология, провозглашающая людей гражданами мира, а не отдельных государств. В СССР – безразличное отношение к Отечеству и преклонение перед Западом.

Космополитами объявлялись люди, интересующиеся западной литературой, музыкой, живописью.

Культ личности – чрезмерное возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития; единовластие, характеризуемое максимально завышенной оценкой роли политического лидера в истории, его возвеличиванием и даже обожествлением.

Социалистический реализм – художественный метод, который требовал приукрашивания жизни при социализме в литературе и искусстве, отражения в литературе и искусстве реальностей жизни, связанных с советским социалистическим строем, такими, какими они определялись в партийных документах.


Ход урока


1. Организационный момент


2. Актуализация опорных знаний


Повторение известных учащимся понятий: конверсия, ВПК, коммунизм, командно-административная система, ГУЛАГ, культ личности, социалистический реализм, депортация.


3. Изучение нового материала


План изложения материала

  • Переход народного хозяйства на мирный путь развития. Восстановление разрушенного войной хозяйства.

  • Основные черты послевоенной жизни.

  • Политическое развитие СССР.

  • Наука и культура в послевоенные годы.

  • Внешняя политика СССР


Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы. Проблемное изложение нового материала


Задание. Составление плана урока (совместная деятельность преподавателя и учащихся).


1946 – 1950 – четвёртая пятилетка. Задачи: первоочередное восстановление и развитие тяжёлой и оборонной промышленности: металлургия, машиностроение, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.


Вопрос. После гражданской войны первоочередной задачей в Советской России было восстановление сельского хозяйства. Как вы считаете, почему приоритетной отраслью экономики СССР после Второй мировой войны являлась тяжёлая промышленность?


Особенности промышленного развития СССР в послевоенные годы:

  • первоочередное развитие тяжёлой, прежде всего оборонной промышленности;

  • реализация атомного проекта;

  • слабое развитие предметов народного потребления;

  • возврат СССР к довоенной модели развития, при которой сохранялась плановая централизованная экономика, полное отсутствие рыночных отношений, повседневный контроль сверху;

  • техническое перевооружение промышленности, которому содействовал вывоз оборудования с германских и японских предприятий


Задание. Международная комиссия определила, что на послевоенное восстановление советской экономики потребуется 40 – 50 лет. Какие меры позволили СССР достичь довоенного уровня промышленности уже в 1948 г.?

Факторы, позволившие СССР достичь довоенного уровня промышленности в 1948 г.:

  • сохранение командно-административной системы управления обществом и экономикой. Невыполнение планов рассматривалось как саботаж, вредительство. Процветали штурмовщина, авралы, сверхурочные работы;

  • самоотверженный труд советских людей; эксплуатация массового энтузиазма советских людей. После войны Сталин вернулся к лозунгу: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Предполагалось через 2 – 3 десятилетия построить коммунизм в СССР, через полтора десятилетия перегнать страны Запада по производству продукции на душу населения;

  • безвозмездный принудительный труд миллионов людей в системе ГУЛАГа;

  • использование оборудования германских и японских предприятий, полученного СССР в качестве репараций.


Проблемы развития сельского хозяйства в послевоенное время


Задание. К 1950 г. сельское хозяйство не вышло на довоенный уровень. Установите факторы, обусловившие трудности в развитии сельского хозяйства:

  • огромные разрушения во время войны;

  • засуха 1946 г. Поставки хлеба в страны Восточной Европы, несмотря на продовольственные трудности;

  • слабое обеспечение колхозов техникой, недостаток тягловой силы;

  • отчуждение колхозников от средств производства и результатов труда;

  • незаинтересованность крестьян в результатах труда;

  • жестокая налоговая система, налог на всё, что содержал колхозник на своём подворье;

  • низкие закупочные цены на сельхозпродукцию и высокие на промышленные товары;

  • контроль партийных и государственных органов над колхозами, отсутствие самостоятельности колхозов;

  • недостаточные капиталовложения в сельское хозяйство, которое финансировалось по остаточному принципу;

  • насильственная коллективизация в западных областях СССР;

  • безграмотность и беспомощность руководителей колхозов, отсутствие специалистов;

  • сокращение в 1946 г. приусадебных участков.


1948 г. – указ «О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни».

(Крестьянин должен большую часть времени отдавать общественному производству).

1947 – 1948 гг. – указы, которые предусматривали от 5 до 25 лет лагерей за посягательство на государственную или колхозную собственность.

1948 г. – колхозникам рекомендовано продавать государству мелкий скот. ( В итоге за полгода тайком забито более 2 млн голов скота).


Политическое развитие СССР


2 направления во внутренней политике СССР в послевоенный период:

  • забота о повышении общественно-политической активности и росте благосостояния народа;

  • укрепление личной власти Сталина, ужесточение политического режима.


1) Меры, предпринятые властью, по повышению общественно- политической активности и росту благосостояния трудящихся:

  • перевыборы Советов;

  • прямые и тайные выборы народных заседателей и судей;

  • отмена действия чрезвычайных законов;

  • восстановление отпусков, 8-часового рабочего дня;

  • отмена смертной казни (1947 – 1950 гг.);

  • отмена карточной системы (1947 г.);

  • денежная реформа (1947 г.). Обмен наличных денег из расчёта 10:1. Вклады в сберкассах – в разных пропорциях: вклады на сберкнижках до 3 тыс. обменивались 1:1. Реформа носила конфискационный характер;

  • ежегодное снижение розничных цен (1948 – 1954 гг.) (в марте, приуроченное ко дню рождения Сталина);

  • ежегодные займы, проводившиеся в добровольно-принудительном порядке. Подписывались на облигации на сумму не менее месячного оклада.

Результат:

  • крайне низкий уровень жизни сельского населения по сравнению с городским;

  • неудовлетворительные жилищные условия в городах: коммуналки, бараки, подвалы.


2) Укрепление личной власти Сталина, ужесточение политического режима:

  • реорганизация гос. органов. Упразднение ГКО. Выборы в Верховный Совет СССР (1946). Преобразование СНК в Совет Министров (председатель – И. В. Сталин);

  • надежды на демократизацию, перемены;

  • единовластие КПСС, безвластное положение Советов, безальтернативные выборы;

  • культ личности Сталина;

  • репрессии (в отношении военнопленных и угнанных на принудительные работы в Германию (осуществлялась массовая проверка людей, освобождённых из плена, и заключение их в лагеря (ГУЛАГ); в отношении бывших белогвардейцев, выданных СССР по соглашению с США и Англией; вернувшихся на родину эмигрантов 1920 – 1930-х гг., «народов-предателей»; «чуждых элементов» из Прибалтики, Западной Беларуси и Западной Украины; в отношении партийных, хозяйственных и армейских кадров);

  • подготовка судебного процесса над Г. К. Жуковым;

  • фабрикация органами НКВД политических дел: «Ленинградское дело» (1949 г.), «дело врачей-убийц» (1952 г.);

  • компания по борьбе с космополитизмом;

  • политический бандитизм. Наличие в западных районах вооружённых отрядов, выступавших под националистическими лозунгами. Идейные противники Советской власти превратились со временем в бандитов;

  • усиление руководящей роли Коммунистической партии. ХIХ съезд КПСС (1952 г.). Переименование ВКП(б) в КПСС;

  • легализация деятельности Русской православной церкви


Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

  • огромный материальный ущерб, нанесённый науке и культуре войной, людские потери;

  • значительные достижения в области физики. Создание и испытание атомной бомбы под руководством И. В. Курчатова (1949 г);

  • засилье лжеучёных (Т. Д. Лысенко). Отрицание ими генетического развития растений;

  • объявление генетики и кибернетики лженауками;

  • успехи в развитии школьного образования. Переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию;

  • насаждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве;

  • преследования деятелей культуры, пытавшихся в своём творчестве проявить свободомыслие (А. Ахматова, М. Зощенко; С. Прокофьев, Д. Шостакович – за «формализм в музыке»)


Особенности внешнеполитического курса СССР:

  • создание собственного оружия массового уничтожения как противовес атомному шантажу США;

  • демонстрация возможности мирного сосуществования государств с различными политическими системами. Заключение Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Финляндией (1948 г.);

  • конфликт с Югославией (1948 г.);

  • образование СЭВ (1949 г.) – экономического блока социалистических стран, через который СССР контролировал внутреннюю политику социалистических стран;

  • «холодная война» между СССР и США, между капиталистическими и социалистическими странами.


Задание. Сделайте вывод об основных направлениях внешней политики СССР в послевоенный период.


4. Закрепление


1) Расшифруйте аббревиатуры: СССР, ГУЛАГ, ЦК КПСС, НКВД, МВД, МГБ, СЭВ, ВПК

2) Дайте определение понятий: репрессии, ГУЛАГ, «Ленинградское дело», «дело врачей», космополитизм, культ личности, социалистический реализм

3) Назовите даты:

  • время правления Сталина;

  • отмена смертной казни, карточек; денежная реформа;

  • ХIХ съезд КПСС;

  • годы четвёртой пятилетки;

  • изобретение атомной бомбы;

  • образование СЭВ


5. Ориентация на домашнее задание


Вопросы домашнего задания

1) Охарактеризуйте развитие промышленности и сельского хозяйства, науки культуры СССР в послевоенный период.

2) Охарактеризуйте два направления внутренней политики СССР в 1945 – 1953 гг. Приведите примеры, свидетельствующие о росте благосостояния советских людей; об ужесточении политического режима.


6. Рефлексия

Составьте синквейн на тему «Сталин».

Предполагаемый синквейн

1) Сталин.

2) Жестокий, беспощадный;

- Злопамятный, коварный.

3) Управляет, восстанавливает, строит;

- Репрессирует, расстреливает, преследует.

4) Принял с сохой, оставил с атомом;

- СССР – мощная военная сверхдержава.

5) Вождь. (Диктатор. Тиран.)


Урок №4-5

Тема: «Первые попытки реформирования политического курса СССР после смерти Сталина»


Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата__________


  1   2   3   4   5

Похожие:

Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пособие адресовано студентам языковых факультетов педагогических вузов, а также учителям и преподавателям иностранных языков
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» icon«Уральский государственный педагогический университет» Институт иностранных языков
...
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» icon«Уральский государственный педагогический университет» Институт иностранных языков
Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка...
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. М.: Мгпу, 2011.с. Книга адресована студентам педагогических вузов, изучающих дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения»
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Мгпу, 2011. с
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconВладимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования
Данное издание будет интересно учителям русского языка и литературы, методистам, студентам педагогических вузов и ссузов, руководителям...
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconКнига адресована научным сотрудникам, преподавателям вузов, аспи- рантам и студентам по специальности «международные отношения»
В книге представлен историографический сравнительный анализ внешнеполитических дискуссий в России и США по актуальным междуна
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconКнига адресована работникам образования, учителям, преподавателям высших учебных заведений, систем повышения квалификации, читателям, интересующимся развитием современной теории и практики обучения.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига,...
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconПособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя, его характеристики и типы, дан инструментарий формирования педагогического имиджа учителя и психологические методики его изучения.
Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов – будущим педагогам
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» iconСтатья Общие положения Настоящий устав государственного учреждения образования «Могилёвский профессиональный лицей №5»
Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и является новой редакцией устава Государственного учреждения образования...
Книга адресована преподавателям учреждений образования пто, учителям средних школ, студентам педагогических вузов. © Гурская Я. М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» icon«Геноцид еврейского народа на Кобринщине» Троцюк Диана, учащаяся группы 220
Учреждение образования «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница