Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение




Скачать 181.52 Kb.
НазваниеИнтенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение
Дата07.11.2012
Размер181.52 Kb.
ТипДокументы
Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку

  1. Введение


Готовить учеников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ я начала ещё в 2000 году, когда он был экспериментом. За прошедшие годы накоплен колоссальный опыт (в том числе проб и ошибок), прочитаны горы книг и статей, полезных и не очень. С каждым новым классом приходит новое освоение и понимание, в методике преподавания русского языка – актуализация современных подходов в обучении.

Наше образовательное учреждение – лицей. Все учебные планы соответствуют профилю ОУ (лицейский компонент направлен на изучение физики, математики, информатики, химии, биологии), поэтому на изучение русского языка в 10-11 классах выделяется 1 час в неделю.

УМК тоже стандартный – примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль». Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М., «Просвещение».

Правда, есть дополнительные учебные занятия - элективный курс (1 час в неделю). Так что ресурсы, как видите, обычные, реальные.

Основными целями обучения русскому языку в старших классах мы считаем:

  • во-первых, формирование и развитие компетентностного подхода, направленное на совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций;

  • и только во-вторых – достижение высоких результатов ЕГЭ.

Эффективность содержательных, методических находок, найденных приёмов, конкретных средств наглядно подтверждается высокими результатами выпускников последних лет, обучаемых педагогами лицея:


Средний балл ЕГЭ по русскому языку




2008/2009

2009/2010

2010/2011

Красноярский край

57,20

57,86

61,85

г.Железногорск

61,38

63,23

65,10

МБОУ «Лицей №102»

69,28

70,09

72,30

Лучший результат показали мои выпускники в 2009 г., когда у 52-х учеников самый низкий результат был – 57 баллов (а самый высокий – 89), т.е. все 52 ученика сдали экзамен на «4» и «5».


  1. О пользе «шпаргалок»

Чем достигаются такие высокие результаты? За годы работы с выпускниками у нас сложилась своя система, включающая как используемые многими педагогами способы подготовки, так и свои методические приёмы, находки, конкретные средства.

Во-первых, при интенсивном повторении большое значение имеет отбор конкретного содержания программного материала. Весь учебный материал разделён на 20 тематических блоков, охватывающих наиболее важные и бесспорные разделы курса. Каждый блок включает в себя повторение и закрепление правил трёх основ грамотного письма: орфографии, пунктуации, стилистики и культуры речи. Почему именно 20? Мы остановились на этой цифре, хотя она не абсолютная, а условная (20часов из 34, 40 из 68 – в зависимости от того, каким периодом времени вы располагаете для интенсивного повторения). Идеально, если учитель готовит к ЕГЭ тот класс, в котором работает много лет, но бывают ведь разные ситуации, например, когда учитель принимает класс только в старшей школе, или это система – когда кто-то из преподавателей работает только в старших классах.

Во-вторых, мы позаботились о способах изложения материала и постарались всеми средствами облегчить запоминание основных правил, свернув их в алгоритмы, схемы и «шпаргалки».

Накоплен уникальный дидактический материал. В нашей практике помогают современные средства обучения, поэтому учитель и ученики готовят к каждому занятию презентацию основных правил или пользуются готовыми. Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка.

Вот образец одного такого блока и опорной записи. После сжатого повторения – сразу практика, тренировочные упражнения, затем задания по типу ЕГЭ. А после занятия у школьников остаётся опорная запись, к которой он будет обращаться дома и в школе при выполнении заданий. Если у учащихся есть какие-то записи прежних лет, то они могут вносить коррективы прямо в них. Например, о дополнительных значениях приставки при-, так как обычная школьная программа даёт только первые 4 значения.

Блок 6.

1. Орфография: правописание приставок пре- и при-.

2. Пунктуация: сравнительный оборот

3. Лексические нормы языка.


Опорная запись 1

Приставка пре- = очень, = пере

Приставка при- = присоединение, приближение, близость, неполнота действия, признака, доведение действия до конца, движение сверху вниз

Внимание! Омофоны:

Придать значение – предать друга

Прибывать в город – пребывать в городе

Притворить дверь – претворить мечту в жизнь

Приклонить голову – преклонный возраст

Приходящий вовремя – преходящее явление

Приложить к ране – непреложный закон

Привратник – превратный

Приставить – преставиться

Притерпеться к неудобствам – претерпевать лишения

Пристанище – беспрестанный

Приёмник – преемник

Беспризорник – презирать


III. Освоение орфоэпических норм

Особое внимание уделяется практической отработке наиболее трудных для учеников заданий ЕГЭ, например, А1.

Успешность выполнения этого задания, проверяющего владение основными орфоэпическими нормами, зависит от того, насколько экзаменуемый владеет основными нормами произношения слов и отдельных форм слов, а также от знания наиболее употребительных слов русского языка.

Выпускники должны знать, что отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет с место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну стЕнам и стенАм). В последнем примере представлена подвижность русского ударения.

В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает лингвист К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка мукА, трУсит трусИт, погрУженный на платформу погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь… (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин)». Действительно, лучшее средство успешно справиться с заданием А1 – постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов. Ни в коем случае при выполнении задания не стоит опираться на собственный опыт! Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно! Но и к словарям надо относиться очень осторожно! Выпускники прошлого года были напуганы информацией о том, что теперь можно говорить всё не так, как их учили раньше, паниковали, как им поступать на экзамене, и стоило большого труда убедить их, что информация не совсем верная, что орфоэпические нормы никто не отменял. Но словарями надо пользоваться «правильными»:

  • Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник/ под ред. Р. И.Аванесова и С.И.Ожегова. – М.: АН СССР, 1960.

  • Словарь ударений для работников радио и телевидения/ под ред. Д.Э.Розенталя. – М.: Советская энциклопедия, 1967.

  • «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» / под ред. Р. И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1996.

  • Львов В.В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». – М.: Дрофа, 2004-2007.

  • Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007.

Школьники твёрдо должны знать правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки. Например, много трудностей вызывает произношение глаголов:


Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.

  • включИть

  • включЁнный

  • включИвший

  • включИм

  • включИшь

  • включИт

  • включИв




В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суффикс –И-.


  • кровоточИть НО:клЕить

  • ободрИть закУпорить

  • одолжИть озлОбить

  • положИть опОшлить

  • углубИть освЕдомить

  • усугубИть надоУмить

  • облегчИть

  • убыстрИть







Ударения в формах прошедшего времени глаголов.

В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог.

  • снЯть

  • снЯл

  • снЯли

  • снЯло

  • снялА

  • Исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь




В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И-

  • баллотИроваться

  • блокИровать

  • копИровать

  • приватизИровать

  • конструИровать

  • экспортИровать

  • дискутИровать


НО:

  • маркировАть

  • премировАть

  • нормировАть

  • гофрировАть

  • пломбировАть

  • бомбардировАть





Это всего лишь малая часть тех правил, которые необходимо повторить для успешного выполнения выпускниками задания на знание орфоэпических норм.

Тем, кто хочет научить школьников успешно справляться с заданием А1 за сравнительно короткий отрезок времени, мы рекомендуем помимо разных справочников обращаться к методическим письмам по использованию результатов ЕГЭ. Как нам кажется, многие педагоги совершенно напрасно пренебрегают ими. В приложении к методическому письму «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» говорится: «Низкий процент выполнения орфоэпического задания объясняется тем, что в школьной практике изучению звуковой стороны речи не уделяется должного внимания. Отсюда неразвитость речевого слуха выпускников, многочисленные орфоэпические ошибки. По мнению психологов, речь становится средством коммуникации исключительно в результате согласованной работы слухового и речедвигательного анализаторов».

При этом восприятие речи тесно связано с работой памяти человека, хранящей эталон. Для речевой организации существенна как долговременная, так и кратковременная память. Поэтому учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (редукция гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ. Для этого каждое занятие мы начинаем с орфоэпической разминки.

В этом же письме дан орфоэпический словник, используемый для составления экзаменационных материалов. Он поможет учителю выработать верный методический подход к практическому освоению учащимися орфоэпических норм. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся и целенаправленное формирование у школьников потребности в систематической работе со словарями.

Но я создала свой (гораздо более сложный) за год до этого. В него включены не только слова, встречающиеся в тестах ЕГЭ по русскому языку, но и те, которые нужны при изучении других учебных дисциплин, и в повседневной жизни.

анАтом

избаловАть

Отрочество

арАхис

издрЕвле

патриАрхия

апокАлипсис

изОгнутый

переключИт

апострОф

Иконопись

платО

баловАть

инАче

плЕсневеть

берЁста

инсУльт

полифонИя

бУнгало

каталОг

помЕлло

бюрокрАтия

кАшлянуть

понЯвший

валовой

квартАл

пОстриг

вероисповЕдание

коклЮш

премировАть

ветеринАрия

корЫсть

принУдить

вЕчеря

кремЕнь

принЯть

вОгнутый

кУхонный

пулОвер

вчистУю

мАркетинг

рАджа

газопровОд

мЕльком

ржАветь

гастронОмия

мЕстностей

сабО

гЕнезис

микровОлновая

свЁкла

грЕйпфрут

мусоропровОд

сЕтчатый

гренОк, гренкИ

наговОр

слИвовый

дефИс

назлО

созЫв

диспансЕр

наОтмашь

столЯр

дОгмат

намЕрение

танцОвщица

договОр

незадОлго

твОрОг, а, у

донЕльзя

некролОг

тЕфтели, ей

досУг

ненадОлго

тефтЕлька

дОсыта

нефтепровОд

трубопровОд

еретИк

нетопЫрь

тУфля

жалюзИ

новорождЁнный

углубИть

завИдно

обеспЕчение

украИнский

зАгодя

обетовАнный

фетИш

задОлго

облегчИть

ходАтайство

закУпорить

ободрИть

христианИн

запломбировАть

озвУчение

чЕрпать

знАмение

освЕдомить

чИстильщик

зубчАтый

откУпорить

Экскурс



Запомнить отдельные слова помогает рифмование некоторых трудных слов. Примеры таких рифмовок (спасибо коллегам) можно найти в методической литературе

:

ФенОмен звонИт по средАм,

ПринЯв договОр по годам.

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.


ТанцОвщик с танцОвщицей любят

Своих малышей баловАть:

На кУхонный стол по посуде

Пускают котят танцевать.


Мы с шофЁром пустились по грЯзи

И, подолгу буксуя в грязИ,

ПрорвалИсь к отделению связи –

Нам типОграф прислал жалюзИ.


Сегодня – тошнотА, вчера – в костях ломОта,

К тому ж дремОта не пускает за ворота.

И лавки зАняты, и печка занятА,

Ворота Отперты, а дверь не отпертА.

Такая целенаправленная работа обязательно даст хороший результат. В нашем случае на ЕГЭ не справились с заданием А1только 6 выпускников из 52.


IV. Учить понимать и выделять главное

В 2009 г. в экзаменационную работу по русскому языку было включено новое задание А27, нацеленное на проверку овладения выпускниками текстовой нормы. Задание предполагало поиск речевого высказывания, не утратившего основного смысла в результате информационной компрессии. Задание А27 носит компетентностно ориентированный характер, поскольку проверяет овладение ключевыми компетенциями – коммуникативной и информационной: человеку в жизни необходимо владеть навыками чтения-понимания, способами коммуникативной компрессии (сжатия) информации текста значительного объёма, для того чтобы понять главное, основное содержание. Нужно было искать алгоритм решения этого задания.

Для анализа выпускникам были предложены тексты аргументирующего типа, где информация представлена в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой текст отражает движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отношения, с использованием разных логических операций, утверждений и отрицаний, противопоставлений и сопоставлений. преимущественно лексически (так как, потому что, вследствие чего и т.п.), порядок слов предпочтительнее прямой, эмоционально насыщенные слова и экспрессивные конструкции отсутствуют.

Модель задания предполагает выбор выпускниками из четырех вариантов такой ответ, где сокращение текста проведено с сохранением полного объёма информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

Для анализа предлагаются тексты аргументирующего типа (в них всего по три-четыре  предложения), где информация представлена в виде

  •  определения

  • объяснения

  •  доказательства

  •  рассуждения

  •  умозаключения.

Текст – объяснение

  1. Многие животные наделены природой удивительными способностями и возможностями. (Тезис)

  2. По чувствительности, надёжности и умению приспосабливаться к различным условиям не могут сравниться с биологическими чудо- приборами даже самые совершенные механизмы, рождённые человеческой мыслью. (Аргумент)

  3. Поэтому порой их организмы служат образцом для людей, создающих высокоточные приборы и устройства. (Вывод)

Способ решения задания

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

  • в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;

  • поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и3-го предложений.

Как показали результаты выполнения задания А27, основные способы свёртывания информации выпускникам хорошо знакомы, когда, например, в тексте опускается детальная, подробная система доказательств и аргументации, когда лаконичные, короткие предложения замещают значительные части текста, в этом случае излишние детали, подробности, перечисления заменяются одним словом или оборотом. Выпускники соотносили содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и находили предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Эффективность приёма - на ЕГЭ не справились с А27 только пятеро из 52 выпускников.


V. Незаменимые помощники

Решить многие поставленные задачи помогут словари, без которых не обойтись во время изучения данного раздела в школе и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Выше говорилось об орфоэпических словарях, но не стоит пренебрегать и другими. Систематическая работа со словарями на уроках русского языка даёт возможность не только развить языковые и речевые умения учащихся, но и сформировать навыки работы со справочной литературой, общеучебные умения. Словари – не только привычные, но и электронные.

  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.

  • Голуб И.Б. Стилистика русского языка.

  • Валгина Н.С. Современный русский язык.

  • Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.

  • Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация.

  • Фролова Н.Г., Фролов М.Г. Латынь вокруг нас.

Благодаря введению ЕГЭ в методике преподавания русского языка происходит актуализация современных подходов в обучении. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся Нынешние школьники не представляют учебный процесс без информационно-коммуникационных средств обучения, и техническое оснащение лицея позволяет это делать. Большое количество тренировочных программ помогает ученику отрабатывать любое правило в течение нескольких минут и, что немаловажно, тут же получить оценку и коррекцию своих знаний. Кроме того, на сайте ФИПИ размещены нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ.

Очень эффективным является следующий приём. Если позволяет расписание, то в субботу в течение нескольких минут урока мы смотрим пролог телевизионной игры-конкурса «Умницы и умники», посвященный, как известно, русскому языку. Задания пролога разнообразные, очень динамичные, а самооценка сидящих за партами здорово повышается, когда их результаты оказываются лучше, чем у участников престижного конкурса. У нас накоплена большая подборка таких заданий. Вот одно из них - расставить знаки препинания в предложении из известной песни А.Розенбаума:

На ковре из жёлтых листьев

В платьице простом

Из подаренного ветром крепдешина

Танцевала в подворотне

Осень вальс-бостон.

(На самом деле никаких знаков ставить не нужно).

Теперь – о подготовке к выполнению задания части С. Здесь для меня две трудности: убедить творческих учеников придерживаться необходимой структуры сочинения и помочь неохотно читающим школьникам в подборе литературных аргументов. Но это всё преодолимо. Есть прекрасные пособия, написанные талантливыми лингвистами. Много лет пользовалась рекомендациями Н.Пащук по подготовке к написанию сочинения, да и сейчас ещё пользуюсь. Но в последние годы в связи с изменениями в критериях и требованиях к написанию сочинения-рассуждения появились новые издания. Поэтому теперь мы рекомендуем школьникам и другие пособия:

  • Н.Пащук. От анализа текста — к сочинению// «Литература», 2007.

  • В.Н.Александров, О.И.Александрова. Русский язык (задание С). Энциклопедия аргументов. – М., 2007г.

  • Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2012.

  • Сборник притч или философские сказки. – Бендеры: ПГУ, 2008.

  • Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов-на Дону: Легион, 2011.

Похожие:

Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconПрограмма Спецкурса по русскому языку Система подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе. Автор: Насонова Е. Ю., учитель литературы Томск 2010 Пояснительная записка. Спецкурс «Система подготовки к егэ по русскому языку»
С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение icon7891011121314 Перечень элективных курсов, проводимых в 2011-2012 учебном году -11 класс
Подготовка к егэ по русскому языку (10-11 кл.)Мир и человекРабота с тестамиТрудные вопросы подготовки к егэ по русскому языкуСочинение-рассуждение...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconПрограмма предпрофильной подготовки по русскому языку
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconМатериалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)
Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconВидеоконсультации егэ по русскому языку и математике
Видеоконсультацию «егэ по русскому языку» (часть 1 и часть 2) проводит Цыбулько И. П., руководитель Федеральной комиссии разработчиков...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconЭлективный курс по русскому языку. 11 класс
Данный элективный курс ставит перед собой цель подготовить учащихся к решению тестов части в егэ по русскому языку. При этом решаются...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconПрограмма спецкурса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
Охватывает задания всех уровней (А, В, С), содержит отобранную в соответствии с критериями егэ систему понятий, норм, а также определяет...
Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку Введение iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче егэ по русскому языку (часть С). Разработка методических пособий для сдачи экзамена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница