Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета




Скачать 276.34 Kb.
НазваниеМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
страница1/2
Дата07.11.2012
Размер276.34 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2
Методическое письмо подготовлено

на основе аналитического отчета

«Результаты единого государственного экзамена 2009 года»

членами федеральной предметной комиссии по обществознанию:

к. п. н. Е.Л.Рутковской и к. п. н. Е.С.Корольковой.

Научный руководитель – к.п.н. Г.С. Ковалева.

Письмо согласовано с председателем

Научно-методического совета ФИПИ по обществознанию,

д. филос. н., профессором Н.С. Кирабаевым,

утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.


Методическое письмо

Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования


Единый государственный экзамен по обществознанию является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования (утвержден в 2004 г.) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (утвержден в 1999 г.).

ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов. В целях обеспечения стандартизации измерения на каждый год создаются документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ. Разработку КИМ ЕГЭ 2010 года регламентируют следующие документы:

      • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по обществознанию;

      • Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по обществознанию;

      • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена 2010 года по обществознанию.

Объективность результатов ЕГЭ обеспечивается:

      • широким охватом проверяемого содержания и представленностью в КИМ ЕГЭ по обществознанию всех содержательных линий курса;

      • содержательной параллельностью вариантов экзаменационной работы, собранных на основе утвержденного обобщенного плана;

      • строгим отбором заданий на основе многоуровневой содержательной и тестологической экспертизы и анализа их статистических параметров;

      • разработанными инструкциями по проверке и оценке ответов экзаменуемых;

      • доказавшими свою состоятельность критериями распознавания полных правильных и частично правильных ответов, предложенных экспертам.

Анализ результатов экзамена позволяет определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, дает возможность сделать некоторые общие заключения о влиянии ЕГЭ на практику преподавания. К позитивным аспектам возросшего влияния следует отнести:

- усиление внимания к компетентностно-ориентированной составляющей курса, к формированию познавательных умений и способов деятельности,

- более активную организацию работы с источниками, включающими юридические документы,

- расширение круга используемых пособий за счет привлечения изданий, помогающих организовать активную познавательную деятельность.


Экзаменационная модель экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ в 2009 году и её корректировка в 2010 году

Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2009 года

При разработке вариантов КИМ 2009 года была использована та же модель, что и в 2006-2008 годах. Задания, представляющие все содержание школьного обществознания, были сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Общество. Духовная жизнь общества»; «Человек. Познавательная деятельность»; «Экономическая сфера жизни общества»; «Социальные отношения»; «Политика»; «Право». В работе были представлены задания трех уровней сложности. Часть 1 содержала 24 задания базового уровня и 6 повышенного уровня сложности (А5, А10, А15, А20, А25, А30); часть 2 содержала два задания базового уровня (В2 и В3) и четыре задания повышенного уровня сложности (В1, В4, В5, В6); в части 3 было одно задание базового уровня (С1), одно – повышенного уровня (С2) и шесть заданий высокого уровня сложности (С3 – С8).

Задания первой части работы были направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных объектах (явлениях, процессах).

Вторая часть работы проверяла умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем, соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее понятие в ряду понятий одного класса, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты и мнения, идентифицировать термины и понятия в предлагаемом контексте.

Наиболее значимой частью ЕГЭ для оценки творческого потенциала выпускников средней школы, как и в прошлые годы, стала третья часть экзаменационной работы, включающая задания с развернутым ответом на извлечение информации из текста, ее интерпретацию, соотнесение с обществоведческими знаниями, формулирование оценочных суждений и аргументов; применение обществоведческих понятий в заданном контексте, раскрытие теоретических положений (понятий) на конкретных примерах, решение познавательных и проблемных задач, формулирование собственных суждений и аргументов по социальным проблемам.

К отдельным изменениям, внесенным в экзаменационную работу в 2009 году, относится обновление проверяемого содержания экономической составляющей обществоведческого курса на основе стандартов 2004 года и в связи с реальным отражением их требований в школьных учебниках и практике преподавания. В КИМ ЕГЭ были введены простейшие графики, которые успешно используются в практике преподавания при изучении действия рыночных механизмов. Дальнейшее усиление получила составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуациях (для объяснения природных или социальных явлений, решения задач, оценки правильности выбора, обоснования альтернативных подходов и т.п.). Кроме того, была предложена усовершенствованная схема оценивания задания С8.

Система оценивания результатов выполнения экзаменационной работы

Как и в 2006-2008 годы, каждое правильно выполненное задание первой части и задания В1 и В2 из второй части экзаменационной работы оценивались 1 баллом. За полное правильное выполнение заданий В3, В4, В5 и В6 выставлялось по 2 балла за каждое, при наличии одной ошибки в их выполнении – 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий две и более ошибок, – 0 баллов. При полном и правильном выполнении заданий С1, С2 и С5 можно было получить два балла за каждое из этих заданий, при полном и правильном выполнении заданий С3, С4, С6, С7 – по три балла, за задание С8 – 4 балла. Неполный правильный ответ по заданиям третьей части оценивался одним баллом по заданиям С1, С2 и С5, одним и двумя баллами – по заданиям С3, С4, С6, С7; от одного до трех баллов – по заданию С8. За работу при полном и правильном ее выполнении можно было получить 62 первичных балла: 30 баллов за первую часть, 10 баллов – за вторую и 22 балла – за третью.

Ответы на задания первой и второй части проверяются с помощью компьютера, каждый ответ на задания третьей части работы анализируют два, а в проблемных случаях – три независимых эксперта.

Для ЕГЭ используется стобалльная система оценки. С 2009 года Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.
  1   2

Похожие:

Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
«Результаты единого государственного экзамена 2009 года» и диагностических исследований
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании истории (истории России)
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница