Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся




Скачать 247.64 Kb.
НазваниеПроектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся
Дата07.11.2012
Размер247.64 Kb.
ТипУрок



Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся.


Я работаю в МОУ «Прохоровская гимназия» с 1998 года. Преподаю историю, обществознание и право. В старших классах работаю по программе для углубленного изучения истории. Имею высшее педагогическое образование, квалификацию учителя истории, обществознания и английского языка. В 2003 году по итогам аттестации мне была присвоена высшая категория. Являюсь классным руководителем гимназического 11 «г» класса. Работаю над проблемой «Проектная деятельность на уроках истории и обществоведения как способ развития познавательного интереса учащихся».

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.

В начале работы в гимназии по наблюдениям за учащимися, из бесед с ними, а также по результатам олимпиад я поняла, что уровень знаний у большинства – репродуктивный (особенно в общеобразовательных классах). Творческие способности развиты слабо, дети боятся аргументированно отстаивать свою позицию в споре. К тому же я обнаружила, что у детей отсутствует интерес к моему предмету. Этот вывод подтвердили и результаты диагностики, проведенной психологом в 10 «а», 10 «д» классах в 2000 году. Рейтинг обществоведческих дисциплин составлял не более 30%.

Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты, не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности и вслед за Н.Т. Морозовой под познавательным интересом понимаю особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

первый – любознательность;

второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

третий - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе

- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;

- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;

  • принципа коллективного труда;

  • осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

  • использование личностно ориентированного обучения;

В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории и обществознания на основе устойчивой положительной мотивации.

В результате при проведении повторной диагностики в феврале 2006 года психолог гимназии отметила, что отношение учащихся к изучению истории значительно улучшилось. Для исследования использовались следующие методики:

«Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»;

«Методика анализа отношения школьников к учению»;

Карта интересов;

Эффективность уроков (Методика В.П. Симонова).

Диагностика проводилась в 10 «в», 10 «б», 10 «г» и 11 «г» классах.

Её результаты можно представить на примере 11 «г» класса, изучающего историю по углубленной программе, в следующем виде:

Класс

Познавательная активность

Тревожность

Результат

11 «г»

51 балл

22 балла

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

Вывод психолога:

учитель строит свои уроки так, что у учащихся происходит постоянное формирование мотивации достижений, стремление к углубленному изучению предмета.

Психологические аспекты урока оценивались по методике В.П. Симонова в 10 «б», 10 «в» и 11 «г» классах по результатам I и II полугодия.

к1+к2+к3+к4


80

Эу= * 100%

Эу – эффективность урока;

Показатели

Эу=85-100% - урок отличный

Эу=65-84% - урок хороший

Эу=45-64% - урок удовлетворительный

Степень обученности учащихся (СОУ):

э5/к1+э4*к2+э3*к3


к

СОУ=

По результатам методики были получены следующие данные:


Класс

Кол - во учащихся

Период (полу-

годие)

Эффективность урока (Эу)

%

Средний

%

Степень обученности

%

Средний

%

10 «б»

15

I

II

87

94

90,5

«отл»

61,3

62,4

61,8

«выс»

10 «в»

20

I

II

84

91

87,5

«отл»

64,8

70

67,4

«выс»

11 «г»

23

I

II

82

92

86

«отл»

57,9

58,4

58,1

«выс»



При проведении учебных занятий я использую личный опыт, теорию развития познавательного интереса Г.И. Щукиной и идеи педагога – новатора И.П. Волкова. В своём опыте я использую исходные принципы его творчества:

  • знание – фундамент творчества;

  • строгий отбор учебного материала;

  • формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

  • индивидуальный подход в обучении.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Изучив различные подходы к типам проектов, я классифицировала их по четырём признакам:

По роду деятельности

По содержанию

По количеству участников

По продолжительности

- - прикладные

- информационные

- ролевые

- творческие

- исследовательские

- монопроекты

- межпредметные

- индивидуальные

- парные

- групповые

-долгосрочные

- краткосрочные

Цели моей работы:

  • организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.

  • формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности

  • воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формировать критическое и творческое мышление учащихся,

  • умение работать с информацией;

  • способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;

- развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.

  • учить работать в группе.

Данный педагогический опыт преодолевает такие недостатки образовательного процесса в массовой школьной практике, как:

-догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников;

-отрыв процесса обучения от жизни;

-усреднённый подход к личности, отсутствие учёта мотивов и интересов каждого ученика.

Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.

На уроках и во внеурочное время я уделяю внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность.

В работе над учебными проектами встает много конкретных вопросов, имеющих методический и технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы и хочу поделиться собственным опытом.

Как организовать работу над проектом.


Я выделяю следующие этапы работы:

-1- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Так, на протяжении ряда лет вместе с учащимися мы определили несколько тем проектов, которые были реализованы со следующими результатами:



Фамилия, имя, класс

Тема исследовательской (творческой) работы

Результат

1

Брагэ Виктория, 10в

Интернациональный долг наших земляков в афганском конфликте.

1 место в районной олимпиаде по краеведе-нию в 2003г.; 8 место в областной олимпиаде

2

Ракитянская Ирина,

10в

Жизнь и быт советских людей в первые после-военные годы на приме-ре крестьянских семей

Защита работы на итоговой конференции НОУ «Эврика» в гимназии в 2003г.

3

Кочергина Оксана,

10в

Краеведческий аспект в диалоге культур двух славянских народов.

1 место в районной олим-пиаде по краеведению в секции «Духовное насле-дие», диплом I степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги».

4

Круглова Екатерина,

10в

Убийство Николая II и правовые аспекты восстановления монархии в России.

Выступление с предварительной защитой на историко-географической секции НОУ «Эврика»

5

Черкашина Юлия,

10в

Правовые аспекты Нюрнбергского процесса и нравственные итоги Второй мировой войны.

Выступление с предварительной защитой на историко-географической секции НОУ «Эврика»

6

Кулабухова Оксана,

10в

Своеобразие пушкинской оценки личности и исторической роли Лжедмитрия I .

Выступление с предварительной защитой на историко-географической секции НОУ «Эврика»

7

Матрашилова Елена,

10в

Денежная реформа С.Ю. Витте и её влияние на социально-экономическую жизнь России 19-20 вв.


Экзамен



8

Полежаева Яна, 10в

Искусство России на фоне общественно-политических событий 2-й половины XIX века.

Экзамен

9

Захарова Ольга, 10в

Престольные праздники Прохоровского района как элемент этнической культуры.

К районной конференции по краеведению

10

Иевлева Марина, 10в

Символы двоеверия в свадебном обряде села Карташевка, Прохоровского района.

Конференция НОУ «Эврика» в Прохоровской гимназии

11

Воронько Андрей,

10в

Длительное заключение как альтернатива смертной казни.

Работа к экзамену по праву

12

Галустян Эльмира,

10в

Проблема историчности описания Бородинского сражения в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Выступление на секции НОУ «Эврика»

13

Кривчиков Михаил,

11г

Изучение закона «О защите прав потребителя» как один из способов формирования правовой культуры.

Реферат к экзамену по обществознанию

14

Чигирина Светлана, 10в

«Сказание о Борисе и Глебе». Исторические источники и жанровое своеобразие.

Выступление на секции НОУ «Эврика»

15

Учащиеся 11 «г» и 11 «е» классов

Проект

«Я гражданин»

Ролевая игра

«Избирательная кампания»

-2- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

Например, проектная работа «Я гражданин», выполненная учащимися гимназических 11 классов, проводилась накануне выборов в областную Думу. Проблему обозначили сами школьники: какие факторы влияют на принятие решения электоратом в условиях демократических выборов.

-3- Распределение задач по группам, поиск информации. Были определены роли участников: члены избирательной комиссии, электорат, кандидаты, их доверенные лица.

-4- Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы: постановка проблемы, определение объекта исследования, выявление предмета исследования, формулировка гипотез, определение направления работы и задач, определение способов поиска источников информации

-5- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Избирательная комиссия – подготовка списков голосующих; кандидаты – разработка предвыборных программ; доверенные лица – организация предвыборной агитации.

-6- Промежуточные обсуждения полученных данных: для меня особый интерес представляли, помимо программ, составленных учащимися сами дебаты, проведённые в актовом зале гимназии. По условиям игры каждому из кандидатов предоставлялось три минуты на оглашение своей предвыборной программы. Затем ещё 3-4 минуты отводилось для ответов на вопросы. Самым важным и одновременно сложным в этой фазе игры оказалось умение учащихся перевоплотиться в политических лидеров, поверить в то, что они представляют интересы определённых социальных сил. Тем не менее большинство кандидатов старались соответствовать избранному имиджу и не забывать о политической культуре.

–7- Презентация проекта. Ролевая игра «Избирательная кампания».

-8- Коллективное обсуждение, выводы. Анализ игры и подведение итогов. В ходе подведения итогов мы вместе с учениками пытались дать ответы примерно на такие вопросы:

-Каковы впечатления участников? Понравилась ли игра? Что именно понравилось? Что не понравилось?

-Можно ли сказать, что игра прошла успешно? Почему?

-Кто из игроков произвёл наибольшее впечатление? Удивил? Проявил эрудицию, актёрские способности?

-Какие трудности испытывали игроки? Почему? Как пытались их преодолеть?

-Что из этого мероприятия можно извлечь для курсов «Право» и «Обществознание»?

В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще. Они сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе не только механизмы политической жизни, но и реалии сегодняшнего дня. По достоинству оценили ребята удачи своих одноклассников. Вырос интерес школьников к актуальным вопросам политической жизни. Бабич Олеся (во время игры – секретарь избирательной комиссии) приняла участие в областной олимпиаде по избирательному законодательству и заняла 8 место, что можно считать неплохим результатом.

Для меня же наиболее ценной явилась возможность корректировки знаний учащихся и восполнения пробелов в них уже в процессе игры, в условиях живого и активного обсуждения. Стали очевидны и некоторые пути совершенствования организации подобных игр. Выяснилось, что решение вопросов, связанных с партийным строительством, составлением предвыборных программ, требует солидного социального и политического опыта, которого у учащихся пока нет. Их программы часто повторяли программы известных политических лидеров. Начать разбираться в демократических процедурах (при использовании игровых форм) лучше, к примеру, с вопроса о создании и деятельности органов ученического самоуправления.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов:

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности

- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, сборника);

- выполняются в едином стиле, содержат сноски, примечания, указывающие на источник информации;

  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории (например, на секции НОУ «Эврика», на экзамене, на конкурсе исследовательских и творческих работ);

  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом:

- общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 минут;

- в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая видеоаппаратура (студия «Кадр» Прохоровской гимназии);

- на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы:

Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы: практическая работа в библиотеках, моделирование, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы), использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации, создание презентации (как правило, с применением программы Power point), демонстрация и защита.

Новые информационные технологии, в частности возможности Интернета, для передачи и получения текстовой, графической, видеоинформации, создание мультимедийной презентации, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формирования практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

По каким критериям оценивать проект?

В своей практике я учитываю следующие критерии:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

  • коллективный характер решений;

  • творческая самостоятельность авторов проекта;

  • использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;

  • доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;

  • оформление результатов проекта;

  • форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.

В своей работе я использую

методы:

- проектный,

- проблемный,

- поисковый,

- развивающий,

- исследовательский;

приемы:

- ролевая игра,

- творческая проектная деятельность,

- создание проблемной ситуации,

- выполнение развивающих заданий,

- воображаемое путешествие,

- реферат,

- эссе,

- опережающее задание,

- использование мультимедийных средств обучения;

нетрадиционные формы уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;

формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» я делю класс на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

  • коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;

  • индивидуально-дифференцированная форма – для ее осуществления я использую карточки с дифференцированными заданиями по степени сложности. В углу каждой карточки нарисован синий, зелёный или красный кружок, соответственно обозначающий оценки «3», «4», «5»; в ходе урока учащиеся сами выбирают карточки с заданиями, что способствует выработке адекватной самооценки и не навязывает ученику мнение учителя; индивидуальную форму работы я использую и при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

  • формы контроля - в своей работе я осуществляю систематический контроль знаний: текущий контроль, тематический, итоговый. Часто применяю проверку знаний в тестовой форме по образцу ЕГЭ.

Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла. Показателем роста интереса служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад и творческих конкурсов:


ГОД

Количество участников

Школьный уровень

Районный уровень

Областной уровень

Всероссийский уровень

2003-2004

23

9

3

1

2004-2005

35

10

3

-

2005-2006

48

12

4

3




Сводные данные об успеваемости и качестве знаний по истории


учащихся Прохоровской гимназии за 2003-2006 годы

Год

Класс, профиль

Количество учащихся

Успеваемость


Качество знаний, %

«5»

«4»

«3»

к-во

%

к-во

%

к-во

%

2003-2004

11 «д»

11 «а»

10 «в»

8 «б»

23

25

24

17

12

8

10

5

52

32

42

29

10

17

8

8

43

68

33

47

1

-

6

4

5

-

25

24

95

100

75

76

2004-2005

11 «в»

9 «б»

9 «г»

10 «г»

24

17

22

23

14

7

10

8

58

41

45

35

10

7

8

11

42

41

36

48

-

3

4

4

-

18

19

17

100

82

81

83

2005-2006

10 «б»

10 «г»

10 «в»

11 «г»

8 «б»

17

22

23

23

21

8

7

14

10

7

47

28

61

43

33

8

13

9

13

8

47

62

39

57

38

1

2

-

-

6

6

10

-

-

29

94

90

100

100

71


-Класс социально-гуманитарного профиля

-Класс с углубленным изучением истории

Выводы:

  1. Во всех классах на протяжении трёх лет качество знаний более 70%, что позволяет сделать вывод о стабильной результативности.




  1. Проследить динамику роста успеваемости позволяют показатели по 10 «б» классу, где весь период соблюдалась преемственность: качество знаний возросло с 76% в 2003 году до 94% в 2006 году.




  1. В 2006 году по результатам промежуточной аттестации за первое полугодие в двух классах (10 «в» и 11 «г»), качество знаний составило 100%, а в 10 «г» классе – 90%, что свидетельствует о результативности работы и росте мотивации к изучению предмета у учащихся.


Анализируя данные, полученные в результате диагностики учащихся, психолог сделал следующий вывод: «Учитель строит свои уроки так, что у учащихся происходит постоянное формирование мотивации достижений, стремление к углубленному изучению предмета.

Рейтинг истории среди других предметов составляет 75%. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. Для 75% учащихся история является любимым предметом.

Анализ психологических аспектов уроков показывает высокую эффективность уроков. В среднем по всем классам она составляет 85,5%, что является отличным показателем, а обученность учащихся – 60,2% - высоким.

Все эти данные говорят о том, что учитель постоянно повышает мотивационную деятельность учащихся на своих уроках» (Протокол педсовета №3 от 9 ноября 2005 года).

Оценить результаты моей работы над проблемой использования метода проектов позволяет и все более возрастающий интерес к выбору предметов обществоведческого цикла на выпускных экзаменах: в 2004 году экзамен по обществознанию сдавали 48% учащихся, в 2005 – 62%, а в 2006 – 78% от общего числа выпускников.

Для отслеживания результатов своей работы я разработала показатели сформированности и развития познавательного интереса учащихся:


Этапы

Критерии

Показатели

Формирование

(5 класс)

Общая оптимистическая установка на деятельность, мотивация

Отсутствие психологического барьера в общении «учитель» - «ученик», положительные взаимоотношения учащихся во время урока.

Формирование (6 – 7 классы)

Стремление к активному взаимодействию на уроке

Преобладание произвольного внимания, способность концентрировать мыслительные усилия.

Развитие

(8 – 9 классы)

Стремление к выполнению сложных творческих заданий на применение знаний

Неудовлетворённость выполнением лёгких или средних по сложности заданий. Индивидуальные занятия с учителем во внеурочное время.

Развитие

(10 – 11 классы)

Осуществление самостоятельной исследовательской деятельности в условиях отсутствия контроля со стороны учителя
Работа с дополнительной литературой и различными источниками информации.

Выполнение проектов творческих и исследовательских работ.

Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях







Похожие:

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconМоу «Красносельская сош»
Проектная деятельность на уроках русского языка как способ развития коммуникативных умений учащихся
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconКожевникова Ирина Викторовна
Игровая деятельность как успешная предпосылка для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconНа уроках истории, обществознания и приёмы повышения качества знаний учащихся
На уроках, вовлекая в учебную деятельность учащихся, учитель формирует у них общеучебные интеллектуальные умения. Между тем, учителя...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconБюллетень 7 (апрель,2010) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме: «Проектная технология. Приемы развития творческих способностей»
Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconУроках истории и обществознания
«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconПроектная и внеурочная деятельность учащихся как способ просвещения в вопросах вич/спид и развития толерантности

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconМетодические рекомендации по использованию слова как этапа развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся icon«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
Теоретические основы развития творческой деятельности учащихся в современном образовательном процессе
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся iconАнализ методической и инновационной работы 2010-2011 учебный год
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница