Рабочая учебная программа дисциплины




НазваниеРабочая учебная программа дисциплины
страница1/4
Дата07.11.2012
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и культурологии


Утверждаю:

Проректор по учебной работе
_______________ В.В. Рыбкин

«___» __________________ 201__ г.


Рабочая учебная программа дисциплины


ИСТОРИЯ РОССИИ


Направление подготовки 240100 Химическая технология

Профиль подготовки

Квалификация (степень) Бакалавр


Форма обучения очная


Иваново, 2010

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

  • понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  • знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • воспитание нравственности, морали, толерантности;

  • понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

  • понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

  • способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

  • навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История» относится к базовым дисциплинам блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Б. 1) ООП бакалавриата по всем негуманитарным направлениям, выстраивается на основе междисциплинарной связи с такими дисциплинами как «Философия», «Культурология» «Правоведение» и др.

Базовые знания, умения, навыки связаны с результатами довузовского образования и усваиваются в ходе изучения таких дисциплин как «История», «Обществознание», «Литература», «География» и др.

Для успешного усвоения курса «История» студент должен:

Знать:

  • терминологический минимум по истории и обществознанию;

  • важнейшие характеристики основных этапов в развитии человечества;

  • ключевые события, даты, действующих лиц в мировой и отечественной истории;

  • основы исторической географии;

  • особенности отражения исторических событий в родной литературе.

Уметь:

  • конспектировать лекцию преподавателя;

  • вычленять наиболее значимую информацию для ответа на конкретно поставленный вопрос в учебной и научно-популярной литературе;

  • устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений;

  • логично и аргументировано доказывать свою точку зрения.

Владеть:

  • навыками поиска, реферирования и анализа информации по истории в различных источниках, в том числе Интернет-ресурс, публичного выступления, написания эссе и выполнения творческого задания;

  • технологией репрезентации информации по истории.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «История
России»

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

  • использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готовность к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

  • логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • работать с разноплановыми источниками;

  • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

  • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

  • представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

  • навыками анализа исторических источников;

  • приемами ведения дискуссии и полемики;

  • основами исторического мышления.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

4. Структура дисциплины «История России»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 КЗЕ, 108 часов.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

50




50




В том числе:

-




-

-

Лекции

26




26




Практические занятия (ПЗ)

24




24




Самостоятельная работа (всего)

58




58




В том числе:







-

-

Подготовка к семинарам

28




28




Подготовка к контрольному тестированию

4




4




Изучение научно-монографической и учебной литературы и др. к коллоквиуму

4




4




ИЛИ Изучение и реферирование научной монографии, статей, подготовка аннотации

10




10




ИЛИ Поиск и анализ источников из «личного архива», написание творческой работы «ХХ век в истории моей семьи»

10




10




Подготовка к экзамену

12




12




Вид аттестации (зачет/экзамен)







Экзамен




Общая трудоемкость – час.

КЗЕ

108




108




3




3




5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

История как наука

Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания. Теория и методология исторической науки. Актуальные методики исторического исследования. Русская историческая школа: люди и идеи.

Понятие исторического источника. Классификация исторических источников: письменные, устные, вещественные, аудио-визуальные, изобразительные. Источники по истории России.

2.

Особенности становления и эволюции государственности в России и мире

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Территория России в системе Древнего мира. Античный мир и древнейшие государства на территории нашей страны. Великое переселение народов III-VI вв. н.э. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Роль вече.

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация Руси: причины и последствия. Византийский культурный фактор в русской истории.

3.

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Экспансия на Русь с Запада и Востока в XIII веке. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Вызов Запада и ответ Александра Невского.

Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, Феномен самозванства. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Развитие русской культуры.

5.

Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

XVIII век в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Отечественная историография о проблеме закономерности, преемственности и прогрессивности петровских реформ.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Уложенная комиссия. Новый юридический статус дворянства. Рост социальной поляризации, обособленности социальных слоев. «Новая порода людей».

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

Сущность и судьба реформаторского курса Александра I. проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Отечественная война 1812 года и рост национального самосознания.

Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.

Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Крестьянский вопрос в России: сущность, этапы решения, последствия.

Реформы Александра II: сущность, этапы и последствия.

Особенности развития России в пореформенный период. «Индустриализация по Витте».

Общественно-политические движения 2-й половины XIX века и их отражение в интеллектуальной истории россии.

Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

6.

Россия и мир в ХХ веке

Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии.

Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации. «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразований.

Русская деревня в начале века. Реформы П.А. Столыпина: причины, суть, последствия.

Первая российская революция. Изменения в политической системе. Государственная Дума. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Культурные контрасты рубежа XIX – XX веков как фактор социальных революций в России.

Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки. Влияние Первой мировой войны на европейское развитие. Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Россия в 1917 году. Февральская революция. Причины и последствия образования Двоевластия. Альтернативы общественного развития России. Общенациональный кризис осени 1917 года. Причины прихода к власти партии большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Революция и культура. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране.

Структура режима власти в 1930-е гг. Сращивание партийных и государственных структур. Советы. Карательные органы. Массовые репрессии.

Экономические основы советского политического режима. ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономической системы. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, методы, темпы. Сплошная коллективизация. Итоги и цена «наступления социализма по всему фронту».

Унификация общественной жизни, «культурная революция» и формирование «нового человека». Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Большевики и интеллигенция. Историко-культурные последствия сталинизма.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Государственно-монополистический капитализм. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Советская внешняя политика накануне Второй мировой войны. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.

СССР во Второй мировой (1939-1945 гг.) и Великой Отечественной войне (1941 –1945 гг.). Антигитлеровская коалиция. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Причины отступления Красной Армии в начальный период войны. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы.

Восстановление СССР после Великой Отечественной войны и выбор путей экономического и социального развития.

СССР и мир в послевоенные годы. Рождение биполярного мира и начало «холодной войны». Власть, идеология и культура в послевоенные годы.

Власть и общество в первое «послесталинское десятилетие». Противоречивый характер десталинизации советского общества в 1953-1964 гг. Реформаторские поиски в советском руководстве. «Оттепель» в духовной жизни страны. «Шестидесятники».

Смена власти и политического курса в 1964 г. Нарастание кризисных явлений в политической и социально-экономической жизни общества. Предпосылки и пределы экономической реформ 1965 года. Власть и общество в 1964-1985 годы. Кризис господствующей идеологии. Формы духовного сопротивления политическому режиму. Диссидентское движение: люди и идеи.

Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни. Культура советского «андеграунда» и проблема эмиграции «третьей волны».

Внешняя политика после Сталина. Развитие отношений СССР с капиталистическими странами. «Германский вопрос». Кризисные явления в социалистическом лагере. Венгрия, 1956 год. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис. Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур. Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

СССР и мир в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Политика «разрядки»: надежды и результаты.

Перестройка в СССР: демократизация политической жизни страны, политика «гласности». Первые шаги к многоукладной экономике. СССР и мир: «новое политическое мышление». Окончание «холодной войны», начало крушения «биполярного» мира.

«Парад суверенитетов» и распад СССР.

Новая Россия в 1990-е гг. Становление российской государственности. Переход к рыночной экономике в начале 1990-х гг.: «шоковая терапия». Экономические, политические, социальные проблемы и кризис конца 1990-х гг. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

Культурология

+

+

+

+

+

+










2.

Философия

+

+

+




+

+










3

Правоведение

+

+

+




+

+











5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семинары

СРС

Всего час.

1.

История как наука

2

2

4

8

2.

Особенности становления и эволюции государственности в России и мире

2

2

2

6

3.

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

4

2

2

8

4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

4

2

4

10

5.

Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

6

6

8

20

6.

Россия и мир в ХХ веке

8

8

12

28




Итоговая конференция




2




2




Выполнение творческого задания







10

10




Подготовка к контрольному тестированию







4

4




Экзамен







12

12




Всего часов

26

24

58

108


6. Лабораторный практикум

Лабораторные работы данной дисциплиной не планируются


7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость (час.)

1.

История как наука

История исторической науки. (2 час).

8 час

2.

Особенности возникновения и эволюции древнерусской государственности

Древняя Русь IX-XII вв. (2 час).

6 час.

3.

Русские земли в XIII-XV веках. Возникновение единого Российского государства

Становление единого Российского государства. Особенности российской централизации. (2 час).

8 час.

4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

«Бунташный век» в истории России.(2 час.)

10 час.

5.

Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

Культура России в XVIII веке: от петровских инициатив к веку Просвещения (2 час).

Реформаторы и революционеры России в XIX - начале ХХ вв.(4 час.)

20 час.

6.

Россия и мир в ХХ веке

Сталинизм: сущность, проявления, последствия. (2 час.)

Великая Отечественная война советского народа. Цена Победы.(2 час.)

СССР в постсталинский период.(4 час.)

28 час.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты или работы данной дисциплине не планируются

9. Образовательные технологии и методические рекомендации
по организации изучения дисциплины


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии).

Самостоятельная работа студентов при изучении данного курса включает работу с учебной, научно-методической и научной литературой. При подготовке к семинарам студент знакомится с основной учебной и дополнительной литературой, указанной в методических указаниях по дисциплине. Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков (монографии, статьи и др.), научно-популярные книги и статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения, художественные и документальные фильмы и т.п.

Результаты работы с текстами представляются на занятиях, проходящих в интерактивной форме (в виде коллоквиумов и конференций), а также проводимых с использованием устных и письменных опросов и тестов.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка к коллоквиуму по указанной теме. Студенту заранее предлагаются вопросы для обсуждения и список рекомендованной литературы и исторических источников.

Другой формой самостоятельной работы с исследовательским элементом является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей учащегося. Творческая работа может представлять собой либо текст доклада на конференцию (около 5 стр.) по какой-либо значимой исторической проблеме, событию, явлению, процессу, либо реферирование научной монографии из указанного списка. Творческая работа не должна носить исключительно компилятивный и описательный характер, большое место в ней должно быть уделено анализу имеющейся по проблеме литературы, а также аргументированному представлению своей точки зрения.

Важной формой творческой работы является эссе по теме «XX век в истории моей семьи», представляющее собой исследовательскую работу с использованием письменных документов и фотографий из семейного архива, а также с применением методов «устной истории» (интервьюирование членов семьи с целью получения информации об исторических событиях, явлениях, процессах, свидетелями которых они были. Цели задания: – исследовать, каким образом важнейшие события официальной истории советского общества отразились в истории семьи, семейных архивах, хрониках, легендах и др. – памяти Семьи; составить рассказ об этом времени по воспоминаниям современников и участников; проанализировать каким образом известные события в истории страны повлияли на судьбы их близких и др. Итогом этой работы является групповая или поточная научная конференция с докладами по материалам наиболее интересных работ. Педагогическая сверхзадача проекта – через интерес к личной семейной истории сформировать устойчивый интерес к истории Отечества; в соответствии с современными методологиями расширить представление студента об истории через повседневную историю, об историческом источнике через нетрадиционный документ, предмет и т.п.

Чтение лекций по данной дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время, которое тратится на написание новых имен, дат терминов и их объяснение, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет хорошо иллюстрировать лекцию географическими картами, полноцветными фотографиями, рисунками, портретами исторических деятелей и т.д. Видео- и аудиоматериалы презентации позволяют почувствовать дух времени, язык эпохи, выделить сущностные характеристики эпохи, что позволяет улучшить восприятие и усвоение учебного материала. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену.

По итогам очередной лекции студентам предлагается задать вопросы преподавателю в письменной или устной форме. Студенты получают задание (подготовить письменный ответ на проблемный вопрос, возникший как результат прочитанной лекции; написать краткую аннотацию на книгу, просмотренный фильм, связанные с материалом прочитанной лекции и проведенных практических занятий и др.; восстановить в памяти фактический материал по периоду следующей лекции и познакомиться с 1-2 научными работами по проблемам следующей лекции и т.д. и т.п.).

По отдельным наиболее дискуссионным периодам возможно чтение лекции в диалоговом режиме с коллегами по кафедре.

При работе в малоконтингентной группе, сформированной из достаточно успешных студентов, целесообразно использовать диалоговую форму ведения лекций с использованием элементов практических занятий, постановкой и решением проблемных вопросов и т.д.


Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

  1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены, обозначение проблемы).

  2. Блиц-опрос, в ходе которого выясняются основные даты, имена, понятия и др., в который включены практически все студенты группы; по итогам – возможна небольшая письменная контрольная работа;

  3. рассмотрение основных вопросов (индивидуальные выступления, ответ на вопросы, аннотирование силами студентов).

  4. устные сообщения по материалам домашних заданий (например, об основных действующих лицах периода);

  5. коллективное обсуждение наиболее дискуссионных вопросов / либо обозначенной проблемы/.

  6. подведение итогов, мотивированная оценка работы студентов на семинаре, объяснение заданий на следующее занятие.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:

  • изучение учебной и научной литературы, реферирование научных статей по отдельным проблемам отечественной истории, подготовка сообщений и докладов; подбор иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса, в том числе и в сети Интернет.

  • выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - подбор и анализ различных источников по истории России (литературных источников, художественных фильмов и др.);

  • выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; например, просмотр и анализ художественного фильма или литературного произведения исторической тематики (список художественных произведений предлагается преподавателем)

  • изучение учебной и реферирование дополнительной научной литературы при подготовке к коллоквиуму

  • выбор, изучение и анализ научной монографии по проблемам истории России ХХ века (советский период), подготовка рецензии;

  • поиск, определение, внешняя характеристика и интерпретация источников из «домашнего» архива, интервьюирование родных и обработка полученных материалов и т.п. при подготовке итоговой творческой работы.

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и
учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • вопросы эмпирического и теоретического характера с открытой формой ответа, задаваемые и обсуждаемые в ходе семинарских занятий,

  • тесты, проводящиеся в ходе семинарских занятий,

  • творческая работа (реферат, эссе, доклад),

  • контрольные письменные работы

  • PowerPoint-презентации,

  • итоговое испытание (экзамен).

Всего по текущей работе студент может набрать от 26 до 50 баллов, в том числе:

  • тесты, проводящиеся в ходе семинарских занятий;

  • работа во время практического занятия – до 20 баллов;

  • контрольные работы по каждому модулю – всего до 15 баллов;

  • коллоквиум - 5 баллов;

  • выполнение итогового творческого задания – 10 баллов.


Вопросы с открытой формой ответа для проведения текущего контроля знаний студентов (на семинарских занятиях)


История исторической науки (2 часа).

  1. Место и роль России в мировой истории. Факторы самобытности российской истории.

  2. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

  3. Отечественная историческая школа в прошлом и настоящем: люди и идеи.

  4. Понятие и классификация исторического источника. Источники изучения истории России.
Темы докладов, сообщений, рефератов

  • Н.М. Карамзин и его «История государства российского».

  • «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева.

  • В.О. Ключевский: историк, гражданин, человек.

  • Л.И. Мечников о географическом факторе в мировой истории.

  • Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

  • Исторические произведения Н.Я. Эйдельмана в контексте современной ему эпохи.

  • Н.Я. Данилевский об особенностях российской цивилизации.

  • А. Тойнби о понятии «цивилизация».

  • Л.И. Семенникова об основных типах цивилизации.

  • А.Я. Гуревич о проблеме метода в современной истории.

  • Французская историческая Школа «Анналов». Жак Ле Гофф.

  • Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.



Древняя Русь IX-XII вв. (2 часа).

Вариант 1


  1. «Великое переселение народов» и проблема миграции славянских племен.

  2. Образование древнерусского государства. Современная историография о проблеме «норманнского влияния».

Вариант 2


  1. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси. Русско-византийские связи.

  2. Русь и Запад: начало взаимоотношений.

  3. Русь и мусульманский мир.

Вариант 3


  1. Восточные славяне в древности: быт, обычаи, верования. Языческий этап русской культуры.

  2. Причины и последствия принятия христианства.
Темы докладов, сообщений, рефератов

  • Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.

  • Первые Рюриковичи.

  • Специфика социальной организации российского общества: проблема преемственности.

  • Геополитический фактор в истории Руси.

  • Города Древней Руси. Проблема Вече.



Становление единого Российского государства. Особенности российской централизации (2 часа).

Вариант 1


  1. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства.

  2. Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе. Общее и особенное.

  3. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина?

  4. Кризис власти в конце XVI века: причины и последствия.

Вариант 2


  1. Особенности социально-экономического развития России в первой половине XVI века. Усиление роли государства в экономике страны.

  2. Эволюция форм собственности на землю в России в XVI веке. Крепостное право.

  3. Экономика русского города. Город и горожане.
Темы докладов, сообщений, рефератов

  • «Домострой» и повседневная культура Московского царства.

  • Казанский и астраханские походы Ивана Грозного - цивилизационная экспансия Москвы?

  • Образ эпохи в отечественной литературе и искусстве.



«Бунташный век» в истории России (2 часа)

Семинар может проходить в форме коллоквиума по итогам самостоятельной работы (вопросы смотри в конце темы).
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «инвестиции»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Деньги, кредит, банки»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «оценка стоимости бизнеса»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Управление финансовыми рисками»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Информатика»
Рабочая учебная программа дисциплины «Информатика» составлена на основе госо по специальности «Вычислительная техника и программное...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Государство на рынке ценных бумаг»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница