Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно?




Скачать 124.87 Kb.
НазваниеЕсли человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно?
Дата07.11.2012
Размер124.87 Kb.
ТипВопрос
Культура и совесть


1. Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? 2. Нет, конечно. 3 И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. 4. Последние же не совместимы со свободой принятия решения.

5. Свобода выдвигает свои «нельзя», — и не потому, что что-то произвольно запрещено, а потому что эти корыстные побуждения и соображения сами по себе не могут принадлежать свободе. 6. Корыстные поступки — вынужденные поступки.

7. Вынужденность ничего не запрещает, но она лишает человека его свободы.

8. Поэтому настоящая внутренняя свобода человека существует только при отсутствии внешней вынужденности.

9. Человек, поступающий эгоистично в личном, национальном (националисти-

ческом, шовинистическом), классовом, сословном, партийном или каком-либо ином плане, — не свободен.

10. Поступок свободен только тогда, когда он продиктован свободным от эгоизма

намерением, когда он бескорыстен.

11. Страж свободы человека — его совесть. 12. Совесть освобождает человека от

корыстных (в широком смысле) расчетов, побуждений. 13. Корысть и эгоизм внешни

по отношению к человеку. 14. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа.

15. Поэтому поступок, совершенный целиком по совести, — свободный поступок.

16. Итак, совесть — страж подлинной, внутренней свободы человека. 17.Совесть

противостоит давлениям извне. 18. Конечно, сила совести может быть больше или

меньше, случается, она вообще отсутствует.

19. Внешние силы, порабощающие человека (экономические, политические, телесные недомогания и пр.), вносят во внутренний мир человека хаос, дисгармонию.

20. Возьмем простейшие примеры. 21. Партийные интересы могут прийти в противоречие с заботами о собственном благе. 22. Собственное благо может быть понято в разные моменты различно: обогащение, политический авторитет, здоровье, наслаждение и т. д. 23. Они могут вынудить человека к совершенно различным поступкам, не сочетающимся между собой. 24. Порабощенный внешними силами человек дисгармоничен.

25. Совесть бескорыстна (побуждает человека к бескорыстному поведению) и, следовательно, сама свободна в самом широком смысле этого понятия. 26. Она основа возможности полной независимости человека (даже в тюрьме, лагере, в карцере, на дыбе и т. д.), его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности, личности.

27. Истинно свободен может быть только человек, живущий «под чужой кровлей», утверждал св. Франциск Ассизский. 28. Иными словами, тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают, не подчиняют его дух, его поступки...

Д. С. Лихачев


________________________

Дмитрий Сергеевич Лихачев – ученый, русский филолог, академик, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы


КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 11 классе

Слайд 1

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения

по тексту Д.С. Лихачева «Культура и совесть»

(часть С1. ЕГЭ по русскому языку)


Цели урока:

1. Обучение умению анализировать публицистический текст:

- определять проблематику текста;

- определять позицию автора по проблематике текста;

- определять основную мысль текста.

2. Обучение умению выражать собственное мнение по проблематике текста

и аргументированно доказывать его.

3. Развитие навыка излагать свои мысли последовательно, точно, используя

разнообразные грамматические формы.

4. Формирование нравственных качеств учащихся.


Оборудование:

  1. Текст Д.С. Лихачева «Культура и совесть»

  2. Памятка к написанию сочинения – рассуждения.

  3. Тест.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изученного материала.


Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания 12. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.

Слайд 2

- Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор).


- Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса).


- Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста).


- Что такое отражение позиции автора исходного текста? (точка зрения автора на вопрос, поставленный в тексте).


  1. Сообщение темы и цели урока.


Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Сегодня мы анализируем текст Д.С. Лихачева «Культура и совесть», закрепляем изученное.



  1. Чтение текста. Подготовка к написанию сочинения.


- Прочитайте текст «Культура и совесть». При чтении текста найдите ответы на вопросы: (на доске)

1) Может ли человек, считающий себя свободным, делать все, что ему угодно?

2) В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?

3) Какой поступок можно назвать свободным?

4) Что такое совесть в понимании академика Д. С. Лихачева?

- Что означают слова «культура» и «совесть»?

В словаре дается такое определение слов «культура», «совесть»:

(на доске)

Слайд 3

Культура.

  1. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

  2. Уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.

  3. Характеристика определенных исторических эпох.

  4. Степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.

  5. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного (спец.)

  6. Разводимое растение, а также (спец.) бактерии, выращенные в лаборатории и т.п.


Совесть.

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.


- Подумайте, в каком смысле употребляются эти слова в тексте Д.С. Лихачева?

Слайд 4

  1. Деятельность учащихся.

Работа с тестами.

1. Какой теме посвящен текст? (Свобода и совесть — взаимосвязанные понятия).

Выберите правильный вариант ответа.

1) Совесть как вклад человека в культуру.

2) Настоящая внутренняя свобода человека.

3) Свобода — основа независимости человека.

4) Свобода и совесть — взаимосвязанные понятия.


2. Какое утверждение соответствует содержанию текста? (Человек, поступающий эгоистично в каком-либо плане, — не свободен).

Выберите правильный вариант ответа.

1) Человек, считающий себя свободным, может делать все, что захочет.

2) Свобода не выдвигает никаких запретов для поступков человека.

3) Человек, поступающий эгоистично в каком-либо плане, — не свободен.

4) Совесть не освобождает человека от корыстных побуждений.


3. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (Совесть не противостоит давлениям извне).

Выберите правильный вариант ответа.

1) Совесть не противостоит давлениям извне.

2) Внешние силы, которые порабощают человека, являются причиной хаоса и

дисгармонии во внутреннем мире человека.


- Почему святой Франциск Ассизский утверждал, что «истинно свободным может

быть только человек, живущий «под чужой кровлей»? Как объясняет это академик Д.

С. Лихачев? (Академик Лихачев указывает, что в этом случае человека не порабощают внешние обстоятельства. Именно внешние обстоятельства, по мнению Д.С. Лихачева, подчиняют дух человека и его поступки).


- Используя информацию первого абзаца, прокомментируйте высказанное Д.С. Лихачевым мнение о том, что человек, считающий себя свободным, не может делать все, что ему угодно.

(Поступки человека нередко бывают вызваны эгоистическими побуждениями, которые, по мнению Д. С. Лихачева, «не совместимы со свободой принятия решения». Эгоистические побуждения человека основаны на его личных интересах, не учитывающих интересы других. И в этом случае мысль Д. С. Лихачева о несовместимости эгоистических побуждений и вседозволенности в поведении человека представляется справедливой. Иначе в обществе наступил бы хаос).


- Почему, по мнению автора, свобода выдвигает свои «нельзя»?

(Если учесть, что поступки человека могут совершаться в корыст­ных целях, которые вами по себе, по мнению Д. С. Лихачева, ли­шают человека свободы, то свобода, существующая только при отсутствии внешней вынужденности, и выдвигает свои «нельзя»).


- Как, с точки зрения Д.С. Лихачева, связаны понятия «свобода» и «совесть»?

(Совесть Д. С. Лихачев считает охранителем подлинной внутрен­ней свободы человека. Совесть в свою очередь «освобождает че­ловека от корыстных расчетов, побуждений». По мнению Д. С. Ли­хачева, только поступок, совершенный по совести, является сво­бодным поступком).


- Прокомментируйте позицию автора ,которая выражена им в словах: «совесть бескорыстна».

(Совесть бескорыстна, считает Д. С. Лихачев, так как она побуж­дает человека к бескорыстному поведению. Человек, который не преследует никакой выгоды, материальной пользы, может быть независимым в самом широком смысле, где бы он ни находился).


- Согласны ли вы с мнением автора? Какие аргументы можете привести?

Слайд 5

- Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?


Ключевые понятия


комментарий авторская позиция

утверждение из А29, связанное эмоции автора (оценочные слова);

с обозначенной проблемой, на каком идея (к чему призывает);

примере раскрывает автор проблему; какие фигуры использует.

почему; какие тропы использует в тексте

(цитирование).



  1. Итог урока, домашнее задание.

Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного ученого Д. С. Лихачева, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. В своих ответах вы смогли аргументированно доказать понимание темы текста, проблематики, позиции автора по затронутым в тексте проблемам. Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь, используя памятку к написанию сочинения, опираясь на «Критерий оценивания ответа на задание части 3 (С1.), напишите сочинение – рассуждение «Свобода и совесть – взаимосвязанные понятия» или «Страж свободы человека – его совесть».

Выберите правильный вариант ответа



  1. Какой теме посвящен текст?


1) Совесть как вклад человека в культуру.

2) Настоящая внутренняя свобода человека.

3) Свобода — основа независимости человека.

4) Свобода и совесть — взаимосвязанные понятия.



  1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?


1) Человек, считающий себя свободным, может делать все, что захочет.

2) Свобода не выдвигает никаких запретов для поступков человека.

3) Человек, поступающий эгоистично в каком-либо плане, — не свободен.

4) Совесть не освобождает человека от корыстных побуждений.



  1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?


1) Совесть не противостоит давлениям извне.

2) Внешние силы, которые порабощают человека, являются причиной хаоса

и дисгармонии во внутреннем мире человека.


Памятка

к написанию сочинения – рассуждения на основе

прочитанного текста

Слайд 6

  1. Напишите вступление. Сформулируйте тему, укажите, является ли она, с вашей точки зрения, актуальной.

  2. Начните основную часть сочинения с перечисления тех вопросов, которые автор затрагивает в тексте. Укажите, какие вопросы рассматриваются в тексте наиболее подробно.

Слайд 7

  1. Главное внимание при написании основной части уделите аргументации высказанной автором точки зрения относительно того, что совесть является защитником внутренней свободы человека. При этом покажите, что, по мнению автора, является основой независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности. Используйте необходимые по смыслу клише:

для автора было важно показать, что...;

в тексте дается авторская трактовка понятия...;

высказанная автором точка зрения отличается оригинальностью

и тем самым заставляет задуматься о.....

Слайд 8

  1. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения, ваш взгляд на то, что значит быть свободным. Можно ли, по вашему мнению, считать, что свобода бескорыстна? Солидарны ли вы с автором в том, что истинно свободным может быть только тот, «кого внешние обстоятельства жизни не порабощают, не подчиняют его дух, его поступки»? Аргументируйте свое мнение. Используйте необходимые клише:

такие суждения автора, как... свидетельствуют о философском

подходе к...;

принимая точку зрения автора, я не могу согласиться с тем,

что...;

нельзя не согласиться с тем, что...;

мне показалась интересной мысль о тому что… .

Слайд 9

  1. В заключительной части сочинения сформулируйте свое отношение к теме текста. Покажите, удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого.



Слайд 10

Критерий оценивания ответа на задание части 3 (С1)

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем

аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.

Похожие:

Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconУчебное пособие сценариста это руководство не о том, как это делать; это руководство о том, что делать, если у вас есть идея для сценария, но вы не знаете, что с ней делать,
Итак, фабула – это цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconКак подготовиться и сдать экзамены
Важный момент заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать всё, что угодно – лишь бы к нему не готовиться. В это...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? icon«взаимодействие с гиперактивными детьми»
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется,...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconЧеловеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной
Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconПрезентация Глагол
Глагол это знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает?...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconМногие имеют представление о том, что означает термин «модернизм». Он начинается примерно в 1890-е-1900-е годы. В это время в жизнь внедрялось огромное
Это эпоха первых экспериментов в литературе, музыке, изобразительном искусстве и литературе. Однако что имеется в виду под термином...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconАндрей Круз Эпоха мертвых. Москва Эпоха мертвых 2
Если честно, мне трудно сказать, что теперь. Телевидения не стало, радиостанции работают только местные, да и те все больше о том...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconПравила поведения в криминальных ситуациях Коробков Андрей Васильевич, преподаватель-организатор обж
Незнакомый – это любой человек, которого ты не знаешь. Незнакомец может назвать тебя по имени, сказать, что пришел по просьбе родителей....
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconУчебное пособие сценариста это руководство не о том, как это делать; это руководство о том, что делать, если у вас есть идея для сценария, но вы не знаете, что с ней делать,
После публикации первого издания книги-руководства о том, как писать сценарии, я объездил сша, Канаду и Европу, выступая на семинарах...
Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? iconЧто ждать студенту от весны!?
Весна!? Что это слово несет в себе? Покой и безмятежность, а может активность и безудержность? Не знаю что, но только весной, когда...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница