Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению)




Скачать 347.75 Kb.
НазваниеОзнакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению)
страница1/3
Дата06.11.2012
Размер347.75 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по немецкому языку


Чернявская Н.Т.


Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части С (по письму и говорению);

отработку четкого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;

включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;

отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:

провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);

следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;

анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;

использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;

перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;

проводить обобщающие уроки по развитию умений говорения в формате ЕГЭ с последующим анализом ответов учащихся с точки зрения требований ЕГЭ;

систематически включать в уроки задания на аудирование в формате ЕГЭ;

задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;

обращать больше внимания на:

внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;

использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;

знакомство учащихся с требованиями и критериями ЕГЭ;

применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;

ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;

развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения при речевом взаимодействии;

формирование умений давать контраргументы;

совершенствование умений вводить в ситуацию общения;

развитие умений употреблять речевые клише и связующие слова при введении диалога с партнером, а также при написании письменных сообщений;

формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;

совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;

развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;

заполнение учащимися бланков.

Анализ результатов экзамена показал, что в целом выпускники неплохо справляются с заданиями раздела «Аудирование», что они вполне способны к восприятию на слух аутентичных фотоматериалов и могут придти к получению выводных данных из услышанного, что, в частности, требовалось при решении задания на общее понимание (В1) и при выполнении заданий на селективное понимание (Al А7).

При выполнений заданий А1 А7 (выбор ответа из трех возможных вариантов) основной ошибкой учащихся было то, что они пытались понять весь текст, когда следовало сфокусировать свое внимание только на запрашиваемой информации, игнорируя все, что к ней не относится.

Для успешного выполнения таких заданий надо прежде всего понять разницу между вариантами ответа «неверно» и «в тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит сказанному в тексте. Вариант «в тексте не сказано» означает, что в аудиотексте нет никакой информации по этому вопросу, он вообще не затрагивается.

Достаточно успешно испытуемые справились с заданиями на полное понимание информации, хотя для этой группы заданий типичным оказалось применение ошибочных стратегий слушания. Например, в одном из вариантов 2004 г. в задании предлагалась информация о Днях моды в немецком городе Мангейме. (см. А8 на стр. 15) В тексте шла речь о том, что знаменитые дизайнеры моды всем известны, а о том, что делают начинающие, часто никто не знает, поэтому и организуется в Мангейме такой форум для молодых, начинающих и творческих личностей. Вопрос, сформулированный в задании, был не сложным нужно было определить, для кого в Мангейме проводятся Дни моды. До 30% испытуемых выбрали первый вариант ответа «для известных дизайнеров моды». Можно предположить, что испытуемые, давшие ошибочные ответы, ориентировались на порядок размещения информации в тексте: сначала шла информация об известных, а лишь затем говорилось о молодых и никому не известных дизайнерах. Таким образом, у слушающих, очевидно, быстро сложилось впечатление о «понятности» информации и они сменили стратегию слушания (т.е. прекратили интенсивно слушать) и не «услышали» правильного ответа.

Анализ ошибок, допускаемых при выполнении заданий по аудированию, показывает, что можно выделить ряд типичных ошибок:

во-первых, испытуемые должны очень внимательно читать инструкцию к заданию, так как ошибочная интерпретация задания неизбежно приводит к ошибочным решениям, например, стратегия детального понимания подменяется общим пониманием текста;

во-вторых, испытуемые должны быть проинформированы об особенностях заполнения бланков ответов. Здесь, как правило, допускают две ошибки: внесение варианта в неправильную позицию бланка и, что встречается намного чаще, нечеткое написание букв латинского алфавита, что приводит к ошибке при считывании бланка компьютером;

в-третьих, обучение аудированию должно проводиться планомерно, систематически, именно с позиций формирования умений аудирования как вида речевой деятельности, с использованием дифференцированного подхода к аудиотексту как к источнику информации с применением коммуникативно уместных стратегий вычленения информации из предлагаемого текста.

При выполнении заданий по чтению (В2), следует учитывать, что они очень близки к заданиям первого типа по аудированию. Это задания базового уровня. Важно помнить, что выполнение этого задания не требует полного и детального понимания текста, и суметь проявить языковую догадку, а в отдельных случаях проигнорировать незнакомые «трудные слова», которые встречались и в заданиях прошлого года (например, schlüpfen, die Beurteilung, der Feinschmecker, der Schwibbogen и т.п.), поскольку основное содержание текста может быть понято и без знания этих слов.

Анализ ошибок, допускаемых при выполнении заданий по чтению, показывает следующее:

наибольшие трудности вызывают тексты, предложенные на детальное понимание. Это задание высокого уровня сложности требует не только развитого умения использовать стратегию детального понимания достаточно сложного в языковом отношении текста (уровень В2 общеевропейских компетенций, или Высокий в контексте ЕГЭ), но и стабильных языковых знаний, а также ряда сопутствующих умений: обобщение прочитанного, структурирование текста, получение выводных обобщающих данных (инференция), выделение таких опорных элементов текста, как ключевые слова, фразы, структуры; использование членения текста на сложные синтаксические целые (например, на абзацы).

В ходе выполнения грамматических заданий испытуемые должны произвести трансформацию исходной формы глагола, существительного, прилагательного, наречия и т.д.

Следует отметить, что приступая к заданиям В4 В10, следует, прежде всего, прочитать и понять весь текст от начала до конца, а не даже сразу же заполнить пропуски в первых предложениях текста. Прежде чем выполнять данное задание определить, каким членом предложения является пропущенное слово; какая грамматическая форма требуется по контексту; как образуется эта форма (правило, исключение из правила).

Наибольшие затруднения в работе традиционно вызывают образование глагольных форм (2-е, 3-е лицо единственного числа от модальных и сильных глаголов, формы прошедшего времени, спряжение глаголов sein, haben, werden), склонение прилагательных, образование степеней сравнения прилагательных и наречий, образование и склонение порядковых числительных и многое другое.

Если вопрос касается существительного, то объектами контроля здесь становятся:

образование множественного числа;

слабое склонение;

образование Genitiv.

Как показывает анализ результатов экзамена, наибольшую трудность представляет собой трансформация исходной формы прилагательного:

сильное/слабое склонение прилагательных;

образование степеней сравнения (особенно исключения).

Числительные могут стать объектом контроля с точки зрения образования порядковых числительных от количественных и, конечно, наибольший интерес здесь представляют исключения eins der erste, drei der dritte и т.п., хотя могут включаться и задания на знание основного правила: fünf der fünfte.

Вероятно, неуверенность в решении грамматических задач связана с тем, что в старших классах уделяется недостаточное внимания тренировке грамматических явлений и структур; испытуемые игнорируют или недооценивают роль контекста, который дает «подсказку» для выбора, нужной формы (например, предлог с артиклем перед превосходной степенью am meisten).

Лексические задание высокого уровня сложности А22 А2 это задание на множественный выбор. Необходимо отметить, что, как и в случае с грамматическими заданиями, выполнение данного вида заданий начинается со знакомства с полным текстом. Только поняв основное содержание предложенного текста, можно приступать к выбору варианта ответа. Как показывает практика, многие учащиеся при выполнении этого задания опираются лишь на лексическое значение слов, не учитывая «грамматической подсказки», например:

Frank Drake unternahm als einer der Ersten den A24 ______ , mit hochwertiger Technik systematisch Beweise dafür zu sammeln.


1) Experiment 2) Haltung 3) Probe 4) Versuch


Артикль den указывает на то, что искомое слово должно быть мужского рода, таким образом, мы из предлагаемых вариантов ответа автоматически можем исключить два (Haltung, Probe), так как это существительные женского рода.

Второй пример: если учитывать управление глагола, то не встает проблема выбора между warten auf Akk. и erwarten Akk.; denken an Dat. и nachdenken über Akk.; sorgen fur Akk. и kümmern um Akk.

Таким образом, успешное выполнение лексического задания предполагает умение опираться на контекст и учитывать грамматические признаки окружения искомого слова.

Трудным является выбор лексической единицы в тех случаях, когда в качестве альтернативы предлагаются похожие лексемы, отличающиеся друг от друга только приставкой, например: Kontakt aufnehmen / einnehmen / benehmen / unternehmen.

При выполнении задания С1 (личное письмо) прежде всего надо внимательно прочитать отрывок из письма, который служит стимулом для написания собственного текста. Это поможет понять коммуникативные задачи и определить объем и содержание информации, которая должна быть включена в ответное письмо. Не рекомендуется увлекаться каким-то одним примером или мыслью и включать в текст подробности, не связанные непосредственно с поставленной коммуникативной задачей это может привести к неоправданному увеличению объема текста. Недостаточный объем текста в одних случаях или его значительное превышение в других могут привести к снижению оценки за этот вид работы.

Важно также помнить, что текст письма должен представлять собой связное и логичное целое. Текст делится на абзацы в соответствие с логикой, абзацы между собой и предложения внутри абзацев должны быть связаны при помощи вводных слов, союзов, союзных слов и т.п.

Анализ ошибок, допускаемых испытуемыми при выполнении данного задания, позволил выделить следующее:

учащиеся не всегда учитывают заданную коммуникативную ситуацию (например, личное письмо);

недостаточно владеют средствами связи как внутри отдельного предложения, так и между предложениями, абзацами;

не в полной мере используют средства для выражения собственного мнения (например: meiner Meinung nach; ich meine/glaube/denke; ich bin damit einverstanden и др.);

не учитывают жанровые особенности текста;

письмо не всегда правильно структурировано и оформлено.

Для выполнения заданий в разделе «Письмо» рекомендуется на занятиях по немецкому языку больше внимания уделять продуктивным видам письма, а не только использовать его как средство для формирования и развития грамматических навыков. При обучении написанию личного письма следует знакомить учащихся с правилами оформления немецкого письма, этикетными формулами приветствия и прощания.

Устная часть экзамена включает два задания на говорение: тематическое монологическое высказывание (СЗ) и диалог с целью обмена оценочной информацией (С4).

Следует отметить, что раздел «Говорение» является наиболее трудоемким как для специалистов, организующих беседу и выставляющих баллы, так и для самих испытуемых. Обобщенно можно дать следующие рекомендации:

кроме учета языковых, коммуникативных и социокультурных аспектов формат ЕГЭ предполагает достаточно развитое «тестовое мышление». Под этим следует понимать, в том числе, более серьезное отношение испытуемых к формулировкам заданий и инструкций, которые в разделе «Говорение» не только задают параметры условных коммуникативных ситуаций, но и являются опорами и «подсказками» для решения проблемы;

испытуемые часто не в состоянии проявлять требуемую от них активность, что говорит о недостаточном тренинге, направленном на развитие навыков интерактивного поведения; в то же самое время критерий интерактивного поведения оказывает влияние на присуждаемое количество баллов;

испытуемые часто не владеют формами речевого этикета;

не обладают достаточным лексическим запасом по заданной теме;

часто заменяют диалогическую речь подготовленными монологическими высказываниями.

  1   2   3

Похожие:

Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) icon1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г
Экзаменационная работа по физике для егэ-2010 содержала 36 заданий: 25 заданий с выбором ответа (часть 1), 5 заданий с кратким ответом...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconПрограмма элективного курса для 9 класса
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ в 2012 г
По сравнению с 2011 г количество заданий в части 1 сокращено с 25 до 24. Соответственно, общее количество заданий сократилось с 45...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) icon«Обработка информации» задание с кратким ответом на знание способов адресации в электронных таблицах заменено на задание по проверке умения выполнять алгоритм с простой циклической конструкцией
Ким (изменение количества заданий и увеличение разнообразия проверяемых видов деятельности, усиление блока практических заданий,...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconГиа-2012 Русский язык
Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconИзменённая демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2012 году гиа по русскому языку
Изменилось количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Немецкий язык (Раздел «Письмо»)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Английский язык
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части с (по письму и говорению) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Испанский язык
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница