Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru )




Скачать 89.65 Kb.
НазваниеЛанцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru )
Дата06.11.2012
Размер89.65 Kb.
ТипДокументы


И СНОВА О ЕГЭ УЧИТЕЛЬ МОЛВИЛ СЛОВО...


Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики МОУ лицей №27, E-mail: irina141960@yandex.ru)


Новая форма ЕГЭ вскрыла и новые проблемы в преподавании
математики.
Включение жизненных и олимпиадных задач показало невежество наших учеников в применении математических знаний. Хочется попытаться проанализировать некоторые причины этого невежества, найти пути ликвидации разрыва между знанием и умением применять эти знания на практике.

Конечно, подготовку к ЕГЭ надо начинать не в 10 и 11 классе. Развитие логического мышления, решение практических, олимпиадных задач, показ необходимости математических знаний должны проходить на каждом уроке. В какой форме? Это уже дело учителя, и обязательно с учетом психологического, интеллектуального развития класса.

Начать надо с не афишированного тестирования, а просто с непринужденной беседы. Выявить можно много интересного и полезного для планирования в будущем работы с пятиклассниками.
Перед учителем математики сегодня стоит проблема не только дать свой предмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при решении задач практического содержания, научить учащихся приступать к исследованию, поиску новых способов решения задач, приучить рассуждать, доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет. С этой целью на уроках и на внеклассных мероприятиях для учащихся устраиваютя выставки и показываюся презентации, где представлены новинки математической литературы,справочники, слайды 234567указаны сайты-помощники в решении задач, например, сайты Диари, А.А. Ларина, где не дают готовые решения задач, а помогают решать, побуждают мыслить. Сайт Ольги Себедаш с видеоуроками геометрии.

Очень важно приучить учащихся добывать знания и коллективно. Для этого хорошо бы на уроках организовывать мини-диспуты, которые затем продолжались бы и на переменах, и после уроков. Давая готовые рецепты решения проблем, поставленных на уроке, мы лишаем главного- формирования мыслительного процесса, мы его сокращаем до минимума, пытливость ума тормозиться, поэтому в будущем у ребенка и возникает на ЕГЭ паника. Если учитель не показывал конкретное решение того или иного упражнения, значит, я не сделаю. У нас в лицее есть добрая традиция. Не смог что-то сделать учащийся дома, поговори с товарищем до урока, не помогли товарищи, запиши на доске условие, подготовь рисунок и учитель в начале урока поможет, подскажет и еще раз непонятое объяснит. Но все такие мероприятия будут действенны, при условии, что ученик «поварился» дома в задаче, обсуждал с товарищами, короче, думал над ее решением.

Еще один из способов решения этой проблемы в опережающем обучении. Можно в конце урока поставить проблему следующего занятия и попросить ребят подумать. А можно указать следующий параграф, и дать возможность учащимся самостоятельно разобраться в новом материале. Конечно, предварительно мы обязаны им показать, как надо работать с математическим текстом, как правильно разбирать с карандашом в руке примеры. . Хорошо бы и учителю некоторые сложные темы записать на диск, дать учащимся возможность дома прослушать еще раз объяснение.
Ничего нового в сказанном нет. Вопрос, применяем ли?
Понятие «новая школа» подразумевает не только применение всех технических средств обучения, введение новых предметов и пересмотр стандартов, но и побуждает учителя к поиску продуманных, интересных, творческих форм организации учебного процесса.

Каждый учитель прекрасно понимает, что на уроке в разноуровневом классе очень сложно не только углубить некоторые темы до уровня С современного ЕГЭ, но и отработать их на базовом уровне. Поэтому проводить раннюю, систематическую подготовку к решению задач ЕГЭ необходимо не только на уроках, но и на факультативных занятиях, элективных курсах, в кружках, летом в математическом лагере, на внеклассных мероприятиях, включая задания ЕГЭ в игры, конкурсы, диспуты, конференции.
Современный школьник порой инфантилен, неорганизован, ленив. Как побудить учиться? Чем заинтересовать? На примере чего и кого воспитывать?
Всем хорошо известно, что проблемы обучения и воспитания очень тесно связаны между собой. Нельзя, делая одно, упускать другое. Вывод только один. Невозможно не воспитывая учить и научить. И воспитываем мы не только будущих математиков, а прежде всего людей, любящих своих близких, свою Родину ( как редко стали об этом говорить на всех уроках, все затмила подготовка к ЕГЭ), людей, готовых не только изучить научный опыт прошлых поколений, но и готовых приумножить его, способных воспитать себе подобных.

На обычных уроках, дополнительных занятиях, внеклассных мероприятиях по математике необходимо знакомить учащихся с творчеством известных ученых и педагогов.

На примере их жизни приучать детей к трудолюбию, честности, щедрости, любви к людям.

Современный школьник и родитель практически во всех школьных неудачах винят учителей, бесспорно, их вина тоже есть. Но подчас им не хочется «порыться» в себе, не оправдывать свою лень, попытаться найти первопричину неуспеваемости или конфликта.

Подготовка к итоговой аттестации в современной школе - это комплекс учебных и воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, воли, трудолюбия, чувства долга и ответственности. Игнорирование одной из составляющих комплекса ведет к разрушению целостности учебного процесса, к потере интереса к учению, плохой успеваемости и деградированию личности. А сможет ли такой поврежденный человек нормально существовать и трудиться в нашем обществе? Стоит каждому педагогу задуматься и понять, что цель обучения в школе не просто хорошо сданное ЕГЭ, а воспитание творческой, жизнеспособной личности.

Безусловно, в новой форме ЕГЭ по математике заложена хорошая идея проверки соединения знаний и практического их применения. Но стоило ли так спешить и «задавить» выпускника таким огромным количеством непродуманных до конца задач. Некоторые тексты задач ученик трактует исходя из собственного опыта, он более строго, чем взрослый анализирует условие , поиск решения тормозиться.

Заметно и то, что задачи вступительных экзаменов по математике в ведущие ВУЗы страны постепенно перекочевывают в обычные школьные учебники и тексты ЕГЭ.

Давайте не будем забывать, что сдают ЕГЭ не только профильные классы, но и гуманитарные и на подготовку выделено минимум часов и , таким образом, дети находятся на экзамене в неравных условиях. В этих же классах (гуманитарных) мало времени выделяется на изучение геометрии, то есть на изучение предмета, который как ни какой другой так не формирует логику и развивает человека всесторонне.

Хотелось бы, чтобы задания части С проходили «обкатку» на репетиционных экзаменах по математике, чтобы учитывался процент «решаемости» и уровень подготовленности самого учительства к внедрению этих задач на уроках или элективных курсах. Не надо осуждать учительство, ему помочь нужно. Прежде чем решать сложные задачи, современному учителю с трудом приходится сформировывать мотивы к обучению и научить детей базовым знаниям. А это в современной обстановке сделать далеко не просто, на это тоже нужно такое же искусство, как и на умение решать сложные задачи.

Естественно, речь идет не о работе с детьми в специализированных математических школах. В наше время слишком много создано математических классов, которые не оправдывают свое назначение. В погоне за изучением сложных вопросов не отрабатываются и не формируются базовые знания, в результате у ребенка либо вообще пропадает интерес к изучению предмета, либо он ищет репетитора.

Поэтому необходимо на съезде поставить еще один вопрос. Репетиторство. Это благо или показатель безрезультативной работы учителя на уроке? И всегда ли виноват учитель в том, что ученик ищет репетитора?


Самыми «нерешаемыми» на ЕГЭ являются геометрические задачи, поэтому хочется несколько слов сказать о подготовке к ЕГЭ по геометрии.

1.Сам урок должен быть составлен по принципу ЕГЭ : от простого к сложному.

При этом учитель должен особо акцентировать внимание на ключевых вопросах.

2.Одна из важных проблем при тестировании – рисунок к задаче. На экзамене у выпускника нет линейки, карандаша, ластика. Перед ним гелевая ручка и белый лист бумаги. Строить приходится от руки как можно быстрее, точно, аккуратно. Чтобы не было с этим проблем, необходимо проводить практические работы на альбомных нелинованных листах, строить геометрические фигуры, проводить от руки высоты, биссектрисы, медианы и выполнять другие построения. слайды8910В нашем лицее на уроках мы предлагаем при выполении задач геометрического диктанта 5 учащимся (если дается 5 заданий) выполнять их на альбомных листах маркером, (все остальные ученики в классе работают в тетрадях), при проверке диктанта каждый из этих пяти учеников выходит к магнитной доске и защищает свое решение, класс обсуждает и оценивает его работу. Учитывается грамотность математической речи, грамотность выполненного рисунка и, естественно, правильность решенного задания. На следующем уроке работает другая пятерка учеников и т.д. Таким образом, каждому предоставляется возможность показать свои знания и умения на уроке и попытаться буквально «рисовать» задачу.

3.На обычных рабочих уроках нужно обязательно развивать коммуникабельность у учащихся, предлагая им решать попеременно стереометрические и планиметрические задачи. Несколько слов хочется сказать о фузионизме. Актуальность идеи фузионизма в настоящее время определяется следующими причинами. Во-первых, надо учитывать тенденцию в современном развитии образования, связанной с профильной дифференциацией обучения в старших классах. В результате, уже сейчас во многих школах происходит сокращение количества часов, отводимых на математику, и особенно на стереометрию. Тем самым учащиеся многих не математических профилей не могут получить полноценное математическое образование. Во-вторых, психологические и педагогические исследования таких видных в этих отраслях ученых, как: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, Н.Ф. Толызина и другие, показывают, что познавательные возможности младших учащихся намного выше, чем предполагалось ранее: формирование восприятия пространства у младших школьников происходит более интенсивно, чем у старших; у детей младшего школьного возраста наиболее развиты трехмерные представления. Вывод здесь один-чем раньше, тем лучше, но ,предварительно все продумав. Слайд 11

Незаслуженно практически забыт опыт по работе с младшими школьниками прекрасных педагогов-Никитиных. Вспомним книгу «Ступеньки творчества».

4.Важно поурочно формировать у учащихся и чувство времени. Для этого можно устанавливать регламент на решение ключевых задач на самом уроке,

5.Еще одна проблема – анализ текста задачи. На каждом уроке необходимо приучать решать задачи с анализа условия, приучать выделять ключевые слова.

В народе говорят: «Вот есть примета…». Так и в геометрии. Увидел слово «биссектриса» - ищи равные пары углов, либо используй ее свойство, увидел ее в параллелограмме-ищи равнобедренные треугольники. Идет речь о пересекающихся высотах в треугольнике – находи подобные треугольники, работай с прямоугольным треугольником.

6.Порой мы стремимся задать хороший темп на уроке, успеть решить как можно больше задач, а стоит ли так поступать? Будет ли результат? По-моему, трудные задачи желательно на уроке сразу не решать, а давать их дорабатывать дома, предоставив, таким образом ученику основательно «повариться» в ее решении. Подсказка на следующем уроке лучше запомнится и в следующий раз на решение подобной проблемы уйдет меньше времени.

7.Очень важно приучить ребят классифицировать задачи и научить составлять памятки по решению некоторых задач, доказательств и выводов формул, теорем. Не желательно давать ученикам готовые конспекты. У каждого из них свое, собственное мышление и потому им приходится порой зазубрить конспект учителя. Он быстро забывается, так как составлен не самим учеником, это не его опора или сигнал, а учителя или товарища.

Слайд12 9.В лицее проводятся встречи с автором русской версии компьютерной программы «Вингиом» и Винплод Коряновым А.Г, на которой присутствуют и учителя и учащиеся с 5 по11 класс. На этой встрече-занятии показываются возможности этой программы , на примере задачи можно увидеть помощь такой программы при выходе из затруднительного положения, фигуру можно повращать и обратить внимание на необходимые элементы, естественно рисунок станет более наглядным. Хорошим помошником в освоении новых компьютерных технологий является портал «Сеть творческих учителей» и его сообщество учителей математики.

Несколько слов хочется сказать и о ежеурочном оценивании знаний по математике. Иногда мы, учителя, забываем, что существует несколько видов самостоятельных работ и диктантов. Есть обучающие и контролирующие работы. А мы, порой, неотработав еще тему, не выявив причины ошибок, торопимся выставлять неудовлетворительные оценки в журнал. Результатом этого может служить негативное отношение к предмету. Это касается и решения тренировочных тестов при подготовке к ЕГЭ. Целью любой диагностической работы является не только наказание и поощрение оценкой учащегося, а прежде всего выявление пробелов знаний и поиск наиболее перспективных способов помощи ребенку.

13 слайд Все выше сказанное можно представить в виде простой схемы. Круг-это тот мир, в котором находится ребенок. Центр круга-дитя, наш учащихся, это звездочка. Из центра круга выходят лучики-радиусы, на радиусах мы с Вами-педагоги, родители, администрация, общество, и в том числе, разработчики-ЕГЭ. Если все работают по возможности слаженно, с пониманием друг друга, тем ближе они будут находиться к друг другу и тем ближе они будут к звездочке, ученику. А взаимопонимание -это залог не только успешной сдачи ЕГЭ, но и воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.

Похожие:

Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconГородской физико-математический турнир
Авторы-составители: Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики моу оош №3, Солопова Антонина Михайловна, учитель математики...
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconУрок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса (внеклассное мероприятие) Тема : «Азбука безопасности на дороге»
Учитель: Волкова Ирина Александровна, учитель начальных классов моу «сош №15» г. Ачинска
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconК вопросу о зарубежной историографии по проблеме холокоста
Горбунова Ирина Александровна – канд ист наук, доцент кафедры истории и культуры двагс, инструктор Американского Военного Университета...
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconУрока. Автор. Учитель математики Хованская Людмила Александровна
Образовательное учреждение моу «сош п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconУрок геометрии в 8 классе по теме: «площадь»
Жарова Оксана Александровна учитель физики, математики, информатики моу «Середейская средняя школа»
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconРешение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.»
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Муниципального образования «Сернурский муниципальный район»
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconОда теореме Пифагора
Руководитель кружка -учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconТезисы исследовательской работы «Правильные и полуправильные многогранники»
...
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconМетодические рекомендации Савельева Ирина Васильевна, учитель математики второй квалификационной категории
Методические рекомендации предназначены для учителей математики, работающих в 5-6 классах
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики моу лицей №27, e mail : irina 141960@ yandex ru ) iconОсновные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части c егэ по русскому языку. Никитина Ирина Михайловна, г. Меленки, моу сош №1, учитель, e-mail
В последние годы в нашей стране проводится Единый государственный экзамен, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница