Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов)




Скачать 185.5 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов)
Дата06.11.2012
Размер185.5 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА


элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов)


Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ


Автор-составитель: Каменчук Ирина Леонтьевна,

методист кафедры ГХО ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Саратов

2010


Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов различных профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 70 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса возможна как в течение двух лет обучения (10 и 11 класс, 1 час в неделю), так и в течение одного года обучения (11 класс, 2 часа в неделю).

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

При разработке программы перед автором возникла сложная проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.

Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.**

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

В печати появилось множество материалов для тренировки низкого уровня, не имеющих отношения к разработанным ФИПИ контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Подобные «пособия» не отражают специфику экзаменационной работы, не учитывают изменения в моделях заданий, уровне их сложности, существующей системе оценивания.


* Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 505 "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"


** Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 2005-2008 гг. www. fipi.ru


Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия, тренинги.


Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.



Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией П.А. Баранова (см. список литературы). При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами, предлагаемыми в приложениях, а также методическими материалами, разработанными кафедрой гуманитарно-художественного образования и представленными в электронном виде.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.



Содержание программы


1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (4 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).


2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (50 ч.).

2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий


2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.


2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.


2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.


2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.


2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (8 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.


3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (18 ч.).


3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2 ч.).

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.


3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (4 ч).

С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.


3.3 Специфика заданий С5-С8 (4 ч).

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.


3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).

С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.


3.5 Итоговая контрольная работа (4 ч.)


Учебно-тематический план




пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теор. Практ.

Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

4

1

3

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

48

36

12

Практикум

(промежуточный контроль)

2.1

Содержательные линии « Человек и обществ»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

8

6

2

лекция

семинар

практикум

3

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ



18




3


15



Тематический контроль (эссе)

3.1

Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения

2




2

Практикум

(промежуточный контроль)

3.2

Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4

4

1

3

лекция

лабораторное занятие

3.3

Специфика заданий С5-С8

4

1

3

семинар

тренинг

3.4

Эссе (С9) как творческая работа выпускника

4

1

3

лекция

практикум

3.5

Итоговая зачетная работа

4




4

итоговый контроль




Итого

70

40

30

зачет



Литература


1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.

4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.

7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.

8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.

12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2009 гг.


Краткая аннотация

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов различных профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ. Курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по обществознанию, повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания.

Занятия ориентированы на формирование и развитие умений, обеспечивающих готовность выпускников к ЕГЭ. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Посещение занятий по программе элективного курса позволит выпускникам преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.

Похожие:

Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПояснительная записка Программа элективного курса разработана на основе элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ»
«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ» Автор-составитель: Каменчук Ирина Леонтьевна, методист кафедры гхо гаоу дпо...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком, процессами,...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса "Компьютерное делопроизводство"
...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов «Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля»
Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулями» предлагается для изучения в 10-11 классах средней общеобразовательной...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса по обществознанию
Обучающая образовательная программа элективного курса для 9- Х классов «Ступенька к власти» состоит из 2- Х частей
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля. Учитель физики и астрономии школы №1151, к ф. м н. Б. Ф. Мочалов, методист по физике омц зелао и. П. Кутко
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов)
Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по русскому языку». 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 час
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница