А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова




НазваниеА. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова
страница1/30
Дата06.11.2012
Размер3.23 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


А. В. Игнатов


Методические рекомендации

по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова,
М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Россия и мир. 10 класс»
при изучении курса истории на базовом и профильном уровнях


Москва

2004


Введение

В данном методическом пособии даются рекомендации по работе с учебником «Россия и мир» для 10 класса, созданным авторским коллективом в составе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина (изд. «Новый учебник», «Дрофа»). Учебник в основном соответствует новым государственным стандартам по истории базового уровня образования. В случае необходимости он может быть также использован и в профильных классах. Поэтому в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение.

Во втором концентре изучение всемирной и отечественной истории предполагает не столько повторение, сколько углубление на более высоком проблемно-теоретическом уровне исторического материала основной школы. Особенностью данного курса истории второго концентра является также обобщающий характер исторического материала, аналитический характер проблем цивилизационного развития мира и России.

В основу содержания курса авторами положены цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, а также принятая в современной исторической науке теория модернизации. Это позволяет эффективно организовать учебный процесс, как по всемирной истории, так и истории России без потери учебного времени и объема исторического материала, достичь определенной формализации и моделирования исторического процесса. У учителя существует возможность при использовании данного курса увеличить количество уроков посвященных проблемам истории России, в том числе и за счет всемирной истории.

Апробация учебника «Россия и мир» в общеобразовательных школах целого ряда регионов Российской Федерации показала его адекватность базовому уровню образования по истории, а также образовательным возможностям учащихся. Выбор приемов и средств, которые рекомендуются в пособии для использования на уроках, определяется уровнем подготовки учащихся и теми конкретными задачами, которые учитель считает важнейшими. Поэтому следует активно использовать формы самостоятельной работы учащихся не только с учебником, но и с дополнительной научно-популярной литературой по истории, активно использовать работу по составлению таблиц и схем, позволяющие наглядно представить процессы и события по истории зарубежных стран и отечественной истории, выявлять общее и особенное в их развитии, систематизировать и обобщать исторические факты, процессы и явления. В этом учителю помогут задания данного учебного пособия по составлению плана или фиксация основных положений текста учебника в виде структурно-логической схемы – опорного конспекта. Учитывая современные образовательные возможности, целесообразно использовать в процессе изучения истории возможности компьютерной сети Интернет. В частности, автор пособия рекомендует следующие сайты:

oneday.ru

hronos.km.ru

lants.tellur.ru/history/index.htm

world-history.ru/events.phtml

ancient.holm.ru

liberte.newmail.ru/index.html

mos.ru/kis.htm

В пособии даются рекомендации по организации коллективной работы с таблицами на уроке, когда заполнение данными в таблице проводится в ходе обсуждения учебного материала темы или в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке или дома с последующей проверкой и обсуждением выполненной работы. Дополнительный материал, который помогает углублению исторических представлений и знаний, целесообразно предложить учащимся в виде познавательных заданий, сообщений, докладов, рефератов, проектных работ при использовании индивидуальной и групповой подготовке к ним. Такие формы подачи исторического материала в процессе углубленного (профильного) изучения истории являются одними из наиболее продуктивных вариантов организации познавательной деятельности старшеклассников на уроках.

Целью данного подхода в работе с учебником является стремление углубить знания и представления старшеклассников по всемирной и отечественной истории, развить интерес к изучаемому предмету. Вопросы и задания проблемного характера ориентированы на то, чтобы учащиеся не только лучше запомнили факты, имена, даты, но и сознательно, осмысленно воспринимали материал, научились анализировать события прошлого и настоящего, «…осмыслить тот путь, которым шло человечество …». При использовании на уроке заданий в учебнике и в еще большей степени в пособии учитываются индивидуальные интересы и возможности школьников.

Как в учебнике, так и в методическом пособии имеются материалы, способствующие развитию исторического мышления учащихся и их творческого отношения к оценке изучаемых фактов и явлений.

Учебник в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко второму концентру, предельно освобожден от избыточного фактологического материала (особенно это касается всеобщей истории). В то же время в пособии даются факты и документы, детализирующие исторические представления учащихся.

Значительное внимание было уделено обеспечению преемственности в изучении первого и второго концентров, с одной стороны, и подготовке учащихся к сдаче экзамена. Наличие тестовых заданий предусматривает подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Пособие нацеливает учащихся на работу с различными источниками информации. К ним относятся: исторические документы, мемуарная литература, периодические издания, телепередачи, документальные кинофильмы, сочинения историков.

Пособие поможет решению задачи формирования понятий, выработке умений работать в этом направлении как с основным текстом учебника, так и с его справочным аппаратом (таблицами, словарем и др.), а также со справочной литературой.

Учебник и материалы пособия учитывают возрастные особенности учащихся 10 класса.

В учебнике «Россия и мир» соотношение всемирной и отечественной истории распределяется следующим образом: всеобщая история – 27 параграфов с учетом повторительно-обобщающих уроков и история России – 31 параграф с учетом повторительно-обобщающих уроков. Таким образом, с учетом вводного урока материал учебника отводит на изучение курса всемирной и отечественной истории 59 уроков. Тематическое поурочное планирование курса «Россия и мир» Козленко С. И. (далее «Тематическое планирование») добавляет 1 урок по всемирной истории и 2 урока по отечественной – всего 62 уроков и 5 уроков повторения и обобщения, резерв при 68 часов, 2 часа в неделю. Программа для 10 и 11 классов рекомендует соотношение часов на изучение курса истории России и всеобщей истории как 3:1 или 4:1. Следовательно, у учителя существует возможность при использовании данного курса увеличить количество уроков посвященных проблемам истории России. Однако следует иметь в виду, что учебник «Россия и мир» может быть использован эффективно только при условии работы по авторскому планированию, учитывающее особенности данного курса.

В настоящем виде пособие полностью соответствует содержанию учебника. Но в дальнейшем авторы учебника и автор пособия предполагают доработку курса «Россия и мир» исходя из новых стандартов, а также практики преподавания. Будет расширено количество параграфов, посвященных отечественной истории (за счет некоторого сокращения всеобщей истории). Кроме того, появятся следующие сюжеты: основные концепции исторического развития человечества, археологические данные об этапах заселения территории нашей страны. Будут также расширены сведения по внешней политике России, по истории религий и конфессий, о народных движениях в России, об эпохе дворцовых переворотов.

Урок №1. Вводный урок. Содержание и особенности курса

«Россия и мир».


Урок следует посвятить ознакомлению старшеклассников с содержанием, структурой курса «Россия и мир» и требованиям к подготовленности учащихся по успешному изучению курса всемирной и отечественной истории в старших классах. Для реализации целей, поставленных на вводном уроке, рекомендуется:

  • рассказать учащимся о содержании истории в старших классах, подчеркнуть преобладание теоретического характера работы с историческим материалом, его проблемный и мировоззренческий характер;

  • обратить внимание старшеклассников на необходимые требования их подготовленности по успешному изучению курса «Россия и мир»;

  • ознакомить учащихся с особенностями курса «Россия и мир», структурой учебника и правилами работы с ним;

  • дать общие представления о хронологических рамках и содержании периодов всемирной и отечественной истории курса «Россия и мир» в 10 классе.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconА. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова
Учебник в основном соответствует новым государственным стандартам по истории базового уровня образования. В случае необходимости...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации по использованию компьютерного учебника “История России. ХХ век” Общая характеристика учебника
России ХХ века. Он одобрен Федеральным экспертным советом при Минобразовании России, комитетом по образованию Государственной думы...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации по использованию учебника «геометрия»
И. М. Смирнова. Геометрия. Учебник для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Мнемозина, 2004
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза
Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л. Н. Боголюбова
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 11...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века»
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса...
А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова iconМетодические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века»
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница