Е. Калачева задания по обществознанию для гиа




Скачать 158.55 Kb.
НазваниеЕ. Калачева задания по обществознанию для гиа
Дата06.11.2012
Размер158.55 Kb.
ТипДокументы


Е. Калачева


ЗАДАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ГИА


Предлагаем потренироваться в выполнении заданий по обществознанию для экзамена в форме ГИА в 9 классе. Попробуй выполнить задания, взятые из демонстрационного варианта экзаменационной работы.


Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

1. Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества:

1)социальной

2)трудовой

  1. экономической

  2. технической

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

  1. дыхании

  2. питании

  3. самосохранении

  4. самореализации .

3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как:

1)индивида

2)личность

  1. ученика

  2. товарища

4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


5. Что отличает искусство от других форм культуры?

  1. стремление получить истинное знание

  2. использование художественных образов

  3. опора на представления о добре и зле

4) отражение окружающего мира


6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

  1. плановому

  2. рыночному

  3. командному

  4. 4)традиционному


8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют:

  1. прибылью

  2. налогом

  3. заработной платой

  4. прожиточным минимумом


9. Цена торта — 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

  1. мера стоимости

  2. средство платежа

  3. средство обмена

  4. мировые деньги


10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

  1. пассажиры

  2. демократы

  3. горожане

  4. инженеры


12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители — пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

  1. организация совместного досуга

  2. укрепление родственных связей

3) совместное ведение домашнего хозяйства

4) воспитание детей


13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


14. Что является признаком любого государства?

  1. взимание налогов и сборов

  2. демократический режим

  3. разделение властей

  4. федеративное устройство


15. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная — правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?

  1. президентская республика

  2. авторитарная республика

  3. унитарная монархия

  4. конституционная монархия


16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.

Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


17. К гражданским (личным) правам человека относится право:

1) на жилище

  1. на судебную защиту чести и достоинства

  2. на социальное обеспечение по возрасту

4) на образование


18. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

  1. суверенная государственность

  2. высшая юридическая сила

  3. прямое действие

  4. особый порядок принятия


19. Юлия взяла в банке кредит на по-
купку земельного участка. Ее отношения
с банком регулируются нормами права:

  1. трудового

  2. гражданского

3)государственного 4) коммерческого


20. Верны ли следующие суждения о
трудоустройстве несовершеннолетних
граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б. Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


Часть 2


При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в указанном в тексте задания месте.

1. Сергей — ученик 9 класса. Помимо учебы он отдает много свободного времени компьютерным играм.

Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, — учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия игры от учебы или учебы от игры.

  1. дает возможность овладеть новым опытом

  2. построена на замещении реальных предметов условными

  1. имеет определенные мотивы и цели

  2. ведет к усвоению предметных областей




Черты сходства

Черты отличия








2. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Правила Виды социальных норм


A) При входе в помещение 1) моральные
мужчина должен 2) правовые
снимать головной убор 3) нормы этикета

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России

B) Каждый день надо делать какое-то доброе дело

Г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших

Д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом


А

Б

В

Г

д

















3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, так как помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста:

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.


А

Б

В











4. В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.


Варианты ответов

% опрошенных

2002 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

В национальной валюте

29

35

49

48

В евро

18

25

30

35

В долларах

33

23

5

4

Затрудняюсь ответить

20

17

16

13


Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны:

  1. В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.

  2. В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.

3) Большая часть граждан хранила свои сбережения в национальной валюте в 2008 г. по сравнению с 2002 г.

  1. В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро.

  2. Большинство граждан хранило свои сбережения в 2008 г. в евро.


5. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

  1. Происходит рост доверия населения своей национальной валюте.

  2. Стабильно и неизменно растет доверие населения к доллару.

  3. Неуклонно падает доверие населения к евро.

  4. Происходит пересмотр отношения граждан к национальной валюте по сравнению с иностранными валютами.

  5. Произошло резкое падение доверия населения к доллару.


Часть 3

Для ответов на задания этой части (C—С6) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.

«Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение» (по материалам энциклопедии для школьников).


  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  2. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.

  3. В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).

  4. Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.

5. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства.

1) Объясните действия гражданина С.

2) Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

6. В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно будет нравственным. Приведите два аргумента в защиту или опровержение этой точки зрения.


Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл.


Часть 2

Правильно выполненные задания Bl, ВЗ и В4 оцениваются в 1 балл, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок.


Часть 3

Задания части 3 (с развернутым ответом) оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.


1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.







Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) нормы нравственности;

2) нравственность и свобода воли;

3) нравственный долг;

4) достоинство личности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков




Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста

1

Не выделены основные фрагменты текста или названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие характеристики:

1) неписаные законы (им подчиняются все как должному);

2) стихийный характер формирования;

3) мера требований общества к людям;

4) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.
Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках




Правильно приведены три характеристики

2

Правильно приведены любые две характеристики

1

Правильно приведена одна любая характеристика или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

3.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе могут быть названы следующие причины:

1) переживая чужие несчастья как собственные, человек способен переживать
и свой нравственный долг;

2) часто именно чувства, а не доводы разума заставляют человека совершать нравственные поступки, даже если они идут вразрез с его интересами.

Могут быть названы другие причины




Правильно названы две причины

2

Правильно названа одна причина

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

4.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:




1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих
и своих обязательств по отношению к ним;

2) примеры, допустим:

взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома.

Побудительные мотивы могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке. Могут быть приведены другие примеры




Правильно названы побудительные мотивы, приведены два примера

3

Правильно названы побудительные мотивы, приведен один пример или побудительные мотивы в явном виде не названы, но два приведенных примера свидетельствуют об их понимании

2

Побудительные мотивы в явном виде не названы, но приведенный пример свидетельствует об их понимании

1

Правильно названы только побудительные мотивы или приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, или ответ неверный

0

Максимальный балл

3

5.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение приведенного в задании факта, например: гражданин отстаивает свое право на общественное уважение, незапятнанную репутацию.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта;

2) фрагмент текста, например: «В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение»




Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано только правильное объяснение или приведен только фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

6.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): в защиту этой точки зрения, например:

1) не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно;

2) человек, действующий вначале по принуждению, потом может продолжать творить добро уже по убеждению;

в опровержение этой точки зрения, например:

1) там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и ответственности;

2) как только давление прекратится, человек, принуждаемый к добрым поступкам, скорее всего, откажется продолжать такие дела.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)




Приведены два аргумента (объяснения)

2

Приведен один аргумент (объяснение)

1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания или ответ неверный

0

Максимальный балл

2



Ответы к заданиям ГИА по обществознанию:


Часть 1: А1 — 3; А2 — 4; A3 — 2; А4 — 3; А5 — 2; А6 — 3; А7 — 2; А8 — 3; А9 — 1; А10 — 4; All — 4; А12 — 4; А13 — 1; А14 — 1; А15 — 4; А16 — 3; А17 — 2; А18 — 2; А19 — 2; А20 — 3.


Часть 2: В1 — 1324; В2 — 32132; ВЗ — 122; В4 — 134; В5 — 145.


Калачева, Е. Задания по обществознанию для ГИА // История и обществознание для школьников. – 2011. - № 2. – С. 10-16



Похожие:

Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconЛитература для подготовки к гиа по обществознанию
...
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconМатематика (алгебра) книги для подготовки к гиа 9 класс
Гиа 2011. Математика. 9 класс. Гиа. Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. Под ред. Семенко Е. А
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconЭлективный курс по обществознанию «Подготовка к гиа по обществознанию»
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Оренбургское президентское кадетское училище»
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconПлан работы по подготовке учащихся 9, 11 классов к гиа и егэ по истории и обществознанию
Методические рекомендации по подготовке к егэ по обществознанию, автор Каменчук И. Л
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconПодготовка к гиа
Гиа 2010. География. Тематические тренировочные задания. 9 класс. Амбарцумова Э. М. и др. (2010, 144с.)
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconСправка фипи об итогах гиа для выпускников IX кл. 2011 г подготовлена на основе проекта Итогового аналитического отчета о результатах гиа для выпускников IX
Икт. Варианты ким для гиа 2011 г по всем предметам включали 6400 оригинальных заданий. Данные о структуре контрольных измерительных...
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconДкр по алгебре в формате гиа в 9-х классах пробный экзамен гиа. Пробный экзамен гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики
Гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики. Проверены...
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconГиа по русскому языку в официальных документах (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена)
Задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В9), выполняемые на основе прочитанного текста
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconГиа от егэ процедура проведения
Если егэ сдается на ппэ (пункт проведения экзамена), то для гиа пунктом является школа. Для участия в гиа необходимо подать заявление...
Е. Калачева задания по обществознанию для гиа iconРабочая программа по обществознанию опирается на учебник А. И. Кравченко Обществознание. М.: Русское слово, 2008. и рассчитана на 35 учебных часов. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница