Республики Бурятия «утверждаю»




Скачать 211.29 Kb.
НазваниеРеспублики Бурятия «утверждаю»
Дата06.11.2012
Размер211.29 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Республики Бурятия


«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель министра – Председатель Комитета

общего и дополнительного образования 

______________/Бочеев А. И./

« »____________2012 г.


ПРОГРАММА


ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ «С» ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ЕГЭ 2012 ГОДА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 


Всего 72 часа


Разработчики: Гордина И.В., к.и.н.,

председатель экспертной комиссии ЕГЭ РБ

по Обществознанию,

Бадмацыренов Т.Б., к.с.н.,

зам. председателя экспертной комиссии ЕГЭ РБ

по Обществознанию.


Улан-Удэ

2012

Пояснительная записка



Программа подготовки членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. подготовлена в соответствии с Тематическим планом работ ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2011 г.

Программа является частью учебно-методических материалов, которые, кроме программы, включают: учебно-методические материалы для членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию; компьютерную программу «Эксперт ЕГЭ».

Учебно-методические материалы (УММ) представляют собой комплект из трех учебных пособий, отражающих логику процесса обучения экспертов. В первой части: «Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом» дается краткое описание структуры КИМов 2012 г. по Обществознанию, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в экзаменационных работах ЕГЭ и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку. Во второй части: «Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом», в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов дается общий алгоритм работы эксперта, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и тексты ответов экзаменуемых. В третьей части («Материалы для проведения зачета») содержатся формулировки заданий с развернутым ответом и приводятся ответы экзаменуемых. Материалы могут быть использованы для самостоятельной работы, а также для проведения зачета. Прилагаются эталоны оценивания. Пособие позволяет оценить степень подготовленности эксперта к проверке экзаменационных работ. (www.fipi.ru, раздел «Эксперты предметных комиссий регионов»).

Компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ» включает программное обеспечение и материалы для пользователя (cм. http://77.108.123.246). Программное средство позволяет с наименьшими материальными затратами организовать эффективную и психологически комфортную подготовку экспертов РПК в форме очных или дистанционных занятий, а также выявить по объективным показателям наиболее подготовленную группу экспертов.


Цель и задачи курса


Цель курса: развитие и повышение профессиональной компетентности учителей общеобразовательных школ, преподавателей вузов, экспертов предметной комиссии ЕГЭ по Обществознанию в области проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

  • способствовать формированию у слушателей системы базовых знаний о содержании нормативных документов, регламентирующих разработку КИМов ЕГЭ, процедуру проведения единого государственного экзамена и процедуру проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

  • способствовать развитию знаний структуры и содержания КИМов по Обществознанию; назначения заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципов и методов их разработки;

  • проанализировать особенности ЕГЭ по Обществознанию в 2012 г.;

  • иметь представление об основных методических принципах подготовки

выпускников и использование результатов ЕГЭ в преподавании Обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

  • способствовать формированию следующих умений:

- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом;

- проверять и объективно оценивать ответы выпускников на задания с развернутым ответом;

- оформлять результаты проверки (например, «Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), соблюдая установленные технические требования;

- самостоятельного анализа и оценки уровня и качества обществоведческой подготовки выпускников.


Формы занятий


В систему подготовки слушателей входят лекции, практические занятия, предусмотрены часы для самостоятельной работы, пробный и итоговый зачеты.

Лекционный курс знакомит слушателей с задачами введения единого государственного экзамена, с нормативно-правовыми основами и процедурой проведения ЕГЭ, структурой и содержанием КИМов, технологией проверки и оценки учебных достижений по отдельным предметам.

Практические занятия посвящены изучению тех тем, которые 1) требуют отработки отдельных умений и 2) могут представлять определенную трудность для слушателя.

Учебные часы, отводимые для самостоятельной работы слушателей, должны использоваться для проверки и оценки экзаменационных работ, анализа экспертных и самостоятельно поставленных оценок, их сопоставления, а также для выявления и последующего коллективного обсуждения возникших спорных вопросов.

Программа предусматривает 72 часа занятий. Из них 16 часов отведено на лекции, 24 часа – на практические занятия; 32 часа – на самостоятельную работу, в т.ч. 6 часов – на проведение зачета.

По результатам обучения слушателям выдается свидетельство установленного образца.


Учебный план


Наименование программы. Подготовка членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по Обществознанию в 2012 г.


Цель. Развитие и повышение профессиональной компетентности специалистов.

Категория слушателей. Эксперты региональной предметной комиссии по Обществознанию.


Количество часов: 72 учебных часа.

Режим занятий:

16 часов лекционных занятий;




24 часа практических занятий;




32 часа самостоятельных занятий;




в т.ч. 6 часов зачёта.


Название тем, их содержание, объем в часах




п/п

Название темы

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

занятия

Всего часов

1.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как составляющая системы оценки качества образования

4

-

-

4

2.

Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ

2

-

4

6

3.

Структура и содержание КИМов

2

2

4

8

4.

Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

2

20

14

38

5.

Правила и процедура проведения ЕГЭ. Конфликтная комиссия

2

-

-

2

6.

Организация подготовки экспертов региональных предметных комиссий

4

-

6

10

7

Форма отчетности – зачёт

-

2

4

6

ИТОГО

16

24

32

72

Содержание программы

Тема 1. ЕГЭ как составляющая системы оценки качества образования.

1.1. Единый государственный экзамен как составляющая часть создающейся в настоящее время общероссийской системы оценки качества образования.

1.2. Формирование системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников, обеспечение равных условий при поступлении в вузы и ссузы.

1.3. Обеспечение государственного контроля качества общего образования на основе независимой, объективной оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников.

1.4. Итоги ЕГЭ 2011 г. по Обществознанию: общие и региональные. Анализ достижений и проблем в организации.


Тема 2. Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ.

2.1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

2.2. Приказ Минобрнауки России от 28.11.08 г. №362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»

2.3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») (с изменениями и дополнениями).

2.4. Порядок проведения единого государственного экзамена и другие нормативные правовые, организационно-распорядительные акты, инструктивно-методические документы по проведению ЕГЭ в 2012 г. (размещаются на официальных сайтах http://www.obrnadzor.gov.ru, http://www.ege.edu.ru/ ).


Тема 3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов по Обществознанию

3.1. Педагогический контроль в современном учебном процессе. Традиционные формы контроля по предмету. Специфика стандартизированных форм контроля.

3.2. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по Обществознанию.

3.3. Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета в контрольных измерительных материалах.

3.4. Документы, определяющие структуру и содержание КИМ 2012 г. по Обществознанию (Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 г. ЕГЭ по Обществознанию. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 г. ЕГЭ по Обществознанию. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию). Изменения экзаменационной работы в 2012 г. в сравнении с прошлым учебным годом.

3.4. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса.

3.5. Задания с развернутым ответом, их место и назначение в структуре КИМ. Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями со свободным развернутым ответом. Типология заданий со свободным развернутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.


Тема 4. Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

4.1. Методика оценивания ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами характерных ответов и типичных ошибок. Подходы к решению нестандартных ситуаций.

4.2. Стандартизованная процедура проверки и перепроверки выполнения заданий с развернутым ответом.

4.3. Форма бланка ответов № 2. Протокол проверки ответов на задания в бланке №2.

4.4. Назначение третьей проверки.

4.5. Анализ результатов ЕГЭ. Типичные ошибки в экзаменационных работах выпускников при выполнении заданий с развернутым ответом.


Тема 5. Правила и процедура проведения Единого государственного экзамена. Конфликтная комиссия

5.1. Основные процедуры проведения ЕГЭ. Права и обязанности участников ЕГЭ.

5.2. Конфликтная комиссия, создание, порядок работы. Подготовка членов конфликтной комиссии.

5.3. Процедура и правила проведения апелляции.


Тема 6. Организация подготовки экспертов РПК

6.1. Цель и задачи подготовки экспертов РПК. Подходы к определению структуры предметной комиссии и отбору экспертов. Структура РПК. Общие принципы отбора экспертов. Критерии отбора третьего эксперта. Квалификационные характеристики эксперта.

6.2. Многообразие форм проведения занятий по подготовке экспертов. Использование активных методов обучения при подготовке экспертов. Организация самостоятельной работы экспертов.

6.3. Методика организации и проведения пробного и итогового зачётов.

Методические рекомендации по организации учебного процесса




72-часовой курс (подготовка экспертов РПК).


Раздел, тема занятия

Форма занятия

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

УММ

Часы

1 группа.

Первичное обучение

2 группа.

Переподготовка экспертов

Раздел 1. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как составляющая системы оценки качества образования

4

Особенности ЕГЭ по Обществознанию

Лекция

Характеристика единого государственного экзамена. Специфика Обществознания как учебной дисциплины. Особенности ЕГЭ по Обществознанию как экзамена по выбору. Отбор и подготовка экспертов ПК. Порядок и регламент проверки ЕГЭ.

Материалы с сайта www.ege.edu.ru

2

Оценка качества образования

Лекция

Результаты ЕГЭ по Обществознанию и их анализ. Федеральные и региональные данные. Особенности выполнения различных частей ЕГЭ. Анализ результатов по годам, районам, учебным заведениям и т.д. Методические письма ФИПИ и их характеристика. Методические рекомендации ФИПИ и региональных экспертов.

Итоги ЕГЭ предыдущего года: общие и по региону. Анализ достижений и проблем в организации; итоги. Методические письма ФИПИ и их характеристика. Методические рекомендации ФИПИ и региональных экспертов.

Аналитический отчет о итогах ЕГЭ 2011 г.

Размещен на сайте http://www.fipi.ru

2

Раздел 2. Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ

6

Нормативно-правовые основы ЕГЭ.

Лекция

Характеристика нормативного правового обеспечения ЕГЭ. Регламент проведения ЕГЭ. Порядок проведения ЕГЭ, закрепляемый в нормативных документах. Права и обязанности участников ЕГЭ, учителей, экзаменуемых, организаторов ППЭ и т.д. Порядок проведения апелляции.

Материалы с сайта www.ege.edu.ru

2

Нормативно-правовые основы деятельности региональной предметной комиссии.

Самостоятельные занятия

Ознакомление с документами. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий. Рекомендации по разработке положения о конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации. Письмо Рособрнадзора. Инструкция для предметной комиссии по проверке бланков ответов №2. Процедура апелляции на результаты ЕГЭ.

Руководство по подготовке экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ в 2012 г.


4

Раздел 3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов

8

Педагогический контроль в современном учебном процессе.

Практические занятия


Традиционные формы контроля по предмету. Специфика тестовой формы контроля. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по предмету. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса.

Основные документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ. Федеральный образовательный стандарт. Спецификация КИМ ЕГЭ по Обществознанию. Кодификатор элементов содержания КИМ ЕГЭ. Демо-версия КИМ ЕГЭ по Обществознанию.

Работа с материалами.

УММ для членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию

2

Задания с развернутым ответом

Лекция


Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями с развернутым ответом. Издания с грифом ФИПИ. Издания, подготовленные с участием ФИПИ. Ознакомление с изменениями экзаменационной работы 2012 г. в сравнении с прошлым учебным годом.

2

Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета в КИМах.

Самостоятельные занятия

Распределение заданий по видам умений и способам действий. Характеристика элементов содержания и проверяемых умений. Специфика блоков-модулей в части А, проверяемых умений в части В и С. Особенности выполнения заданий по содержательным блокам-модулям и проверяемым умениям. Блоки: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Работа с материалами.

Документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012 г.

УММ

4

Раздел 4. Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

36

Методика оценки ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев.

Практические занятия / Самостоятельные занятия

Методика оценки ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами типичных ответов, ошибок. Способы разрешения нестандартных ситуаций.

Система оценивания заданий и работы в целом. Система оценивания заданий части С. Система проверки заданий с развернутым ответом.

УММ, часть I, II

Компьютерная программа. Пошаговый тренинг.


18

+

10

Процедура работы экспертов региональной предметной комиссии.

Лекция

Стандартизированная процедура проверки и перепроверки выполнения заданий с развернутым ответом. Протокол проверки ответов на задания в бланке №2. Назначение третьей проверки.

Протокол проверки ответов на задания в бланке №2.

Типичные затруднения и проблемы в работе экспертов.

Руководство по подготовке экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ в 2012 г.

2

Анализ результатов ЕГЭ.

Практические занятия / Самостоятельные занятия

Типичные ошибки в экзаменационных работах выпускников при выполнении заданий с развернутым ответом.


Аналитический отчет.

УММ.

Соответствующие нормативные документы размещены на сайте www.ege.edu.ru

2 + 4

Раздел 5. Правила и процедура проведения Единого государственного экзамена. Конфликтная комиссия.

2

Основные процедуры проведения ЕГЭ

Лекция

Основные процедуры проведения ЕГЭ. Права и обязанности участников ЕГЭ. Конфликтная комиссия, создание, порядок работы. Подготовка членов конфликтной комиссии. Процедура и правила проведения апелляции.

Соответствующие нормативные документы на сайте

www1.ege.edu.ru

2

Раздел 6. Организация подготовки экспертов региональных предметных комиссий

10

Методика подготовки экспертов региональных предметных комиссий.

Лекция + самостоятельные занятия

Цель и задачи подготовки экспертов РПК. Подходы к определению структуры предметной комиссии и отбору экспертов. Структура РПК. Квалификационные характеристики эксперта.

Права и обязанности экспертов ФПК. Квалификационные характеристики эксперта. Критерии отбора третьего эксперта.

Соответствующие нормативные документы размещены на сайте

www.ege.edu.ru

4 + 6

Зачёт.

6

Предзачётная подготовка.

Самостоятельные занятия.

УММ, часть II. Компьютерная программа. Тренинг «Целые работы»

4

Зачет.

Практические занятия.

УММ, часть III. Компьютерная программа. Зачёт. Подведение итогов.

2



Приложение




Методика организации занятий



На первом занятии дать краткую характеристику целей проведения ЕГЭ и его нормативно-правовых основ.

В программе на изучение темы 1 «Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как составляющая системы оценки качества образования» и темы 2 «Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ»1 отводится в общей сложности 10 часов.

Целесообразно рекомендовать слушателям самостоятельно изучить содержание трех основных документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для составления КИМ ЕГЭ 2012 г. по предмету, Спецификация КИМ ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию и демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2012 г. по Обществознанию). Для этого в программе предусмотрены 4 часа самостоятельных занятий.

Следующий блок занятий желательно посвятить подробному рассмотрению структуры и содержания КИМ. В зависимости от наличия у членов региональной комиссии опыта проверки работ ЕГЭ с развернутым ответом на изучение темы 3 «Структура и содержание КИМ по Обществознанию» можно отвести до 6 академических часов. Повышая квалификацию специалистов, имеющих опыт проверки работ ЕГЭ, целесообразно сделать акцент на изменениях в документах, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012 г. в сравнении с 2011 г.

При изучении темы 4 «Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» рекомендуется, в первую очередь, обратить внимание обучающихся на описание типологии и модификаций заданий; классификацию типичных проблем в оценивании выполнения заданий отдельных типов и рекомендации по их решению. Желательно коллективно (или небольшими группами) отработать по 2-3 задания каждого типа и модификации. Необходимо совместно обсудить максимальное количество спорных работ. Это позволит обеспечить выработку единых подходов к оценке ответов, что может способствовать качественной работе комиссии на экзамене.

Также целесообразно до обращения к анализу конкретных ответов выпускников коллективно обсудить тексты заданий и критерии оценивания ответов, продумать допустимый спектр позиций, аргументов, примеров и т.п. Эта форма работы моделирует процедуру ознакомления с текстами заданий с развернутым ответом в условиях реального экзамена. Эффективная организация этой работы позволяет увеличить единообразие оценивания работ выпускников в условиях экзамена.

При наличии возможности тиражировать комплект печатных методических материалов для каждого слушателя обучение можно выстроить в практическом ключе, ограничиваясь минимальным количеством лекционных занятий, предлагая обучаемым самостоятельно постранично отрабатывать «Методические рекомендации». Целесообразно специально остановиться на технологии заполнения бланков протоколов экспертов, а также использовать материалы, представленные в книге «Материалы для проведения зачета».

Эти материалы могут использоваться на разных этапах обучения как с целью тренировки в условиях, максимально приближенных к экзаменационным, так и для выявления группы наиболее подготовленных экспертов. Представляется целесообразным следующий порядок работы. Все материалы по предмету: ответы выпускников (изображения работ учащихся на бланках №2, представленные в «Материалах для самостоятельной работы» и «Материалах для проведения зачета»), тексты заданий и критериев, протоколы экспертной проверки распечатываются. Каждый эксперт получает комплект работ, критерии оценивания и бланк протокола. Председатель РПК инструктирует экспертов по процедуре проверки ответов выпускников и правилам оформления протоколов экспертов. По окончании проверки Председатель РПК анализирует и обобщает результаты работы экспертов по следующим показателям: соблюдение требований к оформлению протокола эксперта, качество экспертной оценки. Последнее может быть выявлено, во-первых, путем соотнесения оценок, выставленных конкретным экспертом, с имеющимися в методических пособиях ключами, во-вторых, путем соотнесения оценок разных экспертов (в т.ч. самого председателя РПК или организатора обучения), оценивавших одну и ту же работу. Данная процедура предоставляет возможность, во-первых, определить круг специалистов, систематически дающих завышенные, заниженные или неустойчивые оценки по сравнению с другими экспертами, во-вторых, принять решение о персональном составе РПК, в-третьих, выявить по объективным показателям кандидатов в группу третьих экспертов, а также скорректировать в случае необходимости процесс обучения, например, провести дополнительный инструктаж или тренировочное занятие.

Содержание темы 5 «Правила и процедура проведения Единого государственного экзамена. Конфликтная комиссия» и темы 6 «Организация подготовки экспертов региональных предметных комиссий» охватывает вопросы деятельности конфликтной комиссии при проведении процедуры апелляции и организационные моменты подготовки экспертов региональных комиссий. На их изучение в целом отводится 12 часов.





Рекомендуемая литература




Нормативные документы ЕГЭ2


Аналитические и методические материалы3


2011 год

  1. ЕГЭ-2012 Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2011

  2. ГИА-2012 Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011

  3. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2011

  4. ЕГЭ-2012. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. Е. Л. Рутковской. – М. : Национальное образование, 2011.

  5. ЕГЭ-2012. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред. Е. Л. Рутковской. – М. : Национальное образование, 2011.

  6. ГИА-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М. : Национальное образование, 2011.


2010 год

  1. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  2. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

  3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2010.

  4. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2010.

  5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011/ ФИПИ авторы составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2010.

  6. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2010.

  7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.





1 См. раздел «Нормативные документы» на сайте www.ege.edu.ru

2 Cм. cсоответствующий раздел на сайте www.ege.edu.ru

3 Аналитический отчёт размещен в соответствующем разделе на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/view/sections/208/docs/ )


Похожие:

Республики Бурятия «утверждаю» iconМинистерство здравоохранения республики бурятия буряад республикын элyyрые хамгаалгын министерство приказ
«Сколково»», Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03. 09. 2009 №327 «О внесении изменений в Постановление Правительства...
Республики Бурятия «утверждаю» iconПравительство республики бурятия постановление
...
Республики Бурятия «утверждаю» iconОб утверждении государственной программы республики бурятия "сохранение и развитие бурятского языка" на 2011 2014 годы в целях реализации
В целях реализации Закона Республики Бурятия от 10. 06. 1992 n 221-xii "О языках народов Республики Бурятия", дальнейшего развития...
Республики Бурятия «утверждаю» iconПравительство Республики Бурятия Постановление
Республике Бурятия до 2020 года (далее Программа), утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 08. 07. 2010 №277...
Республики Бурятия «утверждаю» iconО стратегии перехода республики бурятия к устойчивому
В целях формирования условий для обеспечения перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию, сбалансированного решения социальных,...
Республики Бурятия «утверждаю» iconАдминистративный регламент по предоставлению Управлением ветеринарии Республики Бурятия государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на ввоз в Республику Бурятия и вывоз из Республики Бурятия животных, а также переадресации продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок
На ввоз в Республику Бурятия и вывоз из Республики Бурятия животных, а также переадресации продуктов животноводства, кормов и кормовых...
Республики Бурятия «утверждаю» iconЗакон Республики Бурятия о программе социально
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Жилище" Республики Бурятия на 2011 2015 годы (далее Программа)
Республики Бурятия «утверждаю» iconРеспублика бурятия закон
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011...
Республики Бурятия «утверждаю» iconРеспублика бурятия закон о программе социально экономического развития
Программы социально экономического развития Республики Бурятия на 2002 2004 годы, представляющей систему целей, задач, индикаторов...
Республики Бурятия «утверждаю» iconОб утверждении республиканской целевой программы
Фз "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница