Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот»




Скачать 115.74 Kb.
НазваниеПрезентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот»
Дата06.11.2012
Размер115.74 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №1 г. Асино Томской области


Всероссийский Конкурс мультимедиа презентаций

«Мозаика презентаций»

Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот»

Автор работы:

Исраилова Наталья Александровна –

учитель химии 1 квалификационной

категории МБОУ СОШ№1 г. Асино

Томской области

Урок-путешествие в страну кислот "Кислоты. Состав и свойства кислот"


Урок проводится в форме игры-путешествия в “страну кислот”. Проведению урока предшествовала подготовительная работа, учащиеся (по желанию) получили задания и список литературы для работ.

Цели урока:

1. обучающая –

  • Сформировать понятие о кислотах,

  • Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот,

  • Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.

2. развивающая

  • Формирование умений наблюдать, анализировать опыты, делать выводы,

  • Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот,

  • Продолжить работу по выработке навыков и умений работать с дополнительной литературой.

3. воспитательная. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и критически оценивать ответы товарищей, воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: Реактивы на столах учителя: HCl, H2SO4, уксусная кислота, яблоко; на столах учащихся: кислоты – HCl, H2SO4 и др. кислоты, индикаторы, пробирки, кусочек яблока.

Оформление класса: Плакаты с формулами кислот (органических и минеральных), паровоз с цистернами, названия остановок (таблички), светофор.

Оформление доски: Тема урока «Урок-путешествие в страну кислот», девиз урока “Учение с увлечением!”, план урока, таблица (сетка) для выполнения л/р., словарь (индикаторы)


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по “стране кислот”. Знакомство учащихся с девизом урока, коротко сообщаю цели урока, напоминаю учащимся, что они должны вести дневник наблюдений во время путешествия.

Девиз урока “Учение с увлечением!”

Цели урока:

    1. Изучить кислоты, их состав, названия и классификацию

    2. Познакомиться с важнейшими неорганическими кислотами

    3. Научиться отличать кислоты от других классов соединений

Актуализация знаний: Прежде чем отправиться в путь необходимо проверить готовность к путешествию.

Проводится беседа по вопросам:

  1. С какими классами неорганических веществ вы знакомы? ( дать определения)

  2. Что такое оксиды? Основания?

  3. Как можно определить степени окисления атомов химических элементов в бинарных соединениях? Показать на 2-х, 3-х примерах ( SO2 , Na2S , CI2 )

  4. Каков тип химической связи в молекулах оснований? (в основаниях между Ме – ОН ионная, а О и Н – ковалентная полярная)

  5. На доске ( слайде) : CaO, NaOH, HCI, Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, H2CO3 , AI(OH)3 выбрать из формул оксиды и основания. Есть ряд формул, которые не относятся ни к оксидам , ни к основаниям – это кислоты .

Итак, ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, правильно ответили на все вопросы, можно отправиться в путь.

“Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор”.

1 остановка. Информационная. Ученики делают сообщение и обмениваются историческими сведениями о кислотах и характеризуют области их применения.

Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной, молочной и др. кислотах

1) Слово « кислота» и « кислый» имеют один корень.

В природе встречается много кислот:

  • Лимонная – в лимонах

  • Яблочная – в яблоках

  • Щавелевая – в листьях щавеля

  • Муравьи защищаются от врагов, выбрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты ( она же содержится в пчелином яде, в жгучих волосках крапивы)

  • При прокисании виноградного сока получается уксусная кислота (уксус), при прокисании молока – молочная кислота

2) Уксусная кислота известна с древнейших времен, т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”. Ее способность растворять жемчуг и известняк послужили основой легенды о том, что А. Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, для синтеза различных веществ, также в кожевенной и текстильной промышленности.

Уксусная кислота - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом. Смешивается со многими растворителями, хорошо растворяет органические соединения, в ней растворяются газы HF, HCl, HBr, HI и др. Уксусная кислота растворяет многие металлы, их оксиды и карбонаты с образованием солей

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растениях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
Всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
Жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение учащихся о серной кислоте.

3)Алхимикам удалось получить серную кислоту в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов), отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

H2SO4 – важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов, а также почти во всех отраслях химической промышленности.

Серная кислота не имеет цвета и запаха; это одна из самых сильных кислот. Растворяет большинство металлов, образуя сернокислые соли.

Итак, все сказано, друзья, “хлеб промышленности – серная кислота”.

Сообщение об азотной кислоте.

4) Азотная кислота была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

Для взрывчатых веществ нужна она.
Для красителей, лаков, лекарств идет
Самая важная из кислот.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –
вот азотной кислоты применение.

2 остановка. Определительная. Познакомимся с составом, названием и классификацией кислот.

1) ?Что общего в составе названных кислот?

2) ?Какой химический элемент обязателен в формуле кислоты?

Вывод: В состав кислот обязательно входит водород.

А вся остальная часть называется кислотным остатком. Читаем формулы. Пишем на доске.

Причем кислотный остаток может быть как простым (Cl -, 32-), так и сложным (SO42-).

Название кислоты

Формула

кислоты

Соляная

HCI

Серная

H2SO4

Сернистая

H2CO3

Сероводородная

H2S

Азотная

HNO3

Азотистая

HNO2

Кремниевая

H2SiO3

Угольная

H2CO3

Фтороводородная

HF

Йодоводородная

HI

Бромоводородная

HBr

Фосфорная

H3PO4



Определение кислот.!!!

!!! КИСЛОТАМИ называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Классификация кислот ( по нескольким признакам):

1) по числу атомов водорода ( т.е. по основности):

  • Одноосновные ( HF, HBr, HCI )

  • Двухосновные (H2SO4 , H2CO3 )

  • Трёхосновные (H3PO4 )

2) по наличию кислорода в кислотном остатке :

  • Бескислородные (HBr, HCI )

  • Кислородсодержащие ((H2SO4 , H2CO3 , H3PO4 )

3) по растворимости:

  • Растворимые

  • Нерастворимые

4) по происхождению:

  • Органические ( лимонная, яблочная , уксусная, щавелевая, муравьиная)

  • Неорганические ( серная, соляная, плавиковая, фосфорная, азотная)



Кислотные остатки образуют элементы – неметаллы.

По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов,

а) для бинарных кислот – HCl, H2S мы уже знаем, определяем
б) для неметаллов, образующих кислотные остатки кислородсодержащих кислот.

Нужно помнить! -я степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степень окисления H + 1 и О – 2

Например, по формуле H2+1SxO4-2 можно составить уравнение:

+2 H2+1S x O4-2 -8 х = +6

или

(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0

отсюда х = 6, где х – степень окисления серы.

Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.

Например, H2S+6O4, а в оксиде серы степень окисления должна быть равна +6

S+6O3-2 оксид серы (VI)

H2C+4O3 C+4O2-2 оксид углерода (IV)

HN+3O2 N2+3O3-2 оксид азота (III)

H2S+4O3 S+4O2-2 оксид серы (IV)

По формулам кислот можно определить и общий заряд, который имеют кислотные остатки. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. Число атомов водорода в кислоте называется основностью.

HCl1-, HNO31-

H2SO42-, H2S2-, т.е. SO42-, S2-

H3PO4, ион PO43-

Бинарные бескислородные кислоты образуют простые ионы: Cl-, S2-

Кислородсодержащие кислоты образуют сложные ионы: SO42-, PO43-.


Физические свойства кислот.

  • При обычных условиях могут быть твёрдыми веществами ( фосфорная H3PO4 , кремниевая H2SiO3 ) и жидкими (H2SO4 , HCI)

  • Все кислоты кислые на вкус

  • Газы HCI, HBr , H2S в водных растворах образуют соответствующие кислоты

  • Угольная H2CO3 и сернистая H2CO3 кислоты существуют только в водных растворах, т.к. являются слабыми и нестойкими, поэтому легко разлагаются на воду и соответствующий оксид (стр. 74 учебника)

H2CO3 CO2 + H2O

H2SO3 SO2 + H2O

? Какой тип химической связи в молекулах кислот?

(Т.к. все элементы, входящие в состав кислот – неметаллы, следовательно тип химической связи – ковалентная полярная)

3 остановка. “Дегустационная”.

Какой вкус имеет лимон, щавель, “аскорбинка”?

- кислый!

Чем же обусловлено – вот это общее свойство кислот?

Вывод: Общее в составе (наличие атома Н) и строение кислот обусловливает их общие свойства.

Поезд отправляется дальше, но внимание – красный свет.

Знакомство с ПТБ при работе с кислотами

Серная к-та обугливает древесину, кожу, ткани.

Обугливание лучинки – химическая реакция.

При растворении H2SO4 – вливать > в H2O.

 4 остановка. Экспериментальная.

-выполнение л/р. “Действие кислоты на индикаторы”.

 Формула и название кислот

Индикаторы

Лакмус

Метилоранж.

Фенолфталеин

HCl – соляная кислота

H2SO4 – серная кислота

Уксусная кислота

 красный


красный


красный

 красно-розовый


красно-розовый


красно-розовый

 бесцветный


бесцветный


бесцветный

Шпаргалка: Кислота

Красный. Соответствие налицо.

Вывод об отношении кислот к индикаторам.

Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

Мы рассмотрели неорганические кислоты.

Как относятся к индикаторам органические кислоты?

Л/опыт. Действие лакмуса на кусочек яблока.

Вывод: И органические и минеральные кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

III. Закрепление.

  1. Что такое кислоты?

  2. Игра крестики – нолики

  3. Дать характеристику кислоты по плану: ( HCI, H2SiO3 , )

    • Формула

    • Наличие кислорода

    • Основность

    • Растворимость

    • Степень окисления элементов, образующих кислоту

    • Заряд иона, образованного кислотным остатком

    • Соответствующий оксид

  4. Выписать отдельно формулы кислородсодержащих и бескислородных кислот: HBr, H2S , HNO3 , H2SO4 , H2CO3 , HNO2 , H3PO4

IV. Д/з. §20, учить формулы и названия кислот ,упражнения в конце § №3, 4 и 5(дифференцированное домашнее задание).

V. Подведение итогов урока.

Заключительная часть: Наше путешествие в “страну кислот” закончилось, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и других веществах


Сообщение учащихся об уксусной, муравьиной, молочной и др. кислотах

1) Слово « кислота» и « кислый» имеют один корень.

В природе встречается много кислот:

  • Лимонная – в лимонах

  • Яблочная – в яблоках

  • Щавелевая – в листьях щавеля

  • Муравьи защищаются от врагов, выбрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты ( она же содержится в пчелином яде, в жгучих волосках крапивы)

  • При прокисании виноградного сока получается уксусная кислота (уксус), при прокисании молока – молочная кислота



2) Уксусная кислота известна с древнейших времен, т.к. образуется при скисании вин “винный уксус”. Ее способность растворять жемчуг и известняк послужили основой легенды о том, что А. Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выведена в 1700 г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, для синтеза различных веществ, также в кожевенной и текстильной промышленности.

Уксусная кислота - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом. Смешивается со многими растворителями, хорошо растворяет органические соединения, в ней растворяются газы HF, HCl, HBr, HI и др. Уксусная кислота растворяет многие металлы, их оксиды и карбонаты с образованием солей

“Из всех кислот она конечно, прима!
Присутствует везде и зримо и не зримо.
В животных и в растениях есть она.
С ней техника и медицина навсегда!
Ее потомство “ацетаты” - очень нужные ребята,
Всем известный “аспирин” - он как добрый господин,
Жар больного понижает и здоровье возвращает!”

Сообщение о серной кислоте.

3)Алхимикам удалось получить серную кислоту в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов), отсюда произошло и историческое название – купоросное масло.

H2SO4 – важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов, а также почти во всех отраслях химической промышленности.

Серная кислота не имеет цвета и запаха; это одна из самых сильных кислот. Растворяет большинство металлов, образуя сернокислые соли.

Итак, все сказано, друзья, “хлеб промышленности – серная кислота”.


Сообщение об азотной кислоте.

4) Азотная кислота была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Иби Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке.

Для взрывчатых веществ нужна она.
Для красителей, лаков, лекарств идет
Самая важная из кислот.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения –
вот азотной кислоты применение.





Похожие:

Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconК уроку химии
К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения...
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconУрок-презентация. Форма урока : урок-путешествие. Оборудование: р исунки национальных блюд, достопримечательностей, одежды разных стран, карточки с заданиями, презентация по программе Power Point на тему «Достопримечательности Лондона»
Тема: Обобщение страноведческого материала по теме “Достопримечательности Лондона
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconПрезентация к уроку по теме «Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»
Данный урок соответствует гтп авторизованной программы Власенкова А. И. по русскому языку для 10-11 классов, ориентированной на совершенствование...
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconУрок алгебры по теме: «Решение иррациональных уравнений»
Оборудование к уроку: мультимедийная установка, презентация, учебник для 10 -11 класса «Алгебра и начала анализа» под ред. А. Н....
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconУчебник по химии для школьников с сд-диска " Открытая химия 5"
К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения...
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconУрок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"
Тип урока: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация....
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconУрок презентация по химии в 8 классе на тему
Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных...
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconПрезентация к уроку-семинару на тему «Мы изучаем Японию»
Презентация к уроку-семинару на тему «Мы изучаем Японию». Урок направлен на расширение знаний учащихся о Японии, используя различные...
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconПутешествие в страну витаминию Цели
Оборудование: тсо, (презентация), карточки с овощами, витаминами, карандаши цветные, муляжи овощей и фруктов
Презентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот» iconВнеклассное мероприятие «Посвящение в химики» (для учащихся 8-ых классов)
В этом учебном году у 8-классников появился новых предмет- химия. И первое знакомство ребят с удивительным миром химии уже состоялось....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница