Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа»




Скачать 73.09 Kb.
НазваниеМинистерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Дата06.11.2012
Размер73.09 Kb.
ТипДокументы
Министерство образования РФ








Автор: Шишаева Валентина Анатольевна

учитель химии МОУ «Павловская

средняя общеобразовательная школа»


с. Павловка

2011 г.


Химический марафон

В марафоне участвуют две команды. В начале соревнования соперники при­ветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, им тоже предсто­ит участвовать в химическом состяза­нии. Ведущий обращается к болельщи­кам с просьбой активно поддерживать свои команды.

Ведущий. Итак, начинаем! Важно, чтобы хорошее настроение не покида­ло вас, а поднимет его до экзотермичес­кого уровня первый конкурс под назва­нием... 1.«Дешифрование»

В адрес участников турнира пришли две телеграммы с пожеланиями, но они оказались зашифрованными химичес­ким способом. В течение 2 мин без применения дополнительных реактивов расшифруйте и определите, чем они были написаны.

Первая телеграмма: «Думай, работай, ищи, трудно будет — не пищи!» Вто­рая: «На нашем турнире, друзья, инерт­ным газом быть нельзя!»

Обе телеграммы написаны на телеграфном бланке раствором серной кислоты или концентрированным раствором сульфата (хлорида) кобальта(II); их проявляют нагреванием.)


2.«Правила безопасности»

Обычно говорят, что театр начинает­ся с вешалки, а кабинет химии — с правил безопасности.

1. Командам предстоит проявить зна­ние правил безопасности и определить, что изображают рисунки из пособия .

2. Распознайте, какой раствор проли­ли на одежду: перманганата калия или иода. Как вывести пятна от этих рас­творов? В чем сущность химических процессов удаления пятен?

(На кусочки белой ткани наносят ка­пли растворов перманганата калия и иода (или солей железа(Ш)) и выдают командам. Пятна иода легко выводятся раствором сульфита или тиосульфата натрия:

Na2SO3 + I2 + H2O = Na2SO4 + 2HI

2Na2S2O3 + I2 = Na2S4O6 + 2NaI

Образовавшуюся иодоводородную ки­слоту нейтрализуют раствором пищевой соды NaHCO3.

Пятна от раствора перманганата ка­лия быстро выводятся раствором перок-сида водорода, подкисленным уксусной кислотой:

2КМпО4 + 9Н2О2 + 6СН3СООН -= 2Мn(СН3СОО)2 + 2СН3СООК + 7О2+ 12Н2О.

После выведения пятен кусочки тка­ни необходимо обязательно промыть водой.)

3.«Все цвета радуги»

По цвету раствора определите, какие ионы придают ему окраску.

(Ионы меди (II) — голубую, никеля(II) — зеленую. кобальта(II) — розовую, железа (III) — темно-желтую, перманганат-ион — фиолетовую, хромат-ион — жел­тую, бихромат-ион — оранжевую)

4.«Забывчивый экспериментатор», или «рН-метрический» '

От каждой команды приглашают по одному учащемуся. Им предстоит за 3 мин решить экспериментальную задачу.

Учитель химии предложил двум уча­щимся приготовить для урока раство­ры солей: 1 — хлорида цинка, ортофосфата натрия, сульфата калия; 2 — нит­рата калия, сульфида натрия, хлорида алюминия, Они хорошо поработали, растворы приготовили, а подписать их забыли... Предлагаем вам исправить их огрехи и с помощью индикаторов оп­ределить, в какой пробирке находится

каждое из веществ.

5.Химический ребус

Любимое занятие многих юных хими­ков — отгадывание кроссвордов. В этом конкурсе мы даем задание разгадать не кроссворд, а химический ребус.

6.«Поле чудес»

Пока команды ломают голову над ребусами, болельщики вспоминают хи­мическую терминологию и разгадыва­ют зашифрованные слова. На магнит­ной доске предварительно делают соот­ветствующие записи и закрывают бу­квы квадратиками.

1. Сосуд с плотно закрывающейся крышкой. Служит для осушения ве­ществ. (Эксикатор.)

2. Порошкообраз­ное вещество. Используется для прида­ния окраски лакам и краскам. (Пиг­мент.)

3. Способ_разделения смеси. (Флотация. Декантация. Экстракция. Дистилляция. Фильтрование.

4. Сосуд с длинным горлом. Используется для перегонки веществ. (Реторта.)

5. Про­цесс поглощения жидкости или газа твердым веществом. (Адсорбция.) 6. Длинный узкий сосуд с носиком и кра­ном. Используется для измерения объема вытекающей жидкости. (Бюретка.)

7.«Поджигатели»

Командам предлагается «сжечь» лу­чинку и сахар без применения огня.

(Среди предложенных реактивов есть концентрированная серная кислота,

сильное водоотнимающее средство. Она обугливает углеводы (сахар, древесина):

С12Н22О11 + 4H2SO4 (конц.) = 11С + СО2 + 4SO2 + 15Н2О.)


8. «Викторина в веселых картинках»

Болельщикам команд предстоит за 5 мин перевести на химический язык приведенные на картинках названия веществ и указать их химические формулы.

(1. Марганцовка — перманганат калия КМпО4.

2. Сода пищевая — гидрокарбонат натрия NaHCO3.

3. Нашатырь — хлорид аммония NН4С1.

4. Гидроперит — пероксид водорода Н2О2.

5. Поваренная соль — хлорид натрия NаCl

9. «Рифмы, рифмы, рифмы»

Поэтом можешь ты не быть, но поч­ему б не попытаться. Команды составляют по два четверостишия, используя рифмы: бром — дом, явление — объяснение, свинец — птенец, штатив -факультатив.

10. «Хическая ходьба»

Необходимо пройти от линии старта как можно дальше, называя на каждый шаг новое органическое соединение (не останавливаясь и не повторяясь). В конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. Зачет — по общему числу названных химических веществ.

11.«Шпаргалка»

После проведения контрольной рабо­ты по химии в школьном коридоре была обнаружена разорванная шпар­галка с правыми частями уравнений химических реакций:

Н2SO4, t

... → С6Н12О6 + С6Н12О6

… → CH3Cl + HCl

... = LiOH + Н2.

Восстановите левые части.

Н2SO4, t

12Н22О11 + H2 O → С6Н12О6 + С6Н12О6 ;

CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl

2 Li + 2H2O → 2LiOH + H2.)

12. «Химия и геология»

Этот конкурс для болельщикоп смотрят на плакат с формулами званиями минералов и за 3 мин находят соответствующие пары (минерал и его химический состав).

1. СaSО4 • 2Н2O а) мрамор

2. SiО2 б) кремнезем

3. Ca3 (PO4 )2 в) пирит

4. Fe2O3 г) боксит

5. Al 2O 3 • nН2о д) гипс

6. FeS2 e) гематит 7. СаСО3 ж) фосфорит.

(1 — д, 2 — б, 3 — ж, 4 — е, 5 – г, 6 - в, 7 - а.)


«Химик-лингвист»

Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на плакате, то из первых букв Этих названий получится крылатая фраза. Какая?

Аи, Nе, NH3, Nb, СаСО3, Еu, Na2CO3, In, La, Аm

(Золото, нeoн, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индии, лантан, америций. Знание — сила)


«Обгонялки»

Ведущий читает вопрос. Задача ко­манды — быстро дать на него ответ, опередив соперника.

- Как называют вещества, имеющие одинаковый состав, но разную структуру молекул? (Изомеры.)

- Что получают в результате реакции Кучерова? (Уксусный

альдегид.)

- Какая женщина-химик была дважды удостоена Нобелевской премии? (Мария Склодовская-Кюри.)

- Какой газ за его красно-бурый цвет называют «лисьим хво­стом»?

(Оксид азота (IV).)

- Какой тип реакций характерен для непредельных углеводоро­дов?

(Реакции присоединения.)

- Качественную реакцию на какую функциональную группу на­зывают «реакцией серебряного зеркала»? (На альдегидную группу.)

- Назовите формулу глюкозы. (C6 Н12 O6.)

- Каково значение молярного объема газов при нормальных ус­ловиях?

(22,4 л/моль.)

- Кто сформулировал основные положения теории строения органических соединений? (А. М. Бутлеров.)

- Какой газ обладает запахом тухлых яиц? (Сероводород.)

- Какие углеводороды отвечают общей формуле СпН2п+2 ? (Алканы.)

- Русский учёный, получивший синтетический каучук. (С. В.Лебедев.)

- Наиболее древний способ получения этанола (сбраживание сахаристых веществ.)

- Органические вещества, содержащие в своем составе карбоксильную группу. (Карбоновые кислоты.)

- Кислота, которая содержится в муравьях и крапиве? (Муравьиная)

-Негорючее вещество, а его гасят. (Негашеная известь СаО)

-Газ без цвета и без запаха, но при пропусканий через него электрического тока приобретает характерный запах. (Озон.)

- Какой реактив позволяет разли­чить NaCl, NaBr, Nal, NaNO3, Na3PO4? (Нитрат серебра.)

Подведение итогов химической эстафеты

После проведения игры жюри оглашает итоги марафона. Награждается команда победитель.

Похожие:

Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики моу «Цивильская средняя общеобразовательная школа №1 им. М. В. Силантьева» Программа элективного курса Автор-составитель: учитель биологии моу «Цивильская средняя общеобразовательная школа
Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой №3 Упражнения формирующие правильную осанку
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconРазработка урока Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка»
Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка», Искитимского...
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconПлан урока: Организационный момент
Моржова Валентина Михайловна учитель изобразительного искусства моу «Сафакулевская средняя общеобразовательная школа»
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconВеликий сын великого народа. Обобщение знаний об имени прилагательном
Учитель начальных классов моу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2» Жданова Надежда Анатольевна
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconМоу «Средняя открытая (сменная) политехническая общеобразовательная школа» г. Канаш Научный
Учитель биологии и химии моу «Средняя открытая (сменная) политехническая общеобразовательная школа»
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconПособие для учащихся к мультимедийному пособию «Химия-9». изд. Просвещение Учитель химии моу «Туровская основная общеобразовательная школа» Московской области
...
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное учреждение
Учитель химии, биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №2» высшей квалификационной категории
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» icon«Неорганическая химия»
Учитель химии, биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №2» высшей квалификационной категории
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconИндивидуальная программа развития старшеклассника «Через тернии к звёздам»
Автор: Калинина Валентина Валериановна, классный руководитель 9 класса моу «Орининская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского...
Министерство образования РФ автор: Шишаева Валентина Анатольевна учитель химии моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма элективного курса по химии для химико-биологического профиля и методические рекомендации
Голованова Галина Яковлевна, учитель химии моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница