Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»




Скачать 80.95 Kb.
НазваниеПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Дата06.11.2012
Размер80.95 Kb.
ТипПрограмма
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

МО учителей Методист УМЦ Директор МОУ СОШ №72

химии и биологии Сорокина Е.Б. Васючкова Л.И.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 72 г. ЛИПЕЦКА

Имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича




9 класс

ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


(17 ч)


Автор-составитель:

учитель химии

Чунихина Елена Ивановна


Липецк

2006


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на естественнонаучный профиль.

Химические знания необходимы каждому человеку, определяют его рациональное поведение в окружающей среде, повседневной жизни. Элективный курс призван развивать интерес к химии, развивать аналитические способности учащихся, расширять их кругозор, формировать научное мировоззрение, способствовать сознательному выбору естественнонаучного профиля. Данный курс направлен также на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, позволяет говорить о культуре поведения в мире веществ и химических превращений.

Идея курса: развитие химической науки служит интересам общества.

Цели курса:

  1. Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, значение химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях в условиях ухудшения экологической обстановки.

  3. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

  4. Развитие личности учащихся.


Задачи курса:

  1. Формировать у учащихся осознание необходимости изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

  2. Учить правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

  3. Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила техники безопасности.

  4. Расширять кругозор учащихся.

  5. Развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.

  6. Развивать самостоятельность и творчество при работе над проектами.


Элективный курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические работы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание мультимедийных презентаций, экскурсии, видеоуроки, исторические обзоры. Формы контроля: отчеты по практическим работам, экскурсиям, анкетирование, тесты, участие в организационно-деятельностной игре, ученическом проекте, практикум по решению творческих задач.


ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Химия и повседневная жизнь человека (5ч)

О безопасном обращении с бытовыми химикатами. Великолепная тройка бытовой химии: уксус, сода, соль. Бытовой газ и спички. Бытовые ожоги. Средства для чистки кухонной посуды. Советы.

Стирка по-научному. Из истории использования моющих средств. Сортировка тканей. Внимание: ярлычок! Мыла. Моющее действие. Жёсткость воды. Химический состав и назначение СМС. Советы.

Химчистка на дому. Классификация пятен и способы их удаления. Выведение жирных и масляных пятен. Выведение цветных пятен, пятен от чернил и ржавчины. Советы.

Косметика. Косметические декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Красители. Дезодоранты. Уход за волосами. Советы.

Лекарства. Обезболивающие средства. Домашняя аптечка. Советы

Практические работы: 1.Составление инструкций по работе с бытовой химией. 2. Изучение действия СМС. 3. Выведение пятен различного происхождения. 4. Изготовление косметического средства. 5. Составление домашней аптечки.

Создание каталога товаров бытовой химии.

Мультимедийные презентации по теме.


Тема 2. Химия и окружающая среда (8ч)


Химические ресурсы. Использование природных ресурсов. Материалы, которые мы выбираем. Металлы, как их добывают и чем можно заменить. Материалы будущего. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых?

Водные ресурсы. Качество воды. Вода и ее загрязнители. Кислотное загрязнение. Загрязнение ионами тяжелых металлов. Очистка и обработка воды.

Химия атмосферы. Основные виды загрязнений воздуха. И их источники. Кислотные дожди. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой, его значение для жизни на Земле. Пути защиты атмосферы от загрязнений.

Радиохимия. Энергия и атомы. Радиоактивный распад. Ядерная энергия – энергия Вселенной. Риск выгоды и выгода риска.

Практические работы. 6. Сравнение водопроводной и технической воды по запаху, цвету, прозрачности, pH, наличию осадка, пригодности для использования.7. Определение кислотности атмосферных осадков. 8. Эксперименты с черным ящиком. 9. Расчет годовой дозы радиации.

Решение задач с экологическим содержанием.

Организационно-деятельностная игра «Плюс химизация, минус окружающая среда?!»

Мультимедийные презентации по теме.


Тема 3. Химические технологии в жизни общества (4ч)


Ученический проект: Проектируем товары бытовой химии.

Экскурсии: на завод «Живая вода», в химическую лабораторию.


Тематическое планирование


№№

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

О безопасном обращении с бытовыми химикатами

1

Лекция. Практическая работа № 1

2

Стирка по-научному

1

Лекция. Практическая работа № 2. Викторина

3

Химчистка на дому

1

Беседа. Практическая работа № 3. Тест

4

Косметика

1

Беседа. Практическая работа №4 Сообщения учащихся.

5

Лекарства

1

Лекция. Практическая работа №5

6

Химические ресурсы

1

Ролевая игра

7

Водные ресурсы

1

Семинар. Практическая работа №6

8

Химия атмосферы

1

Видеоурок. Практическая работа №7

9

Радиохимия

1

Семинар. Практические работы №№8,9

10

Решение задач с экологическим содержанием

2

Практикум

11

Плюс химизация, минус окружающая среда ?!

2

Организационно-деятельностная игра. Демонстрация презентаций

12

Проектируем товары бытовой химии

2

Ученический проект

13

Химическая лаборатория

1

Экскурсия

14

Завод «Живая вода»

1

Экскурсия



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса «Химия и общество» ученик должен

знать:

  • свойства веществ, входящих в состав препаратов бытовой химии

  • правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии

  • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами

  • методы очистки пресной воды от загрязнений

  • нормирование качества питьевой воды

  • причины загрязнения воздушного бассейна, пути сохранения его чистоты

  • содержание понятий «парниковый эффект», «озоновый слой», «кислотные дожди»

  • экологические проблемы местного значения

  • роль химии в решении экологических проблем

уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов

  • применять полученные знаний для решения практических задач в повседневной жизни

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников



РЕКОМЕНДАЦИИ К ОЦЕНИВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Итоговый зачет по всему элективному курсу можно оценить по критериям:

  • выполнение не менее половины практических работ

  • активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, организационно-деятельностной игре

  • создание мультимедийной презентации (или сообщения, каталога товаров, рекламного плаката, ролика) на одну из тем элективного курса

  • выполнение ученического проекта

  • оформление отчета об экскурсии

  • выполнение практикума по решению задач с экологическим содержание



ЛИТЕРАТУРА


  1. Американское химическое общество. Химия и общество: Перевод с англ. – М: Мир, 1995

  2. Андреев Н.А. и др. Наш дом: Сборник. - М: Молодая гвардия, 1988

  3. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание, 1986

  4. Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997

  5. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС, 2002

  6. Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат, 1985

  7. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004

  8. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992

  9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

  10. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

Похожие:

Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconТематическое планирование Химия -11 (профильный уровень) 4 часа в неделю Пояснительная записка Данное тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия 11 класс
С целью адаптации учащихся к будущему обучению в вузе при изучении химии в 11 классе используется в основном лекционно-семинарская...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconУчебно-тематическое планирование (10 класс) Учебно-тематическое планирование (11 класс) Программа прикладного курса Пояснительная записка Программа прикладного курса «Решение задач повышенной сложности»
Государственное учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconПояснительная записка Программа элективного курса разработана на основе элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ»
«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ» Автор-составитель: Каменчук Ирина Леонтьевна, методист кафедры гхо гаоу дпо...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconЭлективный курс Химия в задачах (10 класс)
Автор: Федотова Татьяна Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconРабочая программа курса «Геометрия» 9 класс Учитель математики
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconПрограмма элективного курса по химии химия в промышленности
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconРабочая программа курса «Алгебра и начала анализа» 11 класс (профильный уровень) Учитель математики
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconРабочая программа по химии для 11 класса (общеобразовательный уровень) Гатунок Т. В
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), авторская программа (автор Н. Н. Гара, издательство...
Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» iconУчитель Сашина Э. Л. Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 9 класса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница