Курс по выбору «Химия в нашей жизни»




Скачать 91.27 Kb.
НазваниеКурс по выбору «Химия в нашей жизни»
Дата06.11.2012
Размер91.27 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланский район, Оренбургская область


.


Курс по выбору


«Химия в нашей жизни»

программа составлена для учащихся 9-го класса

естественного профиля


Программа составлена

учителем химии и биологии

высшей категории

МОУ «Михайловская сош»

Бугурусланского района,

Ткачук Т.М.

Утвержден на заседании РМО

учителей химии

протокол № 5 от 05.02.2009


с. Михайловка

2009


Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией на химико-биологический профиль и носит межпредметный характер.

Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля; нацелен на развитие способностей у школьников оценивать воздействие химической промышленности на человека и природу. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии.

Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических проблем, которые перед нами ставит жизнь. Изучение курса будет способствовать развитию экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья.

В результате этого курса учащиеся должны знать:

состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека, средства гигиены и косметики, наиболее используемые в практической деятельности, препараты бытовой химии и их влияние на окружающую среду.

Курс рассчитан на 17 часов.

Его изучение предполагает проведение лабораторного эксперимента. Завершает курс защита проектов и рефератов.


Цели курса:

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

Задачи курса: помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения; расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении средств бытовой химии, лекарств, косметики и др. веществ и методах получения новых материалов; воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.

Виды деятельности: учебно-познавательная, самостоятельная с элементами творческой работы, практическая.

Формы и критерии контроля: решение задач и упражнений, тесты, выполнение практических заданий, проектных работ и их защита.


Содержание программы.

Тема 1. Химия – экспериментальная наука. (2ч.)

История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать разделы и методы химии, практическая значимость химии в жизнедеятельности человека, виды профессий связанные с химией.

Тема 2. Вода удивительная и удивляющая.

Вода в природе. Содержание воды в природе. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.

Практическая работа. 1. Химические свойства воды. 2. Растворяющее действие воды. 3. Очистка воды.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать значение воды для живых организмов, строение молекулы и свойства воды, суть физико-химического процесса растворения, методы очистки питьевой воды.

Химия и медицина.

Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм.

Практическая работа. Ознакомление с методами лечебной физкультуры.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи, назначение и состав домашней аптечки.

Будьте красивыми.

Средства ухода за зубами их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм.

Практическая работа. 1. Решение задач. 2. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать назначение средств ухода за зубами и уметь подбирать зубные пасты и щетки, декоративная косметика и ее применение в зависимости от возраста и цели.

Химия и быт.

Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее устранение.

Практическая работа. 1. Удаление пятен. 2. Получение мыла. 3. Удаление накипи.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать технику выведения пятен различного происхождения, состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды.

Биосфера – среда жизни человека.

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле, в нашем селе.

Практическая работа. 1. Проектные работы на тему «Идеальное село…» 2. Решение экологических задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать глобальные экологические проблемы, роль каждого человека в природоохранной деятельности, редкие и исчезающие виды животных и растений РТ.

Пища, которую мы едим.

Пищевая ценность продуктов питания. Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.

Практическая работа. 1. Определение нитратов в плодах и овощах. 2. Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать основной состав продуктов питания (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, макро- и микроэлементы), процессы, происходящие при варке овощей, способы и сроки хранения пищевых продуктов.

Дом, в котором мы живем.

Материалы, из которых построены дома, сделана мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

Практическая работа. 1. Определение относительной запыленности воздуха в помещении. 2. Решение задач с экологическим содержанием.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать различные виды строительных материалов и их состав, понятие об экологически чистых материалах, виды загрязнений (пылевые, радиационные, биологические, шумовые), значение живых организмов в домах и квартирах.

Итоговое занятие.

Защита рефератов и решение задач.


Тематический план.

№ занятия

Тема

Формы проведения

Количество часов

Формы контроля

1

Химия – экспериментальная наука. Роль химии в жизни. Отрасли химии. Задачи современной химии. Развитие химии как науки.

лекция

2

тесты


решение задач

2

Вода удивительная и удивляющая. Вода в природе. Вода и жизнь на земле. Вода как сложное вещество. Вода как растворитель

практикум

2

Творческий отчет

решение задач

3

Химия и медицина. Не всякая таблетка – лекарство. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

беседа


2

презентация

4

Будьте красивыми. Декоративная косметика. Дезодоранты. Духи. Помада. Средства ухода за зубами.

практикум


2

отчет

решение задач

5

Химия и быт. Средства бытовой химии – наши помощники. Химчистка на дому. Удаление пятен.


лекция

2

тесты

6

Биосфера – среда жизни человека. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

лекция


2

тесты

7

Пища, которую мы едим. Качество продукта за красивой оберткой. Пищевая ценность продуктов. Сроки хранения пищевых продуктов.


практикум

2

Творческий отчет


решение задач

8

Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.


беседа

2

Творческий отчет

9

Итоговое занятие.




1

Защита проекта



Список литературы для учащихся.

  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. (Сборник заданий для старшеклассников) – М.: АРКТИ., 2000.

  3. Домашний калейдоскоп. О том, о сем. – М.: Изд-во стандартов, 1993.

  4. Столмакова А.И., Мартынюк И.О. Популярно о питании. – Киев: Здоровья, 1989.

  5. Забродин А.Р., Немирова А.А. Энциклопедия – все для женщины. – Донецк: Отечество, 1991.


Список литературы для учителя.

1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Настольная книга учителя «Химия 10 класс» - М.: Дрофа 2003.

3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. (Сборник заданий для старшеклассников) – М.: АРКТИ., 2000.

4. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

5. Домашний калейдоскоп. О том, о сем. – М.: Изд-во стандартов, 1993.

6. Столмакова А.И., Мартынюк И.О. Популярно о питании. – Киев: Здоровья, 1989.

7. Забродин А.Р., Немирова А.А. Энциклопедия – все для женщины. – Донецк: Отечество, 1991.

8. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Лениниздат, 1990.

Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланский район, Оренбургская область.



Похожие:

Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconКурс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. (предмет «химия»)
Химия как учебный предмет призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и...
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconЭлективный курс по химии для 11 класса профильного уровня. Тема: «Химия металлов побочных подгрупп»
Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconКурс по выбору для предпрофильной подготовки в 8-9-ых классах (химия) «Основы агрохимии»
Курс «Основы агрохимии» разработан в рамках естественно-научного профиля по химии для учащихся 8 класса
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconХимия. 10 класс. Габриелян О. С. и др
Учебник «Химия. 10» продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8» и «Химия. 9» автора О. С. Габриеляна. Он...
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconКомпьютерная химия
Дисциплина «Компьютерная химия» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла по содержанию и методически...
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия»
«Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды»
Курс по выбору «Химия в нашей жизни» iconПояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»
Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница