Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики




НазваниеУчебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики
страница1/6
Дата06.11.2012
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6



СБОРНИК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ


МАТЕРИАЛОВ

по курсу

ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНО

кафедрами теории и практики периодической печати
и общественных наук


А в т о р – с о с т а в и т е л ь – д-р филос. наук, проф. Н.Г. Багдасарьян


Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы межкультурной коммуникации». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 44 с.


Подготовлен на кафедре общественных наук.


© Багдасарьян Н.Г., 2006

Цели и задачи курса

Современный мир представляет собой многомерное пространство, в котором пересекается, напластовывается друг на друга бесчисленное множество устремлений, действий, мотивов и образов, выраженных в разнообразных формах. Это многообразие опосредовано этническими, социальными, познавательными и другими контекстами, что создает немалые трудности для понимания и эффективной коммуникации. Есть, однако, такие виды деятельности и такие группы людей, как, например, управляющая элита, интеллектуальная элита (особенно занятая в сфере трансляции знаний), и, конечно, журналисты, – для которых участие в разного рода дискурсах, а, значит, и понимание смыслов окружающего, является профессионально необходимым. Панорамное видение не достигается в рамках отдельных учебных дисциплин, но оказывается результатом пересечения пластов знаний, глубоко отрефлектированных в процессе профессиональной деятельности.

Эта проблема в самой высокой степени значима для профессионалов СМИ, так как они обращены к многомиллионной аудитории и оказывают колоссальное воздействие как на отдельную личность, так и на общество в целом. А в глобальном мире, который Маршалл Маклюэн, в связи с появлением новых информационных технологий назвал всемирной деревней, возникает столь же глобальная проблема сохранения и развития собственной культуры на основе плодотворного приобщения к общему руслу мирового развития.

Эта противоречивость, принимающая порой характер конфликтности, обусловлена следующими причинами.

С одной стороны, макрокоммуникация в обществе всегда направлена на обмен идеями: информацией, ценностями, на социализацию, интеграцию культур.

С другой стороны, появился ряд новых моментов, меняющих динамику культуры в самых глубинных ее основаниях:

– беспрецедентная по масштабам возможность объединения массовых аудиторий благодаря применению новой технологии – от ротационной прессы, кино и радио до Интернета;

– урбанизация и индустриализация, приводящая к тому, что общество становится мобильным, нестабильным, лишенным корней, отчужденным и, следовательно, легко манипулируемым через каналы массовых коммуникаций.

Отсюда и противоречивость роли и возможностей средств массовой информации. Они могут способствовать диалогу и обогащению культур, а могут превратиться в инструмент информационного насилия. В значительной мере это зависит от профессиональной компетентности журналистов, существенной частью которой является компетентность коммуникативная.

Курс «Основы межкультурной коммуникации» является междисциплинарным курсом, интегрирующим знание о способах современной коммуникации и опирающимся на актуальные научные данные.

Цель курса – достижение коммуникативной компетентности в сфере профессиональной журналистской деятельности.

Задачи курса:

  • дать представление о базовых понятиях теории коммуникационного процесса;

  • показать особенности коммуникационного дискурса в ключевых сферах социокультурной жизни;

  • показать значимость знания коммуникативных параметров для профессиональной деятельности журналиста;

  • научить методам овладения языками коммуникации, способам ориентации в многомерном культурном пространстве;

  • посредством специальных методических приемов – мастер-классов, тренингов, деловых игр, пресс-конференций и т. п. – обучить техникам деловой и повседневной коммуникации.


Программа

Введение

Понятие межкультурной коммуникации.

Теории коммуникационной среды.

Место и роль языка культуры в жизни человека.

Культура как текст и как знаковая система.

Языково-знаковые аспекты воздействия на личность с помощью СМК.


Тема 1. Культура как основа социальной коммуникации

Структура коммуникативного процесса в обществе.

Уровни коммуникативных систем.

Культурная коммуникация как совокупность институтов, каналов, сообщений массовой коммуникации.

Культурная коммуникация как процесс передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т. п.

Коммуникационная среда как совокупность коммуникационных технологий.

Биологические, этнические, социальные, психические и др. факторы коммуникации в соотношении с культурными.

Этнический фактор в деловом и обыденном общении.

Категории социального статуса, социальной роли и имиджа.

Коммуникативная функция этикета.


Тема 2. Вербальная и невербальная коммуникация

Соотношение языка и мышления, проблема неадекватности мысли и слова, слова и смысла.

Роль когнитивного стиля личности (способа мышления) в процессах коммуникации, проявление ментальности в лексике.

Метафора как принцип языка, как свойство познания и мышления.

Типология текстов, разнообразие речевых культур.

Нормативная и ненормативная лексика.

Структура диалога.

Психолингвистический аспект межкультурной коммуникации.

Гипертекстовый характер коммуникации эпохи постмодернизма.

Типы и формы невербальной коммуникации.


Тема 3. Средства массовой информации в структуре
культурной коммуникации


Понятие массы и процессы массовизации общества.

Виды, каналы и средства массовой коммуникации.

Язык СМИ как выразитель культурной специфики массовой коммуникации: полистилистичность (включение элементов обыденной и профессиональной культур), мозаичность, общедоступность, ориентация на сегодняшний день.

Социализирующее значение языка массовых коммуникаций: массовость распространения и общедоступность как основа взаимопонимания и социальных контактов между представителями различных культурных групп, слоев общества, поколений.

Реклама как элемент коммуникации.

Влияние рекламы на язык массовых коммуникаций.

Характеристики коммуникационной профессиональной компетентности.


Тема 4. Коммуникация в политической сфере

Язык как инструмент социальной власти, его воздействующий эффект.

Особенности политического дискурса.

Психологическая детерминированность процесса политической коммуникации: процессы восприятия и понимания власти.

Роль внешних и внутренних предикатов в манипулировании сознанием личности.

Речевые выразительные средства как приемы эмоционального политического воздействия.

Коммуникативные эффекты безагенсных конструкций.

Миф как манипулятивный инструмент власти, роль СМИ в продуцировании мифов.

Публичный деятель как комплекс текстов, понятие формата текста.

Знаково-символическая система имиджа политического лидера.

Цветовая классификация политических лидеров: лидер белый, красный и черный, цветовая триада как «архетип человека» (В. Тэрнер).

Символический универсум современной России: нерасчлененность политической символики добра и зла.


Тема 5. Научная коммуникация

Специфика и природа научного дискурса.

Основная функция метаязыкового уровня коммуникации.

Проблема тождественности/нетождественности знаний о мире.

Понятие тезауруса.


Тема 6. Коммуникативное пространство художественной культуры

Живопись и скульптура

Множественность художественных кодов и проблема их понимания.

Сенсибильный и интеллигибельный планы художественных произведений.

Цвет, свет, композиция.

Физиология и психология восприятия.

Эволюция языка пластики.

Знаково-символические деформации и процессы возрастания сложности кодовой природы явлений искусства.

Архитектура и дизайн

Язык города как модели пространства вселенной.

Масштаб, пропорция и ритм как составляющие языка архитектуры.

Симметрия-асимметрия, вертикаль-горизонталь.

Музыка

Компоненты музыкального языка: мелодия, метро-ритм, темп, тембр, гармония, интонирование, агогика и др.

Роль звука в коммуникации.

Значение числа.

Понятие музыкальной семантики.

Влияние техники на обновление музыкального языка.

Коммуникативные функции музыки.

Социальный смысл рока.

Театр

Роль и место игры на сцене и в повседневной коммуникации.

Театр как закодированная практика и как выражение потребности человека в игре.

Средства выражения условности: театральная семиотика.

Текст, контекст и подтекст.

Коммуникативные функции праздника и карнавала.

Язык кино, телевидения, компьютерной графики

Элементы киноязыка: точка зрения, кадр как рамка, кадр и «внешнее» пространство, звук, музыка, голос и т. п.

Понятие виртуального в искусстве.


Тема 7. Сакральные языки как особый способ коммуникации

Символика язычества: искусство, быт и архитектура в системе славянского языческого мировоззрения; знаки язычества в православии.

Символика религиозного храма, семантика храма как «дома Бога».

Язык иконы как «умозрения в красках», многозначная символика креста.

«Скрывающий язык» эзотерического знания.

Криптограммы Востока, язык мусульманской декоративности.

Мандала как архетипический символ.


Тема 8. Структура и специфика электронной коммуникации

Групповые коммуникационные системы, телекоммуникационные и сетевые технологии, их влияние на процессы коммуникации.

Характеристики электронного дискурса.

Модели современных коммуникационных процессов: пространственный и временной аспект.

Метафоры коммуникации в электронных технологиях (Дж. Лакофф и М. Джонсон).

Изменение содержания и способов организации профессиональной коммуникации с появлением электронных технологий.


Учебные материалы

Курс «Основы межкультурной коммуникации» носит междисциплинарный характер. Овладение им требует представлений как о социокультурных процессах и характеристиках макроуровня, присущих любой культурной системе, так и о социокультурных проявлениях, связанных, в частности, с использованием современных технологий, оказывающих многомерное воздействие на структурообразующие компоненты культуры.

Универсальной, интегративной базой для работы над курсом является культурология, которая и задает основной понятийный и категориальный аппарат данной проблематики. Вместе с тем, необходимо привлечение знаний из социологии и социальной психологии, семиотики и герменевтики, психолингвистики и искусствознания.

В названии курса каждое понятие несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, однако, что они используются порой в совершенно разных контекстах, обозначим ключевые характеристики каждого, задающие границы общего поля.


Понятие коммуникации

Термин «коммуникация» (от лат. – сообщение, передача; communicare – делать общим, связывать) появился в научной литературе относительно недавно, и за несколько десятилетий ХХ века стал, по существу, ключевым в социально-гуманитарном знании. Это объясняется особой его емкостью, позволяющей наполнять слово разнообразными смыслами, использовать его в разных познавательных целях. Выделим пять основных значений понятия:

  • универсальное, широкое – как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

  • техническое – как путь сообщения, связь одного места с другим, средства передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;

  • биологическое – используется в этологии при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т. п.;

  • социальное – используется для обозначения разнообразных связей, возникающих в обществе;

  • культурное – определяющее обмен значениями, их циркуляцию в обществе, процессы кодирования и декодирования сообщений (моноаспектная информация) и текстов (многоаспектная информация).

Самое общее значение касается связи любых объектов, но

в социологии таким объектом является общество и составляющие его структуры (и поэтому чаще всего социологическим объектом выступает массовая коммуникация),

в психологии, как правило, говорят о межличностной коммуникации, но социальная психология исследует также процессы массового сознания,

в этнографии исследуются межэтнические коммуникации,

в лингвистике – коммуникации, опосредованные языком,

в искусствознании – коммуникация между создателем произведения – режиссером, актером, поэтом, художником, композитором и т. д. – и зрителем, читателем, слушателем и т. д.,

в образовании – между учителем и обучаемым, между учащимися, а также внутри преподавательского сообщества и т. п.

В разных случаях используются разные формы и виды коммуникации и соответствующие им технологии. Типология коммуникаций может быть выстроена по следующим основаниям:

  • по характеру субъектов коммуникации: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межэтническая;

  • по формам коммуникации: вербальные и невербальные, устные и письменные, печатные и электронные;

  • по уровням коммуникативного процесса: уровень обыденной культуры и специализированных областей (научная, профессиональная, художественная коммуникация и т. п.); коммуникация, возникающая в процессе трансляции знаний и культурного опыта от специализированной области к обыденной (система образования); локальный культурный срез (этническая культура) и глобальный (международная, кросс-культурная коммуникация).

Коммуникацию можно рассматривать также в пространственном и временном аспектах и т. п., но о какой бы форме, уровне коммуникации ни шла речь – есть имманентно присущие этому процессу единицы, наличие которых и позволяет говорить о коммуникации как универсальном явлении. Имеются в виду такие коммуникативные единицы как информация (сообщение или текст), понимание (как рациональное, так и чувственное), которое является целью коммуникации, и технология, позволяющая эффективно с точки зрения понимания транслировать информацию.

Отметим и необходимые условия коммуникации. Первое из них, как отмечал немецкий философ
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории межкультурной коммуникации». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу Основы теории литературы Для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 64 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу Основы теории литературы Для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 64 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 70 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 70 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconОсновы межкультурной коммуникации
Сборник методических материалов курса «Основы межкультурной коммуникации». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 38 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов по курсу актуальные проблемы современности и журналистика для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика». — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006....
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconПрикладные программы для студентов факультета журналистики Москва
Сборник методических материалов по курсу «Электронные издания»: Прикладные программы для студентов факультета журналистики. – М.:...
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconОсновы журналистики
Сборник методических материалов по курсу «Основы журналистики». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 55 с
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики iconУчебно-методических материалов актуальные проблемы современности и журналистика Для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница