Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников




Скачать 263.28 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников
страница1/2
Дата05.11.2012
Размер263.28 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

об использовании результатов экзамена

по литературе в рамках аттестации выпускников

основной школы в независимой форме в 2009 году

в преподавании литературы

в образовательных учреждениях


Автор – составитель – Юнг Е.Л.


Содержание

1.Введение…………………………………………………………………. 4

2. Описание экзаменационной работы……………………………………5

3. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы учащимися

девятых классов в 2009 году……………………………………………..7

4. Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся девятых классов ……………………………………………………………………..13

5.Список рекомендуемой литературы для подготовки учащихся

к итоговой аттестации……………………………………………………21


Введение

В 2009 г. в общеобразовательных учреждениях Саратовской области впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников основной школы.

Целями государственной итоговой аттестации являлись оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по литературе и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Соответственно данным целям результаты экзамена, проводимого в новой форме, должны содействовать осознанности выбора выпускником профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени школы. Общеобразовательное учреждение должно помочь правильному осуществлению этого выбора.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в 2009 г. проводилась на основе системы контрольных измерительных материалов, принципиально новых по сравнению с теми материалами, которые использовались для оценки учебных достижений выпускников при традиционных формах экзамена.

Экзаменационные материалы разрабатывались на основе следующих документов:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»);

- Государственный стандарт основного общего образования по литературе (приложение к Приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.

Так, отбор материала в экзаменационную работу проводился на основе кодификатора элементов содержания. Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе выявляют уровень овладения девятиклассниками приемами анализа и интерпретации литературного произведения, степень сформированности умений сопоставлять различные произведения по заданной теме, а также умение создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему.


Описание экзаменационной работы

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 180 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 5 вопросов для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи. Такая форма была выбрана потому, что она проверяет умение понимать художественный текст и создавать собственный текст, что является одной из важнейших задач преподавания литературы.

Это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника сформулировать тему и проблематику предложенного фрагмента, связать с основной идеей произведения, обозначить авторскую позицию и дать собственное толкование, то есть проделать ряд мыслительных операций, позволяющих увидеть сформированность коммуникативной компетенции, необходимой для продолжения обучения в старших классах.

Максимальное количество баллов, которые ученик может получить за выполнение каждого задания (1 – 4), - 5 баллов.

Пятое задание обоих вариантов (1.1.5 и 1.2.5) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения. Это задание требует самостоятельности мышления, хорошего знания текста, умения увидеть основания для сопоставления, умения интерпретировать предложенную информацию и привлекать необходимую аргументацию. Данное задание является заданием повышенного уровня сложности. Максимальная оценка - 7 баллов.

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 150 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), однако эти задания должны быть связаны с текстами части 1 на уровне тематики и проблематики. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века и может быть не связано с текстами части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 120 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Данное задание считается заданием высокого уровня сложности. Максимальная оценка - 24 балла

Таким образом, экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет уровень его ориентированности в проблематике курса («сопоставительные» задания), учитывает читательские предпочтения, предоставляя в ряде случаев выбор заданий.

Критерии выполнения заданий оценивают прежде всего глубину и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе; по мере повышения сложности задания добавляются критерии, оценивающие более конкретные предметные умения: умение сопоставлять художественные тексты, умение обоснованно привлекать текст, уровень владения теоретико-литературными понятиями, последовательность и логичность изложения, а также выявляется уровень владения нормами речи.


Анализ результатов выполнения экзаменационной работы


Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки.

Анализ письменных работ выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, проверяемых при написании как ответа ограниченного объема, так и при написании развернутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст.

В первой части проверяется выполнение заданий 1.1.1. – 1.1.4; 1.2.1. – 1.2.4. Экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сути проблемы, объяснить позицию автора и сформулировать свою, аргументировав ее соответствующими доводами. Задание для девятиклассника сложное, так как предполагаемый объем ответа 3 – 5 предложений. Ответ должен быть кратким, точным и аргументированным. Анализ представленных работ показал следующее:

- хорошо понимают проблематику произведения и авторскую позицию, а также умеют кратко и обоснованно излагать свои мысли 5% обучающихся, сдававших данный экзамен;

- хорошо ориентируются в проблематике произведения, но ограничиваются изложением собственного видения 32,8% обучающихся;

- упрощенно понимают проблематику произведения 61% обучающихся;

- не умеют обосновывать свое мнение текстом, т.е. работают без опоры на текст или подменяют рассуждение пересказом – 58% обучающихся;

- допускают фактические ошибки, связанные с содержанием или знанием теории литературы, – 48% обучающихся;

- допускают речевые и грамматические ошибки – более 90%.

Наиболее трудными из заданий первой части для девятиклассников стали вопросы, связанные с анализом лирического произведения. Только 8% учащихся выбирали вариант 2, предполагающий работу со стихотворением. Отвечая на вопросы данного варианта, ученик должен понимать образную природу искусства слова, хорошо знать выразительные средства языка и теорию литературы, уметь различать лирического героя и автора произведения. Недостаточное знание именно теоретической стороны предмета «Литература», а также, возможно, сложность восприятия классической поэзии в подростковом возрасте и является причиной редкого выбора второго варианта I части.

Самыми непопулярными оказались вопросы к стихотворению Ф. Тютчева «Тени сизые сместились…» (вар. 903), А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно» (вар. 902) и А.А. Фета «Прозвучало над ясной рекою» (вар 901). – 1,3%. Эти стихи принадлежат к пейзажной и любовной лирике, и задания к ним требуют от ученика умения видеть выразительные средства и понимать их роль в раскрытии авторского замысла. При анализе вышеназванных стихотворений были допущены ошибки, связанные с пониманием и уместным употреблением литературоведческих понятий и выразительных средств языка, например:

- «эпитеты в этом стихотворении играют роль одушевления природы»;

-«стихотворение А.Фета проникнуто романтическим настроением. Это выражают эпитеты «разлетелись, как дым, облака»;

Неразличение средств художественной выразительности, неумение внятно объяснить их роль связано с недостаточным вниманием к подобным вопросам на уроках литературы.

Подавляющее большинство учащихся, выбравших анализ лирического произведения, предпочли стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», тем более задание 1.2.5. данного варианта предполагает сравнение этого произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Пророк». Оба стихотворения являются программными для поэтов, их анализу, в том числе и сопоставительному, уделяется достаточное время на уроках литературы.

Вопросы первой части первого варианта касались знания содержания и понимания проблематики прозаического или драматического произведения; на уроках литературы заданиям подобного типа уделяется значительно больше времени, чем анализу лирических произведений, но и при выполнении подобных заданий было допущено много ошибок, например:

1.Непонимание или незнание проблематики произведения:

-«Печорин затрагивает проблему счастья. Печорин любит одну, а добивается другую. Пока в то время Мери сходит с ума, дожидаясь его». (По творчеству Лермонтова)

- «Данный эпизод затрагивает тему отношений между людьми. Проблема заключается в рассуждениях Печорина о своем поведении. Лермонтов показывает размышления своего героя, то, как он презирает себя за свое безверие, увлечение, эгоизм. Что касается нравственных проблем, то это любовь, страсть, страдание…» (По творчеству Лермонтова)

- «Мне кажется положительными героями в рассказе «Недоросль» являются Простаковы, потому что они губят самую идею власти, а могут погубить и государство, вновь доведя народ до восстания». (По творчеству Фонвизина)

- «В сказке рассказывается про двух генералов, какие они были знатные, состоятельные, были в высших сословиях». (По творчеству Салтыкова – Щедрина)

2. Упрощенное понимание проблематики произведения:

- «Его мучило беспокойство. Ведь генерал Бризжалов – начальник, хоть и не его, но все же начальник. Бризжалов занимал высокий чин, и Червяков боялся, что он сердится на него, поэтому так настойчиво извинялся». (По творчеству Чехова)

- «Салтыков-Щедрин высмеивает недостатки и характеры генералов. Они не могут прокормить себя. Автор высмеивает необразованность, а также отсутствие логики мышления». (По творчеству Салтыкова- Щедрина)

- «Источником наслаждения для Печорина является бесконечная любовь к Вере». (по творчеству Лермонтова)

3. Фактические ошибки, связанные со знанием и пониманием содержания, а также употреблением литературоведческих терминов:

- Червяков был человек военный;

- казачка Белла;

- народ старался угодить ревизору

- в рассказе «Горе от ума»;

- Простакова - истинная рабовладелица;

- Чацкий – герой комедии «Недоросль»;

- в поэме «Евгений Онегин».

Подобные ошибки показывают плохое знание содержания произведений и слабое владение теоретико – литературными понятиями.

Здание 1.1.5. или 1.2.5. предполагало сравнительный анализ фрагментов по указанному в задании направлению.

Это задание выполнено менее успешно подавляющим большинством учащихся. Сопоставляя предложенные фрагменты, ученики чаще ограничиваются общими рассуждениями о произведении, чем отталкиваются от конкретных отрывков, чаще видят общие моменты, нежели отмечают различие во взглядах, поведении, жизненных принципах героев. Это говорит о недостаточно сформированном умении проводить сравнительный анализ по заданному направлению.

Например, сопоставляя фрагменты из «Горя от ума» и «Недоросля», посвященные высказываниям персонажей о значении образования, учащиеся отмечали сходство во взглядах героев: решающую роль в жизни общества играет не образование, а чины, деньги, происхождение, но не замечали интересного различия: если Простакова считает учение попросту бесполезным, то герои «Горя от ума» видят в образовании угрозу стабильности существующего общества.

Многочисленные логические, речевые и грамматические ошибки говорят о неумении выстроить связное грамотное высказывание, то есть о несформированности у 60% выпускников 9 классов коммуникативной компетенции.


Результаты выполнения второй части работы, типичные ошибки


№ варианта

Темы сочинений

Количество/доля обучающихся, выбравших данную тему

901

2.1.Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина?

9%




2.2.Какие особенности лирики А.К. Толстого позволяют назвать ее романтической?

0,2%




2.3. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

4%




2.4. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы?


6%




2.5. Какими чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»)?

4%

902.

2.1.Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

7%




2.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А.А. Фета?


0,3%




2.3. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?



5%



2.4. В чем своеобразие раскрытия темы предназначения поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?



3%




2.5. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина ( по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)?

7%

903.

2.1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)


9%




2.2. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?


0,8%




2.3. Почему Хлестаков оказывается в роли ревизора?


12%




2.4. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова?


2%




2.5. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М.Шукшина «Чудик»?

2%

904.

2.1. Почему рассказ А.П.Чехова называется «Смерть чиновника»?


4%




2.2. В чем видит А.С. Пушкин предназначение истинного поэта?


5%




2.3. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова играют женские образы?


5%




2.4. Кого и за что высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

10%




2.5.В чем своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С.А. Есенина ?

2%

Не приступали




(3 %)



Первый вопрос каждого комплекта тем, относящийся к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1, выбрали 29% учащихся; второй вопрос, относящийся к творчеству поэта, чье стихотворение включено во вторую часть, выбрали 5,3 % выпускников. Как видим, темы по лирическим произведениям выбирались учащимися в несколько раз реже, чем по прозе.

Экзаменуемые в большинстве своем выбрали темы сочинений, сформулированные по произведениям, изученным в 9 классе. Данные элементы содержания образуют базис литературных знаний курса литературы основной школы, поэтому им уделяется наибольшее внимание на уроках.

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
«Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодические рекомендации Об использовании результатов единого государственного экзамена
Главной особенностью 2008-2009 учебного года стал переход на новый формат государственной (итоговой) аттестации обучающихся, завершивших...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании физики
Е. Е. Камзеевой Е. Е., к п н. Демидовой М. Ю. по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе»
Ударственного экзамена проводится в течение 7 лет. Основная задача экзамена в форме егэ – оценка уровня общеобразовательной подготовки...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании геометрии в общеобразовательных учреждениях
Г. К. Безруковой, к п н. Н. Б. Мельниковой по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
Единый государственный экзамен (егэ) по литературе проводится с 2004 года с целью итоговой аттестации и отбора в высшие и средние...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодические рекомендации по государственной аттестации выпускников по специальности 021400 «Журналистика»
Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников iconМетодическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях
Сударственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. В 2009 г в ней приняли участие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница