Рубрика




Скачать 162.59 Kb.
НазваниеРубрика
Дата05.09.2012
Размер162.59 Kb.
ТипПрограмма


Рубрика «Инновации в образовании»

ИКТ в деятельности учителя-предметника

Автор: Фомин Александр Димитров,

заместитель директора по УВР,

МОУ «Средняя школа №6»,

г. Когалыма


Технологические приемы мультимедийного урока.


В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями понимается то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации, используя программные продукты компании Microsoft.

Одно из самых популярных приложений пакета MS Office 2003/2007, применяемым на уроках с использованием информационных технологий, является программа MS PowerPoint, которая позволяет создавать презентации высокого уровня. Сама по себе презентация – это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала в презентации.

Программа MS PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.

В данной статье будут охарактеризованы технологические приемы медиаурока, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.

Технологические приемы, используемые при создании мультимедийного урока, разнообразны и эффективность их применения в большей степени зависит от самого учителя и, конечно же, от изучаемого предмета. Причина в том, что тот или иной прием будет эффективен, допустим, на уроке русского языка, но не подойдет при создании презентации по биологии.

При использовании программы MS PowerPoint можно выделить более двадцати технологических приемов при создании презентации. Среди них такие, как прием «лупа», «анимационная эвристика», прием «интеллектуальная разминка», прием «указка», «листание», прием «ЛОТО», «титры» и другие.

Теперь рассмотрим каждый технологический прием поподробнее.

Прием «Листание».

Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить различные сюжеты произведений, творческой деятельности художника, поэта и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, допустим, при описании череды событий.

Данный прием технически достигается следующим образом. На слайде создается какая либо рамочка (имитация развернутой книги), затем иллюстрации, фрагменты текстов, изображения, таблицы и т.д. накладываются один на другой. Появление «страниц книги» друг за другом можно установить в автоматическом режиме или по щелчку мыши в зависимости от дидактических целей учителя. Когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева», то данный прием достигает большего эффекта.

Прием «Интеллектуальная разминка».

«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал, с бег­лого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.

На слайде появляются вопросы (возможно использование иллюстраций, схем, звуковых файлов…).

Прием «Титры».

Данный прием, как и прием «листание», может быть использован в целях концентрации огромного объема информации на одном участке экрана (слайда). При использовании этого приема на уроках литературы (чтения в начальной школе), также можно проследить сюжет какого либо произведения.

Технически это достигается таким же образом как и в приеме «листание», только целесообразно в программе PowerPoint использовать анимации «появление снизу» в режиме «входа» и «выхода».

Прием «Лупа».

Этот прием можно использовать на уроках географии, биологии. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Механически это делается таким образом, необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и далее по щелчку появляется в необходимом участке слайда (иллюстрации). Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». И главное, следите за качеством увеличенного фрагмента.

Прием «ЛОТО».

Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач.

Основной принцип приёма: от ложной информации – к целостному правильному ответу.

Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания.

Прием «Анимационная ретроспекция».

Ретроспекция (от лат. retro — назад и specio — смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления можно определить как прием анимационной ретроспекции, который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала.

Прием «Анимационная эвристика».

Эвристика (от греч. heurésko — отыскиваю, открываю)

Данный прием направлен на развитие творческой деятельности учащихся для решения ряда поставленных задач (распознание объектов, доказательство теоремы и т.д.). Использование анимации позволяет наглядно изобразить процесс решения какой-либо поставленной задачи. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе «мозгового штурма» (обсуждения) ученики выходят на решение учебной задачи, а затем появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п., которая является результатом мыслительной или творческой деятельности учащихся.

Используя вышеописанные технологические приемы при создании мультимедийных презентаций к уроку, учитель решает сразу же несколько проблем (вопросов):

  • Отпадает мысль о том, как разместить весь материал, используя обычную доску (прием «Листание»)

  • Нет необходимости готовить к уроку листочки, чтобы проверить ранее изученный материал у учащихся (прием «Интеллектуальная разминка»).

  • Правильно подготовленная презентация с использованием различных технологических приемов позволяет в большей мере провести замену устаревших ТСО на новые, которые для школьников покажутся более интересными и современными. Появляется заинтересованность к тому или иному предмету.


Таблица эффективности применения вышеописанных

технологических приемов в учебной деятельности.




Предмет

Техноло-

гические приемы

Русский язык

Литера-тура

Матема-тика

История

Био-логия

Геогра-фия

1. Листание




+




+







2.Интеллек-туальная разминка

+

+

+

+

+

+

3. Титры




+




+







4. Лупа




+




+

+

+

5. ЛОТО

+




+




+

+

6. Анимационная

ретроспекция




+

+

+

+




7. Анимационная

эвристика




+

+

+

+

+

Похожие:

Рубрика iconШпаргалка для бесплатного скачивания spora-bio narod ru рубрика науки

Рубрика icon2 рубрика: «Исследователь Оренбургского края»
«Слова улетают, написанное остается. Я сделал, что мог, кто может пусть сделает лучше»
Рубрика iconМ униципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска
...
Рубрика iconРекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида 20 января, 2004 Рубрика
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6
Рубрика iconРубрика «Вопросы праворазъяснительной практики» Получение выходного пособия
Выходным пособием является денежная сумма, которая выплачивается работникам после прекращения трудового договора в случаях, предусмотренных...
Рубрика iconListening Test. (Ket test 3, Part 2)
Установите соответствие рубрик a-g текстам 1-6, в которых содержится важная информация для туристов приезжающих в Ирландию. Используйте...
Рубрика icon2 одним пакетом: Литературоведение: общие вопросы Литературоведение: работы по русской литературе
Сказки не включены, т к в детской литературе уже есть рубрика Сказки, стихи и басни
Рубрика iconОрганизация охраны и безопасности труда. Международный опыт
Настоящая рубрика посвящена практическим вопросам обеспечения безопасности труда на производстве. В ней даны основные положения организации...
Рубрика iconРубрика «Теория сми» Марговская Марианна Григорьевна
В данной статье анализируется метод раздельного обучения мальчиков и девочек и варианты его освещения в российских сми. Также статья...
Рубрика iconТест для аттестации педагогических и руководящих работников Брянской области на подтверждение соответствия занимаемой должности Французский язык
Прочитайте тексты и установите соответствие между тематическими рубриками a-h и текстами 1 Каждая тематическая рубрика соответствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница