Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»




НазваниеМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
страница1/5
Дата05.11.2012
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Власенков А. И., Рыбченкова Л.М.


Методические рекомендации к учебнику

«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»

авторов Власенкова А.И. , Рыбченковой Л.М.


Допущено МО РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях.


Просвещение

Москва 2004

Пояснительная записка


С сентября 2004 года планируется проведение эксперимента по профильному обучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

В соответствии с новым Базисным учебным планом русский язык в старшей школе становится обязательным предметом, на его изучение на базовом уровне отводится 1 час в неделю, на изучение русского языка на профильном уровне – 3 часа в неделю.

Предлагаемые методические рекомендации показывают, как можно использовать учебный комплект по русскому языку А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровне), реализуя федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» использовался при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровнях) в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2002 г.г.

В учебный предмет входят: Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень); учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (9-е изд., М.; Просвещение, 2003); Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (5-е изд., М.; Просвещение, 2002); Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (М.; Просвещение, 2003). Материал учебного комплекта в целом соответствует целям обучения русскому языку, определенным в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку. Дополнительный материал (тот, которого нет в комплекте), касается тем, связанных с речевым общением, языковыми нормами, введением в науку о языке. В ориентировочном планировании (базовый уровень, 10 класс) указаны источники, которыми можно воспользоваться, чтобы компенсировать недостающий в учебнике материал. Список литературы, дополняющей сведения учебника, дан также в программе для 10 класса (профильный уровень).

При распределении часов на изучение русского языка на базовом и профильном уровне учитывалось, что 10% учебного времени должно отводиться на реализацию национально-регионального компонента в содержании образования.

Методические рекомендации включают в себя:

а) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень);

б) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В планировании к каждому уроку указано, какой материал учебника можно исключить при изучении русского языка на базовом уровне, (этот материал дан в п.2 планирования), каким материалом следует дополнить учебник при изучении русского языка на базовом уровне (этот материал дан в п.3 планирования);

в) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень);

г) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень). В планировании к каждому уроку указан материал, которым следует дополнить учебник при изучении русского языка на профильном уровне (10 кл.)

Предложенное планирование является ориентировочным, упражнения даны в ряде случаев с избытком, выбор осуществляет учитель.

В списке дополнительной литературы (планирование и программа) названы книги, рекомендуемые по той или иной теме (разделу). Вполне возможно воспользоваться одной из названных.

В программе по русскому языку для профильного уровня не назван материал, который следует исключить при изучении русского языка в 10 классе: он перечислен в программе для 11 класса.

Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень».

10 класс (32 часа)

Общие сведения о языке (2 часа).

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разнорвидности, жаргон, арго).

Культура речи, понятие о системе языка (11 часов).

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Разборы языковых единиц разных уровней.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы: фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.


Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

Типичные речевые нарушения грамматических норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (16 часов)

Язык и речь. Речь устная и письменная.

Текст и его место в системе языка и речи.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения. (3 часа).

КУЛЬТУРА РЕЧИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (I час).

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Культура разговорной речи. (2 часа).

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. __ Говорение. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор; рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.


Культура научной (учебно-научной) речи (10 часов)

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические. морфологические. синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.

Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.

Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

Слушание (аудирование) научных и учебно-научных текстов. Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Чтение. Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

Письмо. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме.

Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Повторение в конце года (З часа).

На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного (учебно-научного) стиля необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

11 класс (31 час)


Общие сведения о языке (1 час).

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и культуры. Межкультурная коммуникация в современных условиях (особенности русского речевого этикета, информационно-регуляторных текстов в сравнении с родным языком учащегося или с изучаемым иностранным языком).



Культура речи. Функциональные разновидности языка. (27 часов) Публицистический стиль (10 часов). Публицистический стиль и сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности. эмоциональности. оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Говорение. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Чтение. Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

Письмо. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

Культура официально-деловой речи (4 часа)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

Редактирование собственных текстов официально-делового характера.


Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля.

Язык художественной литературы (13 часов). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Общее представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности.

Индивидуально-авторский стиль писателя.

Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Роль мастеров художественного слова в становлении. развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов. Н.М.Шанский).

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

Повторение (3 часа).

Материал для сопутствующего повторения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложною предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Ориентировочное планирование «Русский язык. Базовый уровень»,

10 класс (32 часа)

Общие сведения о языке (2 часа)

Уроки 1,2


Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

1. 1 Упр. 267 У, дополнить заданием: Прочитайте текст. Составьте план и тезисы по теме «Русский язык в Российской Федерации»; с. 196 У (первые три абзаца); с. 43 У., 71 У; с. 45. 74 У; упр. 179 Д, 182 Д и доп. задания 1,2,3,6; С.36-37У. упр. 58 У., 70 У, упр. 187 Д; с. 135-136 У задания 1, 3, 5, 6 (Подготовьте сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой и историей народа); упр.270 У осн.задания.; доп. задания 2, 3: упр. 271 У, с. 138-139 У, доп.задания 1,2. Задание 1 дополнить: Определите главную мысль текста.; упр. 272 У.

2. 2 Доп.задание 1 к упр.267 У; упр. 72 У, 73 У, 75 У, 76 У; упр. 182 Д. доп.задания 4 ,5; упр.59 У, 64 У; с. 136 У, задания 2, 4. 6 (Что общего и различного в содержании текстов И.И.Срезневского и К.Д.Ушинского?); упр.270 У. доп.задание 1; c.139 У, доп.задания 3, 4,5. о ^

3. 3Скворцов Л.И.. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи.- М.. 1996 .

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconМетодические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили черечи.»
Сборник диктантов по русскому языку 5—9 классы. Книга для учителя Г. А. Богданова
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconПрограмма «Русский язык». 10-11кл. Рассчитана: 10 кл. 34 ч. (1 ч в неделю). Программа реализована в учебнике «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»
Программа реализована в учебнике «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 кл., авторы Власенков А. И., Рыбченкова Л....
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconКонспект на тему: «Типы речи. Стили речи»
...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconРабочая программа по русскому языку, 11 класс предмет, класс
А составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconУчебно методические материалы для учащихся 11 класса
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconПрограмма умк филология Русский язык
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2001
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconУчебное пособие для учащихся «Русский язык 10-11 классы» Д. Э. Розенталь, М., «Дрофа», 2000 г
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Авторы: Власенков, Рыбченкова. «Просвещение, 2002-2004гг»
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» iconПрограмма «Русский язык». 10-11 кл. Расчитана: 10 11 кл. 68 ч. (2 ч в неделю)
Программа реализована в учебнике «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 кл., авторы Власенков А. И., Рыбченкова Л....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница