1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако




Скачать 397.7 Kb.
Название1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
страница1/3
Дата05.11.2012
Размер397.7 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3



Методические материалы
по подготовке
к кандидатскому экзамену
по истории и философии науки


Для аспирантов и соискателей ученой степени
кандидата юридических наук



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006

УТВЕРЖДЕНЫ

Ученым советом
(протокол № 4 от 25.04.2006 г.)


С о с т а в и т е л и

д-р филос. наук, проф. Е.А. Мамчур
(Раздел I «Общие проблемы философии науки»);
д-р филос. наук, проф. К.Х. Момджян
(Раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»);

д-р юрид. наук, проф. Н.М. Золотухина
(Раздел III «История правовых учений»)


Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата юридических наук. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 24 с.


Подготовлены на кафедре общественных наук и юридическом факультете.


Разработаны на основе программ, утвержденных приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 № 697 «Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки».


© Мамчур Е.А., Момджян К.Х., Золотухина Н.М., 2006

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2006


Раздел I. Общие проблемы философии науки


Программа


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


Тема 3. Проблема объективности научного знания

Эпистемологическая объективность как способность науки добывать относительно истинное знание о мире. Дискуссии в современной эпистемологии по поводу объективности научного знания. Объективность и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма.

Фундаментализм и антифундаментализм в трактовке научного знания. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы (принципы подтверждаемости, соответствия, сравнительной простоты, принципиальной наблюдаемости, фальсифицируемости) как критерии объективности научных теорий.

Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки.


Тема 4. Возникновение науки и основные стадии
ее исторической эволюции


Преднаука и наука в собственном смысле слова. Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.


Тема 5. Структура и уровни научного познания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии их различения. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов: поисковые и проверочные; натурные и модельные; однофакторные и многофакторные. Вычислительные эксперименты и их роль в современном научном познании. Данные наблюдений как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического уровня знания. Гипотезы, концепции и теории. Роль гипотез в развитии науки. Виды гипотез.

Развитая теория. Две стратегии построения теорий: метод принципов и метод гипотез. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Мысленный эксперимент.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.


Тема 6. Динамика научного знания
и социокультурный контекст развития науки


Научные традиции и научные революции. Критика кумулятивистской модели роста научного знания в постпозитивистской философии науки в работах К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоша и П. Фейерабенда. Понятия нормальной и экстраординарной науки Куна. Методология исследовательских программ Лакатоша. Проблема соизмеримости разделенных научной революцией фундаментальных научных теорий. Механизмы преемственности научного знания. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные революции как перестройка оснований науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и остнееклассическая наука.

Социокультурный контекст функционирования и развития науки. Интернализм и экстернализм в трактовке научного познания: дискуссии между социологами познания и философами науки. Различие между социокультурной обусловленностью и социокультурной детерминированностью научного знания. Неизбежность социокультурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания.


Тема 7. Стратегии научного исследования
в эпоху постнеклассической науки


Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся систем и новые стратегии научного поиска. Роль синергетики и нелинейной динамики в развитии представлений об исторически развивающихся системах.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Синтез эволюционного и системного подходов как основа концепции глобального эволюционизма. Роль идеи нестационарной Вселенной в становлении концепции глобального эволюционизма.

Новые этические проблемы науки в конце XX, начале XXI вв. Этическая релевантность науки. Различие между фундаментальными и прикладными исследованиями в плане этической релевантности науки. Моральная и социальная ответственность ученого.

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

Наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Сциентизм и антисциентизм. Новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур.


Литература


Основная

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм. К дискуссиям в современной эпистемологии. – М., 2004.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

Дополнительная

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

Наука в культуре. – М., 1998.

Пригожин И., Cmeнгepc И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Принципы историографии естествознания. XХ век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. – М., 2001.

Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999.

Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1996.

Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как социальный институт, как система деятельности и как система знания. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

  2. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Три этапа в развитии позитивизма.

  3. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоша, П. Фейерабенда.

  4. Социологический и когнитивный подход к анализу научного знания. Сильная программа социологии познания. Конструктивистское направление в трактовке познавательного процесса.

  5. Наука и вненаучные формы знания. Наука и философия, наука и обыденное знание, наука и искусство. Особенности научного познания. Особый эпистемологический статус научного знания в культуре. Наука, паранаука, лженаука.

  6. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

  7. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития. Преднаука и наука в собственном смысле этого слова. Становление первых форм теоретического знания в античности.

  8. Средневековая наука. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Астрология, алхимия, магия как первые формы экспериментальной деятельности.

  9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон и У. Оккам.

  10. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

  11. Проблема объективности научного знания. Дискуссии в современной эпистемологии. Рационализм и релятивизм. Гносеологические и социальные корни эпистемологического релятивизма. Объектность и объективность теоретического описания реальности.

  12. Фундаментализм и антифундаментализм в современной эпистемологии. Фундаменталистские представления о научном знании как обоснованном. Эксперимент и методологические принципы как критерии объективности научных теорий.

  13. Объективность науки как ее социальная неангажированность и свобода от ценностей. Наука и власть. Феномен идеологизированной науки. Борьба за демократизацию общества как способ противостояния возникновению идеологизированной науки.

  14. Наука и этика. Этическая релевантность науки. Различие в плане этической нагруженности науки между фундаментальными и прикладными исследованиями. Моральная и социальная ответственность ученого.

  15. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного познания. Цель и методы эмпирического уровня познания. Эксперимент и наблюдение. Типы экспериментов.

  1. Теоретический уровень знания. Основные методы теоретического уровня. Роль гипотезы в развитии знания. Виды гипотез.

  2. Метод принципов и метод гипотез в построении научных теорий. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории.

  3. Основания науки. Структура оснований: идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира, философские основания науки.

  4. Эволюция научной картины мира. Конкретно-исторический характер идеалов научного знания. Роль философских идей и принципов в формировании научных теорий.

20. Научные традиции и научные революции. Локальные и глобальные научные революции. Глобальные научные революции как перестройка оснований науки. Взаимодействие традиций и революций в становлении и развитии нового знания.

  1. Наука в социокультурном констексте. Социокультурная обусловленность и социокультурная детерминированность научного знания. Неустранимость социо-культурной обусловленности и проблематичность социокультурной детерминированности научного знания: дискуссии между рационалистами и социологами познания.

  2. Традиционные и технологические типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Исторические типы научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

  3. Особенности современной постнеклассической науки. Переход к исследованию сложноогранизованных человекоразмерных систем. Нелинейная динамика и синергетика в развитии современных представлений о сложноорганизованных системах.

  4. Идея глобального (универсального) эволюционизма в современной научной картине мира. Универсальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Роль синергетики в разработке концепций универсального эволюционизма.

  5. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиски нового типа цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.



Раздел II. Философские проблемы
социально-гуманитарных наук



Программа


  1   2   3

Похожие:

1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако icon1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconРеферат по дисциплине “Социальная Философия” на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconПрограмма дисциплины концепции современного естествознания
Материальная и духовная культура. Понятие науки. Наука и познание. Наука как особая форма знания, как познавательная деятельность...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconПрограмма аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки
Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Эволюция подходов к...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconЛитература: Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8-35 Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии Наука и культура. «Материалы круглого стола»
Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 08 «Философия науки и техники» по философским наукам
Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconЛекций раздел философия и наука в системе культуры 14 ч. Лекция
Лекция 1/ Предмет философии. Структура философского знания. «Философия науки» как прикладная философская дисциплина. Различные модели...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако icon1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
М. Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия»
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако icon«Десять заповедей современной астрофизики» Предметная область: астрономия, физика
Астрономия, астрофизика… Как много эти науки содержат в себе материала, что порою очень трудно ориентироваться. Но, тем не менее,...
1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако iconКафедра философии и культурологии «история и методология науки и образования» Магистерская
В нем дается обоснование философии науки как междисциплинарной области знания и методологической базы научной деятельности как важнейшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница