Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители




НазваниеД. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители
страница1/4
Дата05.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РТ

Отдел образования исполнительного комитета

Азнакаевского муниципального района

Информационно-методический центр








Азнакаево, 2008


Министерство образования и науки РТ

Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района

Информационно-методический центр


Рецензент:

Д.Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района


Составители:

Р.М. Хасанова, директор ИМЦ в Азнакаевском районе,

Р.Р. Хуснутдинова, программист ИМЦ,

Л.М. Ахунова, методист ИМЦ по начальному обучению


В сборнике представлены информационные материалы и методические разработки педагогов Азнакаевского муниципального района. Сборник адресован педагогам и руководителям ОУ.


Азнакаево, 2008

Формирование информационной культуры учителя


Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, умением грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; во-вторых, способностью эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации; в-третьих, умением рационально и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-четвертых, умением вести информационно-коммуникационный диалог. Таким образом, сегодня информационная культура требует от человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам, гарантирующим достойное место в информационной среде.

Процессы информатизации общества требуют компьютерной грамотности и компьютерной культуры, изменения самого мышления как элемента общей культуры человека. Применение информационных технологий становится определяющим условием преобразования всех новейших видов деятельности, а информация превращается в решающий фактор социального развития.

С одной стороны, информационная культура стала важным фактором развития каждой личности, являясь показателем общей культуры человека. С другой, информационная культура отражает в своем содержании информационные знания человека, как уровень его информационного сознания, так и уровень их практического применения. Высокий уровень достижений науки и техники предполагает такой же уровень культуры.

При условии, что формирование конкурентоспособной личности в современном обществе является приоритетным направлением системы образования, всем участникам педагогического процесса необходимо владеть информационной культурой.

Современные информационные ресурсы помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Однако учителю недостаточно овладеть информационными технологиями, ему надо освоить новое понимание своего места в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими технологиями.

Сегодня процесс информатизации образования приобрел определенную устойчивую динамику, выражающуюся в стремлении шире использовать компьютер. Именно поэтому от информационной культуры учителя зависит успех процесса информатизации

образования.


Образовательные сайты и порталы


Применение информационно-компьютерных технологий

в образовательном процессе в начальных классах


Ибрагимова Гульнара Курбантаевна,

учитель начальных классов

первой категории

МОУ СОШ № 2 г. Азнакаево


Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Современный урок в начальных классах невозможно представить себе без постоянного использования аудиовизуальных средств, без информационно-компьютерного обеспечения. Телевизор, DWD-плеер, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор - это тот арсенал средств, который необходим на каждом уроке или на определенном его этапе.

В кабинете, которым я заведую, имеются программные, технические средства и устройства, которые обеспечивают сбор, накопление, сохранение, обработку информации и предоставляют доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. Сейчас появилось много образовательных программ на CD-дисках с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Все это позволяет в первую очередь обновить содержание образования, оптимизировать учебно-воспитательный процесс, осуществить более тесную связь учителя с учеником, ученика с учеником. К работе на компьютерах, к работе на интерактивной доске ученики проявляют неподдельный, живой интерес способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения, дает возможность проявить себя каждому обучающемуся.

В кабинете имеется богатая видеотека. Большое количество дисков с обучающими, контролирующими тестами, специальными программами по определенным курсам начальной школы, по конкретной теме, разделу. Можно использовать готовый конспект урока на этапе обобщения изученного материала, можно обратиться к орфографическому или пунктуационному правилу во время сопутствующего повторения. А также закрепить знания учащихся, используя тестовый материал, провести изложение с продолжением или другую творческую работу (отдельные программы снабжены иллюстративным материалом, репродукциями картин известных художников), можно провести диктант без участия учителя и тут же осуществить его проверку.

Таким образом, информационно-компьютерное обеспечение кабинета позволяет обновить содержание образования, активизировать учебный процесс.

Ян Амос Каменский сказал: «Наглядность - золотое правило дидактики - составляет содержание одного из ведущих принципов обучения». Наглядность интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснению учителей, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в общеобразовательных целях очень полезно. Могу сказать из личного опыта, что новый инструмент вызывает у детей желание участвовать в работе и откликаться на мои действия. Я перечислю следующие виды общеобразовательной деятельности, которые применяются на уроке при использовании интерактивной доски:

• работа с текстом и изображениями;

• создание заметок с помощью электронных маркеров;

• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

• использование встроенного в программное обеспечение доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;

Экран довольно таки большой, его видят все, это позволяет устраивать различные мероприятия, например, математические игры «Умники и Умницы» и «Кто хочет стать отличником», а также классных часов: «Благотворительность», родительских собраний.

Таким образом, все рассмотренные программы объединяются общими методическими подходами. В их основе:

  • Опора на наглядности;

  • Активизация работы ученика;

  • Оптимизация, сочетание практических и аналитических видов деятельности.

В заключение отмечу, что никакая машина, не заменит труд учителя, но компьютер и доска может сделать учебный процесс более увлекательным, эффективным, интересным как для ученика, так и для учителя.


Развитие познавательной самостоятельности учащихся

при выполнении мультимедиа-проектов


Гаязова Ляля Вакилевна.,

учитель химии

высшей категории

МОУ СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский


Мультимедиа - одна из самых привлекательных областей компьютерных технологий. Мультимедийные обучающие программы, энциклопедии, справочники вошли в жизнь школы подобно книгам, видеокассетам, компакт-дискам.

Очень часто учитель использует мультимедиа в качестве средств обучения, хотя гораздо эффективнее, когда мультимедиа является для учащихся объектом изучения. При этом школьники не только используют мультимедиа как способ приобретения новых знаний, сколько осваивают особенности создания и использования ресурсов, сочетающих в себе разного вида информацию.

Остановлюсь на теме создания школьниками мультимедиа-проектов, как самом эффективном методе проявления уровня самостоятельности учащихся - творческом! Создание творческого мультимедийного проекта учащимися - мощный инструмент, развивающий мотивацию учебной деятельности, способствующий развитию мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

Познавательная самостоятельная деятельность школьников проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Основные требования к выполнению творческих проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная деятельность ученика;

  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

  • структурирование содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов;

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

  • анализ полученных данных;

  • оформление конечных результатов.

Работая над созданием мультимедиа-проекта ученик, должен усвоить главное – понятие мультимедиа многозначно. Так, в силу многозначности термина мультимедиа под ним понимается:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

  • продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии;

  • мультимедийная программа;

  • компьютерное аппаратное обеспечение;

  • особый обобщающий вид информации, который объединяет в себя как традиционную статическую визуальную (текст, графика), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыка, анимация, видеофрагменты и т. п.).

Таким образом, школьник должен понять, что в широком смысле «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Эффективному овладению свойствами мультимедиа существенно способствует информационный поиск. Ученик под руководством учителя определяет, что и с помощью чего искать. При этом он имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска мультимедиа-информации.

Информационный поиск основан на взаимодействии с мультимедиа-ресурсами, опубликованными в Интернете, так как всемирная сеть, действительно, в состоянии предложить школьнику массу мультимедиа-информации самого разного профиля. В процессе поиска мультимедиа-информации школьникам могут быть предложены эмпирически проверенные практические приемы и рекомендации поиска с использованием мультимедиа-средств, которые помогают структурировать время, внимание (тема, написанная на бумаге) и т. д. Вот некоторые из рекомендаций, предлагаемых обучаемым:

  • прежде чем начать поиск, надо определить, по какой теме необходимо искать информацию, записать ее на лист бумаги и положить его перед собой. Это поможет «не сбиться с курса»;

  • необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса общения с мультимедиа-ресурсом и попытаться удержаться в рамках определенного времени;

  • для того, чтобы найти требуемую информацию в различных мультимедиа-ресурсах на различных сайтах, необходимо подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, для чего:

  • составить список поисковых систем и каталогов;

  • составить ориентировочный список мультимедиа-ресурсов по определенной теме;

  • подобрать информацию по данной теме;

  • предложить темы и названия телепередач, статей, видео и аудиопродукции, которые могут дополнить найденный материал.

Все эти пути получения и обработки информации позволят ученику успешно выполнить творческий проект.

Основная цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, приобретают конкретное знание или новый конкретный опыт. Работа над проектами проводится поэтапно:

  • формулировка проблемы, обоснование ее значимости;

  • планирование работы, распределение обязанностей между разработчиками проектов;

  • сбор имеющейся информации по исследуемой проблеме (поиск информации сопровождается работой в Интернете, мультимедийными справочниками, энциклопедиями и т. п.);

  • отбор информации;

  • создание мультимедийного проекта, где учащиеся практически используют полученные на уроках информатики умения и навыки сканирования иллюстраций, видеомонтажа, интеграция объектов из различных программ;

  • защита мультимедийных проектов на уроке закрепления и обобщения учебного материала по данной теме;

  • обсуждение результатов защиты мультимедийных проектов.

Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами. Так, при изучении раздела: «Жизнь в сообществах» курса общей биологии, учащимся одиннадцатого класса было предложено углубленное изучение данной проблемы с последующим созданием мультимедиа-проектов по темам:

«Позитивные отношения между организмами»;

«Антибиотические отношения»;

«Нейтрализм»;

«Абиотические факторы среды».

При проведении интегрированного урока по предметам химия – география на тему «Водные ресурсы Татарстана», учащимися девятого класса были выполнены проектные работы по темам:

«Вода. Физические и химические свойства»; «Водные ресурсы РТ»; «Воды Азнакаевского района»; «Загрязнение гидросферы»; «Очистка природных вод».

С большим интересом выполняют несложные мультимедийные проекты и учащиеся среднего звена. Например, к уроку обобщения и систематизации знаний по курсу биологии за седьмой класс, учащиеся выполнили проектные работы по теме «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения беспозвоночных и позвоночных животных». А ученики восьмого класса при изучении темы «Классы неорганических веществ» курса химии создали проектные работы о применении веществ различных классов в жизни человека.

В последующем планируется выполнение мультимедийных проектных работ по ряду тем курса химии: «Природные источники углеводородов», «Растворы», «Скорость химической реакции». Обсуждение результатов выполнения мультимедийных проектов проходит в форме их защиты, что в свою очередь требует выработки у ученика навыков публичного общения, дискутирования, умения ориентированно отстаивать собственную позицию.

С целью обеспечения преемственности данной работы учащиеся старших классов выходят со своими мультимедийными проектами в среднее и младшее звенья. Мультимедийные проектные работы учащихся могут быть успешно использованы и учителем на своих уроках в параллельных классах.

Таким образом, выполнение мультимедиа-проектов способствует:

формированию системы базовых знаний и навыков, дальнейшему их пополнению и развитию;

выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

активизация познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований.

Очень важно, что при выполнении проектных работ учащимся отводится главная роль в проведении работы, а педагог выступает преимущественно в роли научного руководителя и консультанта.


Литература:

  1. http://www.internet-school.ru


  1   2   3   4

Похожие:

Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconИнформационно-методический центр Азнакаевского муниципального района
Рецензент: Гилязов Д. Р. – начальник отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconНачальник Управления образования
Управления образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района по организации и проведению государственной...
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconРасписание звонков
...
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconУроки в режиме on-line
Печатается по решению методического Совета отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района рт
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconСогласовано Утверждаю Начальник отдела образования Волжского района муниципального образования «Город Саратов» И. В. Седова
Начальник отдела образования Волжского района муниципального образования «Город Саратов»
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители icon«Сказка про зайцев»
Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района...
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconЭлективный курс имеет следующие
Управление образования исполнительного комитета нижнекамского муниципального района
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconИнформация о социальном продвижении победителей
Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconИтоги деятельности мбоу дод «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за 2011/12 учебный год
Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»
Д. Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Составители iconРабочая программа попредмету технология
Управления образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница