Капитанская дочка




НазваниеКапитанская дочка
страница1/12
Дата05.11.2012
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА


Все, что бытовое, все, что "обезьянье", - у Пушкина живо.


В отношениях Петра Гринева и Маши Мироновой то же, что в жизни России при Сталине. Нет, собственно, ничего кроме этих личных отношений. Кругом абсолютно враждебный мир, в котором Пугач с одной стороны, ничего не желающие понимать родители с другой, сломавшиеся люди как Швабрин с третьей. В крайнем случае еще круг друзей в лице Сурина.

Итак: Петр, Маша, Сурин. Все остальное - пурга 2-й главы. "Сбились мы, что делать нам?" - вот главная идея "Дочки". И называется не "Бунт Пугача", а именно "Капитанская дочка" (не случайно именно Маша - и имя как у Пресвятой Богородицы, вершины всей твари - объект такой ненависти Швабрина, воплощения сатанинской силы. Не Пугачев - это, наоборот, герой, любимец народный, никакой не Петр III, конечно.

Мешает делу "костюмность", привязанность конкретной эпохе. Если в "Пиковой Даме" авторы так удачно нашли так свойственный этому окаянному времени демонизм, то какому-то отчаянный лиризм навзрыд место скорее всего в наших 1930-х годах... Как чувствуется, что мужественный Пушкин искал идеал сам, лично, жены-подруги, соратника, в крайнем случае надежного тыла - вот кто Маша Миронова.

Как жаль, что сентименталистско-романтические и фальшивые мотивы простачков Савельичей, Иванов Игнатьичей, Андреев Карловичей образуют такой густой комок сладких слюней, через которые не просто пробиться к главному: личности и нешуточным переживаниям Гринева и Маши. Наивный художник в вакууме общения принимает за правду отношение к себе Жуковского, семейства Карамзиных. Гадкий утенок не улетает, как подобает царственному лебедю, а пытается приспособиться к утиной жизни. Лермонтов не сделает такой ошибки... и улетит царственно.

Это тем больнее, что в Петре Гриневе Пушкин хочет живописать обычного человека ("я - московский мещанин", говорит Пушкин в своих стихах), и хочет быть таким, как хотел примениться к казенному так называемому православию Гоголь. Гоголь сжег 2-й том "Мертвых душ" и был честен. Пушкина "разорвало" это противоречие, лишило его творчество жгучей правды, вырвало из рук хлыст эпиграммы, стерло с его лица так шедший ему шкодливый хохот "Гавриилиады". Только отдельные положения "Дочки" не дают забыть, что перед нами не Вельтман и не Карамзин, а Бессмертный:


- "Все ли благополучно?"

- "Все, слава Богу, тихо, только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды".


Или:

"Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля".


Зато сколько угодно вот таких жопных мертвых фраз:

"Ты крепко передо мною виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от недругов" (и это говорит мужик Пугачев, пусть и ряженый!)

"Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена"

"Конечно, и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской крови"


Одним словом, общие места, общие места. Как это недостойно для такого автора. К сожалению, еще больше от этого художественного падения пострадало само строение сюжета, полного натяжек и нелепых выдумок.


Первое. Страшная образина Пугачева - трактована под влиянием народной идеализации. Как этот образ литературного злодея из придворной интермедии не вяжется со словами нашей повести: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный". И этот Пугачев - творец счастья Гринева и Маши?

Второе. Прекрасен Швабрин, поющий "Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь" как головорез и подлец - но совершенно литературен и фальшив Швабрин, поджигающий амбар с Петром, Машей и стариками - родителями Петра.

Третье. Невозможный хэппи-энд в виде появления Екатерины Второй, благодетельствующей и справедливой. Это просто вопиюще!


Счастливый конец невозможен! Но возможно возвращение Гринева с Колымы в 1955 году и его встреча с Машей, давным-давно растящей детей от любимого мужа Гремина или кого-то в этом роде.

Главный мотив всей оперы - снежная буря, метель, буран, пурга, любые синонимы. И это на всем огромном пространстве сцены, на всем протяжении оперной партитуры. От Пушкина до Пастернака это - живой символ русской жизни, такой безжалостно бесприютной и беспощадной. И это, прямо по "Доктору Живаго", и есть поместилище любящих, и только в этой пурге полнота их счастья, совсем не героически противостоящих духам злобы поднебесным.


Пурга, символ бесприютности, холода, бесовства и страха русской жизни (эта линия может быть связана с хором и с естественно напрашивающимися стихами Пушкина).

Пушкин не случайно оборвал течение повести. Напрашивающийся хэппи-энд в такой жизни был бы слишком вызывающе фальшив. Не должно быть счастливого конца и в опере. Маша Миронова, этот несколько придуманный Петром Гриневым идеал, не сможет быть прочной опорой героя в мирной жизни. Сюжетный ход, не найденный Пушкиным, придется найти авторам либретто оперы.

Сложна и неоднозначна внутренняя жизнь "отрицательных" персонажей. Каким глубоким может быть образ Швабрина, Швабрина, который, хоть и попивает, да точно видит, как проста Маша и предостерегает в том Петра - дальнейшие же сюжетные натяжки, допущенные Пушкиным, легко устранить. А страшно-обаятельный образ висельника Пугачева, который уже и Пушкиным дан как настоящий вор в законе, ублюдочная жестокость которого загадочно, но так правдиво соединяется с пошлой позой благодетеля...

При создании оперы следовало бы стремиться к созданию не слишком громоздкого и по времени, и постановочно, спектаклю, в котором все внимание слушателя было бы приковано к внутренней жизни персонажей. По возможности нужно пользоваться оригинальными текстами Пушкина, что, впрочем, вряд ли возможно без незаметных расширений и дополнений.


Михаил КОЛЛОНТАЙ

29 Ноябрь, 1995


+++++++++++
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Капитанская дочка iconПушкин а с. Роль писем героев в романе пушкина "капитанская дочка"
Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих...
Капитанская дочка iconВопросы чести и морали в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства....
Капитанская дочка iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....
Капитанская дочка iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....
Капитанская дочка iconИонизаторы воздуха, "Цептер" и его новинки. Письмо
Нам обоим одинаково нравиться Ваш подход к своему душевному состоянию и здоровью. Мне 40 лет, а дочке 16. Дочка даже попросила распечатать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница