Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год




НазваниеРабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год
страница1/8
Дата05.11.2012
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОШ №10 имени Б.Ф. Сафонова


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________________Т.М. Чикина

____________________________2011 Г.


Рабочая программа

по литературе

учителя Шабайловой Инны Васильевны,

8 класс (базовый уровень)

2011-2012 уч. год



Обсуждена и согласована на Принята на заседании

методическом объединении педагогического совета

учителей русского языка и литературы

Протокол №________________________ Протокол № __________________

От «______»_____________________2011г. От «____ »______________2011г.





Мончегорск

2011


ВВЕДЕНИЕ


Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень).

Содержание и структура программы соответствует «Инструкции о порядке разработки и утверждении рабочих программ учителя по предметам» (утвержденной приказом № 80-1 от 05.05.2010г.)

Согласно учебному плану школы (утвержденному приказом №____от
«____» «______________» 20____г.) количество учебных часов 70, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Для реализации программы используется учебник: Литература. 8 кл. В 2-х ч. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой Москва: Дрофа, 2010 год.


.

Пояснительная записка.


Общая характеристика учебного предмета.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели и задачи обучения

Главной целью основного общего образования развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями. Это и определило цели обучения литературе в 8 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия:

- понятие о классицизме,

- историзм художественной литературы (начальное представление);

- жанры: поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия;

- сатира, юмор прототип в художественном произведении,

- гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза;

- композиция, сюжет и фабула;

- психологизм художественной литературы (развитие представлений),

- сонет как форма лирической поэзии;

- авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);

- герой-повествователь (развитие представлений).


Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и сюжет художественного произведения;

- выявлять конфликт и его этапы в драматическом произведении;

- сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссером;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Учебно-тематический план




Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Развитие речи

1.

Литература как искусство слова.


1




2.

Героический эпос в мировой культуре. «Калевала»

1




3.

Из древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1




4

Зарубежная литература. В. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

3




Литература XIII века 8 часов +2 Р

5

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».


4


Из них- 2 аудиторных сочинения

6.

Зарубежная литература. Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

1





5.

XVIII век. Н. М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза»

3




Русская литература XIX века. 30 часов + 3 Р

7

А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка» «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Повесть «Пиковая дама»

11

Из них 2 (сочинение)

9

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4

Из них+1 подготовка к дом. соч_ю

10

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

4




11

А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка»

3




12

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»

1




13

Л.Н. Толстой «После бала»

3

+1 (соч.)

аудиторное

14

Ф.И. Тютчев. Поэзия родной природы.

1




15

А.К. Толстой Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

3




15

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

3




16

В.М. Гаршин «Красный цветок»

1




17

А.П. Чехов Рассказы. «О любви».

1




Русская литература XX века 19 часов

18
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по литературе 10 класс
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по математике 10-11 класс ( базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10-11 го классов (базовый уровень) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего...
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»- 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Литературное чтение. Школа России. Концепции и программы для начальных классов....
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по литературе в 11 классе
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconСписок учебников на 2012-13 учебный год
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2011-12
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconПояснительная записка к рабочей программе. Курс истории рассчитан на 68 часов
Рабочая Россия и мир» 10 класс (базовый уровень) программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по литературе для 8 А, б классов (уровень: базовый)
Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе...
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconРабочая программа по литературе разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) 8 класс / под редакцией Коровиной В.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) 8 класс / под редакцией...
Рабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год iconПояснительная записка базовый уровень рабочая программа рассчитана на 10 класс базовый уровень общеобразовательной средней школы
Рабочая программа рассчитана на 10 класс базовый уровень общеобразовательной средней школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница