Тема исторического прошлого




Скачать 189.86 Kb.
НазваниеТема исторического прошлого
Дата05.11.2012
Размер189.86 Kb.
ТипДокументы
Примеры аргументов к сочинению


1.Тема исторического прошлого

Тема исторического прошлого родины постоянно волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ослепительно и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. В седьмой главе "Евгения Онегина", воспевается подвиг Москвы.

2.Тема чести и бесчестия

Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.

Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л.Н.Толстого.

3. Любовь к родине

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

4.Нравственные качества человека

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека.Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

5 Ответственность человека за жизни окружающих

Так, в произведении Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Вов. Так например в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.,

6 Отцы и дети

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравствен­ных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них. А. С. Грибоедов, описав в комедии “Горе от ума” борьбу “века нынешне­го” и “века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым.

А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и бла­городным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.

Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырас­тившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любив­шего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

7. Роль примера. Воспитание человека

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории .Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.

Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.

8. Самопожертвование во имя любви к ближнему

1) М.Горький легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.

2) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

9. Сострадание и милосердие. Чуткость

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он  встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком

 10.Черствое и бездушное отношение к человеку

1)В рассказе К.Паустовского «Телеграмма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос­питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

11. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ

1)Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно — “безмолвствовать”.

2) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться ... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

12. Культура речи и языка

В произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету

13.Проблему наследственности и самоформирования.

В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.

Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

14. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека

1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищая свою родину. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

15 Проблема сохранения памяти

1) Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2) Вспомним героя А.И.Куприна Желткова из произведения «Гранатовый браслет». Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью

16. Проблема человеческой духовности

Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

17.Человек не может без своей родины

1) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

2) Лев Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.

18.Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье

1) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.

2) Образ Обломова в произведении Гончарова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

19.Ложные ценности

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье ... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.

20.У каждого в руках судьба мира

1) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

2) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивавшие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вы вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного человека обернулась страшной бедой.

21. Человек и природа

1) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

2) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.

22. Научный прогресс и нравственные качества человека

1) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

2) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара.

23.Человек и познание

1) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

2) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни

24.Роль детст­ва в жизни человека

1)Петя Ростов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.

2) Бабушка Катерина Петровна в повести В. Астафьева «Последний поклон» вложила во внука Витьку глу­бокие человеческие премудро­сти, стала для него символом любви, добра, уважения к че­ловеку.

25.Роль семьи в формиро­вании лич­ности

1)В семье Ростовых из в романа Л.Н.Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Ни­колай и Петя — стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст­венные эгоисты.

2) В рассказе И. Полянской «Утюжок и мороженое» негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серь­ёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестоко­сти, хитрости, изворотливости её сестры.

26. Преемст­венность поколений

В произведении Э. Хемингуэя «Старик и мо­ре» старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни.

27. Роль учи­теля в жиз­ни челове­ка

1)В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

2)В повести А. Алексина «Безумная Евдокия» учительница Евдокия Васильев­на была убеждена: самый боль­шой талант в её учениках — та­лант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

28.Равнодушие мира взрослых (детской не­защищенно­сти; безвинно­го детского страдания)

1) В произведении Д.В. Григо­ровича «Гут­таперчевый мальчик» герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуати­руют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упраж­нение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась неза­меченной.

2) Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая»— Кузьмёныши — находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

29. Утраты ду­ховных ценностей

1)В романе Б. Васильева «Глухомань» события повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

2)В произведении В. Астафьева «Людочка» выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности , героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

30.Бесчело­вечности, жестокости

1)В произведении Н.С. Лескова «Леди Мак­бет Мценского уезда» Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

2) Герой рассказа Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

31.Предатель­ство, безот­ветственно­е отноше­ние к судь­бам окру­жающих

1)В произведении В.Раступина «Живи и помни» дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны.

2)В повести Н.С. Лескова «Леди Мак­бет Мценского уезда» Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

32.Хамство

1) Сатирический рассказ М. Зощенко «История бо­лезни», повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении.

2)Персонаж драмы А.Н. Остров­ского «Гроза»Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

33.Нравствен­ное падение

1)В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения.

2)В рассказе А.Чехова «Ионыч» доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

34.Одиночест­во(равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих)

1)Ванька Жуков в рассказе А.Чехова — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире.

2)У извозчика Ионы Потапова из рассказа А.П.Чехова «Тоска» умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.

35.Бескорыст­ное жиз­ненное служение (способность к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

1)В рассказе А.П.Чехова «Душечка» Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в ко­торого она влюблялась, смот­реть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая люби­мому человеку.

2) Иван Флягин, герой повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник»освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.

36.Самовос­питание

1) В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров считал, что «каждый че­ловек сам себя воспитать должен».

2)В романе Н.Чернышевского «Что делать?» Рахметов всю свою жизнь по­святил физическому и нравст­венному усовершенствованию и для многих стал образцом само­воспитания.

37.Дружбы, товарище­ства

1)Тарас Бульба, центральный персонаж повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.

2)Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на до­верии и взаимной честности. Су­ровые условия обнажают под­линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде­нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибуут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле Д. Лондона «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

38.Мужества, героизма, нравствен­ного долга

1)Крестьянка Степанида, герои­ня повести В. Быкова «Знак беды», во время войны бо­рется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взо­рвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.

2)Летчик Алексей Маресьев, ге­рой повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.

39.Интелли­гентности

У Д.С. Лихачева в «Письмах о добром и прекрасном» сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

40.Возвы­шающей силы любви

В рассказе А.Куприна «Суламифь» для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.

41.Талантли­вости, при­родной ода­ренности

1)В сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.

2) В произведении Я. Голованова «Этюды об ученых» Леонардо да Винчи был не толь­ко печальным художником, но и математиком, астрономом, био­логом, ботаником, анатомом, фи­зиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.

42.Смысла жизни

Один из героев рассказа Б. Екимова «Мальчик на велосипеде», раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».

43.Роль худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти

Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком.

44. Роли чте­ния в жизни человека

Фантаст Р. Брэдбери в своем произведении «451 по Фа­ренгейту» считал, что простой че­ловек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять про­центов он познает через книгу.

45.Добро и зло

В романе «Мастер и Маргарита» зло, по Булгакову, не в имею­щих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески сла­бы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неот­вратимости разоблачения и на­казания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут вне­сти в мир лишь любовь и мило­сердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и об­щественного устройства Булга­ков.

46.Бесчеловечности и бессмыс­ленности войны

1)В произведении В. Быкова «Одна ночь» русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя ока­зались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено зем­лей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказа­лось много общего: мирные профессии, тоска по семье, не­нависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались на­ружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

2)В произведении Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще бо­лее жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые живот­ным инстинктом.

47.Новые открытия

1)В книге Р. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту»изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй — мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

2)В романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» образ идеальной под­водной лодки «Наутилус» капи­тана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к про­грессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к иде­альному будущему.

Похожие:

Тема исторического прошлого iconЛекция по курсу «Методологии истории»
Обычно выделяют следующие сферы исторического познания, соответствующие изучению разных систем исторического прошлого и исторической...
Тема исторического прошлого icon«Взгляд из будущего»
Программа инициирует зрителя взглянуть на материал исторического прошлого с иной точки зрения. Она сконцентрирована на аспектах восприятия...
Тема исторического прошлого iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....
Тема исторического прошлого iconПояснительная записка
Музеи хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи исторического и художественного...
Тема исторического прошлого iconИсторическая память и уроки прошлого
«Украина в Великой Отечественной войне: осмысление прошлого взгляд в будущее» посвященной 65-летию освобождения Украины
Тема исторического прошлого iconМетодическое пособие для подготовки аспирантов специальность
Своеобразие предмета и методов исторического исследования. Широта исследовательского поля и возможность различных подходов к изучению...
Тема исторического прошлого iconМетодические рекомендации по изучению теоретического материала 14 Практические задания по темам, рассматриваемым в рамках цикла семинарских занятий 15 Тема Прогресс в методологии правовых исследований в XX веке. 16
Тема Закономерности исторического развития методологии правовых исследований. 16
Тема исторического прошлого iconБлаватский В. Д., Кошеленко Г. А. Открытие затонувшего мира
В книге говорится также об обнаруженных древних затонувших кораблях и о том, как были составлены карты подводных археоло­гических...
Тема исторического прошлого icon6. Мыслители прошлого об обществе и его развитии
Тема урокаВоззре­ния древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем. Социально-философские идеи
Тема исторического прошлого iconЛетописи населенных пунктов белгородской области: успешный библиотечный краеведческий проект
Фактом последних лет стал резко усилившийся интерес нашего общества к осмыслению своего исторического прошлого. В стороне не остались...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница