Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека»




Скачать 270.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека»
страница1/2
Дата05.11.2012
Размер270.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2


Методические рекомендации

по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека»


10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Предполагается, что в этот день во всех школах Российской Федерации будут организованы и проведены уроки «Права человека» и внеклассные мероприятия по этой тематике.

Основная цель организации уроков: продвижение идей Всеобщей декларации прав человека в общеобразовательные учреждения.

Задачи:

организация работы по подготовке школьников к восприятию основ прав человека;

ознакомление школьников с содержанием Всеобщей декларации прав человека, ее основными принципами и задачами;

формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека.

Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека (далее – Декларация) является достаточно сложным для восприятия школьниками. В связи с этим обращаем внимание на некоторые особенности изучения этого базового документа о правах человека.

При изучении Декларации следует представить историю создания документа. Рассказать о том, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека, и что представляет собой ООН. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация.

Необходимо обозначить, что Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны.

Рассматривая основные положения Декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашенные в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Уместно выделить статью 29, в которой содержится упоминание о том, что кроме прав у человека имеются и обязанности. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

Продолжая разговор о Декларации, необходимо остановиться на продвижении и развитии идеи прав человека. В 1966 г. Декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах.

В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и другие.

Следует иметь в виду, что одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют не непосредственно, а через «внутреннее» национальное право. Другими словами, положения, закрепленные в них, необходимо развернуть и воплотить в соответствующих законах каждой конкретной страны – в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.

Примером, подтверждающим данное положение, является Конституция Российской Федерации, в главе второй которой закрепляются основные права и свободы человека, среди них: право на жизнь; равенство всех перед законом и судом; равенство прав мужчины и женщины; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища; право свободного передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова; право избирать и быть избранными; право участвовать в отправлении правосудия; право на свободное занятие предпринимательской деятельностью; право частной собственности; право на жилище; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и другие.

Практика преподавания и изучения прав человека в школе показывает, что его усвоение школьниками достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка, а также такие методы и приемы работы, как диалоги, полилоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры.

Большое значение в обучении правам человека имеют средства массовой информации, информационные технологии. Включение в компьютерную сеть открывает перед школьниками доступ к любой информации в области прав человека.

При адаптации уроков курса «Права человека» к различным условиям следует учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся.

Так, например, в начальных классах предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Выигрышными моментами в обучении младших школьников станет работа с иллюстрациями, рисование по названной тематике, ролевые и дидактические игры.

В 5-9 классах при обучении правам человека предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий, которые учитывают содержательную и организационно-деятельностную специфику тематики прав человека и опираются на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

В 10-11 (12) классах преимущественно можно использовать поисково-исследовательской метод, проектную технологию и деятельностную практику.

Предлагаем для использования в работе примерные сценарии уроков по теме «Права человека» в 1-4, 5-9 и 10-11 (12) классах.


Урок «Права человека» в I-IV классах


Цели урока:

работа над понятием «права человека», «права ребенка». Знакомство детей Декларацией;

развитие чувства человеческого достоинства;

воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Оборудование урока: Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов - М:Вита-Пресс, 2007; Антонов В.В. «Изучаем права человека»/ Рабочая тетрадь – М.: Вита-Пресс, 2007; Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»/ пособие для учителя начальной школы – М.: Вита-Пресс, 2007.


Ход урока.

Введение в тему урока. Учитель рассказывает детям об уроке: о чем будет идти речь на этом занятии.

1. Разминка - игра «Знакомство».

Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут…, я люблю …». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут… Я люблю…» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

2. Кто Я? Какой Я?

Учитель раздает детям «Щиты знакомства»:

Кто я?

Что люблю?

Чем горжусь?

Моя мечта?

Заполняя графы «щитов» дети могут нарисовать ответ или написать его. Затем ученики все берут свои «щиты» и знакомят с ними своих одноклассников.

Игра позволяет детям узнать что-то новое друг о друге, и понять, что у всех есть что-то схожее, что всех их что-то объединяет, у всех могут быть общие цели, желания и чувства.

3. Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека».

Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.

Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».

4. Подведение итогов урока.

В заключение урока учитель может раздать детям тетради и предложить обучающимся начать писать свою книгу по правам человека.

Можно совместно с детьми придумать название книги или можно предложить им свое название «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Дома дети начнут работу с ней. На первой странице вклеят свою фотографию, запишут, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав, обучающиеся могут записывать интересные суждения, рисовать свои права.

Работу по изучению прав человека можно продолжить и на других внеклассных занятиях. Тема внеклассных мероприятий - «Конвенция о правах ребенка».


Урок «Права человека» в V-IX классах


Цель урока:

дать обучающимся представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.

Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование урока: упрощенный вариант Декларации; Бабушкин А. В. «Подростку о правах человека» (методические материалы для педагогов) - М.: 1999; Болотина Т.В., Миков П.В. «Концепция обучения правам человека» - М.: «Русское слово», 2006; Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы./ Сборник – М.: «Звенья», 1997; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими»/ Тренинг толерантности для подростков - М.: «Генезис», 2000.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока, рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества.


II. Игра «Словесные ассоциации».

Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.

Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права человека — это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права человека?». Отвечая на него, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.


III. Игра «Идеальное общество».

Учитель объявляет условия игры: для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.

Класс разбивается на группы по 5—6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.

Таким образом, класс составил перечень прав человека своего сообщества.


  1. Ознакомление обучающихся с Декларацией.

Учитель знакомит обучающихся с Декларацией, рассказывая историю ее создания. Следует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность — человек.

Учитель может рассказать о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.), Декларации независимости (США, 1776 г.), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Великой реформе 1861—1863 гг. (Россия), Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (РСФСР, 1918 г.). Обучающиеся должны осознать, что разные общества подходили к этому вопросу по-разному.

Рассказывая о современном периоде, следует остановиться на создании ООН, официальная дата создания — 24 октября 1945 г. Цель ООН — объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния.

Учитель должен обратить внимание школьников на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран — участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Учитель должен упомянуть, что Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.

Далее следует прочесть текст (возможно, упрощенный вариант) Декларации и сравнить ее статьи с составленным школьниками перечнем.

По окончании чтения обучающиеся отвечают на вопросы:

Какие права человека, упомянутые в Декларации, внесены в наш перечень?

Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию?

Какие права человека вы хотели бы дополнительно включить в Декларацию?

Какие три права в нашем перечне вы считаете наиболее важными? Почему?

Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности?

Почему велико значение Декларации?

Возможен другой вариант этой части урока, когда учитель организует чтение и обсуждение содержания упрощенного варианта Декларации по следующим вопросам:

в 5-7 классах:

1. Почему Декларация была принята в 1948 году на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН? Связать с опытом предвоенной истории и Второй мировой войны, когда происходили массовые нарушения прав человека.

2. Какова суть основных принципов, провозглашенных Декларацией прав человека. Необходимо выделить в доступной для восприятия форме главные принципы документа – «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их», которое «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона»; подтверждение веры «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» и решение «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» и т.д.

3. Какие документы развили и конкретизировали основные принципы, провозглашенные Декларацией? Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также конституции различных стран. Основное внимание стоит уделить Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации (глава 2).

4. Права человека как философская концепция. При обсуждении этого вопроса следует объяснить обучающимся, что в рамках философской концепции права человека рассматриваются как убеждения, система ценностей, как защита справедливости и человеческого достоинства. Этот подход помогает ответить на вопрос, ЧТО такое человек, и почему права человека должны быть защищены. Более того, он связывает воедино права человека, свободу и справедливость.

5. Права человека как правовая система. Этот подход позволяет определить права человека как четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Он помогает ответить на вопросы, КАК реализовать права человека, КТО должен следить за соблюдением прав человека и КАК человек может защитить себя сам. Следует объяснить обучающимся приоритет международных стандартов прав человека и выстроить иерархию правовых документов - Конституция РФ, международные нормы, федеральные законы, и другие правовые нормы, разъяснить механизмы соблюдения прав человека. Кроме того, следует подчеркнуть взаимозависимость двух подходов: каждому человеку необходимо знать свои права, а также механизмы их защиты. Привести примеры из Конвенции о правах ребенка.

6. Почему принципы Декларации были актуальны не только в послевоенный период, но сохранили свою актуальность и в современных условиях? Как соблюдаются права человека в современной России? Целесообразно вернуться к иерархии правовых документов по правам человека, отметив приоритет международных норм, а также норм Конституции Российской Федерации. Следует дать характеристику государственным судебным и внесудебным структурам по защите прав человека (органы прокуратуры, органы внутренних дел, судебная система, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и т.д.), а также негосударственным объединениям и организациям (Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, негосударственные некоммерческие правозащитные организации и т.д.).

в 8-9 классах:

1. Почему Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию уже на своей третьей сессии?

2. Причины актуализации принципов Декларации в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, а также актуализации этих принципов для России в связи с незрелостью гражданского общества, проблемами социально-экономического развития.

3. Каковы основные подходы к изучению прав человека. Проанализировать оба подхода: первый – мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждение, систему ценностей, философскую концепцию, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства; второй – подход, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Добиться понимания взаимосвязи и взаимозависимости обоих подходов.

4. Каково содержание термина «права человека». Разъяснить учащимся, что в современном мире, учитывая систему защиты прав, разработанную на основе Декларации, сам термин «права человека» употребляется чаще всего в случае отношений человека и власти и по поводу определенного международными стандартами перечня прав и основных свобод.

5. Каковы исторические периоды формирования современной концепции прав человека. Коротко остановиться на исторических периодах формирования современной концепции прав человека: первый - осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности; второй – понимание необходимости ограничения власти; третий – осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничивать власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.

6. Каковы основные принципы, провозглашенные Декларацией (признание «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи» и равных и неотъемлемых прав, которые являются «основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости охранения прав человека «властью закона»; подтверждение «веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности…» всеми государствами-членами; их решение «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод…»). По выбору учителя имеет смысл проанализировать не только Преамбулу, но также и статьи Декларации, представляется целесообразным дать их в сравнении со статьями Конституции Российской Федерации.

7. Какие основополагающие международные документы развили и конкретизировали принципы, провозглашенные Декларацией. Подчеркнуть, что Декларация лишь провозглашает права и имеет рекомендательный статус. Но на ее основе выстроены два обязательных для всех государств-членов ООН и основополагающих документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Необходимо разъяснить первую часть Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой записано право народов на самоопределение, привлечь внимание обучающихся к статьям 23 и 24 части 3 Пакта о правах ребенка, которые были развиты и конкретизированы в Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей в 1989 г.) Кроме того, в Пакте прописана и организационная структура ООН, занимающаяся правами человека - Комитет по правам человека.

Существуют и региональные документы, прежде всего Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята Советом Европы в 1950 году. В связи с тем, что после вступления Российской Федерации в Совет Европы Конвенция была ратифицирована в нашей стране, этот документ имеет важнейшее значение, так как его статьями следует руководствоваться и более того применять их в процессе защиты прав человека.

Целесообразно обратить внимание обучающихся на следующее:

права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами;

впервые в рамках международного документа о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты – Европейский Суд по правам человека;

парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

8. Каков порядок применения международных норм, провозглашенных Декларацией и закрепленных в последующих конвенциях и пактах, на территории Российской Федерации. Выстроить иерархию законов в области прав человека: Конституция Российской Федерации, международные нормы, федеральные законы, остальные нормативные акты. Следует подчеркнуть, что главное в этой иерархии - верховенство международных норм и норм Конституции перед любыми национальными законами, даже федеральными, указами Президента и постановлениями Правительства.

Необходимо также обратить внимание обучающихся на то обстоятельство, что международные документы, как и Конституция Российской Федерации – законы прямого действия. Здесь же целесообразно объяснить, что права человека в современном понимании – это вопрос о четких международных стандартах, обязательных и для России. Они носят универсальный характер, что означает, что практически по каждому вопросу, связанному с соблюдением прав человека, существуют не только соответствующие статьи пактов, конвенций и т.д., но и четко определенные развернутые толкования, пояснения, уточнения, что эти положения означают и как их применять на практике. Особое внимание здесь следует уделить решениям Европейского Суда.

9. Каковы механизмы защиты прав человека. Подчеркнуть, что кроме фундаментальных прав человека есть так называемые «процедурные и процессуальные» права – разнообразные механизмы защиты. Особо обратить внимание на внесудебные и негосударственные институты защиты, прежде всего на институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также на правовое просвещение и образование в области прав человека.

V. Подведение итогов урока.

В конце урока следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова.

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению урока интеллектуальной игры «Права человека» в 5 классе
Униципальное общеобразовательное учреждение «средняя гобщеобразовательная школа №17»
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению урока, посвященного Дню прав человека
В россии в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. Например, в 2001году была учреждена премия имени...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения российской государственности и году истории
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила»
Л. А. Иляшенко, Н. Л. Кайнова, Е. Г. Каткова, И. В. Козленко, С. И. Козленко, Т. А. Круглова, Г. И. Старобинская, Т. С. Терещенкова,...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconВнеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"
Лучшее время проведения урока – декабрь. 10 декабря – Всемирный день прав человека, 12 декабря – день Конституции РФ
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации учителям истории, обществознания, права
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению первого урока 2010/2011 учебного года
Авторы-составители: А. В. Фомичев, Е. Г. Сергеенкова, методисты по истории и обществознанию предметно-методического структурного...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconО проведении урока «Права человека» в образовательных учреждениях Ядринского района
В целях ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, формирования уважительного отношения...
Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека» iconМетодические рекомендации по проведению классного часа «Избирать и избираться!» (5-7 классы). Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (8-9 классы)
Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Ремезова, 27-3 этаж, тел./факс (3456)22-66-41, tobolsk
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница