Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»




НазваниеИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/5
Дата05.11.2012
Размер0.62 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5
Департамент образования, культуры и молодёжной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»



  1. Вступление

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебная дисциплина несет интегрированный характер и требует овладения широким спектром научных и прикладных знаний, в сравнении с другими общеобразовательными дисциплинами в образовательном учреждении является единой системой непрерывного целенаправленного педагогического процесса, обеспечивающего подготовленность обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, развитие и укрепление здоровья.

Целью подготовки обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является получение разносторонних знаний и приобретение умений (действий) ответственно относиться к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.


  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя-организатора ОБЖ

Преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области осуществляется в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  • Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения;

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);

  • Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования от 25.03.99 № 389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе».

Региональный уровень

        • Постановления губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 года № 185 «Об организации работы по обеспечению жизнедеятельности населения области, снижению рисков при чрезвычайных ситуациях, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожаров, безопасности на водных объектах, происшествий и повышению эффективности обучения учащихся образовательных учреждений области по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

        • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 16 января 2006 года №25 «О выполнении постановления губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 года № 185»;

  • Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);

  • Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  • Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп;

  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;




  1. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету ОБЖ:

Согласно приказу департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области» преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется во 2-11 классах.

Со 2 по 7, 9 классы преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательных учреждениях области в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, а в 8, 10, 11 классах за счет времени федерального компонента.

Для реализации требований к формированию УМК по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется комплектовать образовательные учреждения завершенными линиями и полным УМК (от программ, учебников, пособий, рекомендаций, плакатов, схем, цифровых образовательных ресурсов), так как это дает возможность реализовывать образовательную деятельность в соответствие с правовым полем системы образования и на основе принципов системности, преемственности, результативности.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется по учебникам, внесённым в федеральные перечни, имеющими гриф «Рекомендовано» или «Допущено» к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях. Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2080 утверждён федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (приложение № 1).

Преподавание ОБЖ в начальной школе рекомендуется осуществлять в учебном процессе по образовательной программе, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2007г.).

В связи с отсутствием в федеральном перечне учебников по ОБЖ для начальной школы рекомендуется использование учебных пособий входящих в УМК авторов Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1-2 кл. нач.шк./Л.П.Анастасова, П.И. Ижевский, Н.В.Иванова.-М.: Просвещение, 2008.

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 3-4 кл. нач.шк./Л.П.Анастасова, П.И. Ижевский, Н.В.Иванова.-М.: Просвещение, 2008.

Использование данных учебных пособий рекомендуется согласно письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе», так как издательство «Просвещение» входит в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Использование учебных пособий в преподавании учебного предмета обусловлено также определением термина «учебное пособие» установленное ГОСТ 7.60-2003: учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

На ступени основного общего образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объёме 1 часа в неделю.

Преподавание предмета в 5-7 и 9 классах реализуется в рамках регионального компонента ОБУП по 1 часу в неделю в каждом классе.

В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе следующие авторские образовательные программы:

1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.

2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа, 2010г.

Анализ базы данных, представленных муниципальными методическими службами об используемых УМК на территории Белгородской области в 2010-2011 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» показал, что преподаватели-организаторы ОБЖ в основной и старшей школе отдают предпочтение учебникам издательства «Просвещение» - 85% и 15% - учебникам издательства «Дрофа».

В основной школе представлены две основные линии учебно-методических комплектов (УМК), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год:

1. Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение») представлена следующими учебниками:

Учебно-методический комплект

Класс

Издательство

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

Просвещение

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

6

Просвещение

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

7

Просвещение

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

8

Просвещение

Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

Просвещение
  1   2   3   4   5

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях»
Обж – высокая гуманитарная технология, образовательная область, через которую внедряется новое жизнеутверждающее мировоззрение, новые...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях»
Обж – высокая гуманитарная технология, образовательная область, через которую внедряется новое жизнеутверждающее мировоззрение, новые...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году» Вступление (обоснование)
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, котораядолжна формироваться...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Химия»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница