Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды»




Скачать 116.8 Kb.
НазваниеУрока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды»
Дата05.11.2012
Размер116.8 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» р.п. Турки

Саратовской области Турковского района




( УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА)


Автор: Махрачева Алевтина Ивановна-

учитель химии МОУ «СОШ» р.п. Турки


р.п. Турки 2008 г.





Тип урока: обобщение и систематизация знаний с организацией проектной деятельности учащихся.

Вид урока: урок-игра.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды».

Задачи:

  1. Обучающая: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о строении номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов.

  2. Развивающая: формировать образное мышление учащихся путем создания фантастического образа химического объекта (вещества, элемента, химической реакции);

Развивать умения: проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения; анализировать суждения товарищей.

  1. Воспитательная: воспитывать у школьников интерес к учению, предоставить возможность каждому проявить свои способности; воспитывать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство взаимного уважения.


Оборудование: мультимидийный проектор, экран, презентации.

Девиз: «Знать – значит победить».

Н.А. Несмеянов


План урока.


  1. Организационный момент и психологический настрой.

  2. Актуализация знаний, опорных понятий.

  3. Творческое применение полученных знаний (презентация и защита групповых проектов).

  4. Подведение итогов защиты проектов. Дебаты.

  5. Работа в группах.

  6. Тест достижений.

  7. Подведение итогов урока. Рекомендации по домашнему заданию. Анализ и оценка итогов работы.

  8. Рефлексия.


Ход урока.


  1. Организационный момент и психологический настрой.


Учитель: Партия Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Великая фраза: «Что наша жизнь – игра.» Помните? Вот и мы сегодня будем играть, а значит – жить, а может, не игра нас ждет, а детство серьёзное. Начинаем. Более 25 млн. почтенных, добропорядочных, органических и неорганических веществ скоро пойдут на выборы. Кандидатов в депутаты пятеро: Алканы, Алкены, Алкадиены, Алкины, Аргены. Они обратились к специалистам 10 класса нашей школы с предложением организовать их выборную компанию. Были созданы 4 команды, которые уже провели определенную работу и готовы предоставить предвыборные технологии. За выборами наблюдает компетентная избирательная комиссия, которая и будет оценивать выступления команд.


  1. Актуализация знаний, опорных понятий.


Учитель: Прежде, чем начать презентацию вашей проектной деятельности, необходимо вспомнить некоторые понятия , которые пригодятся вам в течении урока для работы.

Задание: раскрыть содержание понятий-

  • углеводороды;

  • классификация углеводородов;

  • гомология, гомологи;

  • изомерия, изомеры;

  • сигма-связь, пи-связь;

  • ковалентная связь;

  • гибридизация, её типы.




  1. Творческое применение полученных знаний.

    1. Первый этап – работа с подписными листами.

Каждому ученику класса раздается подписной лист. Его нужно заполнить. Ученики в подписной лист вписывают имя своего кандидата (вверху листа) и свою фамилию.

В графе «Уравнения реакции» нужно написать уравнения реакций с коэффициентами. За каждое правильное написанное уравнение реакции – 1 балл.

Например:


Подписной лист за кандидата в депутаты __________________________


Реагенты и условия реакции

Уравнение реакции

Баллы

CH2 = CH2 +H2O →H3PO4t







CH4+Cl →свет







СaC2+ H2O →







C 6 H6 + HNO3







CH2 = CH-CH = CH2 + Br2










Члены избирательной комиссии подсчитывают число баллов за каждого кандидата и при подведении итогов первого конкурса говорят о первоначальных симпатиях избирателей.

    1. Второй этап - защита предвыборных листовок.


Ученикам дается домашнее задание: нарисовать листовку, наиболее ярко показывающую достоинства кандидата. Работу целесообразно представить на листе формата А-3.

В процессе игры участники должны объяснить смысл нарисованного на листовке. Оцениваются художественные достоинства листовки, информативность, представление.

Например:

Листовка № 1.

Наш кандидат «Алкан» применяется для получения вазелина и парафина. Галоген производные метана широко применяются в медицине:

Хлороформ – для общего наркоза;

Йодоформ – как антисептическое перевязочное средство;

Фторуглероды – в качестве искусственной крови.

При сгорании метана выделяется много теплоты, поэтому он служит дешевым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах.

Метан необходим для производства сажи, фреонов, используемых в холодильных установках, метанола, ацетилена.

Голосуйте за «АЛКАНЫ»!


Листовка № 2.


Первым представителем в кандидаты от «Алкенов» является этилен.

Г.Л. Карина

Свойства газа этилена

Мы запомним навсегда.

В его реакции с водою

Получаются спирты.

Добавляй аш-хлор и что же?

Этилхлорид увидишь ты!

Этилен пропустим в воду с бромом,

Обесцветится все вдруг.

А сойдется с водородом,

Он этаном станет вдруг.

Окисленье протекает

Без особого труда.

Он на воздухе сгорает ,

Остается CO2 лишь и вода.

Из раствора «марганцовки»

Выйдет этиленгликоль.

Полимер из этилена

В применении король.


Его применяют в овощехранилищах для ускорения созревания плодов!

ЭТИЛЕН – наш кандидат!


Кто такие «АРЕНЫ»?

Бензол – представитель в кандидаты.

БИОГРАФИЯ.

В органической химии большое значение имеют ароматические соединения. Термин «ароматические соединения» сформировался исторически: первые представители этих веществ обладали приятным запахом, а позднее оказалось, что большинство веществ, которые по строению и химическим свойствам бесспорно принадлежат к той же группе, не имеют ароматического запаха. Однако первое название так и осталось в литературе.

Простейший и самый важный представитель - бензол. Он был открыт в 1825 г., английским ученым М. Фарадеем. Бензол представляет собой легкокипящую бесцветную нерастворимую в воде жидкость со своеобразным запахом. При охлаждении легко застывает в белую кристаллическую массу с tпл.= 5,50 С.

Молекулярная формула C6H6 . Не обесцвечивает бромную воду и раствор «марганцовки».

Почему именно за него мы голосуем?

Бензол и его гомологи применяются как химическое сырье для производства лекарств, пластмасс, красителей, ядохимикатов, душистых веществ. Он применяется так же в качестве растворителя и как добавка к моторному топливу в целях улучшения его свойств.

Важный источник получения бензола – коксование каменного угля.

Голосуйте за «АРЕНЫ»!


Проголосовали? Вы сделали правильный выбор!


    1. Третий этап.


Программная речь кандидата или его доверенного лица.

В ходе этой речи он должен наиболее интересно и захватывающее описать особые свойства своего кандидата. Идет презентация и защита проекта «АЛКАНЫ», проекта «АЛКЕНЫ», проекта «АЛКИНЫ», проекта «АЛКАНЫ», проекта «АРЕНЫ».

У каждой команды на столах есть критерии оценки проектов. Оценки выставляются по 5-ти бальной системе конкурирующим группам, своей группе оценки не выставляются.


Рейтинговая оценка проекта

Критерии

Коллеги по классу

Учитель

Итог

  1. Презентация

    1. Достигнутый результат: актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

    2. Аргументированность предлагаемых подходов.

    3. Оформление.










  1. Процесс проектирования

  1. Интеллектуальная активность.

  2. Творчество.

  3. Увлечение работать в команде.










  1. Защита.

    1. Качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность.

    2. Объем и глубина.

    3. Ответы на вопросы.
















    1. Четвертый этап – предвыборные дебаты.

Ученики по очереди задают вопросы, обращенные к другим командам.

Команде готовят вопросы соперники по свойствам того элемента, которого она представляет. Достаточно от каждой команды к каждой по одному вопросу. Выигрывает та команда, которая отвечает на наибольшее количество вопросов.


Примеры вопросов к предвыборным дебатам:


  1. Говорят, эту формулу автору подсказали то ли обезьяны, то ли змеи. Какую же форму и кому? (формулу бензола, Ф. Кекуле)

  2. Имя русского ученого, единственного лауреата Нобелевской премии по химии, создавшего теорию цепных реакций. (Н.Н. Семёнов)

  3. Кот Леопольд превращался в леопарда, если он выпивал «озверин», а во что превращается метан, если у него отнять 1 атом водорода. ( Радикал метил)

  4. Как очистить этан от примеси этилена? (Пропустить через бромную воду).

  5. Известно, каучук в морозы

Обычно хрупок, как стекло,

В жару другая есть угроза:

Размякнет он – и потекло!

Но, чтобы изменить картину,

Нагреют с серой каучук,

И вот, пожалуйста, - резина,

И свойства изменились вдруг.

О каком процессе идет речь? (Вулканизация каучука)


    1. Работа в группах.

Учащимися раздаются карточки с заданиями.


№1. Запишите уравнение химических реакций с помощью которых можно охарактеризовать свойства вашей группы углеводородов.


Типы реакций

Алканы

Алкены

Алкины

Арены

I Замещения:

А) хлорирования

Б) нитрирования













II Отщепления

А) дегидрирования

Б)дегидрации













III Присоединения

А) галогенирование

Б) гидрогалогенирование

В)гидрирование

Г) гидратация













IV Окисления

А) растворами сильных окислителей

Б) горение















По мере готовности участники приступают к заполнению таблицы на доске.

Отчет идет с комментариями. Остальные команды дополняют, исправляют, задают вопросы.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску, сравните химические свойства всех 4-ех классов органических соединений, найдите общее в химических свойствах углеводородов. Эта таблица очень важна для нас. Посмотрев на нее вы с легкостью сможете сравнить химические свойства любых интересующих вас углеводородов.


    1. Тест достижений.

Чтобы закрепить материал урока, проведем минисрез знаний.


I вариант

Выберите правильный ответ:

  1. Атомы углерода в молекуле этана находятся в состоянии гибридизации:

а)sp б)sp2 в) sp3


2. С какими из перечисленных веществ не реагирует этилен:

а)кислород б)вода в) магний г) водород


3. Органическое соединение

CH3 – CH – CH = CH2

CH3


имеет название:

а) 2-метилбутен – 3;

б) 1,1 – диметилпропен – 2;

в) 3,3 – диметилпропен – 1;

г) 3 – метилбутен – 1.


  1. Вещества

CH3 – CH = CH2 и CH2 = CH – CH2 = CH3

Являются:

а) изомерами;

б) гомологами;

в) ни в тем ни другим;


5. Укажите вещество А, участвующие в цепочке превращений:

CaC2 → A → C 2H 4 → C 2H 5Cl


а) этилен;

б) ацетилен;

в) этан;

г) хлорэтан.


  1. Какой объем воздуха (в л) потребуется для сжигания 5,6 л этилена, если объемная доля кислорода в воздухе равна 21%.


а) 73; б) 60; в) 66,6; г) 80.

II вариант

Выберите правильный ответ:

  1. Молекула ацетилена имеет пространственное строение:

а)угловое б)линейное в) тетраэдрическое.


2. С какими из перечисленных веществ не реагирует ацетилен:

а)кислород; б)оксид серы (IV); в) бромводород; г) хлор.


3. Органическое соединение

CH3 – CH = CH - CH2 - CH3

имеет название:

а) 1-метил бутин – 2;

б) 4 – метил бутин – 1;

в) пантен – 2;

г) пантин – 3.


  1. Вещества

CH2= CH - CH2 -- CH3 и CH3 - CH = CH -CH3

Являются изомерами:

а) углеродного скелета;

б) положения двойной связи;

в) оптическими;


5. Укажите вещество Х, участвующие в цепочке превращений:

CH4 → C2H2 → X → C 2H 4 → C 2H 4Br2


а) пропан;

б) бром этан;

в) ацетилен;

г) этилен.


6.Вычислите количество теплоты, которая выделится при сгорании 44,8 л метана (н.у.), если термохемическое уравнение реакции его горения

CH4+2O2→ CO2 + 2H 2O +900кДж


7.Подведение итогов урока.


Резюме о проделанной работе. Объявление и комментирование отметок учащимися.


Домашнее задание: Повторить §. Подготовиться к контрольной работе.


Учитель: Спасибо за отличную работу, проявленное творчество, оригинальный подход к своему проекту.

Похожие:

Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconРазработка урока алгебры. 8 класс. Л. В. Рогоева., учитель математики, Ягодинская сош. Цели: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные уравнения»
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратные уравнения» Создать условия для применения этих...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconПлан-конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы»
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconПриложение 1 форма плана-конспекта урока
Цель урока: Систематизировать, обобщить и углубить знания по теме «Кислород», продолжить формирование умений
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconПлан урока. Историческая справка. «Развитие электричества в селе Ново-Николаевка»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания учащихся о применении электричества в сельском хозяйстве. Побудить учащихся...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconТики и информатики
Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Квадратные уравнения». Познакомить учащихся с редактором формул в Word
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconУрок по алгебре в 8 классе: «Решение квадратных уравнений»( 2 часа)
Обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по теме “Квадратные уравнения”
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconУрок в форме соревнования между тремя мастерскими по теме
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Испарение. Конденсация. Кипение», продолжить работу над формированием умений...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconУрока по алгебре и началам анализа в 11 классе
...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconУрок-соревнование по теме "тепловые явления"
Цели: Обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явле­ния», совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» iconУрок алгебры в 7 классе по теме
Цели урока: Обобщить знания учащихся по теме: «Степень с натуральным показателем»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница