Программа дисциплины "Химия высокомолекулярных соединений" для специальности 540101. М. Химия




Скачать 412.05 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Химия высокомолекулярных соединений" для специальности 540101. М. Химия
страница1/3
Дата05.11.2012
Размер412.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева»


Кафедра химии и МПХ


Утверждена

на заседании кафедры

химии и МПХ

протокол № 4

от «__» января 2008г.


Программа дисциплины

"Химия высокомолекулярных соединений"

для специальности 540101.М.-Химия


Программу составила:

к.п.н., старший преподаватель

Чабарова Б.М.


Тобольск, 2007


Пояснительная записка

Программа составлена для студентов обучающихся на биолого-химическом факультете педагогического института для специальности 540101.М.-Химия.

Изyчение данного курса заканчивается зачётом.

Выполнение кyрсовых работ и ВКР не предyсмотрено.

Всего на изучение дисциплины отводится 84 часа, в том числе 20 часов лабораторно-семинарских работ, 62 часа на самостоятельную работу студентов и 2 часа КСР.


1. Цели и задачи дисциплины

Курс химии высокомолекулярных соединений (ВМС) ставит задачей дать знания в области основ химической науки о полимерах - веществах, значение которых для жизни современного человека, для самых различных отраслей промышленности продолжает оставаться существенными в наступившем 21 веке.

При изучении курса «Химия высокомолекулярных соединений» магистрант должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: учебно- воспитательной, культурно- просветительной, научно- методической.

Каждый из которых предполагает умение решать следующие профессиональные задачи:

1. В области учебно- воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения курса «Химия высокомолекулярных соединений» в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по химии высокомолекулярных соединений с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения химии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- формирование системы знаний по предмету (основные понятия, закономерности, факты) как компонента естественнонаучной картины мира;

- обработка понимания места химии ВМС среди других наук; ее роль в научно техническом процессе, развитии технологии и в практической деятельности человека;

- привитие навыков грамотно, безопасного обращения с химическими веществами, реактивами, приборами; навыков грамотного поведения в целом;

2.В области культурно- просветительной деятельности:

- развитие личности магистрантов, формированию их интеллектуальной культуры и круговорота, химического стиля мышления;

- нравственное становление личности обучающихся; формирование их экологической и валеологической культуры как комплекса знаний, умений, мышления, мировоззрения и образа жизни;

3. В области научно- методической деятельности:

- формирование навыков самостоятельной, исследовательской, экспериментальной, методической деятельности; активизации творческих способностей.

- формирование представлений о научных методах исследования и их месте в системе культурных общечеловеческих ценностей;


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


После изучения данной дисциплины магистрант должен:

знать:

- основные понятия химии ВМС; их роль в природе, значение как промышленных материалов, в повседневной жизни человека;

- классификация полимеров различным основаниям; представителей каждой группы;

- особенности строение и свойств макромолекул; отличительные характеристики растворов полимеров;

- структуру и основные физические свойства полимерных тел. (аморфное, высокопластичное, стеклообразное, вязко- текучее состояний).

- основные химические свойства полимеров: химические реакции не проводящие к изменению степени полимеризации химической реакции, приводящие к изменению степени полимеризации.

- основные реакции, проводящие к синтезу ВМС: полимеризация и ее виды, поликонденсация;

- общие методы и приемы работы в химической лаборатории, правила техники безопасности;

- основные методы исследования, использующиеся при выделении, очистки, фракционировании полимеров; определении основных констант; при синтезе ВМС.

уметь:

- писать химические формулы основных представителей каждой группы полимеров и уравнения реакций их получения:

- характеризовать свойства полимеров на основе их химической формулы и строения;

- обращаться с химическим оборудованием, посудой, реактивами, осуществлять важнейшие приемы работы в химической лаборатории;

- проводить химический эксперимент по получению, очистке, фракционированию некоторых ВМС;

- подтверждать химическим экспериментом особенности строения свойств основных групп полимеров;

- осуществлять химический эксперимент по определению некоторых констант полимеров и изучению особенностей свойств их растворов;

- распознавать основные полимерные материалы;

- самостоятельно работать с учебной, научной, периодической и популярной литературой (самостоятельное конспектирование, написание рефератов, докладов, мини - лекций, литературного обзора и пр.);

- представлять учебный материал вербально (защита доклада, реферата, мини лекции, беседа и др.) и невербально (рисунки, опорные схемы и конспекты, таблицы, графики и др.);

  • владеть навыками научно- исследовательской, экспериментальной работы необходимые для педагогической деятельности.



3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

ОДО

Семестр

X

Общая трудоемкость дисциплины

84

84

Аудиторные занятия: в том числе: лекции, практические занятия (семинары)

20

20

КСР

2

2

Самостоятельная работа

62

62

Сообщения

10

10

Доклады

10

10

Самостоятельная проработка тем

10

10

Решение задач

10

10

Выполнение химического эксперимента

12

12

Выполнение тестов

10

10

Вид отчетности по дисциплине

зачёт

зачёт


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Раздел дисциплины

Всего (часов)

ПР

ОДО

1

Введение

6

6

2

Классификация полимеров и их важнейшие представители

2

2

3

Макромолекулы и растворы полимеров

4

4

4

Полимерные тела

2

2

5

Химические свойства и химические превращения полимеров.

4

4

6

Синтез полимеров.

2

2



4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1.Лекционный курс (не предусмотрен)

4.2.2. Практические (семинарские) занятия

№ занятия

Наименования темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Количество часов

1


2


3

Предмет и задачи науки о высокомолекулярных соединениях.

Вклад ученых в развитии науки о высокомолекулярных соединениях.

Значение ВМС в промышленности.

Раздел 1. Введение.

Тема: Основные понятия химии ВМС.

Тема: Вклад русских и советских ученых в зарождение и развитие науки о полимерах.

Тема: Значение высокомолекулярных соединений в промышленности.

6

4

Классификация полимеров.

Раздел 2. Классификация полимеров и их важнейшие представители.

Тема: Классификации полимеров.


2

5


6

Конфигурационная изомерия и конфигурация макромолекулы.

Относительная вязкость и

колигативные свойства растворов ВМС.

Раздел 3. Макромолекулы и растворы полимеров.

Тема: Макромолекулы и растворы полимеров.

Тема: Вязкость растворов ВМС.


4

7

Основные физические свойства полимерных тел.


Раздел 4. Полимерные тела.

Тема: Структура и основные физические свойства полимерных тел.

Структура и надмолекулярная организация аморфисных полимеров. Условия необходимые для кристаллизации полимеров. Температурные кристаллизации и температурные плавления. Структура и надмолекулярная организация кристаллических полимеров. Различие и сходство в структурной организации кристаллических и аморфных полимеров.


2




Химические свойства и химические превращения полимеров.

Решение задач.

Раздел 5. Химические свойства и химические превращения полимеров.

Тема: Химические свойства и химические превращения полимеров.

Тема: Решение задач.


4




Синтез полимеров.

Раздел 6. Синтез полимеров.

Тема: Синтез полимеров.


2


*- Развернyтые планы семинарских занятий и методические yказания к их выполнению приведены в приложении № 1 УМК

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов*2

Раздел и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Кол-во

часов

Раздел 1. Введение.

Тема: Основные понятия химии ВМС.


1. Подготовить сообщение «Фенолформальдегидные смолы».

2.Подготовить сообщение «Полиэтилен и его семейство».

3.Прорешать тесты по данной теме.

4. Отчитаться по лабораторной работе.

5. Отчитаться по теории.


февраль

8

Раздел 2. Классификация полимеров и их важнейшие представители.

Тема: Классификации полимеров.


1. Подготовить сообщение «Зависимость свойств полимеров от их строения».

2. Подготовить сообщение об одном из представителей синтетических полимеров.

3. Прорешать тесты по данной теме.

4. Отчитаться по лабораторной работе.

5. Отчитаться по теории.


март

6

Раздел 3. Макромолекулы и растворы полимеров.

Тема: Макромолекулы и растворы полимеров. Конфигурационная изомерия и конфигурация макромолекулы.


1. Подготовить доклад по теме «Лавсан. Получение лавсана поликонденсацией этиленгликоля и терефталевой кислоты. Применение».

2. Подготовить доклад по теме «Найлон. Получение найлона поликонденсацией гексаметилендиамина и адипиновой кислоты. Применение».

3.Прорешать задачи по данной теме.

4. Отчитаться по лабораторной работе.

5. Отчитаться по теории.


апрель

8

Раздел 4. Полимерные тела.

Тема: Структура и основные физические свойства полимерных тел.


1.Подготовить и провести мини – лекцию по теме: «Электрические свойства полимеров».

2.Отчитаться по лабораторной работе.

3. Отчитаться по теории.


апрель

8

Раздел 5. Химические свойства и химические превращения полимеров.

Тема: Химические свойства и химические превращения полимеров.


1. Подготовить и провести мини – лекцию по теме: «Полимераналогичные превращения».

2. Прорешать задачи по данной теме.

3. Отчитаться по лабораторной работе.

4. Отчитаться по теории.


май

10

* Содержание самостоятельных работ стyдентов и методические yказания к их выполнению приведены в приложении №2 УМК


4.2.4.Лабораторный практикум (не предусмотрен).


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

Основная:

- Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. для вузов/Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др.; Под ред. Ю.А. Ершова.- 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2002.

Дополнительная литература:

- Барашков М.М., Сахно Т.В. Оптически прозрачные полимеры и материалы на их основе. - М. : Химия, 1992.

- Натуральный каучук: В 2 -х частях. /Пер. с англ; Под ред. А. Робертса. - М.: Мир, 1990.

- Тагер А.А. Физикохимия полимеров. -М.: химия, 1978.

- Шур А.М. Высокомолекулярные соединения. - М.: Высшая школа, 1981.

- Копылов В.В. В мире полимеров. - М.: Знание, 1983.

- Химия: Справ. изд. / В Шретер и др.: Пер. с нем. - М.: Химия, 1989.

- Чертков И. Н. Эксперимент по полимерам в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.

- Соломон З. Г. Волокна из нефти и газа. Книга для внеклассного чтения VIII - Х кл. - М.: Просвещение, 1981.


5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.


1. Программа по курсу.

2.Комплект мyльтимедийных лекций.

3.Коллекции полимеров.


6. Материально - техническое обеспечение дисциплины.

- имеется в наличии специализированные лаборатории для проведения выше указанного лабораторного практикума.

  • реактивы и химическая посуда в соответствии с выполняемым практикумом;

  • технические средства обучения: видеоаппаратура, мультимедийный класс с видеопроектором

- приборы: вакуумный насос, центрифуга

- модели, коллекции, таблицы по ВМС.


7. Содержание текущего и промежуточного контроля

Содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении УМК

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


Задания для проведения срезового контроля знаний магистрантов:

Вариант 1.

  1. Приведите схему сополимеризации акрилонитрила CH3CH2CN и винилацетата.

  2. Какие различия в свойствах у аморфных и кристаллических полимеров?

  3. 28,2 г фенола нагрели с избытком формальдегида в присутствии кислоты. При этом образовалось 5,116 г воды. Определите среднюю молярную массу полученного высокомолекулярного продукта реакции, считая, что поликонденсация протекает только линейно и фенол полностью вступает в реакцию.

  4. Углеводород «А», плотность которого по воздуху меньше 1, присоединяет в присутствии хлорида ртути (II) хлороводород и превращается при этом в вещество «В», которое при определенных условиях образует вещество «С», имеющее тот же качественный и количественный состав, на гораздо большую относительную молекулярную массу. Приведите формулы веществ «А», «В», «С». Напишите уравнения реакций.

Вариант 2.

  1. Приведите схему поликонденсации терефталевой кислоты С6Н4(СООН)2 и этиленгликоля.

  2. В каких областях народного хозяйства используются полимерные материалы?

  3. К 1,12 л бесцветного газа (н.у.), полученного из карбида кальция, присоединили хлороводород, образовавшийся при действии концентрированной серной кислоты на 2,925 г поваренной соли. Продукт присоединения хлороводорода полимеризовался с образованием 2,2 г полимера. Какой полимер был получен? Каков выход превращения мономера в полимер (в % от теоретического)?

  4. Углеводород «А» тяжелее воздуха, при дегидрировании образует соединение «В», которое легче воздуха. «В» при определенных условиях превращается в соединение «С», имеющее тот же качественный и количественный состав, что и «В», но отличающееся тем, что не вступает в реакцию с хлороводородом. Приведите формулы веществ «А», «В» и «С». Напишите уравнения реакций.

Темы вынесенные на изучение самостоятельной работы магистрантов:

1. Влияние строения мономера на его способность к радикальной полимеризации.

2. Кинетика радикальной полимеризации.

3. Рост и обрыв цепи.

4. Полимеризация диеновых углеводородов.

Тесты по теме: «Химия высокомолекулярных соединений»


1. Для получения синтетических полимеров используются реакции…

Варианты ответов:

1.полимеризации и изомеризации




2.поликонденсации и гидролиза




3.полимеризации и поликонденсации




4.полимеризации и этерификации


2. В качестве низкомолекулярного вещества в реакциях поликонденсации чаще всего образуется…

Варианты ответов:

1.NaCI




2.H2O




3.H2S




4.CO2


3. Вещества, вызывающие протекание реакции полимеризации, называются…

Варианты ответов:

1.инициаторы




2.индикаторы




3.ингибиторы




4.пластификаторы


4. Синтетические волокна, в основном, получают реакцией…

Варианты ответов:

1.теломеризации




2.сополимеризации




3.химической модификации




4.поликонденсации

5. Синтетический каучук получают полимеризацией…

Варианты ответов:

1.метилакрилата




2.стирола




3.бутадиена-1,3




4.акрилонитрила


6. Реагентом, который применяется для вулканизации каучука, является…

Варианты ответов:

1.мел




2.графит




3.сажа




4.сера


7. Реакцией поликонденсации можно получить…

Варианты ответов:

1.найлон




2.полистирол




3.тефлон




4.полинитрил


8. Реакция синтеза полимеров из соединений, содержащих две или более функциональные группы, сопровождающаяся образованием низкомолекулярного продукта, называется…

Варианты ответов:

1.поликонденсацией




2.димеризацией




3.сополимеризацией




4.деполимеризацией

9. Процесс образования полимеров путём последовательного присоединения молекул мономера называется реакцией…

Варианты ответов:

1.полимеризации




2.полипептизации




3.поликонденсации




4.полиэтерификации

10. Полистирол получают в результате…

Варианты ответов:

1. полимеризации винилбензола




2.изомеризации стирола




3.поликонденсации стирола




4.полимеризацией стирального порошка


11. Получение ацетатного шёлка из целлюлозы возможно благодаря наличию в ней…

Варианты ответов:

1.циклических фрагментов




2.метиленовых групп




3.гидроксильных групп




4.альдегидных групп



12. Получение полиэтилена осуществляется по реакции…

Варианты ответов:

1.nCH2=CH→-(CH2-CH)n-

I I

CN CN




2.nCH2=CH→-(CH2-CH)n-

I I

C6H5 C6H5




3. nCH2=CH→-(CH2-CH)n-

I I

CH3 CH3




4. nCH2=CH2→-(CH2-CH2)n-


13. Основную массу промышленно важных полимеров получают реакцией…

Варианты ответов:

1.поликонденсации




2.сополимеризации




3.вулканизации




4.полимеризации

14. Особенностью реакции полимеризации, отличающей её от поликонденсации, является…

Варианты ответов:

1.отсутствие разветвлённых структур




2.образование побочных низкомолекулярных продуктов




3.отсутствие побочных низкомолекулярных продуктов




4.образование разветвлённых структур



15. Первая стадия полимеризации, на которой происходит образование активных центров, называется…

Варианты ответов:

1.конденсация




2.рацемизация




3.инициирование




4.ингибирование


16. Сырьём для получения искусственных волокон является…

Варианты ответов:

1.целлюлоза




2.каучук




3.крахмал




4.стирол



17. Для получения синтетического каучука по Лебедеву в качестве исходного вещества используется…

Варианты ответов:

1.пропиловый спирт




2.бутиловый спирт




3.этиловый спирт




4.метиловый спирт


18. Для получения синтетических полимеров используются реакции…

Варианты ответов:

1.поликонденсации и гидролиза




2.полимеризации и поликонденсации




3.полимеризации и изомеризации




4.полимеризации и этерификации


19. Процесс образования полимеров путём последовательного присоединения молекул мономера называется реакцией…

Варианты ответов:

1.полипептизации




2.полимеризации




3.полиэтерификации




4.поликонденсации

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconПрограмма дисциплины «Основы минералогии и кристаллохимии»
Программа составлена для магистрантов обучающихся на биолого-химическом факультете педагогического института для специальности 540101....
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconИнженер химик-технолог (химия и технология высокомолекулярных соединений). Более 8 лет производственного опыта (органический синтез на полупромышленных
Более 8 лет производственного опыта (органический синтез на полупромышленных установках по синтезу новых органических соединений)....
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconРабочая программа наименование дисциплины Компьютерная химия
Специальности 240100. 68. 34 Химическая технология текстильных материалов, 240100. 68. 10 Химическая технология высокомолекулярных...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия»
«Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды»
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия icon020100. 62 Химия и специальности 020101 Химия
Допущено умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся в магистратуре...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconОписание дисциплины Образовательная программа: химия для поступающих в Высшие учебные заведения Дисциплина: химия Семестр: 1, 2
Целью изучения дисциплины «Химия» является приобретение углубленных знаний, умений и навыков, необходимых для поступления и дальнейшего...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconОбразовательное учреждение
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Химия», «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия и физико-химические...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconПрограмма дисциплины «Химия атмосферы»
«Экология, рациональное природопользование», «Химия»(специализация «Химия окружающей среды») по циклу «Общие профессиональные дисциплины...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература [1]. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов. (Ю. А. Ершов, В. А. Попков, А. С. Берлянд...
Программа дисциплины \"Химия высокомолекулярных соединений\" для специальности 540101. М. Химия iconПрограмма учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология»
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница