Рабочая программа по курсу "биологическая химия " Специальность 022300




Скачать 426.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу "биологическая химия " Специальность 022300
страница1/3
Дата05.11.2012
Размер426.54 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. К. АММОСОВА БИОЛОГО - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА БИОХИМИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

"БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ "

Специальность 022300 - "Физическая культура и спорт

(очная и заочная форма обучения)

Институт - - Физической культуры и спорта ЯГУ


Курс ведётся преподавателями кафедры биологической химии БГФ ЯГУ

Цикл обще-профессиональных дисциплин

Трудоемкость по ГОС ВПО – 120 часов

Для очной формы обучения:

Семестр 4-й, аудиторных занятий - 60 часа, СРС – 60 часов

Итоговый контроль - экзамен

Для заочной формы обучения:

Семестр 6-й, аудиторных занятий – 16 часов

Итоговый контроль - экзамен


Составитель:

Попова Альбина Саввична, доцент кафедры биологической химии БГФ ЯГУ


Якутск –2003

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры биохимии БГФ ЯГУ

От “____” января 2003 г , протокол N______


Заведующий кафедрой биологической химии

д.б.н., профессор, академик АН РС(Я) Б.М. Кершенгольц


Рабочая программа утверждена на заседании НМС БГФ ЯГУ

От “____” 2003 г , протокол N______

Председатель НМС БГФ А.В. Яковлева


Рабочая программа утверждена на заседании НМС ИФКиС ЯГУ

От “_24” апреля 2003 г протокол N_7__

Председатель НМС ИФКиС Л.С. Ядрихинская


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического Совета ЯГУ

От “_24” апреля 2003 г протокол N_7__

Председатель научно-методического Совета ЯГУ А.В. Яковлева


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основание для чтения курса “Биологическая химия”, цикл ОПД. Ф.03.

  • Государственный образовательный стандарт по специальности 022300 – Физическая культура и спорт, квалификация – специалист по физической культуре и спорту (Москва, 2000 г)

  • Типовая программа, составленная в соответствии с учебным планом направления 022300 - Физическая культура и спорт, утвержденная 10.03. 2003 г.




  1. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Объем работы студента (в часах) по специальности “Физическая культура и спорт” согласно учебному плану, утвержденному Ученым Советом ЯГУ по дисциплине “Биохимия”, составляет:

По очной форме обучения – 120 часов, в т. ч. аудиторных – 60 часа,

Из которых - лекции – 30 часов

Лабораторные и семинарские - 30 часов

Самостоятельных – 60 часов


По заочной форме обучения - - 120 часов, из них аудиторных 16 часов

В т.ч.: лекции – 10 часов

Лабораторные и семинарские - 6 часов

Самостоятельных 104 часа


2.ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 022300 "Физическая культура и спорт" от 10.03.02 (г. Москва) формирует общие требования к образованности специалиста по физической культуре и спорту, относящиеся к дисциплине "Биологическая химия":

Специалист с квалификацией "Специалист по физической культуре и спорту" должен:

знать:

2.1. медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

2.2. важнейшие методы проведения медико-биологического контроля

уметь:

2.3. используя медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их.

3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ


Принцип

Содержание принципа

Основание для чтения курса

- стандарт специализации на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации “Специалист по физической культуре и спорту", утвержденной 10.03.02 (г. Москва).

Адресат курса

Студенты 2-го курса (4-й учебный семестр) по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт'

Главная цель курса

Студент после прохождения курса обучения должен:

иметь представление о химических системах;

знать общие закономерности обмена веществ;

уметь использовать знания по биохимическим основам физкультурно-спортивных занятий для аргументированного обоснования положений предметной области знаний.

Ядро курса

Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей;

преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция;

биохимические процессы при мышечной деятельности, закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки;

биохимические основы силы, быстроты, выносливости человека; возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями;

биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности;

биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом

Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения данного курса

Базовые знания по курсу общей, неорганической и органической химии.

Базовые знания по курсу анатомии человека.

Знания по курсу нормальной физиологии человека, включая разделы: гормональная регуляция, понятие о физиологических аспектах водно-солевого обмена, функционировании соматических органов и крови, роль печени в углеводном обмене, физиологии функционирования нервной системы и мышечного сокращения.

Уровень требований по сравнению со Стандартом

"знать" химические системы, энергетику химических процессов, реакционную способность заменено на "иметь представление" в связи с возможностью усвоения студентами материалов ядра курса, имея представление в выше отмеченных областях знаний. Но при этом повышен уровень требований по биохимическим основам физкультурно-спортивных знаний, где студент должен "знать" добавлено "уметь" интерпретировать и аргументировать эти знания.

Объем в часах курса

Лекции -36 часов; лабораторные - 24 часа; практические -12часов; СРС - 48часов

Области применения полученных знаний и умений

Могут быть использованы при усвоении курсов по физио­логии человека, гигиене, спортивной медицине и теории физического воспитания;

полученные знания и умения необходимы при практической деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Организация контроля

тестовый контроль первоначального уровня знаний по химическим и биологическим дисциплинам на уровне среднего общего образования, промежуточный контроль - контрольные работы, семинары, итоговый контроль - экзамен по тестам


4. ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ


Уровень усвоения

№ цели

Цели курса

№ по станд арту

Иметь представление о

1


2


3

О строении и свойствах некоторых химических соединений;

Об общих закономерностях преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляции;

Биохимические процессы при мышечной деятельности, закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки.

2.1


2.1


2.1

Знать

4


5


6.

Биохимические основы силы, быстроты, выносливости человека;

Возрастные особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями

Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями

2.2.


2.1


2.1

Уметь

7


8

Интерпретировать и адаптировать информацию для адресата по результатам биохимического контроля за состоянием тренированности и перетренированности

Делать аргументированное обоснование положений предметной области знаний

2.3


2.3



5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов и их распределение по формам проведе­ния занятий сделано соответственно учебному плану, выписка из кото­рого приводится п.1

Курс "Биологическая химия" состоит из трёх разделов.

Модуль 1. Макро- и микромолекулы живого организма, их структурная организация и биологические функции. Энергетика химических процессов, макроэргические соединения.

Модуль 2. Общие закономерности обмена веществ, их взаимосвязь и регуляция. Энергетический потенциал макромолекул при различных видах физической нагрузки. Биологическое окисление и понятие о преобразовании химической энергии в другие виды энергии.

Модуль 3. Биохимические основы физкультурно-спортивных занятий. Биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности. Биохимические основы питания при занятиях спортом.


5.1. СТРУКТУРА КУРСА

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Курс “Биологическая химия” состоит из 3-х разделов (модулей):

1. Введение в биохимию. Элементарный состав живого. Микро- и макроэлементы. Основные классы биоорганических соединений и их функциональные группы. Типы химических связей. Типы и характер химических реакций. Энергетика химических процессов. Макроэргические соединения (1-й модуль).

2. Основные понятия о структуре и биологических функциях биомолекул: белков, углеводов и липидов. Общие закономерности обмена белков, углеводов и липидов, их регуляция и взаимосвязь. Энергетический потенциал этих веществ и их значение как источников энергии при физических нагрузках и занятиях спортом (2-й модуль).

3. Биохимические основы мышечного сокращения и его энергетическое обеспечение, потребление кислорода. Понятие об устойчивом состоянии и алактатном и лактатном кислородном задолженностях. Пути ресинтеза АТФ. Динамика биохимических процессов в организме человека при мышечной деятельности и в периоде отдыха после нагрузки. Суперкомпенсация. Биохимическое обоснование принципов спортивной тренировки. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки; биохимические основы силы, быстроты, выносливости человека; возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями; биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности; биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом (3-й модуль).

Схематическая структура курса

Лекционная часть


Модуль 2

Модуль 3

Модуль 1


Практическая часть


Текущий контроль

Промежуточный контроль


Коллоквиумы,

выполнение контрольных тестовых заданий (6)

Защита работ по СРС и рефератов (6)

Выполнение и защита отчетов лабораторных работ (6 )


Итоговый контроль


Экзамен


5.2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ"


5.2.1.ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ


1-й модуль. Введение в дисциплину. Макро- и микромолекулы живого организма, их структурная организация и биологические функции. Энергетика химических процессов, макроэргические соединения.

- 4 часа

Введение в биохимию. Что изучает спортивная биохимия. Элементарный состав живого. Химические элементы биомолекул. Краткая характеристика наиболее распространенных в живой природе элементов: углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, металлы, галогены.

Основные классы биоорганических соединений, их общие формулы: углеводороды, спирты, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, амины и аминокислоты. Функциональные группы основных классов биоорганических соединений. Типы химических связей. Типы и характер химических реакций (общие понятия). Макроэргические соединения. Аденозинтрифосфорная кислота, креатинфосфат и др.


2-й модуль. Основные понятия о структуре и биологических функциях биомолекул: белков, углеводов и липидов. Общие закономерности обмена белков, углеводов и липидов, их взаимосвязь и регуляция. Энергетический потенциал макромолекул при различных видах физической нагрузки. Биологическое окисление и понятие о преобразовании химической энергии в другие виды энергии.

- 14 часов

Белки - основа жизни. Аминокислоты - мономеры белков. Структурная организация белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Значение специфичности первичной структуры в функционировании белков, видовая специфичность белков. Биологические функции белков: пластическая, каталитическая, регуляторная, гормональная, транспортная, дыхательная, сократительная, защитная, иммунозащитная, свертывание крови, передача наследственных признаков. Гемоглобин, миоглобин и др. гемсодержащие белки. Эритропоэтин.

Ферменты - биокатализаторы. Понятие о структурной организации фермента, о механизме действия и общих свойствах ферментов. Витамины - регуляторы активности ферментов. Водо- и жирорастворимые витамины.

Гормоны как биологические регуляторы на межорганном, внутриклеточном и молекулярном уровнях. Иерархическая лестница гормональной регуляции.

Углеводы: общая характеристика и классификация. Моносахариды: рибоза, 2-дезоксирибоза, глюкоза и их биологическое значение. Дисахариды - лактоза, мальтоза, сахароза и их пищевые источники. Полисахариды: крахмал, гликоген и их значение при физических нагрузках. Пути окисления глюкозы. Схема гликолиза и аэробного окисления, их основные этапы. Дыхательная цепь и её сопряжение с окислительным фосфорилированием. Сходство и различия гликолиза и аэробного окисления, их энергетический и биологический эффект. Влияние витаминов и гормонов на углеводный обмен.

Липиды, их классификация и биологические функции. Нейтральный жир, его структура, биологическое значение, пищевые источники. Общая схема распада нейтрального жира в желудочно-кишечном тракте и пути превращений его метаболитов. Энергетический эффект окисления липидов. Сырьевые источники для синтеза жиров. Стерины и их анаболический эффект. Влияние нейрогуморальной системы и физической нагрузки.

Схема обмена белков и аминокислот в организме человека. Пути превращения всосавшихся аминокислот и конечные продукты их распада (аммиак, амины, альдегиды, кетоновые тела). Биологически активные вещества, образующиеся из аминокислот, и их биологическое действие при занятиях спортом. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Определение полноценности белков пищевых продуктов. Пути обезвреживания ядовитых метаболитов белкового обмена, роль печени, почек. Мочевина. Влияние факторов питания и физической нагрузки на эффективность биосинтеза белка в различных возрастных группах.

Взаимосвязь обменов углеводов, белков и липидов в организме человека и их изменения при занятиях различными видами спорта.


3-й модуль. Биохимические основы физкультурно-спортивных занятий. Биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности. Биохимические основы питания при занятиях спортом.

- 12 часов

Биохимия мышц и мышечного сокращения. Структура мышечного волокна. Миофибриллы: диски А, I, зоны Н (светлая), М (тёмная), мембрана Z, толстые и тонкие протофибриллы; изменения зон при сокращении и расслаблении. Химический состав мышечной ткани. Белки: сарколеммы (липопротеиды, коллаген), ядер (нуклеопротеиды), ми-тохондрий (ЛП, ферменты ЦТК, бетта-окисления ВЖК, дыхательной цепи), саркоплазмы (ферменты, миоальбумины, миоглобулины, гло-булины), миофибрилл (миозин, актин, тропомиозин, тропонин, акти-нин). Водорастворимые азотистые соединения: АТФ, КрФ, АДФ, АМФ. Сократительные белки. МИОЗИН и его АТФ-азная активность. АКТИН: мономерный (глобулярный), димерный (глобулярный), полимерный (фибриллярный). Функции тропомиозина и тропонина. Схема биохимических процессов, происходящих в мышце при сокращении и расслаблении, роль нейрогормона ацетилхолина. Значение АТФ для расслабления. ГАМК - фактор торможения, возрастные особенности при его выработке.

Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности. Источники энергии при мышечной работе. Ресинтез АТФ в креатинфосфокиназной реакции, фермент КФК. КрФ-атная ёмкость скелетных мышц и их скоростные качества. Зависимость количества КрФ от тренированности организма, значение метионина для синтеза КрФ. Ресинтез АТФ в процессе гликолиза, его длительность, зависимость от тренированности в условиях гипоксии. Энергетический баланс и зависимость метаболической ёмкости гликолиза от запасов углеводов и размеров буферной системы. Ресинтез АТФ в аэробном процессе, его эффективность и скорость, значение для длительной умеренной нагрузки. Коэффициент Р/0, дыхательная цепь и её разобщающие факторы (тироксин, лактат, непредельные жирные кислоты, некоторые яды). Величина максимального потребления кислорода (МПК) - показатель мощности аэробного энергообразования, его зависимость от тренированности, количества митохондрий, количества и активности дыхательного цикла и процента содержания красных мышечных волокон (медленно сокращающихся). Ресинтез АТФ в миокиназной реакции - аварийный путь. Расточительность и вредность для организма миокиназного пути ресинтеза АТФ. Соотношение процессов аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ в упражнениях разной мощности и длительности.

Динамика биохимических процессов в организме человека при мышечной деятельности. Кислородное потребление при работе мышц. Транспорт кислорода к работающим мышцам. Понятие об устойчивом состоянии. Beличина кислородной задолженности от интенсивности и длительности физической нагрузки. Пути ресинтеза АТФ в условиях кислородного дефицита. Лактатный и алактатный кислородный долг, их динамика. Величина и динамика кислородного долга при беге на короткие дистанции и при марафонском беге. Динамика изменений кисло родного долга по мере увеличения тренированности у спринтеров и у стайеров. Влияние запаса миоглобина, креатинфосфата и др.факторов.

Биохимические основы спортивной тренировки. Биохимические эффекты тренировки. Явление суперкомпенсации, сверхвосстановление энергетических процессов, структурных белков, повышения функционального уровня и активности ферментов. Зависимость величины и длительности суперкомпенсации от характера физической нагрузки. Обратимость явления суперкомпенсации.

Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки; биохимические основы силы, быстроты, выносливости человека. Возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями. Биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности организма спортсмена.

Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, его отличия от питания людей умственного и тяжелого физического труда. Особенности питания спортсмена на Севере.


5.2.2. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Объем - 36 часов


1-е занятие.

а) Знакомство с техникой безопасности при работе в химической лаборатории, порядком проведения, расчета и оформления отчетов по лабораторным работам;

б) Тема: Строение молекулы белка. Цветные реакции на белки: биуретовая реакция на пептидную связь (раб.№5), нингидриновая реакция на альфа-аминокислоты (раб.№6), ксантопротеиновая реакция на циклические аминокислоты (раб.№7), реакция Фоля на аминокислоты, содержащие серу (раб.№8)…………………………………………………………………………..2 часа


2-е занятие. Тема: Свойства белков. Осаждение белков кипячением при различных значениях рН среды, солями тяжелых металлов, минеральными концентрированными кислотами, органическими кислотами. Методическое указание №2.- Составитель Ильина Л.П. “Белково-нуклеиновый практикум по биохимии.- Якутск: Изд-во ЯГУ.- 1995, 42 с. ……………………...2 часа


2 часа


3-е занятие. Коллоквиум: Белки, их строение, свойства и биологические функции по следующим вопросам:

1. Аминокислоты - структурная единица белков.

2. Классификация и свойства аминокислот.

3. Незаменимые и заменимые ами­нокислоты.

4. Строение белков. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, связи в них.

5. Физико-химические свойства белков. Амфотерность, изоэлектрическая точка, растворимость. Представление о водной оболочке белков и их денатурация.

6. Простые белки: альбумины, глобулины, гистоны, протамины, коллаген, эластин.

7. .Классификация сложных белков, дать характеристику по каждому классу и преставителям этих классов.Хромопротеиды (гемоглобин, миоглобин, цитохромы), нуклеопротеиды, липопротеиды, гликопротеиды, фосфопротеиды.

8. Гемоглобин и миоглобин, понятие об их структуре, локализация в организме, биологические функции; общие свойства и различия.

9. Биологические фукнции белков: ферментативная, пластическая, регуляторная, генно-регуляторная, гормонально-регуляторная, рецепторная, транспортная, дыхательная, сократительная, защитная, иммуно-защитная, энергетическая.

2 часа


4-е занятие. Тема: Ферменты и их свойства. Термолабильность ферментов (раб.№15). Специфичность действия ферментов (раб.№16). …2 часа


5-е занятие. Тема: Свойства ферментов. Влияние концентрации водородных ионов (оптимум рН ) на активность фермента пепсина (раб.№17). Влияние активаторов и ингибиторов на активность амилазы слюны (раб.№18)…………………………………………………………. .2 часа


6-е занятие. Коллоквиум. Ферменты, витамины, гормоны:

  1. Общее понятие о катализе в химических реакциях и катализаторах.

  2. Ферменты – биологические катализаторы.

  3. Строение молекулы фермента. Апофермент, кофакторы и коферменты. Активный центр фермента. Аллостерическая регуляция активности фермента.

  4. Отличительные свойства ферментов от неорганических катализаторов. Высокая каталитическая активность ферментов.

  5. Природа термолабильности, специфичности действия и чувствительности ферментов к рН среды.

  6. Классификация ферментов.

  7. Водорастворимые витамины и их связь с ферментами. Представить конспекты и доклады по структуре, биохимическому действию и пищевым источникам витаминов группы: В1, В2, В6, РР, пантотеновая кислота, В12, аскорбиновая кислота, фолиевая кислота, биотин. Понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах.

  8. Жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Представить конспекты и доклады по химической структуре и биологическому действию, об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах витаминов группы А, Д, Е и К.

  9. Железы внутренней секреции (ЖВС). Иерархия гормональной регуляции обмена веществ. Гипо- и гиперфункции ЖВС. Типы рецепции гормонов. Представить конспекты и доклады по строению, биохимическому действию гормонов гипоталамуса, гипофиза (передней, средней и задней доли), щитовидной и поджелудочной железы, мозгового и коркового слоя надпочечников, половых желез.

3 часа


7-е занятие. Тема: Углеводы, строение и их обмен.

а) Реакция Троммера (раб.№9), реакция на дисахариды с Фелинговой жидкостью (раб.№10), реакция на присутствие крахмала (раб.№11) …………

б) Тестированный контроль по теме: Углеводы (строение, классификация).

2 часа


8-е занятие. Коллоквиум по теме: Углеводы и их обмен, значение при занятиях физическими упражнениями.

  1. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Особая роль глюкозы как источника скоростной энергии.

  2. Значение гликолиза в скоростных упражнениях и в выработке выносливости к гипоксии. Достоинства и недостатки этого процесса при различных видах физической нагрузки.

  3. Схема аэробного окисления глюкозы, его энергетика, значение. Преимущества и недостатки перед анаэробным окислением.

4) Связь углеводного обмена с белковым и липидным обменами, нейрогуморальная регуляция этих процессов, роль водорастворимых витаминов. Глюконеогенез.

  1. Значение углеводной ориентации в питании спортсмена. Влияние уровня тренированности в различных видах спорта на накопление гликогена в печени и мышцах.

  2. Патологии углеводного обмена. Сахарный диабет.

2 часа


9- занятие Тема: Жиры, строение и их обмен.

а) Эмульгирование жира (раб.№13). Открытие действия фермента липазы на жиры молока (раб.№32, стр.86. Г.М. Ивченко, О.Д. Кушманова. Руководство к практическим занятиям по биологической химии.- М.: Медицина, 1966.- 425 с.).

б) Тестированный контроль по теме: Липиды (строение, классификация).

2 час


10- занятие. Коллоквиум по теме: Липиды и их обмен при занятиях спортом.

  1. Классификация липидов и их состав.

  2. Нейтральный жир, предельные и непредельные высшие жирные кислоты.

  3. Схема распада нейтрального жира и его энергетика.

  4. Источники синтеза нейтрального жира, связь обмена жиров с углеводным и белковым обменами.

5) Особенности липидного обмена при занятиях спор­том. Влияние тренированности в различных видах спорта на усвоение липидной энергии.

6) Кетоновые тела. Кетозы при утомлении и перетренировках.

7) Регуляция липидного обмена, значение жиро- и водорастворимых витаминов.

2 часа


11-е занятие. Тема: Белки мышечной ткани.

Анализ белкового состава мышечной ткани (раб.19, опыты 1, 2, 3, 4)

2 часа


12-е занятие. Тема: Биохимическая характеристика основных качеств двигательной деятельности

Количественное определение содержания креатинина в моче (раб.№20). Определение в моче титруемой кислотности и аммиака (раб.№21) ………………………..2 часа


13-е занятие. Коллоквиум на тему: Спортивная биохимия

  1. Биохимия мышц и мышечного сокращения. Структура мышечного волокна.

  2. Особенности белкового обмена при занятиях спортом, влияние на него возраста.

  3. Значение белково-углеводной диеты на физическую подготовку спортсмена, положительные и отрицательные стороны диеты, богатой белками.

  4. Преимущества и недостатки животных белков, их влияние на вес тела спортсмена, на его водно-солевой обмен

  5. Биохимические сдвиги в организме при мышечной деятельности. Конкуренция за АТФ между энергетическим обеспечением физиологических функций и пластических процессов. Угнетение при мышечной работе пластических процессов, влияние на углеводный, белковый и липидный обмены.

  6. Количественные изменения аммиака, гликогена, глюкозы, лактата, величина МПК в зависимости от степени нагрузки, отношение АТФ/АДФ.

  7. 3начения рН крови при покое в артериальной и венозной крови, при мышечной деятельности.

  8. Биохимические изменения при утомлении, причины утомления. Показатели АТФ/АДФ, охранительное торможение, роль лактата, ресинтез АТФ. Соотношение энергетического обеспечения физиологических и пластических процессов при утомлении.

  9. Биохимические процессы в периоде отдыха. Ликвидация биохимических изменений, вызванных мышечной деятельностью. Потребление кислорода, восстановление энергетических ресурсов. Зависимость интенсивности процессов аэробного окисления от величины АДФ, АМФ, креатина и недоокисленных веществ.

  10. Длительность восстановительных процессов от характера физической нагрузки.

  11. Биохимическая адаптация в процессе спортивной тренировки и отставленный", " срочный" и "кумулятивный" тренировочный эффекты.

  12. Биохимическое обоснование принципов спортивной тренировки: повторность, регулярность, правильное соотношение работы и отдыха и необходимость постепенного увеличения тренировочных нагрузок.

  13. Микроциклы, обратимость адаптационных изменений. Биохимические понятия о растренировке и перетренировке.

  14. Биохимическая характеристика тренированного организма……………4 часа


14-е занятие. Заключительное………………………………………………..2 часа


5.3. ТЕМЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ СРС*

60 часов

1.Строение и классификация альфа-аминокислот.

2. Классификация простых и сложных белков, их важнейшие представители.

3. Жиро- и водорастворимые витамины и их пищевые источники.

4. Буферные системы крови.

5. Физиолого-биохимические функции крови.

6. Железы внутренней секреции. Биохимическая роль гормонов и химическая структура их молекулы.

7. Общее понятие о типах и функционировании нуклеиновых кислот.

8. Понятие об основных этапах биосинтеза белка.


*На самостоятельное изучение выносятся более легкие вопросы, которые доста­точно полно и доступно изложены в широко распространенных учебниках по биохимии.


5.4. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Влияние различных типов физических упражнений на буферную емкость крови и зависимость скоростной выносливости от буферной системы крови.

  2. Значение углеводно-белковой направленности питания при занятиях спортом.

  3. Отличительные особенности питания спортсмена.

  4. Оправданность более высокого содержания в диете спортсмена белков, витаминов и минеральных веществ.

  5. Биологическое значение отдельных аминокислот при занятиях спортом.

  6. Стероидные гормоны и их биологическое действие.

  7. Анаболические средства.



6. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА


№№

Виды деятельности

Содержание деятельности

Макс балл

1.

Входной материал

-Выполнение тестовых заданий

-Устные ответы на коллоквиумах

20

60

2.

Участие в работе:

а) лекционных занятий

б) лабораторных занятий

в) участие в семинарских занятиях




  • конспектирование; участие в обсуждении проблемных вопросов

  • выполнение, оформление, объяснение, защита


- выступление, защита, доклады



50

30


30

3.

Защита работ по СРС и рефератов

  • представление конспектов по СРС;

  • представление рефератов в виде доклада и в напечатанном варианте

15

10

4

Итоговый контроль

Экзамен







  1. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ




    1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconУчебно-методический комплекс по курсу «Органическая, биологическая и физколлоидная химия» разработан в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования п.
«Органическая, биологическая и физколлоидная химия», рекомендованной Учебно-методическим объединением вузов по зооинженерному образованию...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconПримерная программа наименование дисциплины «Биологическая химия»
К задачам дисциплины «Биологическая химия» относятся следующие направления в ее преподавании
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconПояснительная записка к учебной дисциплине «Органическая, биологическая и физколлоидная химия»
«Органическая, биологическая и физколлоидная химия», утвержденной Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconПрограмма промежуточной аттестации по дисциплине: Теоретические основы современных методов микроскопии Специальность
Специальность 020101. 65. 03 – Химия со специализацией Химия наноструктурных материалов
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconКурсовой проект (работа)
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Физическая и коллоидная химия» для высших учебных заведений по...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconРабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconРабочая программа дисциплины «Линейная алгебра и аналитическая геометрия»
Профиль подготовки: аналитическая химия, неорганическая химия, органическая и биоорганическая химия
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconРабочая программа по дисциплине ен р02
Цель дисциплины биологическая химия – дать студентам основы биохимических знаний для рационального использования растительного и...
Рабочая программа по курсу \"биологическая химия \" Специальность 022300 iconРабочая программа по дисциплине ен р02
Цель дисциплины биологическая химия – дать студентам основы биохимических знаний для рационального использования растительного и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница