Щелочные металлы




Скачать 87.66 Kb.
НазваниеЩелочные металлы
Дата05.11.2012
Размер87.66 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Щелочные металлы.

Цели урока: 1) Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение.

2) Продолжить формирование навыков сравнения и установления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ на примере ЩМ и их соединений; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

3) Формирование научно-материалистического мировоззрения; воспитание коммуникабельности, формирование компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере.

Оборудование: ПСХЭ, чаша с водой, натрий, раствор фенолфталеина, образцы щелочных металлов, образцы соединений ЩМ (гидроксиды, соли), мультимедийный проектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс. Урок 09 «Важнейшие металлы и их соединения»».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Стадия «Вызова»

Мы с вами изучаем тему «Металлы», познакомившись уже с общей характеристикой металлов, сегодня приступаем к изучению отдельного семейства щелочных металлов. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

А) Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю      


Хочу узнать       


Что узнал?












В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы. (см. приложение №1.)

Б) Перескажите друг другу ваши записи. (работа в парах).

- Что же будет конкретной целью изучения данной темы? (строение атома, физические свойства, химические свойства, нахождение в природе, применение металлов и их соединений)

- Напишите, что бы вы лично хотели узнать о щелочных металлах? (работа с графой №2).



  1. Стадия “Осмысление”

А) Изучение щелочных металлов, как простых веществ

Идёт работа с текстом и его маркировка. (См. приложение №2.)

«V» - уже известно

«+» - абсолютно новое, неожиданное;

«-» - противоречит твоим представлениям;

«?» - хочется узнать что-то больше.

Рефлексия проводится с целью коррекции знаний, фиксирования достигнутых результатов, осознании самореализации: Что было совершенно новым? Что вы повторили? Что было интересным?

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти.

Презентация слайда №1 «Важнейшие щелочные металлы», слайда №2 «Химические свойства щелочных металлов»

Проводится демонстрационный опыт «Взаимодействие натрия с водой»

Б) Изучение важнейших соединений щелочных металлов.

- Как вы считаете, ребята, в каком виде существуют в природе щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений? Почему? (Щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений, ввиду своей высокой активности.)

- Какие соединения металлов вам известны? (Оксиды, основания, соли)

Демонстрация образцов соединений щелочных металлов: гидроксида натрия (едкий натр), гидроксид калия (едкое кали), хлорида натрия (поваренная соль), сульфата натрия (глауберова соль), гидрокарбоната натрия (питьевая сода), карбоната калия (поташ).

- Из курса биологии, вспомните о биологической роли натрия и калия? (Натрий – основной внеклеточный ион, калий – основной внутриклеточный ион).

Информация для любознательных: Недостаток лития способствует развитию у человека маниакально-депрессивных синдромов психических заболеваний. Приступы способен прекращать карбонат лития. Избыток проявляется в дрожании пальцев, нарушениях равновесия, сонливости, жажде, нарушении сердечного ритма. Литий содержится в свекле.

Натрий поддерживает осмотическое давление крови, активизирует пищеварительные ферменты, суточная потребность составляет 1-2 г. Недостаток натрия приводит к понижению давления. Избыток приводит к перенасыщению тканей и сосудов избытком воды, что приводит к перегрузке всех органов, особенно почек. В результате возникают отеки ног и лица, страдает также сердце. Важнейшим соединением, содержащим натрий, является …? (Поваренная соль)

«Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным» (Т. Парацельс).

Презентация слайда №3 «Применение щелочных металлов и их соединения»

- Ребята, сравните щелочные металлы с общей характеристикой металлов. Что является общим? (основные химические свойства).

- В чем различия с другими металлами? (физические свойства, которые определяются особенностями атомного строения данных металлов)

Рефлексия проводится с целью фиксирования результатов: Узнали ли что-нибудь новое? Была ли информация, которая является значимой лично для вас? Учебный материал вызвал затруднения?

  1. Стадия “размышления”

Самостоятельная коллективная работа в группах.

Найдите неверное утверждение. (см. приложение №3).

Выполнение задания контролируется через слайд №4 (см. приложение №4).

Рефлексия проводится с целью коррекции знаний и самоцелей: У кого утверждения совпали с образцом? Где допущены ошибки? Что необходимо запомнить особо?

  1. Подведение итогов урока.

Подача и комментарии к домашнему заданию. (п.11, стр. 48, зад №1, либо а), либо б) на выбор).

Рефлексия проводится с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации: Кто ответил полностью на вопрос в графе №2? Кот частично удовлетворил свое любопытство? У кого появилось желание, поработать с дополнительной литературой и по какому вопросу?


Приложение №1

  1. Охарактеризуйте положение щелочных металлов в ПСХЭ.

  2. Составьте электронные формулы атомов Li, Na, K. Что общего в атомном строении щелочных металлов? Какое значение имеет степень окисления данных металлов?

  3. Как изменяются химические свойства металлов в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?

  4. Составьте уравнения взаимодействия лития с: кислородом, водородом, серой, хлором, водой.



Приложение №2

Конспект «Щелочные металлы – простые вещества»

Наличие всего одного валентного электрона и относительно большие размеры радиусов атомов обуславливают небольшую энергию ионизации, следовательно, высокую химическую активность щелочных металлов.

Высокая химическая активность щелочных металлов требует особой осторожности при хранении и примени.

В лабораторных условиях литий, натрий и калий обычно хранятся под слоем керосина, защищающего их от контакта с воздушной средой. Рубидий и цезий не используют в школьных лабораториях – это весьма редкие и дорогие вещества; их чрезвычайно высокая химическая активность очень усложняет работу с ними.

Поверхность всех щелочных металлов покрыта пленкой. Эти пленки пористые и рыхлые, именно поэтому они не защищают металлы от дальнейшего окисления.

Если отрезать от кусочков лития, натрия, калия по стружке, то некоторое весьма недолгое время можно наблюдать красивую блестящую серебристо-белую (у калия – с фиолетовым оттенком) поверхность металлов. Одновременно можно рассмотреть появление и быстрое распространение блестящей матовой пленки, состоящей из продуктов окисления металлов. Для щелочных металлов характерна низкая твердость, вернее – мягкость.

На основании таблицы сделайте выводы о физических свойствах щелочных металлов и характере их изменения внутри группы.

Металл

Цвет

Tпл,С0

Tкип, С0

Плотность, г/см3

Твердость

Li

Серебристо-белый

179

1370

0,53

0,6

Na

То же

97,8

883

0,97

0,4

K

« »

63,6

766

0,86

0,5

Rb

« »

38,7

713

1,52

0,3

Cs

Золотисто-белый

28,5

690

1,87

0,2

Fr

В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств




Данные таблицы показывают, что по мере увеличения порядкового номера элементов возрастает плотность, а твердость, температуры плавления и кипения уменьшаются.

Все химические реакции щелочных металлов являются окислительно-восстановительными. Металлы выполняют в них функцию восстановителей.

2Ме + Н2 = 2МеН

2Ме + Cl2 = 2MеCl

2Mе + S = Mе2S

При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют не оксиды, а пероксиды:

2Ме + О2 = Ме2О2, и только литий образует оксид при прямом взаимодействии с кислородом: 4Li + O2 = 2Li2O;

Все щелочные металлы активно взаимодействуют с водой:

2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2;

В группе с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства усиливаются.


Приложение №3.

Найдите неверное утверждение:

  1. В свободном виде в природе щелочные металла встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.

  2. Серебристо-белые мягкие вещества, с характерным блеском на свежесрезанной поверхности.

  3. При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют пероксиды:

2Ме + О2 = Ме2О2;

  1. Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:

2Ме + 2НОН = 2МеОН;

  1. Восстановительные свойства усиливаются в ряду от лития к францию.

  2. Хлорид натрия используется при производстве соляной кислоты.

  3. Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, почти нерастворимые в воде.

  4. Оба гидроксида - NaOH и KOH разъедают ткани и бумагу, поэтому их называют щелочами.

  5. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль.

  6. На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов могут иметь разное количество электронов.


Количество утверждений зависит от учебных и воспитательных возможностей детей класса.


Приложение №4 (слайд)

Неверными утверждениями являются: №1, 4,7,10.

  1. В свободном виде в природе щелочные металла не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.

  1. Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:

2Ме + 2НОН = 2МеОН + Н2;

  1. Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, хорошо растворимые в воде.

  1. На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов имеют всегда только один электрон.

Похожие:

Щелочные металлы iconКонспект урока химии в 9 классе
Тема «Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Щелочные металлы»
Щелочные металлы icon«Щелочные металлы»
Цель урока: с помощью цор дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические...
Щелочные металлы iconПлан-конспект урока щелочные металлы
Ознакомить со способом качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением. Развить навыки работы с эор...
Щелочные металлы iconУрок химии: Независимое расследование по теме «Щелочные металлы»
Вид урока: ролевая игра «Независимое расследование», учитель – организатор учебного процесса, а ученики – исследователи
Щелочные металлы iconПлан-конспект урока щелочные металлы
Цель урока: опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, глубже осмыслить общие и специфические свойства металлов I группы...
Щелочные металлы iconКонспект урока по теме «щелочные металлы и их соединения». 9 Класс
Цель: Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить...
Щелочные металлы iconУрок по теме: «Щелочные металлы»
Образовательная: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи...
Щелочные металлы iconМетодические рекомендации Предлагаю разработку урока по теме «Щелочные металлы»
Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования, информационные листы (см приложения), также могут использовать учебник...
Щелочные металлы iconИстория в металлах, металлы в истории
Этот урок – первый из 15 уроков по теме «Металлы»
Щелочные металлы iconРасчет режима ручной дуговой сварки
Сваркой соединяют однородные и разнородные металлы и их сплавы, металлы с некоторыми неметаллическими материалами (керамикой, графитом,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница