Пояснительная записка 3 учебно-тематический план




НазваниеПояснительная записка 3 учебно-тематический план
страница1/4
Дата05.11.2012
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4



БЕТКОВА О.И., ЛАВРОВА Е.И., ГОУ №97 Выборгского района

ПРОГРАММА «САНКТ-ПЕТРБУРГ. ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА. ЛЕСНОЕ»

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения 12

второй год обучения 13

третий год обучения 15
четвёртый год обучения 16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первый год обучения 19

второй год обучения 23

третий год обучения 28
четвёртый год обучения 32

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

первый год обучения 37

второй год обучения 40

третий год обучения 43
четвёртый год обучения 46

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 49

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

авторские разработки 49

литература 50

электронные ресурсы 54

интернет-ресурсы 54



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное» - предназначена для организации работы историко-краеведческого объединения и имеет туристско-краеведческую направленность.

В последние десятилетия значительно возрос интерес к проблеме изучения родного края. Этот интерес к краеведению продиктован объективными потребностями общества, необходимостью формировать личность гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Краеведение – это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Краеведческое образование – это целый комплекс направлений творческой деятельности: исследовательской, экскурсионной, музееведческой, игровой, просветительской. Данная программа предоставляет возможность воспитанникам познакомиться с каждым из этих направлений.

В Санкт-Петербурге краеведческое образование приобретает особую значимость. Наш город – центр мировой и отечественной культуры – предоставляет человеку огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного совершенствования. Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга имеет особую важность для воспитания детей. Освоение окружающего пространства города позволяет каждому почувствовать себя горожанином, понимающим свою связь с окружающим миром, осознающим значимость наследия края, воспринимающим историю края, как часть отечественной и всемирной истории.

Данная программа позволяет детям познакомиться не только с историей Санкт-Петербурга, но и с историей Выборгской стороны и Лесного – нашей малой родины.

Внедрение субрегионального компонента позволяет идти в изучении истории края от «малого» к «большому», от истории дома, улицы, микрорайона – к истории города и страны. Осознание себя частью России, позволяет формировать у воспитанников чувство патриотизма и гражданской ответственности за судьбу своей родины. Выборгская сторона, исторический район Санкт-Петербурга, появился на карте города уже в петровское время. Лесное – часть Выборгской стороны - уникальная местность Санкт-Петербурга: бывшая дачная окраина, пригород, ставшая научно-академическим центром – «Петербургским Кембриджем». Показать неповторимость, ценность района, научить видеть в привычном, знакомом городском окружении непривычное, загадочное, интересное – одна из задач программы. Активное изучение культурной и природной среды Лесного является эффективным фактором познания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности воспитанников к прошлому, настоящему и будущему. «Местный» краеведческий материал – неисчерпаемый ресурс, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни людей живших и живущих рядом, на событиях родного района.

Программа предполагает включение в содержание экологического компонента. Это важно, так как гармоничное существование общества и природы один из приемлемых вариантов развития планеты в будущем. Воспитание экологически грамотного человека – понимающего уникальность и неповторимость окружающего мира, отвечающего за среду обитания – одна из задач программы. Экологизация краеведческого образования предполагает не только включение в содержание занятий вопросов экологии, но и построение всего образовательного процесса с позиций необходимости формирования у воспитанников определённой системы ценностей, навыков поведения в отношении окружающей среды. Для того чтобы жить в приближающемся будущем, детям нужны особые знания, умения и навыки. Для их становления и реализации необходима система особых ценностей и отношений, которые помогут социализации личности. Программа опирается на концепцию «Образования для устойчивого развития», которая включает в себя:

  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

  • принятие общечеловеческих ценностей;

  • осознание того, что наш сегодняшний образ жизни влияет на будущие поколения;

  • способность применять знания к жизненным ситуациям;

  • способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

  • понимание взаимосвязей в окружающей среде;

  • навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;

  • уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.



Авторство программы состоит в интеграции внутреннего содержания краеведения: воспитанникам предоставляется возможность познакомиться с целым комплексом направлений творческой деятельности – исследовательской, экскурсионной, музееведческой, игровой, просветительской.

Программа способствует формированию в детях чувства патриотизма и гражданской ответственности через внедрение субрегионального компонента. Знакомство не только с историей Санкт-Петербурга, но и с историей «малой Родины» - Выборгской стороны и Лесного даёт возможность растить гражданина на примерах из жизни людей живших и живущих рядом, что позволяет воспитать чувство сопричастности к происходящему вокруг.

Важность внедрения экологического компонента определяется актуальностью экологических проблем современности. Формирование у воспитанников определённой системы ценностей в соответствии с концепцией «Образование для устойчивого развития» позволит воспитать «человека будущего» – экологически грамотного, понимающего уникальность и неповторимость окружающего мира, отвечающего за среду своего обитания.

Принцип построения программы является спирально-концентрическим и предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков. Работа по программе позволяет воспитанникам рассматривать один и тот же материал (темы) с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной, исследовательской и научной деятельности. Блок, посвящённый истории Санкт-Петербурга изучается линейно, а блоки Выборгская сторона и Лесное концентрически.

Уровень освоения программы:

1-2 год обучения – общекультурный;

3-4 год обучения – углублённый.

Программа соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, опирающимися как на личностно-ценностные, так и на социальные мотивы; соответствует современным образовательным тенденциям – информатизации, экологизации, демократизации и гуманизации образовательного процесса. Программа выполнена в русле Концепции «Воспитание Петербуржца XXI века» и «Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 г.г.» и соотносится со стандартами второго поколения.

К числу основополагающих принципов реализации программы относится соответствие обучения уровню психо-эмоциональных потребностей и интеллектуальных запросов подростка.

Интеграция краеведческого и экологического компонента, практико-ориентированный подход, применение ИКТ и экологизация процесса обучения делают программу «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное», соответствующей современным образовательным тенденциям – информатизации, демократизации, экологизации, гуманизации и профилизации. В этом состоит новизна программы.

Актуальность программы в том, что она способствует формированию гражданственности, толерантности, мировоззренческой, гуманистической и экологической культуры; приобщает к национальным традициям; развивает способность рассматривать события местного уровня в контексте отечественной истории.

Программа имеет реальную социальную значимость. Через создание системы содержательного досуга для детей и подростков она вносит посильный вклад в решение таких острых социальных проблем как профилактика наркозависимости и правонарушений молодежи.

Программа носит практико-ориентированный характер. Она даёт детям возможность получить практические знания, умения и навыки, необходимые для жизни в мегаполисе и самостоятельного освоения культурного пространства города, что способствует социализации личности ребёнка.


Педагогическая целесообразность программы

Для обучающихся по данной программе, ведущей является - углубленная познавательная деятельность, что позволяет педагогу, придать процессу обучения характер поиска и исследования. Использование инновационных технологий даст воспитанникам возможность быть активными соучастниками образовательного процесса, научиться самостоятельно, добывать информацию, обрабатывать, представлять и использовать её в повседневной жизни.

Важной составляющей программы является обязательность образовательных путешествий и музейных занятий.


Цель программы: создание условий для воспитания Петербуржца, осознающего уникальность и неповторимость своего города, способного ценить и хранить его наследие умеющего ориентироваться в пространстве культуры Санкт-Петербурга, через освоение системы знаний и ценностей краеведения и экологии.


В соответствии с основной целью выдвигаются следующие задачи:


Обучающие:

    • познакомить воспитанников с историей Санкт-Петербурга. Выборгской стороны. Лесного;

    • содействовать формированию представления о различных сторонах жизни города и района;

    • содействовать формированию представления об основах экологических знаний;

    • содействовать формированию представления об основных идеях концепции «Образование для устойчивого развития»;

    • познакомить воспитанников с основами исследовательской деятельности;

    • познакомить воспитанников с приёмами и методами самостоятельного изучения города и района;


Развивающие:

  • развивать историко-краеведческие умения и навыки: ориентирование по карте, ориентирование в городском пространстве, работа в музейном пространстве; работа с различными источниками информации (справочная литература, документы, архивы, электронные ресурсы, музейные экспозиции и т.д.); наблюдения за природными объектами, мониторинг экологического состояния природных объектов; умение «читать», различать и описывать памятники культурного наследия;

  • содействовать развитию интеллектуальных способностей: памяти, внимания, аналитического, критического и творческого мышления;

    • содействовать формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшего самостоятельного изучения Санкт-Петербурга. Выборгской стороны. Лесного;

    • содействовать развитию способности понимать ценность памятников истории, культуры и др.;

    • способствовать развитию у воспитанников умений и навыков, необходимых для воплощения в жизнь идей устойчивого развития;

  • содействовать формированию умения представлять результат своей работы (самопрезентация), используя ИКТ.


Воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения и поведения в социуме;

  • содействовать воспитанию навыков сотрудничества в решении разнообразных проблем;

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к разнообразию в природе и обществе;

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к наследию Санкт-Петербурга;

  • содействовать формированию социальной активности и гражданской позиции;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и толерантности.

  • способствовать воспитанию личностных качеств воспитанников средствами краеведения и экологии


Условия реализации программы (режим и формы занятий)

Программа адресована подросткам 11- 15 лет и рассчитана на четыре года.

Программа рассчитана на работу со всеми желающими без предварительного отбора.

Цикл обучения составляет 6 часов в неделю, из которых 3 часа – образовательные путешествия, музейные и лабораторные занятия, фотоэкспедиции.

Первый год обучения (11-12 лет), занятия проводятся 3 раза в неделю (1+2+3часа) – всего 216 часов.

Второй год обучения (12-13 лет), занятия проводятся 3 раза в неделю (1+2+3 часа) – всего 216 часов.

Третий год обучения (13-14 лет), занятия проводятся 3 раза в неделю (1+2+3 часа) – всего 216 часов.

Четвёртый год обучения (14-15 лет), занятия проводятся 3 раза в неделю (1+2+3 часа) – всего 216 часов.

Общее количество часов - 864.


Наполняемость в группах составляет:

  • первый год обучения – 15 человек

  • второй год обучения – 12 человек

  • третий год обучения – 10 человек

  • четвёртый год обучения – 10 человек

Данное количество воспитанников является оптимальным, т.к. позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа воспитанников в группе на втором, третьем и четвёртом годах обучения объясняется увеличением объёма и сложности изучаемого материала.


Ожидаемые результаты

В результате освоения программы, воспитанники будут:


  • знать историю Санкт-Петербурга, Выборгской стороны и Лесного;

  • знать памятные даты в истории Санкт-Петербурга, символику города и Выборгского района;

  • знать основы экологических знаний; перечислять и разъяснять главные экологические проблемы Северо-запада;

  • уметь пользоваться различными источниками информации;

  • уметь ориентироваться в городском пространстве, работать в музейной экспозиции;

  • иметь навыки представления результатов своей деятельности в виде творческих работ;

  • уметь вести наблюдение за природными объектами, проводить мониторинг экологического состояния природных объектов; «читать», различать и описывать памятники культурного наследия;

  • обладать коммуникативными навыками;

    • владеть знаниями, умениями и качествами, необходимыми для воплощения в жизнь идей устойчивого развития;

    • владеть навыками исследовательской деятельности;

владеть знаниями, умениями и качествами, соответствующими понятию Петербуржец - знающего и любящего свой город, гражданина Санкт-Петербурга, осознающего его уникальность и неповторимость

.

Формы и методы отслеживания результатов:

  • карты достижений;

  • портфолио – дневники успешности;

  • учебное тестирование;

  • опрос родителей;

  • защита исследовательских и творческих работ, проектов;

  • анализ участия детей в выставках, конкурсах, проектах и др.


Примерные темы исследовательских работ:

  • История моей семьи;

  • Семейный архив;

  • История одной вещи;

  • История моей улицы;

  • История дома;

  • История одного памятника;

  • Моё любимое место в городе;

  • Мой любимый музей;

  • Мои петербургские маршруты и др.

В современных условиях особое значение приобретает работа с субъективным опытом ребёнка. Предлагаемые темы исследовательских работ должны быть лично значимыми для каждого воспитанника. Работа в этом направлении способствует формированию личности.


Для выбора эффективных форм, методов и приёмов обучения детей, а также для индивидуального подхода к каждому рёбёнку проводится педагогическая диагностика учебно – воспитательного процесса. В процессе реализации данной программы ведётся психологическое сопровождение, которое направлено на оптимизацию образовательной деятельности.


Для достижения положительных результатов проводится регулярная работа с родителями, которые помогают в организации и проведении различных мероприятий, сопровождают детей на экскурсиях, образовательных путешествиях, выставках, конкурсах, помогают в видео- и киносъёмках. Родители принимают активное участие в опросах и мониторингах, которые проводят воспитанники по проблемам экологии района и города. Совместная деятельность позволяет формировать партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса, делает результат более значимым для воспитанников. Поддержка и заинтересованность родителей благоприятно влияет на результаты освоения программы. Родительские собрания, анкетирование, беседы позволяют педагогу и родителям совместными усилиями способствовать достижениям каждого ребёнка.


Социальные связи

Современные требования к процессу образования предполагают многоканальную модель освоения культурного пространства. В условиях существования различных каналов получения информации, возрастает роль социальных связей. Программа предусматривает партнёрство со следующими учреждениями города:

  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО) – участие в городском олимпиадном марафоне;

  • Научно-методические центры (НМЦ) Выборгского и Калининского районов – совместные мероприятия, конкурсы;

  • Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных (СПб ГДТЮ) – участие в конкурсах;

  • Дворец детского юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского района - участие в конкурсах;

  • Детский музейный центр исторического воспитания Государственного музея политической истории России – использование ресурсов центра в реализации программы;

  • Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет – музейный ресурс в реализации субрегионального компонента программы;

  • Лесотехническая академия - библиотека академии, музеи академии, как ресурсы в реализации субрегионального компонента программы;

  • Муниципальный совет МО «Светлановское» - содействие в проведение конкурсов, спонсорская помощь;

  • Агроэкологический центр «Петербургская усадьба» - ресурс в реализации экологического компонента;

  • Детский экологический центр (ДЭЦ) Водоканала – ресурс в реализации экологического компонента программы;

  • Библиотека Выборгского района – филиал ЦБС №1 - библиотечный ресурс в реализации программы.


Результаты реализации программы

Историко-краеведческие объединения «Хранители Лесного» и «Петрополь» Дома детского творчества «Союз» существуют с 2001 года; руководители - педагоги дополнительного образования высшей категории Беткова Ольга Игоревна и Лаврова Елена Юрьевна. Объединения работают на базе ГОУ школы №97. Программа «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное», по которой работают объединения реализуется в течение восьми лет. Работа объединений неразрывно связана с деятельностью Краеведческого Центра «Лесное», созданного в 2001 году в Доме детского творчества «Союз». Воспитанники - активные участники всех мероприятий Центра, таких как, театрализованная игра-путешествие «В гостях у Лесовичка»; музейные олимпиады: «100-летие Политехнического», «Лесотехнической академии -200», долгосрочный проект «Знаменитые Лесновцы», конкурсы исследовательских и творческих работ «Моё Лесное» и д.р. Созданный в 2008 году в Доме детского творчества «Союз» музей «Лесное: из прошлого в будущее, стал ресурсной базой в реализации образовательной программы.

Программа способствует формированию активной гражданской позиции детей. Воспитанники объединений – постоянные участники городских акций: «Мы за чистую Балтику», «Чистый город» (ДЭЦ Водоканал); имеют опыт самостоятельного проведения районных акций: «К 100-летию Лесного коммерческого училища», 2004, «К 180-летию со дня дуэли В.Д.Новосильцева и К.П.Чернова в Лесном», 2005, «К 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва», 2006, «Наука в Лесном»,2008; «Ансамбль площади Мужества», 2009. Жизнь в мегаполисе предъявляет особые требования к горожанам, например, умение ориентироваться в городском пространстве. У воспитанников есть возможность получить эти практические навыки через систему образовательных путешествий. В городском и районном олимпиадном марафоне, одним из этапов которого является образовательное путешествие, воспитанники занимали призовые места (Олимпиадный марафон, 2008, 2009).

Проект - одна из ведущих форм деятельности воспитанников. Проектная деятельность воспитанников способствует сплочению коллектива, учит взаимодействию и сотрудничеству, что способствует социализации личности. За время работы объединений были реализованы следующие проекты: «Я живу в Лесном», «Моё Лесное», «Знаменитые Лесновцы», «Люди – птицам» и д.р.

Воспитанники объединений являются активными участниками олимпиад и конкурсов разного уровня. Можно отметить призовые места в районных олимпиадах по истории и краеведению; Диплом III степени на международном конкурсе экологических газет, 2007; диплом лауреата районного тура городской конференции «Война. Блокада. Ленинград» 2006; Диплом победителя районного конкурса «Почему так названы»; 2007; Диплом победителя районного конкурса социальных проектов, 2006;Диплом победителя районного конкурса чтецов «Авторские стихи о малой родине», 2006; Дипломы районного конкурса электронных презентаций «Моя Выборгская сторона», 2008; Диплом городского конкурса проектов «Сделаем город лучше», 2009; Благодарность Комитета по Образованию Санкт-Петербурга за активное участие в волонтёрском движении, 2009 и д.р.

Воспитанники объединений занимаются просветительской деятельностью: их работы публикуются в периодической печати: школьная газета «Большая перемена», 2006, 2008; газета «Юный журналист», 2008 (в рамках городского конкурса «Проба пера»); журнал «События и размышления» МО «Светлановское», 2007-2009, «Газета для родителей», 2008, 2009 (в рамках городской деловой игры «Журналист»). Для учащихся школ, родителей, жителей микрорайона воспитанники проводят экскурсии (виртуальные и реальные) по истории Лесного («Города-побратимы на карте Лесного», «Сосновка помнит о войне», «Старинные русские города на карте Лесного», «Моя улица», «Осень на Дрезденской улице» и д.р.).

Авторы программы Е.Ю. Лаврова, О.И.Беткова - являются создателями различного рода методических разработок (мультимедиа-презентации по истории Санкт-Петербурга, Выборгской стороны, Лесного; разработки занятий; игры; экскурсии; образовательные путешествия; электронные фотоальбомы). Работы педагогов публиковались в таких изданиях, как «Уроки наследия. Методические разработки», АППО,2007; «События и размышления» МО «Светлановское», 2007-2009.

Программа «Санкт-Петербург. Выборгская Сторона. Лесное» является дипломантом II районного конкурса образовательных программ, (2008 Диплом III степени) и опубликована в Сборнике программ ДЮТ Выборгского района, 2009.

Работы воспитанников и педагогов объединений «Хранители Лесного» и «Петрополь» вошли в сборники серии «Лесное. История и Современность», которые издаются в Доме детского творчества «Союз». Это первый выпуск «Лесное глазами детей», 2003 и второй сборник «Прогулки по Лесному для детей и взрослых», 2007. В настоящее время идёт работа по созданию третьего сборника этой серии.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение»
Пояснительная записка Учебно-тематический план
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религии»
Пояснительная записка Учебно-тематический план
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «этнография и география религии»
Пояснительная записка Учебно-тематический план
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconТематическое планирование по 5 классу пояснительная записка Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класс
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 1-го года обучения 5
Образовательная программа мастерская «Берестянка» (плетение и аппликация из бересты)
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconПояснительная записка Учебно-тематический план первого года обучения
Направленность дополнительной образовательной программы «Юный художник» художественно-эстетическая
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconКласса пояснительная записка учебно
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconПояснительная записка 4 Примерный тематический план 7 Содержание учебного материала 8 Информационная часть 11 4 пояснительная записка общая характеристика дисциплины «Моделирование технологических процессов полиграфического производства»
«Белорусский государствен­ ный технологический университет», кандидат физико-математических наук
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основании Программы курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений, 2005 год.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Химия. 8 класс О. С. Габриелян (М: Дрофа 2007 г.), а также дополнительных...
Пояснительная записка 3 учебно-тематический план iconПояснительная записка. Календарно-тематический план. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы. Требования к уровню
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница