Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана




Скачать 431.54 Kb.
НазваниеАдрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
страница1/4
Дата04.11.2012
Размер431.54 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Адрес

Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г.Кургана


Наименование темы опыта Внеклассная работа по истории и обществознанию

2.2. Объект передового опыта исторические кружки «За страницами школьного учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (КЛИО)», предметные недели.

2.3. Актуальность проблемы опыта в связи с отсутствием в микрорайоне Утяк учреждений дополнительного образования, библиотек и клубов внеклассная работа по учебным предметам является средством компенсации условий для всестороннего развития детей, а также расширения и углубления знаний, умений и навыков учащихся по истории, формирования глубокого интереса к предмету, создания возможности для общения учащихся, организации их досуга.

2.4. Условия функционирования опыта средняя общеобразовательная школа, наличие хорошо оборудованного кабинета истории, богатой исторической библиотеки, медиатеки, технических средств обучения.

Описание сущности опыта: внеклассная работа осуществляется через такие формы работы, как кружки («За страницами школьного учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания»), экскурсии по родному краю и городам РФ, недели истории, исторические вечера, олимпиады, конференции, конкурсы, игры и викторины. Кружковой работой по истории охвачено примерно 25-30% учащихся 5-11 классов. На занятиях кружка «За страницами школьного учебника истории»(1ч. в неделю) учащиеся 5 класса расширяют и углубляют знания, умения и навыки по истории древнего мира. Клуб любителей истории и обществознания (1ч. в неделю) посещают учащиеся 8-11 классов. Заседания клуба проходят в разнообразных формах: ученические конференции, просмотр и обсуждение видеофильмов, ролевые и настольные игры, конкурсы, изготовление макетов и т.д. В школе в течение последних 15 лет составляется план внеклассной работ на год, в котором планируется не только работа кружков и факультативов, но и эпизодические формы работы: недели истории, конференции, экскурсии, исторические вечера и т.п. Борщевой Н. А. разработаны разнообразные внеклассные мероприятия по истории, регулярно оформляются выставки на исторические темы, о выдающихся деятелях, о родном крае. Внеклассная работа по предмету позволяет развивать познавательную потребность учащихся, дает толчок к формированию глубокого устойчивого интереса к истории, способствует раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата, воспитанию личности как носителя ценностных для современной жизни отношений.

Результативность опыта (цифры, %). Адреса внедрения опыта:

Учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах. В 2005г в конкурсе «Золотое руно» ученица 5 класса заняла 1 место в регионе, в 2007 году ученица 11 класса заняла 1 место в олимпиаде по праву, проводимой Уральским институтом экономики и права.


Калтышева Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 1» г.Шадринска


Наблюдения в ходе экспертизы Калтышевой Н.В. показали, что она отличается высоким уровнем профессиональных знаний и умений, имеет глубокие знания по предмету и владеет методикой его преподавания. Ее уроки соответствуют современному уровню преподавания, разнообразны по форме, проводятся на высоком научном уровне, логически выстроены, интересны. Учитель создает условия, способствующие формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым предметам, способствует повышению познавательной активности школьников. Среди технологий, применяемых учителем: технология проблемного и проектного обучения, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения и другие.

Наталья Владимировна создает на уроках ситуацию успеха, использует активные формы обучения лицеистов, применяет в образовательном процессе современную технику, приобщает учеников к научно-исследовательской работе и проектной деятельности.

Учитель эффективно использует знание законодательных и иных нормативно-правовых документов для решения профессиональных задач: школьная документация ведется аккуратно, в соответствии с современными требованиями. Имеются рабочие учебные программы по преподаваемым предметам, в которых учтены возможности методического, технического обеспечения учебного процесса. В целом, правовая компетентность учителя соответствует предъявляемым требованиям.

Наталья Владимировна в общении с детьми естественна, доброжелательна, на уроках – деловая и в то же время непринужденная атмосфера. Каждый ребенок может высказать свое мнение и будет с пониманием выслушан учителем. Работа с учениками и их родителями носит системный характер, что отражено в планировании и протоколах родительских собраний. Учителем систематизируются методические рекомендации и материалы. Отзывы родителей, полученные в ходе опроса, говорят о высоком профессионализме учителя и коммуникативной компетентности.

Информационная компетентность Калтышевой Н.В. сформирована на высоком уровне: она планирует, организует эффективный поиск, структурирование информации с учетом особенностей образовательного процесса, использует современные способы обработки и хранения информации, все методические материалы систематизированы и удобны для работы, сосредоточены в методическом портфолио учителя и на электронных носителях.

Учитель большое внимание уделяет самообразованию и повышению профессионального уровня. В 2007 г. она прошла курсы повышения квалификации в г.Санкт-Петербурге, в 2008 г. – в г.Москве, в 2010 г. – дистанционные курсы в ИПКиПРО г.Кургана (всего в 2006-2010 гг. – 288 часов). В течение ряда лет Наталья Владимировна работает над проблемами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В системе осуществляет профильное обучение лицеистов, подготовку их к ЕГЭ. Опыт работы Н.В.Калтышевой систематизирован и представлен в ходе Фестиваля педагогического мастерства и конкурса лучших учителей России (2008 г.), выступлениях на педагогических советах и совещаниях разного уровня, в статьях (в 2010 г. – две статьи).


Макерова Марина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «Новопетропавловская СОШ» Далматовского района


Тема инновационного педагогического опыта ИКТ как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся

2.2. Объект инновационного педагогического опыта Уроки истории в 5-11 классах средней общеобразовательной школы

2.3. Актуальность проблемы опыта Концепция модернизации современного образования направлена на повышение качества образования. ИКТ – одно из средств, с помощью которого можно значительно повысить эффективность образовательного процесса. Моё стремление применять ИКТ в учебной и внеучебной деятельности продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в- третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность. Необходимо отметить важную роль ИКТ при внедрении в образовательную деятельность, они позволяют эффективно осуществлять личностно-ориентированное образование, способствующее развитию личности, её интеллектуального и духовного потенциала. Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объем усваиваемой информации – примерно на 50%.

2.4. Условия функционирования опыта

  • кабинет истории;

  • кабинет информатики;

  • личный сайт учителя «Сайт сельского учителя истории»;

  • школный сайт;

  • наличие электронных учебников и энциклопедий по курсу «История».



Описание сущности опыта: Потребность современного человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества. В учебном процессе активно использую учебно-методические комплексы, где наряду с учебником, программами, методическими пособиями разработаны мультимедийные электронные учебники. Использую учебники на самых разных этапах урока, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом.

Электронные учебники позволяют формировать специальные умения и навыки учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Учебники учат работе с документами (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником.

Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я демонстрирую учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации – жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи» и др. приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОР или Интернета я использую на разных этапах урока. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратиться к материалам соответствующих ЦОР, чтобы найти дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.

Кроме того, в ЦОР содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов. Газетных и журнальных статей, рефератов.

3.2. Результативность опыта (цифры, %). Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте:

Написаны статьи: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ» (2010), «Рекомендации по созданию виртуального краеведческого музея» (20100, создан личный сайт «Сайт сельского учителя истории» (www.mamarina.ru)

Наблюдается стабильность показателей качества обучения учеников 5,6,7 классов: в течение трех лет соответственно 71%, 55%, 50%. Ученики занимают призовые места на районных олимпиадах и конкурсах.


Курочкина Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа» Куртамышского района


I блок. «Информационный»

1. Наименование темы (проблемы) опыта.

Лабораторная работа как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке истории и обществознания.

2. Адрес передового опыта Куртамышский район, г. Куртамыш, ул. Матросова,14,

МКОУ Куртамышского района «Куртамышская СОШ №1»

3. Объект обучающиеся 5-11 классов

4.1. ФИО Курочкина Лариса Николаевна

4.2. Должность учитель истории и обществознания

4.3. Образование (что, где, когда окончил(а), специальность)

Высшее, КГПИ, 1995г. Учитель истории и социально- политических дисциплин

4.4. Стаж: общий 27 лет, педагогический 20 лет, в данной должности 17лет, в данном учреждении 10 лет.

4.5. Квалификационная категория _высшая, разряд 14

4.6. Награды, звания, ученые степени

Победитель конкурса лучших учителей РФ ПНПО «Образование», 2007 год

5. Условия возникновения, становления опыта.

Одним из средств, способствующих развитию познавательной деятельности творческого характера, является систематическое включение в учебный процесс лабораторной работы. Особое значение имеет применение данного метода в курсе обществознания и других гуманитарных дисциплин, т.к. повышает интерес к учению, формирует потребность в знаниях.

В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «научить» - на «научить учиться».

На современном этапе нельзя работать по старинке, используя традиционные методы организации и проведения урока. Современные школьники отличаются большими познавательными способностями, следовательно, необходимо их развивать и поощрять всяческий интерес к предмету. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет обучаемым думать, открывать новое, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом помогает использование на уроках элементов проблемного, поискового обучения. Одним из видов такой деятельности является лабораторная работа в преподавании элективного курса «Избирательное право и избирательный процесс». Данная форма урока в значительной мере обеспечивает критичность суждений, вырабатывает умение доказывать свою точку зрения, применять знания на практике.

Лабораторная работа позволяет:

- более глубоко вникнуть в исторический или обществоведческий материал (документы, источники);

- повысить качество учебно-воспитательного процесса, обновить содержание исторического образования, приобщить обучаемых к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний;

- развивать личность обучающихся; создать субъектные отношения между учителем и обучаемым в образовательном процессе.

6. Стабильность опыта.

Данной проблемой занимаюсь с 2007года. За это время сложилась определенная система работы с обучающимися, что дает стабильные положительные результаты: 10 класс (2007-2008 учебный год) – 100% успеваемость, 73 % качества; 11 класс (2008-2009 учебный год) – 100% успеваемость, 74 % качества. По результатам ЕГЭ в 2008-2009 учебном году успеваемость составила 100%, качество – 59,3%, средний тестовый балл 53,4.


II блок «Теоретическая интерпретация опыта»

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в ОУ

Данный опыт является актуальным, так как:______________________________________

1. готовит обучающихся к самостоятельной работе над авторским текстом и _высказыванию собственных мыслей,

2. учит аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина,

3. способствует формированию читательской компетенции, развитию мыслительных и творческих способностей,

4. дает возможность выпускнику школы успешно сдать ЕГЭ по истории и обществознанию.


Теоретическая база опыта

  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989.

  2. Голуб Б. П. Средства активизации познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1989, № 3.

  3. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.

  4. Полякова Н.Г. Развитее у учащихся научной любознательности и познавательного интереса//Среднее специальное образование, 1991, № 3.

5.Сенько Ю. В. Меллер Е. Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989

6.Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981.

7.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.

Новизна опыта

создана и обоснована система дидактических заданий, направленных на самостоятельное получение знаний, носящих исследовательский характер по истории и обществознанию, а также методические рекомендации по их использованию; обосновано содержание внеурочной самостоятельной деятельности обучающихся; решена проблема организации систематического ученического исследования при изучении истории; уточнены и практически обоснованы принципы организации самостоятельной работы.


Ведущая идея опыта

Современный человек должен уметь работать со всё возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации, грамотно выражать собственные мысли и адекватно воспринимать чужую речь.


Технология опыта:

Цели (задачи) педагогического процесса

  1. Формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

  2. Развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и другие).

  3. Формирование опыта социального общения.

  4. Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом.

  5. Формирование объективного, всестороннего представления обучающихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

Принципы, разработанные (используемые) автором опыта

  1. Принцип целеполагания_________________________________________

  2. Принцип активности____________________________________________

  3. Дифференциация образовательного процесса__________________________

  4. Принцип научности______________________________________________

  5. Принцип доступности_____________________________________

Методы и приемы педагогической деятельности

  1. Проблемное обучение___________________________________________

  2. Эвристический метод_____________________________________________

  3. Метод диалогического изложения____________________________________

  4. Интерактивное обучение___________________________________________

  5. Дискуссионные методы____________________________________________

  6. Проектное обучение_______________________________________________


Формы педагогической деятельности

  1. Деловая игра_____________________________________________________

  2. Семинар_______________________________________________________

  3. Решение ситуационных задач____________________________________

  4. Тренинги______________________________________________________

  5. Создание банка данных методических материалов______________________

Средства, разработанные (используемые) автором опыта, и их педагогическая целесообразность

Работа по подготовке обучающихся к самостоятельной деятельности через лабораторную работу идет на уроках истории и обществознания, кроме того, ведутся элективные курсы «Избирательное право и избирательный процесс», «Политика и право».

При подготовке к урокам и занятиям элективного курса используются:

1. Учебно-тренировочные материалы________________________________________

2.Исторические источники

3.Раздаточный материал, приготовленный учителем.___________________________

4.Задания для анализа текста.

5.Демоверсии._________________________________________________________

Для формирования читательской компетенции при выполнении лабораторной работы используется технология развития критического мышления через анализ текста, ИКТ.

Опыт может быть рекомендован учителям истории и обществознания, работающих как в общеобразовательных, так и в профильных классах.

Реальная исследовательская, практическая деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ по истории и обществознанию.

На уроке выдаются тексты документов или воспоминаний участников исторических событий с вопросами по ним. В результате исследования получаем данные для последующего теоретического обобщения.

Лабораторная работа или исследование проводится одновременного со всеми учениками под руководством учителя. Считаю, что ценностью фронтальных лабораторных работ является то, что они позволяют формировать значительно больше практических умений и навыков. Кроме этого они не требуют дополнительного оборудования, поэтому в работе включаются все ученики класса. При всем при этом необходима дополнительная работа преподавателя.

Каждая работа включает 2 части: теоретическую и практическую. Цель первой части – восстановить в память знания, полученные ими на уроках, которые необходимы для понимания выполняемой работы. Цель второй – применить и закрепить знания или самостоятельно их получить в ходе выполнения работы. Часто использую в своей работе ИТК, в частности ПК. Это оживляет урок, т.к. обучающиеся с интересом осваивают материал, а также осуществляются межпредметные связи по истории или обществознанию и информатике.

Думаю, что одно из главных правил учителя – не торопить ребёнка и не спешить ответить на вопросы, а сделать так, чтобы ребёнок сам нашел на них ответы. Тогда ребёнку будет интересно учиться, а учителю легко работать.

Деятельность обучающихся планирую таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе исследования, наблюдений через обсуждение к гипотезе (версия) к знаниям.

Ученикам предлагаются различные по содержанию работы.

В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача обучающихся состоит в том, чтобы их объяснить.

  1   2   3   4

Похожие:

Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconРазработка урока Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка»
Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тальменка», Искитимского...
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconАннотация к работе
Сведения об авторе: Боровкова Наталья Александровна – учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Челябинска
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconПлан работы мо учителей истории, географии и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Гришина Наталья Александровна – учитель истории и обществознания
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconЕ. А. Афанасьева > Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов»
Е. В. Бондаренко, научный учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconМарченкова Наталья Николаевна, учитель биологии и географии моу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменска

Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconМетодическая разработка урока истории в 6 классе по теме
...
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconРабочая программа по истории в 6 «Б» классе Составитель: учитель истории и обществознания Новожилова С. В
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района...
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconГимн человеку труда
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы. Моу «Средняя общеобразовательная школа№12 им. Олега Кошевого»...
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана icon«Сервировка стола. Правила поведения за столом»
Автор: Язовских Наталья Илларионовна учитель трудового обучения, моу «Восточная средняя общеобразовательная школа» Частоозерского...
Адрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана iconРабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31»
Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница